Управление качеством продукции на предприятии ОАО «Фармстандарт-Лексредства"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:34, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать управление качеством продукции на предприятии на примере ОАО «Фармстандарт-Лексредства».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- уточнить основные понятия работы, такие как «управление», «качество», «продукция», «качество продукции», «управление качеством», «управление качеством продукции»;
- изучить историю развития систем управления качеством;
- определить методы исследования управления качеством;
- рассмотреть качество продукции как объект управления;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1. Уточнение основных понятий работы: «управление», «качество», «продукция», «качество продукции», «управление качеством», «управление качеством продукции» 9
1.2. История развития систем управления качеством 12
1.3. Методы исследования управления качеством продукции предприятия 23
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ФАРМСТАНДАРТ-ЛЕКСРЕДСТВА» 31
2.1. Качество продукции как объект управления 31
2.2. Сущность и система показателей качества продукции 41
2.3. Оценка качества продукции на ОАО «Фармстандарт-Лексредства» 55
2.4. Предложения по усовершенствованию системы качеством на ОАО «Фармстандарт-Лексредства» 59
ВЫВОДЫ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69

Вложенные файлы: 1 файл

42-павла (5).docx

— 137.60 Кб (Скачать файл)

Внедрение стандартов ИСО 14000 и QS 9000, а также методов самооценки по моделям премий по качеству –  главное достижение пятого этапа  развития систем управления качеством.

Итак, качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности [6, 7].

В первые десятилетия XX века многие страны стали на путь интенсивного экономического развития и одновременно с этим изменилось отношение к  проблеме качества продукции. Начинает развиваться инженерная наука управления качеством в процессе производства, начинают применяться статистические методы управления на основе контрольных  карт, предложенных американским специалистом У. Шухартом. В 1905 году появилась первая система управления качеством –  система Тейлора. Она устанавливала  требования к качеству изделий (деталей) в виде допусков, что делала ее системой управления качеством каждого отдельно взятого изделия. Для обеспечения  успешного функционирования системы  Тейлора были введены первые профессионалы  в области качества – инспекторы [29, 30].

В 30-х годах XX века в мировой практике промышленного производства выдвигается идея совместной деятельности рабочего, контролера и менеджера в решении проблем качества изделий. Одним из важнейших факторов повышения качества продукции становится качество «рабочей жизни», т.е. условий, в которых работает производственный персонал.

В середине XX века, когда  в ряде развитых стран были удовлетворены  первые жизненные потребности населения, важнейшим условием выживания компаний в жесткой конкурентной среде  стало качество изделий. В 50-х годах  А. Фейгенбаумом была сформулирована концепция комплексного (тотального) управления качеством (TQC), ставшая в 60-е годы новой философией в области управления предприятием. «Сейчас проблемы качества настолько усложнились, – утверждал Фейгенбаум, – что они могут быть успешно решены, только если будет сформирована новая организационная структура. Эти проблемы «переросли» существующую организационную структуру». В это же время Дж. Джураном, другим американским специалистом в области управления качеством, выдвигается идея бездефектности как основного показателя качества продукции. В 1976 году известный японский специалист К. Исикава публикует свои работы, где описываются методы построения причинно-следственных диаграмм для решения проблемы качества. В это же время другой, не менее известный японский ученый Г. Тагути публикует работы, в которых выдвигаются идея и методы обеспечения высшего уровня качества путем принятия оптимальных решений на этапе проектирования изделий.

Аналогичные процессы шли  и в бывшем Советском Союзе, где  на государственном уровне ставилась  задача повышения качества производственных изделий, в первую очередь, применительно  к оборонной промышленности. Ведется  разработка систем и методов управления качеством на производстве.

Обостренное внимание к  качеству продукции во всем мире вызывалось не только конкуренцией товаров, но и  рядом других факторов: необходимостью соблюдения эргономических, экологических, технологических требований.

В 60-ые годы начинает создаваться концепция обеспечения качества в медицинской промышленности путем внедрения правил GMP (Good Manufacturing Practice) [15, 41]. С самого начала они создавались на основе комплексного подхода к обеспечению качества, хотя в разные периоды особое внимание уделялось различным элементам качества. Если в 60-70-ые годы краеугольным камнем понятия GMP были новые для того времени требования к зданиям и помещениям, то в 80-ые годы акцент сместился на подготовку кадров и разработку стандартных инструкций (SOP) на каждую технологическую и вспомогательную операцию. С конца 80-ых годов в фармацевтическое производство стали внедряться комплексные системы управления качеством, усилилась связь правил GMP с правилами регистрации препаратов.

Конец 80-х годов отмечен  формированием методологии всеобщего (или всеобъемлющего) управления качеством (Total Quality Management – TQM). Всеобщее управление на основе качества – это философия бизнеса, основанная на приверженности высшего руководства постоянному совершенствованию результативности с помощью лидерства, командной работы и вовлечения всех сотрудников в улучшение всех видов деятельности на базе непрерывного и всеобщего обучения и применения полученных знаний и навыков для повышения степени удовлетворенности потребителей. Первым шагом на пути к TQM стало появление стандартов ИСО серии 9000 и широкое внедрение их в практику. В этих стандартах качество определяется как «совокупность свойств и характеристик изделий или услуг, обеспечивающих удовлетворение обусловленных или предполагаемых потребностей». Мир завоевывает идея приоритета качества.

Среди самых новомодных течений, возникших в последние  десятилетия уходящего века, нельзя не обратить внимание на очень популярный подход, работающий под скромной шапкой «шесть сигм». Шесть Сигм – это подход к менеджменту с мечтой о качестве, равном всего лишь 3,4 дефектов на миллион возможностей для любой продукции или услуги [5, 50]. К сожалению, отечественная промышленность и научная общественность мало знакомы с этим подходом.

Во всем мире идет жесткая  борьба по завоеванию новых рынков, в которых нет будущего для  неконкурентоспособной продукции  или услуге. Вопросы качества, и  как следствие, конкурентоспособности, становятся естественной заботой самих  производителей, для которых работает принцип Деминга: «Выживание – дело добровольное» [11, 126]. Поэтому обеспечение высокого качества стало одним из приоритетных задач для тех, кто хочет выжить в этой борьбе.

К концу 1980-х годов стало ясно, что говорить лишь об управлении качеством продукции – значит иметь в виду десятую долю из всего многообразия объектов, об управлении качеством которых необходимо вести речь в современных условиях. В связи с этим понятие «управление качеством» было стандартизировано.

В 1998 году А.В. Гличев в  работе «Основы управления качеством  продукции» дает уже несколько иное определение [24, 99]. Он пишет: «Управление  качеством продукции – это  подготовка и внесение в план по качеству, нормативную, техническую документацию значений показателей качества вновь осваиваемой или модернизируемой продукции или изменение показателей качества выпускаемой продукции, а также выполнение необходимых работ по достижению и поддержанию этих значений показателей».

С течением времени представления об управлении качеством включали все новые и новые элементы, требовали усиления интеграции деятельности различных служб и подразделений организации. Появляется и развивается понятие TQM – всеобщее управление качеством. В то же время управление начинает разделяться на функциональные составляющие, а в теоретическом плане оно предстает как управление по целям. Основная идея этой концепции заключается в структуризации и развертывании целей, а затем проектировании системы организации и мотивации достижения этих целей.

 

 

1.3.  Методы исследования управления качеством продукции предприятия

 

Метод – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. В философии, метод – способ построения и обоснования системы философского знания [21, 35].

Для изучения темы «управление качеством продукции» в нашей работе мы используем следующие методы: абстрагирование, индукция, сравнение, дедукция, систематизация, структурно-функциональный анализ, метод восхождения от абстрактного к конкретному, обобщение, прогностический метод, комплексный метод, анализ документов.

Абстрагирование – процесс  отвлечения от ряда свойств и отношений  изучаемого явления с одновременным  выделением интересующих исследователя  свойств.

Абстрагирование – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств  и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Абстрагирование – процессы мысленного отвлечения, выделения существенных свойств, сторон, черт явления или предмета; отвлечение от одних признаков и выделение других; в процессе абстрагирования создаются мысленные абстракции и понятия, являющиеся формой существования мыслей [21, 49].

В нашей работе этот метод  позволит охарактеризовать основные и отдельные определения. После того, как мы узнаем основные определения понятий работы, нам будет легче исследовать эту тему и мы сможем разработать механизм управление качеством продукции.

Для выполнения второго  задания работы, а именно изучение истории развития систем управления качеством нами будет использоваться метод сравнения и дедукции.

Сравнение – категория  стилистики и поэтики, образное словесное  выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку с целью выявить в объекте сравнения новые, важные для субъекта речи свойства [21, 52].

Метод сравнения –  в частности, относятся: метод противопоставления, в котором на прибор сравнения  одновременно действуют две величины – измеряемая и воспроизводимая  мерой; дифференциальный метод, в котором  на компаратор действует разность величин; нулевой метод, в котором результирующий эффект доводят до нуля; метод замещения, в котором измеряемую величину замещают величиной, воспроизводимой мерой; метод совпадений, в котором разность между величинами измеряют, используя  совпадения отметок на шкалах или  сигналов [21, 55]. 

Метод сравнения осуществим для величин, которые можно воспроизвести  с помощью мер. Как правило, этот метод обеспечивает более высокую точность измерений, чем метод непосредственной оценки, т.к. погрешность результата в основном определяется незначительной погрешностью меры, остальные погрешности обычно удаётся сделать малыми.

В нашей работе этот метод  поможет сравнить аспекты разных авторов о системе. Разные аспекты авторов позволит нам расширить понимание управления качеством.

Дедукция – это  выведение единичного, частного из какого-либо общего положения; движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» определенную мысль из других мыслей. Дедуктивный метод используется в криминалистике, которая учит, как необходимо применять общие положения методики расследования отдельных видов преступлений к частным случаям.

Дедукция – это  вывод следствий из обобщения, или  из аксиоматических теоретических  оснований выводятся следствия, касающиеся частных случаев; например, если имеется класс предметов, обладающих определенными свойствами, то каждый отдельный предмет будет обладать этими свойствами [21, 60].

В нашей работе этот метод  поможет сделать вывод следствий  из разных мыслей.

Для выполнения третьего задания методов исследования управления качеством будет использовать метод систематизации.

Систематизация –  процедура объединения, сведения групп однородных по неким признакам единиц (параметрам, критериям) к определенному иерархиезированному единству в функциональных целях на основе существующих между ними связей или взаимодополняющих связей с внешним миром.

Систематизация – обнаружение связей и взаимоотношений составных элементов целого [21, 63].

В нашей работе этот метод  поможет обнаружить связи и взаимоотношения методов исследования управления качеством. Мы должны разработать, какой метод мы будем использовать в каждом пункте.

Для выполнения четвёртого задания качества продукции как объект управления будем использовать метод восхождения от абстрактного к конкретному

Метод восхождения от абстрактного к конкретному, основанный на получении результатов исследования на базе перехода от логического изучения абстрактно расчлененного исследуемого объекта к целостному конкретному его познанию.

В нашей работе этот метод  поможет исследовать качество продукции как объект управления.

Для выполнения пятого сущность задания управления качеством продукции будем использовать структурно-функциональный анализ.

Структурно-функциональный анализ – принцип системного исследования социальных явлений и процессов как структурно расчленённой целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определённое функциональное назначение. В марксистской социологии структурными образованиями общества выступают общественно-экономическая формация: материальное духовное производство; базис и надстройка; экономические, социальные, политические отношения; социально-экономические, политические и культурные институты и т.д.

Структурно-функциональный анализ – метод исследования системных объектов, прежде всего социальных систем. А различных форм общественной жизни строится на основе выделения в социальных системах структурных составляющих и их роли (функции) относительно друг друга.

В нашей работе этот метод  поможет анализировать сущность управления качеством продукции.

Для выполнения шестого задания оценки качества продукции будем использовать обобщение и прогностический метод.

Обобщение – это форма  приращения знания путём мысленного перехода от частного к общему, которой  обычно соответствует и переход  на более высокую ступень абстракции.

Обобщение – познавательный процесс, приводящий к выделению  и означиванию относительно устойчивых свойств окружающего мира. Простейшие виды обобщения осуществляются уже  на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. На уровне человеческого мышления обобщение опосредствуется применением общественно выработанных орудий – приемов познавательной деятельности и знаков [21, 66].

Прогностический метод  – подчинен потребности описать будущие события на основе экстраполяции, распространения закономерностей прошлого в будущее [21, 69].

В нашей работе этот метод  будет нужен для оценку качества. При исследовании, существует некоторые проблемы в различных явлениях, этот метод помогает нам найти варианты решения этих проблем, чтобы повышения качества.

Информация о работе Управление качеством продукции на предприятии ОАО «Фармстандарт-Лексредства"