Сущность стандартизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:20, контрольная работа

Краткое описание

Термин «стандартизация» можно рассматривать с различных точек зрения. По мнению советского ученого, лауреата Нобелевской премии, академика Н.Н.Семенова, стандартизация – это наука о формах наиболее эффективной организации производства, а также потребления его продуктов. Она соединяет воедино такие основные направления, как экономика, технология и фундаментальная наука.В настоящее время общепризнанно, что стандартизация представляет собой науку, имеющую свои цели, принципы, методы, свою теорию и практику

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по непрод товарам.docx

— 54.80 Кб (Скачать файл)

Разработчик в срок не более 30 календарных дней до установленного срока рассылки проекта государственного стандарта на отзыв направляет в Госстандарт и Минстройархитектуры уведомление о проекте государственного стандарта и проект государственного стандарта. [5,c.36] Уведомление о проекте государственного стандарта публикуется Госстандартом в официальных периодических печатных изданиях и размещается на официальных сайтах в сети Интернет.

Проект государственного стандарта с пояснительной запиской рассылается на отзыв всем заинтересованным субъектам технического нормирования и стандартизации.

Tаким образом, в разработку стандарта включаются потенциальные пользователи будущего документа, в том числе потребители стандартизуемой продукции или услуг и другие организации, заинтересованные в стандартизуемом объекте. Срок рассмотрения проекта государственного стандарта должен быть не менее 60 и не более 90 календарных дней с даты направления проекта стандарта на отзыв. Замечания и предложения (отзыв) по проекту стандарта должны быть конкретными и обоснованными. Замечания и предложения излагаются в следующей последовательности:

- по проекту в целом;

- по разделам, подразделам,  пунктам, подпунктам, перечислениям, приложениям в порядке изложения проекта государственного стандарта;

- по пояснительной записке  (при необходимости).

После получения замечаний  и предложений (отзыва) на проект государственного стандарта организация-разработчик составляет сводку отзывов и разрабатывает окончательную редакцию проекта государственного стандарта.

Пример обозначения окончательной  редакции проекта государственного стандарта:

СТБ/ОР/1248,

где СТБ – индекс государственного стандарта;

ОР – индекс окончательной редакции проекта государственного стандарта;

1248 – порядковый регистрационный цифровой номер государственного стандарта.

Если по проекту стандарта  есть серьезные разногласия между  разработчиком и организациями, приславшими отзывы, созывается согласительное совещание, на которое приглашаются ответственные представители заинтересованных сторон. Состав участников совещания должен обеспечить всестороннее обсуждение рассматриваемых вопросов и принятие окончательного решения. Особое мнение участников согласительного совещания (при наличии) прилагается к протоколу.

Разработчик дорабатывает окончательную редакцию проекта государственного стандарта, уточняет пояснительную записку к нему и направляет доработанную редакцию на повторное рассмотрение (отзыв) заинтересованным субъектам технического нормирования и стандартизации и в Госстандарт. Срок рассмотрения – не более 20 календарных дней с даты направления проекта на рассмотрение (отзыв). При необходимости возможно повторное рассмотрение окончательной редакции проекта государственного стандарта. Если окончательную редакцию проекта поддержали менее трех четвертей от общего количества принявших участие в рассмотрении, то окончательная редакция рекомендуется к утверждению в качестве предварительного стандарта.

Разработчик направляет окончательную редакцию проекта государственного стандарта в Госстандарт на бумажных носителях и электронном носителе в виде текстового файла, а Госстандарт размещает окончательную редакцию проекта государственного стандарта на официальном сайте в сети Интернет.

Окончательная редакция проекта  перед утверждением подлежит проверке

в порядке, установленном  Госстандартом. Проверка стандарта заключается в оценке научно-технического уровня cтандарта, анализе его соответствия требования нормативных правовых актов Республики Беларусь, международных, региональных стандартов в целях подготовки предложений по его дальнейшему применению, пересмотру, изменению, отмене. Проверка стандарта осуществляется не реже одного раза в пять лет в соответствии с ПГС.

Разработчик не позднее, чем  за шесть месяцев до предполагаемого  срока введения государственного стандарта в действие формирует дело государственного стандарта и направляет его на проверку в Госстандарт.

Дело государственного стандарта  включает комплект следующих документов: окончательную редакцию проекта государственного стандарта (на бумажном и электронном носителях);

- уточненную пояснительную  записку к окончательной редакции  проекта государственного стандарта;

- сводку отзывов на  проект государственного стандарта;

- замечания и предложения  (отзывы);

- протокол согласительного  совещания (при наличии);

- копию оригинала и  копию перевода международного  или регионального стандарта при разработке идентичного или модифицированного стандарта;

- заключение по результатам  проверки проекта государственного  стандарта.

Утверждение государственного стандарта осуществляется организационно-распорядительным документом Госстандарта. Государственный стандарт утверждают, как правило, без ограничения срока действия. При утверждении стандарта устанавливается дата введения его в действие.

Государственная регистрация  государственного стандарта осуществляется Госстандартом в течение 15 календарных дней со дня его утверждения. Госстандарт присваивает государственному стандарту обозначение.

Пример обозначения государственного стандарта:

СТБ 1248-2000,

где СТБ – индекс государственного стандарта;

1248 – порядковый регистрационный цифровой номер;

2000 – год утверждения государственного стандарта.

Пример обозначения государственного стандарта, входящего в систему (группу) государственных стандартов:

СТБ 4.227-2003,

где СТБ – индекс государственного стандарта;

4.227 – порядковый регистрационный цифровой номер (цифры с точкой определяют систему (группу) государственных стандартов, а цифры после точки являются номером стандарта в данной системе (группе));

2000 – год утверждения государственного стандарта.

Если государственный  стандарт разделен на отдельные части, то в его обозначении _______всем частям присваивается один и тот же порядковый регистрационный номер, например: СТБ 9000-1-2002, СТБ 9000-2-2003.

Правилам ЕЭК ООН, введенным  в действие в Республике Беларусь в качестве государственных стандартов, присваивается следующее обозначение, например: Правила ЕЭК ООН № 81 (00) или Правила ЕЭК ООН № 34 (01). В скобках указываются серии поправок, внесенных в Правила ЕЭК ООН (серия поправок «00» означает первоначальный вариант Правил ЕЭК ООН).

Пример обозначения пересмотренных Правил ЕЭК ООН:

Правила ЕЭК ООН 3 29/Пересмотр 1.

Утвержденный государственный  стандарт вводится в действие не ранее 60 календарных дней со дня официального опубликования информации о его госу-дарственной регистрации. Информацию об утверждении государственного стандарта Госстандарт публикует в официальных периодических печатных изданиях и размещает на официальных сайтах сети Интернет.

Государственные стандарты  периодически пересматриваются, в них вносятся изменения, переиздаются, а также предусматривается их отмена. Пересмотр стандарта предусматривает разработку нового стандарта взамен действующего стандарта. Пересмотр государственного стандарта осуществляется при необходимости значительного изменения его содержания, изменения структуры и (или) наименования государственного стандарта, а также при установлении в нем новых требований. Изменение стандарта – модификация, дополнение или исключение части (частей) текста стандарта без изменения его обозначения. Изменения в государственный стандарт вносятся путем разработки извещения об изменении. Государственную регистрацию извещения об изменении государственного стандарта осуществляет Госстандарт.

Переиздание государственного стандарта осуществляется в случае, если количество внесенных в действующую редакцию изменений составляет более половины текста государственного стандарта или внесений отдельных изменений технически сложно для изложения (восприятия). Переиздание стандарта –вновь выпущенное издание стандарта, включающее утвержденные изменения и принятые поправки. Поправки к государственному стандарту предусматривают устранение из опубликованного текста стандарта опечаток, лингвистических и других подобных ошибок, графических неточностей.

В случае отмены государственного стандарта прекращается действие стандарта в связи с разработкой взамен его нового стандарта или в связи с утратой актуальности технического нормирования и стандартизации объекта на соответствующем уровне. Госстандарт утверждает организационно-распорядительный документ об отмене государственного стандарта, в котором указывается дата отмены действия государственного стандарта. Информация об отмене государственного стандарта публикуется Госстандартом в официальных периодических печатных изданиях (в информационном указателе). Правила разработки государственных стандартов и основных документов, соответствующих каждой стадии разработки, будут подробно рассмотрены в рамках дисциплины «Проектирование нормативной документации (технических нормативных правовых актов)».[5,c.49]

Государственные стандарты  вводятся в действие после их регистрации  в республиканском органе по стандартизации, метрологии и сертификации. Государственные  стандарты не являются объектами  авторского права.Классификаторы технико-экономической информации разрабатываются для объектов, подлежащих государственному учету. Порядок их разработки, принятия, введения в действие, применения и ведения устанавливает республиканский орган по стандартизации, метрологии и сертификации.Нормативные документы по стандартизации, действующие на территории Республики Беларусь, должны применяться органами государственного управления, субъектами хозяйствования на стадиях разработки, подготовки к производству, изготовлению, реализации, использованию (эксплуатации), хранению, транспортированию и утилизации продукции, при выполнении работ и оказании услуг [3, с.99]. В договоре на разработку, изготовление, реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг стороны должны включать условия соответствия продукции, работ и услуг требованиям нормативных документов по стандартизации, применяемых в Республике Беларусь.

В Республике Беларусь, кроме  нормативных документов по стандартизации могут применяться признанные в  установленном порядке международные (региональные) стандарты, нормы и  правила, а также национальные стандарты, нормы и правила других государств, иные нормативные документы по стандартизации [4].

 

                         1.3 Категории стандартов.

В зависимости от содержания и юрисдикции или области распространения  требований стандартов их делят на категории и виды. Категория определяется уровнем утверждения стандарта; в соответствии с этим различают международные, региональные (межгосударственные), национальные (государственные) стандарты и стандарты организаций.

Международный стандарт – стандарт, утвержденный (принятый) меж-дународной организацией по стандартизации.

Региональный  стандарт – стандарт, принятый региональной организацией, занимающейся стандартизацией/по стандартизации, и доступный широкому кругу потребителей.

Межгосударственный  стандарт (ГОСТ) – региональный стандарт, принятый Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации и доступный широкому кругу пользователей.

Государственный стандарт Республики Беларусь (далее – государственный стандарт, СТБ) – стандарт, утвержденный Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь, а в области архитектуры и строительства – Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь. Государственные стандарты являются добровольными для применения.

Предварительный стандарт – документ, который временно принят органом, занимающимся стандартизацией, и доведен до широкого круга потребителей с целью накопления в процессе его применения необходимого опыта, на котором должен базироваться стандарт.

Предварительный государственный стандарт Республики Беларусь (предстандарт, СТБ П) – предварительный стандарт, утвержденный Государ-ственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь, а в области архи-тектуры и строительства – Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь на ограниченный период времени.[5,с.30]

Взаимосвязанные с техническими регламентами государственные  стандарты – государственные стандарты Республики Беларусь, реализующие технические требования технических регламентов.

Перечень взаимосвязанных  с техническими регламентами государственных стандартов определяется Госстандартом из числа действующих или подлежащих разработке государственных стандартов Республики Беларусь и утверждается Советом Министров Республики Беларусь. В технических регламентах приводится общая ссылка на взаимосвязанные государственные стандарты.

Стандарт  организации (СТП) – стандарт, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Технические требования стандартов организаций распространяются толь-ко на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, их утвердивших. Порядок разработки, утверждения, введения в действие, учета, изменения, отмены и издания стандартов организаций и информации о них устанавливается также юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Стандарты организаций на продукцию, реализуемую иным юридическим или физическим лицам, или на оказываемые услуги не разрабатываются.[5,с.31]

Информация о работе Сущность стандартизации