Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:42, реферат
Целью реферата является рассмотрение теоретических основ конкурентоспособности и анализ конкурентоспособности продукции. Для выполнения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
1) рассмотрение теории анализа и оценке конкурентоспособности;
2) рассмотрение зарубежного опыта повышения конкурентоспособности;
Работа состоит из введения, основной части из двух глав, заключения и списка литературы.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ …………………………..4
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции…………………………..4
1.2 Цель, задачи, этапы и информационное обеспечение анализа качества продукции………………………………..6
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ …………………………12
2.1 Основные показатели конкурентоспособности продукции и система ее оценки……………………………………12
2.2 Оценка зарубежного опыта по обеспечению конкурентоспособности товаров……………………………………20
2.3 Влияние жизненного цикла продукции на ее конкурентоспособность……………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...34
Технические факторы самым
существенным образом влияют на качество
продукции, поэтому внедрение новой
технологии, применение новых материалов,
более качественного сырья - материальная
основа для выпуска
Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала.
Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.
Социально - экономические
факторы в значительной мере влияют
на создание здоровых условий работы,
преданности и гордости за марку
своего предприятия, моральное стимулирование
работников - все это важные составляющие
для выпуска
Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. К ним в первую очередь можно отнести: требования рынка, т.е. покупателей, конкуренцию и т.д.
Все эти факторы связаны между собой и влияют на качество продукции. 5
При определении качества продукта следует пытаться выделить наиболее предпочтительные свойства товара для потребителя. Следует иметь в виду, что придать все желаемые качества товару практически невозможно, да и не имеет смысла с точки зрения требований конкретных сегментов рынка, а также с точки зрения обеспечения эффективности предпринимательской деятельности фирмы в целом.
Качество включает в себя
множество компонентов. Прежде всего,
к ним относятся технико-
При определении уровня качества
товара следует учитывать нормативные
составляющие: соответствие продукции
обязательным стандартам качества, принятым
в законодательном порядке в
странах-партнерах, куда предполагается
се поставлять. Это особенно важно
в связи с тем, что уже сам
по себе факт несоответствия выпускаемого
изделия принятым на конкретном рынке
стандартам качества снимает вопрос
о возможности поставки и сводит
на нет всю остальную работу по
повышению уровня качества изделия.
Таким образом, при планировании
выхода на новый рынок в первую
очередь следует получить информацию
по утвержденным в законодательном
порядке или принятым в торговой
практике стандартам качества и учесть
их в работе по совершенствованию
продукта. Особенному ужесточению подлежат
в настоящее время в
Важным критерием определения
качества изделия и соответственно
его конкурентоспособности
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ
2.1 Основные показатели
конкурентоспособности
Конкурентоспособность продукции
- это ее относительная характеристика,
которая отражает отличие от товара
конкурента, во-первых, по степени соответствия
одной и той же общественной потребности,
а во-вторых, по затратам на удовлетворение
этой потребности. Под затратами
понимается цена потребления, включающая
издержки покупателя, связанные с
приобретением товара, и все расходы,
возникающие при его
Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:
- полезностью (качество, эффект от использования и т.п.);
-определяющими затратами
потребителя при
-конкурентоспособностью
предложения (способ
Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:
- нормативным (международные требования, государственные требования, региональные требования и требования потребителей);
- техническим (параметры назначения, эргономические параметры, эстетические параметры);
- экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности);
- организационным (система скидок, условия платежей и поставок, комплектность поставок, сроки и условия гарантий). 7
Методика анализа
Рис. 1 - Блок - схема анализа
конкурентоспособности
Для оценки конкурентоспособности
продукции по этой методике необходимо
сопоставить параметры
Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого - либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта конкурента (Р100), принимаемого за 100%:
Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели () по однородной группе параметров с помощью весовых коэффициентов (), определяемых экспертным путем:
Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам() к групповому показателю по экономическим параметрам():
Если I<1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I>1 , то оно превосходит изделие - образец или изделие конкурента по своим параметрам. Организация производства. Учебно-практическое пособие/ М. Ю. Пасюк, Т. Н. Долинина, А. А. Шабуня. - Мн.: ООО ФУАинформ, 2007. - 76 с.
Изучение
Важным показателем
Качество продукции - совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.
Различают единичные показатели качества продукции, обобщающие и косвенные.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
а)полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и др.)
б)надежность (долговечность, безотказность в работе);
в)технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
г)эстетичность изделий.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
- удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
- удельный вес продукции высшей категории качества;
- средневзвешенный балл продукции;
- средний коэффициент
сортности (отношение
- удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
- удельный вес
- удельный вес продукции,
соответствующей мировым
- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высоко развитые промышленные страны.
Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака и др.8
В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:
- оценивается технический уровень продукции;
- выявляются отклонения
этого уровня в разрезе
- анализируется структура
выпуска продукции по
- выявляются факторы,
сдерживающие рост
- обосновываются возможности повышения качества продукции, сокращения брака и потерь.
Информация, используемая для
анализа качества продукции, охватывает
практически все стороны
К экономическим показателям качества относятся: удельный вес продукции, отнесенной к соответствующим уровням качества (потенциальному, допустимому); экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны; объем забракованной продукции; количество рекламаций и стоимость зарекламированной продукции; сдача дефектной продукции и др. Три последних показателя характеризуют отступления от норм по качеству изготовления продукции.
Анализ отступлений от
норм по качеству изготовления осуществляется
по данным о внутризаводском браке
и внешних рекламациях на продукцию.
В зависимости от действующей
на предприятии системы
Необходимым элементом аналитической работы также является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.