Экономические аспекты обеспечения качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 12:00, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель исследования – показать основные экономические аспекты управления качеством продукции.
Основные задачи исследования:
- изучить основные экономические аспекты управления качеством продукции;
- рассмотреть систему управления качеством продукции на предприятии;
- предложить рекомендации по совершенствованию системы управления качеством продукции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы экономических аспектов системы управления качеством продукции в предприятии……………………………………………5
1.1 Понятие и показатели качества продукции…………………………………5
1.2 Основные экономические аспекты управления качеством предприятия…7
1.3 Основные этапы разработки и внедрения экономических аспектов управления качества……………………………………………………………..10
Глава 2. Анализ управления качеством продукции в предприятии………….23
2.1 Организационная характеристика предприятия…………………………...23
2.2 Исследование системы управления качеством в предприятии…………...27
Глава З. Основные направления по совершенствованию качества…………..30
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы ……………………………………………………………...33

Вложенные файлы: 1 файл

Управление качеством.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Для того чтобы разобраться, почему в большинстве случаев на предприятиях, имеющих сертифицированную систему качества, практически не разработаны и не используются экономические методы управления качеством и что же является причиной отказа от использования финансовых механизмов в системе менеджмента качества предприятия,  необходимо понять, какие ожидания вкладывают руководители организаций в работы по внедрению экономических аспектов качества и что происходит в реальности. Данные опроса руководителей различных уровней за последние 5-7 лет позволяют выделить основные имеющиеся заблуждения относительно экономических аспектов качества, приведенные в таблице 1.

Таблица 1

Заблуждения и факты при внедрении на предприятии финансовых механизмов в системе менеджмента качества

ЗАБЛУЖДЕНИЯ

ФАКТЫ

1. Затраты на качество составляют около 4-7% в общем объеме расходов предприятия

1. Затраты на качество составляют  до 80% общих производственных затрат

2. Организовать систему учета  затрат на качество возможно на основе существующего бухгалтерского и финансового учета

2. Учет и анализ затрат на качество - самостоятельный управленческий учет, организовать который на основе бухгалтерского учета не возможно

3. При организации на предприятии  учета затрат на качество возможно  воспользоваться типовой методикой учета

3. Система учета и анализа затрат на качество строится индивидуально, исходя из особенностей предприятия и сложившейся системы менеджмента

4. Финансовые методы в системе  менеджмента качества ограничиваются учетом и анализом затрат на качество

4. Учет и анализ затрат на  качество - только один из механизмов финансового менеджмента в системе качества

5. Финансовыми методами в системе  качества должна заниматься служба качества

5. Специалисты служба качества  не имеют ни навыков ведения  учета затрат и анализа финансовых  результатов, ни возможностей для реализации и ведения данной работы

6. Ведение учета и анализа затрат  на качество позволит быстро достичь заметных положительных финансовых результатов

6. Ведение учета и анализа затрат  на качество позволяет решить только финансовые проблемы в системе менеджмента качества


 

Следует также отметить, что самый главный враг этой деятельности - желание охватить "все сразу". Ни в коем случае нельзя браться за внедрение всех финансовых аспектов менеджмента качества одновременно. Только их планомерное поэтапное внедрение и развитие (с обязательным проведением анализа и оценивания результатов каждого этапа работ) позволит достичь определенных результатов. Любая работа по систематизации и изменению механизмов управления (в том числе и для финансового менеджмента) в организации не может быть ориентирована на достижение быстрого результата. Разработка, внедрение и обеспечение функционирования системы менеджмента качества (а в его рамках и финансового менеджмента), как инновационный процесс, нацелены на долгосрочную перспективу, к которой применение принципа "здесь и сейчас" не подходит.

Кроме того, внедрение финансовых механизмов в системе менеджмента качества, как и любая другая инновационная деятельность, должно привести к достижению определенных целей организации. Использование экономических методов в системе менеджмента качества  позволяет решать только финансовые проблемы предприятия, связанные с менеджментом качества, а решить все проблемы с его помощью естественно невозможно. Безусловно, проведение мониторинга и анализа затрат, составляющих стоимость качества, позволяет оптимизировать эти затраты, привести к снижению себестоимости, определить приоритеты в решении проблем качества и способствует решению еще целого ряда задач. Однако использование только информации о затратах на качество без другой финансовой информации (например, данных об эффективности протекания процессов в системе менеджмента качества) решить вопросы улучшения экономических показателей деятельности, к сожалению, не может. Кроме того, данные зарубежных статистических исследований позволяют сделать однозначный вывод о том, что при внедрении  "система управления затратами на качество может получить значительную поддержку от системы экологического менеджмента" [1], поскольку в этом случае экономический эффект от внедрения гораздо выше и достигается несколько быстрее.

Следует отметить, что на современном этапе методы экономики качества весьма разнообразны и включают в себя следующие основные направления:  

    • совершенствование концепции управления затратами на обеспечение и улучшение  продукции;
    • развитие концепции А.Фейгенбаума по управлению затратами на обеспечение качества на основе PAF-модели;
    • концепция управления стоимостью потери качества;
    • формирование концепции управления затратами в рамках процессов.

Концепция управления затратами в рамках бизнес-процессов появилась одной из последних и в настоящее время находится в развитии. При этом в ее основу была положена идея Д.Джурана о делении затрат на необходимые и излишние (в современном варианте - "деньги, затраченные" и "деньги, потерянные"). Данная модель исходит из того, что производственный менеджмент - это менеджмент системы процессов, приносящих прибыль организации. Данная концепция является самой молодой и, наверно, самой перспективной, поскольку именно она положена в основу и Британского национального стандарта (BS 6143 "Руководство по экономике качества"), и проекта стандарта ИСО (ИСО/ТО 10014:1998 "Руководящие принципы управления экономикой качества"), устанавливающего требования к управлению экономическими аспектами систем менеджмента качества. Одним из главных достоинств применения процессного подхода для построения системы менеджмента качества является то, что в этом случае существует возможность "рассмотрения процессов с точки зрения добавления ценности и достижения результатов в показателях работы и эффективности" (ИСО 9001:2000). А это значит, что модель менеджмента затрат на качество процессов, с одной стороны, полностью соответствует международным требованиям к системам менеджмента качества, а с другой стороны, направлена не только на повышение удовлетворенности потребителей, но и на достижение экономических результатов и выгод организации-производителя. Кроме того, эта концепция полностью согласуется с современными методами управления организацией и на основе процессной, и на основе ресурсной моделей, и на основе реинжиниринга бизнес-процессов. И кроме того, именно концепция управления затратами на качество бизнес-процессов послужила основой разработки личной и организационной систем сбалансированных показателей, а также концепции процессно-ориентированного анализа рентабельности, которые также можно считать методами экономики качества.

Менеджмент финансов (а именно так теперь называется деятельность, связанная с использованием экономических или финансовых методов в системе менеджмента качества) предусматривает разработку прогрессивных экономических методов для поддержки и поощрения улучшения деятельности организации (то есть включает в себя и бизнес-планирование, и анализ, и оценивание затрат на качество, и оценивание добавления ценности организации за счет оптимизации процессной модели менеджмента, и создание системы инвестирования инноваций, и ряд других аспектов).

Если же говорить об экономических аспектах менеджмента качества в стандартах ИСО серии 9000, то они представляют собой как рекомендации по улучшению деятельности (ИСО 9004), так и требования к системе менеджмента качества, выполнение которых в организации обязательно (ИСО 9001).

Одним из принципов, образующих основу стандартов ИСО на системы менеджмента качества, является применение процессного подхода. В качестве процесса может рассматриваться любая деятельность, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы. При этом применение процессного подхода в системе менеджмента качества (как для управления деятельностью, так и для управления ресурсами) "позволяет достигать желаемых результатов эффективнее" (ИСО 9000:2005 "Системы менеджмента качества - основы и словарь"). Таким образом, одной из основных характеристик процесса является эффективность. Это значит, что формирование и использование процессной модели в системе менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000 принесут наиболее ощутимые результаты и выгоды для предприятия в том случае, когда процессы будут оцениваться не только с точки зрения достижения результатов, но и с точки зрения эффективности процессов менеджмента в организации. Еще один принцип построения систем менеджмента качества состоит в том, чтобы рассматривать в качестве неизменной цели организации постоянное улучшение деятельности. Как указано в примечании к термину "постоянное улучшение" (а это - часть менеджмента, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству), улучшение качества может относиться к любым аспектам, таким как результативность, эффективность или прослеживаемость.

Между тем многие специалисты служб качества на предприятиях сталкиваются с проблемой четкого и однозначного понимания терминов "результативность" и "эффективность". Результативность (effectiveness) определяется стандартом ИСО 9000:2005 как степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов (в англ. варианте - doing right things: необходимость, полезность работы). Кроме того, поясняется, что результативностью может считаться приведение в исполнение, достижение (степень законченности действия), выполнение, проведение (степень исполнения) команды, обязанности (долга), назначения (цели), обещания (ISO/TC 176/ SC2/ №526 "Вводный пакет продукта: Модуль - Руководство по терминологии, использованной в ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000".). Эффективностью (в англ. варианте efficiency - doing things right: делать работу правильно, но она может быть  и бесполезной) в соответствии с терминологией ИСО 9000:2005 считается связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами, что практически соответствует определению, которое дает современный экономический словарь: эффективность - относительный эффект (результативность) процесса, определяемый как отношение эффекта (результата) к затратам, обусловившим (обеспечившим) его получение [2].

Получается, что термин "результативность", используемый в стандартах ИСО 9000:2005, действительно соответствует русскому значению этого слова. А что касается эффективности, то в данном случае этот термин следовало бы перевести как рациональность, то есть способность делать работу установленным (правильным) способом. Этот вывод подтверждается анализом положения стандарта ИСО 9001:2000, где в переводе употребляется слово "эффективность". Например, в разделе 1.1 "Общие положения" говорится: "Настоящий международный стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация: : ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей, посредством эффективного применения системы, включая процессы постоянного улучшения системы и обеспечение соответствия требованиям потребителей и регламентирующим требованиям". Совершенно очевидно, что в данном случае речь идет не об эффективности как об отношении достигнутого результата к затраченным ресурсам. Или же в разделе 8.2.2, описывающем требования к проведению внутренних аудитов, говорится: "Организация должна проводить внутренние аудиты (проверки) в запланированные интервалы с целью установления, что система менеджмента качества: : эффективно внедрена и поддерживается в рабочем состоянии". Тогда как согласно требованиям к проведению аудиторских проверок (ИСО 19011:2002 "Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или экологического менеджмента") целью проведения аудитов является подтверждение соответствия системы  менеджмента качества установленным требованиям (согласно определению, аудит - это систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита, причем критериями аудита выступает совокупность политик, процедур или требований), а не оценивание эффективности внедрения (то есть отношение результата внедрения системы к сумме затраченных на внедрение ресурсов).

Следует отметить, что такая ситуация возникла из-за различного понимания эффективности отечественными и зарубежными учеными. В России традиционно эффективность рассматривается как отношение достигнутого результата к затраченным ресурсам, причем чаще всего и результат, и ресурсы измеряются в денежном выражении. Тогда как за рубежом чаще всего, когда говорят об эффективности, имеют в виду два совершенно других понятия. Профессор менеджмента бизнес-школы университета Пенсильвании Маршал Майер сравнивает в [3] два используемых за рубежом определения эффективности. Оксфордский словарь английского языка определяет термин "эффективность" (performance - в русском языке нет точного аналога данного термина, чаще всего это слово переводится не как эффективность, а как исполнение или свершение) следующим образом: "исполнение, акт исполнения или что-либо исполненное: Часто по значению противоположно обещанию и т.д." [4]. Напротив, общепринятое определение экономической эффективности включает в себя элемент если не обещания, то ожидания. Следуя высказыванию Франклина Фишера, экономическая эффективность компании состоит в "размерах денежного потока, который еще необходимо получить" [6], дисконтированного до текущей стоимости. М.Майер отмечает противоречие между словарным и экономическим определениями эффективности: словарное определение обращено в настоящее или прошлое, а экономическое определение обращено в будущее. У этого противоречия имеются различные последствия, сказывающиеся на практическом определении эффективности деятельности. "В повседневном управлении компанией мы используем словарное определение эффективности деятельности, ставим цели и сопоставляем достижения с данными целями, но мы также используем экономическое определение эффективности деятельности, когда внедряем в компании показатели капитализации. В академических исследованиях происходит смешение словарного и экономического определений эффективности деятельности. Словарное определение эффективности предполагается там, где эффективность оценивается операционными показателями или текущими финансовыми результатами, а экономическое определение эффективности подразумевается в исследованиях эффективности компании, в которых она оценивается в показателях цен на акции" [3].

Информация о работе Экономические аспекты обеспечения качества