Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 00:30, контрольная работа
TQC представляет собой оперативное управление процессами с устранением причин неудовлетворительного функционирования на всех этапах петли качества. Петля качества – концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях производственного цикла от определения потребности до оценки их удовлетворения. Все стадии можно сгруппировать по двум направлениям деятельности производителя:
1. внутренние действия, направленные на осуществление производственного цикла;
2. внешние действия, направленные на взаимосвязь с потребителем.
ГЛАВА 1. ТОТАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ 3
1.1. Тотальный (всеобщий) менеджмент качества (TQM) 3
1.2. Международные стандарты ISO 7
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЗАНСКОГО (ПРИВОЛЖСКОГО) ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
В Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по предмету: «Управление качеством»
2011г.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТОТАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ 3
1.1. Тотальный (всеобщий) менеджмент качества (TQM) 3
1.2. Международные стандарты ISO
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ТОТАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
1.1. Тотальный (всеобщий) менеджмент качества (TQM)
В 50-е годы американским ученым А.Фейгенбаумом была выдвинута концепция тотального (всеобщего) управления качеством (Total Quality Control – TQC), что есть набор методов и видов деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.
TQC основывается на документированных системах качества, устанавливающих ответственности, полномочия и взаимодействия в области качества всего руководства предприятия, а не только специалистов служб качества.
TQC представляет собой
оперативное управление
1. внутренние действия, направленные на осуществление производственного цикла;
2. внешние действия, направленные на взаимосвязь с потребителем.
Кроме того, две стадии – маркетинг и продажи, планируемые и осуществляемые производителем, представляют собой взаимосвязь между внутренними и внешними действиями. Таким образом, TQC осуществляет управление качеством на всех стадиях производственного цикла выпуска и реализации продукции.
Лидером внедрения концепции TQC была Япония, выдвинув идею “улучшения качества в рамках компании” (Company Wide Quality Control – CWQC) и используя принципы TQC с акцентом на применение статистических методов и вовлечение персонала в работу кружков качества.
По сути, концепция TQC явилась фундаментом для перехода в 70-80-е г.г. от тотального управления качеством к тотальному менеджменту качества (TQM). Если TQC – это управление качеством с целью выполнения установленных требований и соответствия процессов и продукции определенным техническим условиям, то TQM – это управление целями и самими требованиями. Т.е. тотальный менеджмент качества – подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителей и выгоды для членов организации и общества.
Наряду с TQC, важное место в менеджменте качества (TQM) отводится обеспечению качества, разработке политики в области качества, планированию качества и улучшению качества. Рассмотрим каждый из этих факторов более подробно.
Обеспечение качества – все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству [2].
Обеспечение качества осуществляется для выполнения двух целей:
· внутреннего обеспечения
· внешнего обеспечения качества – создания уверенности у потребителя в приобретении качественной продукции.
Концепция обеспечения качества предоставляет компаниям комплект правил, которые позволяют определить более эффективные пути ведения бизнеса. Такие правила не могут послужить для решения всех проблем без наличия доброй воли и приверженности к делу каждого сотрудника компании, но они являются хорошим первым шагом на пути к достижению самого высокого уровня.
Первый стандарт обеспечения качества послужил в качестве средства, которое могло быть использовано этими организациями для оценки качества продукции своих поставщиков. Итак, появляется новая концепция: концепция обеспечения качества: Заказчик проверяет пути “управления качеством” поставщиками.
Политика в области качества – основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Политика в области качества представляет собой разработку руководства по качеству и внедрение системы качества на предприятии.
Руководство по качеству включает документы, отражающие политику в области качества предприятия, ответственность, полномочия и взаимоотношения персонала в области качества, а также методики и инструкции по внедрению системы качества.
В системе качества отражены:
· организационная структура – обязательства, полномочия и взаимоотношения персонала отделов, цехов и подразделений друг с другом и с руководством;
· методики (процедуры), отражающие:
- цели и область деятельности организации в целом и каждого из подразделений;
- что должно быть сделано и кем;
- когда, где и как это должно быть сделано;
- какие материалы, документы
и оборудование будет
- каким образом будет
· процессы, осуществляемые в рамках менеджмента качеством, требуемые ресурсы – материальные, информационные, организационные и людские, а также деятельность по обеспечению качества и функционированию системы качества.
Планирование качества – деятельность, устанавливающая цели и требования к качеству, планированию управленческой и функциональной деятельности, подготовку плана по качеству и выработку основных положений по улучшению качества.
При планировании управленческой и функциональной деятельности производится разработка и составление календарного графика подготовки и внедрения работ в соответствии с системой качества.
План (программа) по качеству представляют собой документ, регламентирующий конкретные меры в области качества, распределение ресурсов и последовательность действий, относящихся к выпуску конкретной продукции, предоставляемой услуге, контракту или проекту.
Улучшение качества – это мероприятия внутри организации с целью повышения эффективности и результативности деятельности и процессов для получения выгоды, как для организации, так и для ее потребителей.
Таким образом, улучшение качества является очень важным принципом TQM с точки зрения постоянства стремлений. Очень показателен в этом случае пример использования в японских компаниях метода кайзен (kaizen) – метода постоянных, пусть очень небольших, но каждодневных шагов по улучшению качества, производимых каждым работником фирмы.
Создание эффективной системы качества предприятий на принципах TQM включает в себя взаимосвязанный комплекс следующих направлений работ:
· разработка (проектирование) системы качества;
· документирование системы качества в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО 9000;
· создание мотивации
персонала и эффективной
· создание системы управления процессами на основе применения современных методов управления (включая и статистическое управление процессами – SPC);
· создание системы взаимоотношений с поставщиками и потребителями в области качества;
· создание системы постоянного обучения и тренинга персонала философии и концепции TQM, статистическим методам управления, обеспечения и улучшения качества.
1.2. Международные стандарты ISO
В середине 80-х годов Международной организацией по стандартизации (International Standard Organization – ISO) были разработаны международные стандарты на системы качества, включающие следующие стандарты:
• ИСО 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества»;
• ИСО 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;
• ИСО 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»;
• ИСО 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»;
• ИСО 9004 «Общее руководство
качеством и элементы системы
качества. Руководящие указания», а
также терминологический
В 1994 г. вышла новая версия этих стандартов, которая расширила в основном стандарт ИСО 9004-1,2,3,4, уделив в нем большее внимание вопросам обеспечения качества интеллектуальным продуктам, продуктам переработки и услугам.
Важно отметить, что стандарт ИСО 9001 предназначен для внешних целей – создание уверенности у потребителя в получении продукции определенного качества, а стандарт ИСО 9004 – для внутренних целей –повышения эффективности внутреннего менеджмента качества. Поэтому наблюдается небольшое различие между стандартами, касающимися главных образом акцентов на применение стандартов.
Новый стандарт QS–9000, появившейся в 1994 г., развивает основную идею стандартов ИСО серии 9000 – построить новые отношения с поставщиками, но не на базе многократных проверок продукции (приемочный, входной контроль, сертификация), а на основе проверок процессов производства и систем качества, которые должны предотвращать выпуск некачественной продукции. Поэтому в стандарт QS–9000 кроме пунктов, соответствующих ИСО серии 9000, добавлены следующие разделы:
· оценка удовлетворенности потребителей и сотрудничество с поставщиками;
· развитие статистического мышления и принципа решений на основе анализа фактов;
· система управления процессами с точки зрения их стабильности и робастности (устойчивости).
Таким образом, применение стандартов носит универсальный характер, причем смысл этой универсальности двоякий – с одной стороны, они достаточно универсальны для предприятий различных отраслей, форм и специализаций; с другой стороны – они универсальны для различных стран, с различным государственным устройством и вероисповеданием.
Расширение требований стандартов обеспечения качества, тем не менее, отличается от требований тотального менеджмента качества TQM, имеющим “специфические”, более глубокие принципы, начиная от систем самооценки и непрерывного тотального обучения и кончая философией, миссией и ценностями организации и удовлетворенностью акционеров и общества в целом.
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА
Одним из элементов взаимоотношений с поставщиком является организация входного контроля, под которым понимается контроль качества изделий поставщика (исходных материалов, комплектующих изделий, информации), поступивших в организацию - потребитель и предназначенных для использования при изготовлении, ремонте или эксплуатации продукции, а также оказании услуг. Основной его целью является исключение возможности проникновения в производство сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, инструмента, информации с отступлениями от требований к качеству, отраженных в договорных обязательствах. Несовершенство данного вида контроля может принести значительные убытки, как изготовителю продукции, так и ее потребителю.