Сущность стандартизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:20, контрольная работа

Краткое описание

Термин «стандартизация» можно рассматривать с различных точек зрения. По мнению советского ученого, лауреата Нобелевской премии, академика Н.Н.Семенова, стандартизация – это наука о формах наиболее эффективной организации производства, а также потребления его продуктов. Она соединяет воедино такие основные направления, как экономика, технология и фундаментальная наука.В настоящее время общепризнанно, что стандартизация представляет собой науку, имеющую свои цели, принципы, методы, свою теорию и практику

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по непрод товарам.docx

— 54.80 Кб (Скачать файл)

 

 

                1.4 Практическая часть по стандартизации.

 

Основной задачей государственной  стандартизации в 2012 г. было развитие и  поддержание в актуальном состоянии  нормативной базы, обеспечивающей разработку и производство безопасной, высококачественной и конкурентоспособной продукции  и услуг, а также реализацию требований принимаемых технических регламентов  Таможенного союза.

 Разработанные и принятые  стандарты касаются таких отраслей, как машиностроение, электротехника, связь, строительство, пищевая  промышленность и др.

 Разработку стандартов  осуществляли институты Госстандарта, отраслевые институты Минпрома, Минтранса, Минсвязи, Минприроды, концерна  «Беллегпром», «Белнефтехим» и другие организации.

 Уровень гармонизации  утвержденных государственных стандартов  с международными и европейскими составил 76%.

В настоящее время сформирован  проект Плана государственной стандартизации Республики Беларусь на 2013 г. В соответствии с ним в текущем году намечена разработка более 600 стандартов.  Приоритетным направлением при их разработке остается гармонизация с международными и  европейскими стандартами.

 

Чтобы выдержать конкуренцию, нарастить объемы производства, удержать завоеванные на рынках позиции и  занять новые, в нашей республике взят курс на коренную модернизацию промышленных предприятий. К этой работе самое  непосредственное отношение имеет  каждая структура Госстандарта. Поэтому  одна из важнейших задач комитета – помочь предприятиям реализовать  ту модернизацию, которая запланирована  в стране.

 Об этом заявил председатель  Госстандарта Виктор Назаренко  на итоговой коллегии, состоявшейся  в Минске 15 февраля 2013 года.

Республика Беларусь внесла предложения по совершенствованию  межгосударственной стандартизации, и  работы в этом направлении получают активное развитие. Уже состоялось первое заседание рабочей группы в Москве, второе пройдет в марте  этого года в Минске.

 В республике создан  уникальный информационно-поисковый  продукт ИПС «Стандарт 3.0»,  который позволяет получать актуальную  и достоверную информацию о  ТНПА, технических регламентах Таможенного  союза, государств – участников  СНГ, включая их тексты, а также  о международных, региональных  стандартах, национальных стандартах  Российской Федерации, техническом  законодательстве ЕС.

Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Владимир Семашко  отметил, что сегодня Госстандарт  решает чрезвычайно важную и ответственную  задачу в условиях Таможенного союза: «Вы нарабатываете систему технических  регламентов и стандартов, которая, с одной стороны, позволяет повысить качество нашей продукции и достигнуть мирового уровня, быть конкурентоспособными в открытом рынке, а с другой –  защищать отечественный рынок техническими мерами». В этой связи он высказал пожелание Госстандарту системнее работать с предприятиями, требовать от них подготовки к внедрению технических регламентов, не дожидаясь сроков их вступления в силу, а действуя наперед.

В РБ существует специальный орган, координирующий работы по стандартизации – государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт).

В административном и организационно-методическом подчинении у Госстандарта находится  сеть государственных органов по стандартизации. Основным научно-методическим центром по стандартизации в РБ является БелГИСС (белорусский государственный институт по стандартизации и сертификации). В качестве территориальных органов выступают центры по стандартизации и метрологии. В отраслях народного хозяйства могут быть специальные органы, координирующие работы по стандартизации, а также органы стандартизации на предприятиях, непосредственно выполняющие работы по стандартизации. В некоторых случаях создаются головные республиканские организации по направлениям деятельности.

Для координации и организации  работ по стандартизации отраслях могут  создаваться базовые организации  по стандартизации, отвечающие либо за свое направление деятельности, либо за свою продукцию.

Основные задачи отраслевых органов по стандартизации (ГОС и  БОС – головная и базовая организация по стандартизации) являются:

-формирование политики в области стандартизации в сфере данной отрасли;

-обеспечение координации и единства при выполнении работ;

-планирование работ;

-разработка НДС внутриотраслевого назначения;

-руководство этими документами;

-ведомственный контроль за НДС;

-разработка программ стандартизации в отрасли;

-экспертиза НДС, разработанных на предприятиях и в других отраслях;

-организация информационного обеспечения подведомств;

-подготовка специалистов в области стандартизации;

 ГОС и БОС представляют отрасль на более высоких уровнях. Основную работу по стандартизации выполняют службы стандартизации на предприятиях, которые оформляются в виде отделов, лабораторий, групп по стандартизации.

 

 

 

 

 

 

                          2 Понятие и виды ассортимента.

 

Одной из важнейших товароведных характеристик товаров является ассортиментная характеристика, которая  определяет принципиальные различия между  товарами разных видов и наименований.

Ассортимент товара - перечень товаров, объединенных по какому-либо признаку и удовлетворяющие потребности  человека. Ассортимент потребительских  товаров подразделяется на группы:

По месту нахождения:

1) торговый - перечень товаров,  находящийся в торговой сети  и в сфере обращения (ГОСТ 51303-99); В отличие от промышленного  торговый ассортимент включает как правило, товары разных производителей. Исключение составляют фирменные магазины организаций- изготовителей;

2)  промышленный - ассортиментный  перечень товаров, выпускаемый  определенной отраслью промышленности  или отдельным промышленным предприятием (ГОСТ 51303-99);

По широте охвата:

1)  простой-ассортимент  товаров, представленный такими  видами, которые классифицируются  не более чем по трем признакам;  Такой ассортимент представлен  небольшим количеством групп,  видов и наименований товаров,  которые удовлетворяют ограниченное  число потребителей; Такой ассортимент, как правило, предлагают небольшие магазины, работающие в формате «магазин около дома», которые предлагают к продаже товары повседневного спроса;[7]

2) сложный - ассортимент  товаров, предоставленный такими  видами, которые классифицируются  более чем по трем признакам;  Данный ассортимент характеризуется  значительным количеством групп,  видов, наименований товаров,  которые удовлетворяют разнообразные  потребности в товарах; Такой ассортимент формируют магазины, работающие в формате «супермаркет», где покупатель может найти разнообразные товары, как продовольственные, так и непродовольственные;

3) марочный - набор товаров  одного вида, но разных торговых  марок. Такие товары могут удовлетворять  как физиологические потребности,  так и социальные, психологические.  Это престижные марки автомобилей,  одежды, обуви, духов;

4)  развернутый - набор  товаров, который включает подгруппы,  виды, разновидности, относящиеся  к 1 группе, но различающиеся между  собой индивидуальными признаками;

5)  сопутствующие - набор  товаров, который выполняют вспомогательные  функции и не относящиеся для  данной группы товаров;

6) смешанный - набор товаров  разных групп. По степени удовлетворения  потребностей:

1) рациональный - набор товаров,  удовлетворяющих реальные потребности,  которые зависят от уровня  жизни населения, достижений науки  и техники;

2) оптимальный - набор  товаров, удовлетворяющий реальные  потребности с максимально полезным  эффектом для производителя;

Но: с максимальной пользой  для потребителя при минимальной  затрате на производство и доведение  до потребителя.

По характеру потребностей:

1) реальный - действительный  набор товаров, имеющийся в  конкретной организации изготовителя  или продавца;

2) прогнозируемый - набор  товаров, который должен будет  удовлетворять покупателя;[6]

 

 

 

                             2.1 Показатели ассортимента.

 

 

Так, свойство ассортимента — это его специфическая особенность, проявляющаяся при его формировании, а показатель ассортимента — это  количественно измеряемое выражение  его свойств. При это измерению подлежит не только ассортимент магазина в целом, но также его группы, подгруппы и товарные категории. Так, по широте ассортимента можно судить о степени насыщения рынка товарами, при этом чем больше широта ассортимента, тем больше насыщенность рынка.

 Широта ассортимента  магазина должна соответствовать  уровню спроса. В условиях дефицита  товаров, когда спрос превышает  предложение, магазинам выгодно  иметь узкий ассортимент, так  как более широкий ассортимент  требует дополнительных затрат. Широкий ассортимент требует  дополнительных торговых и складских  площадей, транспортных расходов  и т.д. Такую ситуацию можно  было наблюдать в условиях  командно-административной экономической  системы, когда ассортимент советских  магазинов в период тотального  дефицита был крайне узким.

Это свойство характеризуется  двумя абсолютными показателями - действительной Шд (фактическое количество видов товаров, имеющихся в наличии) и базовой Шб (широта, принятая за основу для сравнения, регламентированная нормативами или техническими документами, или максимально возможная) широтой, а также коэффициентом широты. Коэффициент широты Кш определяется по формуле Кш = Шд/Шбх 100.

Устойчивость ассортимента определяется следующими факторами:

 наличием устойчивого  спроса на определенный товар;

 графиком пополнения  товарных запасов;

 отсутствием или недостаточным  объемом спроса на медленно  оборачиваемые и неликвидные  товары;

 несоответствием между  спросом и количеством имеющихся  товарных запасов.

Коэффициент устойчивости определяется по формуле

Ку = У / Шбх 100.

При этом сроки реализации товаров не могут быть использованы в качестве показателей устойчивости ассортимента в ходе оценки его рациональности. Существуют ситуации, когда обновление ассортимента является необходимым  условием для успешного развития магазина, например в случае необходимости  замены морально устаревших и невостребованных товаров на технически усовершенствованные и пользующиеся спросом покупателей. При этом необходимо помнить, что обновление ассортимента — это достаточно затратное и рискованное мероприятие, которое не всегда приносит ожидаемые результаты, так как новый товар может не найти своего покупателя и не будет пользоваться достаточным спросом.[7]

Полнота ассортимента - способность  набора товаров однородной группы удовлетворять  одинаковые потребности. Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы и может быть действительной Пд (фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы) и базовой Пб (регламентируемое или планируемое количество товаров. Например, спецификация предусматривает 6 разновидностей женских брюк, а фактически в продажу поступило 4. Значит, полнота ассортимента составляет 0, 66). Коэффициент полноты товаров определяется по формуле

Кп = Пд/Пбх 100.[8]

Новизна ассортимента - способность  набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

Новизна характеризуется  действительным обновлением -количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кн), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте). Например, мелкооптовый магазин реализует 25 видов женских костюмов, из них 7 - новые, ранее не продаваемые. Отсюда удельный вес новых изделий составляет 0, 28. Коэффициент новизны определяется по формуле

Кн = Н / Шдх 100

Структура ассортимента (С) характеризуется удельной долей  каждого вида или наименования товара в общем наборе. Показатели структуры  ассортимента могут иметь натуральное  и денежное выражение и носят  относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных  товаров (А) к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент (S).

С = А [8]

 

 

 

2.2 Практическая часть по ассортименту товаров.

Рациональному формированию ассортимента товаров способствует ассортиментная политика субъектов  рынка. Она предполагает использование  долгосрочных программ, разрабатываемых  с учетом спроса; имеющихся наличных ресурсов; возможности обеспечения  необходимыми ресурсами по приемлемым оптимальным ценам; основных потребительских  параметров изделий. Причем последний  фактор весьма часто игнорируется производителями. Оценка продукции большинством фирм выясняется от случая к случаю, а динамика клиентских оценок вообще не определяется. Потребители часто не выявлены и не классифицированы, а если опрос и производится, то зачастую не по всем группам потребителей с неясными целями и неоднозначными вопросами, не говоря уже о принятии пожеланий и предложений потребителей.

Ассортиментная политика динамична и должна каждый раз  корректироваться в соответствии с  изменением производства товаров, ростом (сокращением) объемов производства, развитием сферы обращения, повышением (понижением) платежеспособности потребителей, ростом их социального уровня, усилением  конкуренции на товарном рынке, изменениями  рыночной конъюнктуры и т.д. При  всем этом допускается как просто расширение или сокращение ассортиментных позиций, так и совершенное обновление ассортимента. Сокращение ассортимента должно вестись за счет изделий с  низким спросом субъектов рынка  и переключением высвобождающейся части ресурсов на производство изделий  с более высоким спросом.

Информация о работе Сущность стандартизации