Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 20:26, реферат
Решение задач в курсе физике – необходимый элемент учебной работы. Довольно часто задачи решаются лишь для тренинга, используются для иллюстрации формулы, правила, закона. Некоторые учителя практически не используют задачи в своей преподавательской деятельности, а если и используют, то это в основном задачи для «троечников», с чем я и встретилась на практике. Поэтому теряется такая важная цель обучения, как развитие творческих способностей. Все решаемые задачи однообразные в своих решениях, практически все сводятся к элементарной подстановке данных в ранее выученную формулу. На практике школьников не знакомят с методами и способами решения физических задач, даже не всегда показывают алгоритм решения задач.
Введение. 3
1. Понятие физической задачи и классификация задач. 4
2. Приемы решения физических задач. 5
3. Способы решения физических задач. 8
4. Методы решения физических задач. 12
4.1. Координатный метод. 12
4.2. Метод решения задач переходом в систему отсчёта, связанную с одним из движущихся тел. 18
4.3. Метод составления системы уравнений. 21
4.3.1. Система идентичных уравнений. 21
4.3.2. Система уравнений законов сохранения. 23
4.4. Метод отрицательных масс. 26
4.5. Метод индукции. 28
4.6. Методы расчёта резисторных схем постоянного тока. 30
4.6.1. Расчёт эквивалентных сопротивлений линейных бесконечных цепей. 30
4.6.2. Шаговый (рекуррентный) метод расчёта эквивалентного сопротивления электрической цепи. 31
4.6.3. Метод объединения равнопотенциальных узлов. 33
4.6.4. Метод разделения узлов. 34
4.6.5. Метод преобразования и расчёта цепей с помощью перехода 36
«звезда» - «треугольник». 36
4.7. Векторный метод решения задач. 38
4.8. Метод решения обратной задачи. 40
4.9. Метод усложнения – упрощения. 43
4.10. Метод дифференцирования и интегрирования. 45
4.11. Вариационные принципы механики, метод виртуальных перемещений. 46
4.12. Метод зеркальных изображений. 48
4.13. Метод экстремума потенциальной энергии. 50
4.14. Метод экспоненты. 52
4.15. Метод минимума и максимума. 53
4.16. Метод софизмов и парадоксов. 54
Заключение. 56
Список литературы: 57
Получим уравнение: Uq/εd=(4/3)π r3g (ρa - ρk) tg α,
из которого найдём заряд шарика q=4πr3gεd(ρa- ρk) tg α / 3U.
Переход в систему отсчета, связанную с одним из движущихся тел, заключается в том, что это тело в его системе отсчёта становится неподвижным, а его скорость и ускорение, направленные противоположно, передаются второму телу. Пусть в неподвижной системе отсчёта два тела А и В имеют скорости VA и VB, векторы которых направлены как показано на рис. 10,а.
рис.10
Скорость VBA тела В в системе отсчёта, связанной с телом А, определится как векторная сумма векторов VB и ( -VA ), а скорость тела А в этой системе становится нулевой (рис. 10,б).
Задача: Спортсмены бегут колонной длины L со скоростью v. Навстречу бежит тренер со скоростью u, причём u <v (рис. 11, а). Каждый спортсмен, поравнявшись с тренером, разворачивается и начинает бежать назад с той же по модулю скоростью v. Какова будет длина колонны, когда все спортсмены развернуться.
рис.11
Задачу решаем в системе отсчёта, связанной с тренером. В этой системе отсчёта тренер неподвижен, а спортсмены при беге навстречу тренеру имеют скорость равную сумме скоростей (v + u) (рис. 11, б), а при беге от тренера
(v–u) (рис.11,в). Время, за которое все спортсмены, поравнявшись с тренером, повернут назад равно: t = L/ (v + u).
Расстояние, на которое удалится первый, поравнявшийся с тренером спортсмен, за это время и будет определять новую длину колонны.
Спортсмены
бегут от тренера со скоростью
(v – u), поэтому первый спортсмен за время
t убежит на расстояние L1, которое
определится по формуле:
Это и будет новой длиной колонны, она станет короче.
Задача: Два автомобиля выезжают одновременно из пунктов А и В, расположенных на расстоянии L друг от друга. Первый автомобиль А едет по прямой дороге, направленной под углом α к прямой АВ со скоростью VA , а второй В - по прямой дороге, составляющей с прямой АВ угол β, со скоростью VB (рис. 12,а). Определить, каким будет минимальное расстояние между автомобилями при их движении?
рис.12
Изобразим движение автомобиля
В в системе отсчёта, связанной
с автомобилем А (рис. 12,б). В этой системе
отсчёта автомобиль А неподвижен, а автомобиль
В движется со скоростью
Угол γ определяется из векторного треугольника скоростей использованием теоремы синусов: VA / sin (β – γ) = VB / sin (α +γ)
VA (sinα cosγ + sinγ cosα) = VB (sinβ cosγ – sinγ cosβ)
Разделив обе части равенства на cosγ, получим
Отсюда
γ = arc tg(VB sinβ-VA sinα)/(VA cosα + VB cosβ),
Подставив в выражение для d значение угла γ, получаем значение минимального расстояния между автомобилями
d = L sin arc tg (VB sinβ - VA sinα)/(VA cosα + VB cosβ).
При решении таким методом задач на столкновение тел вектор скорости VBA должен быть направлен точно на тело А, а угол γ должен быть равен нулю.
Метод используется при решении тех задач, в которых рассматривается одно и то же физическое явление, происходящее при разных условиях, отражённых в данных задачи. При составлении уравнений необходимо проанализировать, какие физические величины, описывающие это явление, остаются одинаковыми.
Задача: Эскалатор (движущаяся лестница) спускает идущего по нему пассажира за время t1, а движущегося по нему в два раза быстрее за время t2. За какое время эскалатор спускает стоящего на нём пассажира?
В этой задаче одинаковыми
являются длина эскалатора S и скорость
его движения u. Скорость первого
пассажира в неподвижной
Аналогично для скорости
движения второго пассажира, который
движется относительно эскалатора со
скоростью 2v: S/t2=2v+u.
Для третьего пассажира уравнение скорости движения будет иметь вид:
В системе трёх уравнений
четыре неизвестных: S, v, u и искомое t3,
поэтому необходимо понизить число неизвестных.
Для исключения неизвестной скорости
v, вычтем второе уравнение из первого
уравнения, умноженного на 2. В результате
чего получим уравнение: S(2/t1–1/t2)=u.
Далее решаем систему из
третьего и последнего уравнений. Приравняв
левые части этих равенств, и сократив
на S, получим выражение: 2/t1–1/t2=1/
t3.
Откуда
t3= t1t2/(2t2–t1).
Задача: Посередине откачанной и запаянной с обоих концов трубки длиной L, расположенной горизонтально, находится столбик ртути длиной h. Если трубку поставить вертикально, то столбик ртути сместится на расстояние равное d. До какого давления была откачана трубка? Плотность ртути ρ.
Процесс перевода трубки из горизонтального положения в вертикальное (рис. 13) можно считать изотермическим, и, следовательно, к состояниям газа в обеих частях трубки применить закон Бойля-Мариотта.
рис.13
Поскольку площадь поперечного сечения трубки остаётся постоянной, то объёмы частей трубки, занятые газом, пропорциональны их длинам. Тогда для газа в верхней части трубки закон Бойля-Мариотта запишется так:
Р(L – h)/2 = P1 [(L- h)/2 + d];
а для газа в нижней части трубки - Р(L – h)/2 = P2 [(L- h)/2 – d].
Здесь Р1 и Р2 – давления газа в верхней и нижней частях трубки соответственно, которые связаны между собой соотношением: Р2–Р1=ρgh.
Решая полученную систему из трех уравнений относительно давления газа Р в обеих частях трубки при её горизонтальном положении, получаем
Р = ρgh [(L- h)2 – 4d2] (L – h)d.
При столкновении тел (ударе) всегда выполняется закон сохранения импульса, вне зависимости от вида удара упругого или неупругого. Закон сохранения механической энергии выполняется при абсолютно упругом ударе, при неупругом - часть механической энергии переходит во внутреннюю энергию.
При движении тел по замкнутым криволинейным траекториям (окружность, эллипс) в отсутствии силы сопротивления выполняются законы сохранения момента импульса и энергии.
Задача: Два шарика массами m и 3m висят, соприкасаясь, на длинных нерастяжимых нитях. Шарик меньшей массы вместе с нитью, на которой он подвешен, отклоняют на угол 90о и шарик отпускают. Определить отношение импульсов (р1/р2) шариков после столкновения. Удар считать абсолютно упругим.
Пусть первый шарик массой m в самый последний момент до удара со вторым шариком массой 3m имеет импульс р. После удара импульс первого шарика р1 направлен противоположно, потому что его масса меньше массы второго. Второй шарик имеет импульс р2 (рис.14).
рис.14
Запишем выражение закона
сохранения импульсов шариков в
проекциях импульсов на координатную
ось 0Х: р=р2–р1.
Это уравнение содержит два неизвестных р1 и р2. Запишем второе уравнение, в которое входили бы эти же неизвестные. Это уравнение закона сохранения энергии (в данном случае кинетической энергии), которая сохраняется, вследствие абсолютно упругого удара: р2/2mр12/ 2m+ р22/ 6m.
Здесь используется формула, связывающая кинетическую энергию с импульсом. Приведём систему из двух уравнений к следующему виду:
После деления второго уравнения
системы на первое получим выражение:
Разделив обе части
равенства на р2, получим искомое
соотношение импульсов
1 – (р1/р2) = 1/3 + (р1/р2).
Откуда
Задача: Космический корабль обращается вокруг Луны по круговой орбите, радиус которой равен трём радиусам Луны (R = 3Rл). Какую минимальную скорость нужно сообщить спускаемому аппарату, чтобы он прилунился на противоположной стороне Луны?(рис.15)
рис.15
Сначала
определим скорость V0 космического
корабля при его движении вокруг Луны
по круговой орбите радиуса R, используя
второй закон Ньютона: G Mm/R2 = mV02,
где М – масса Луны, m – масса космического корабля, G – гравитационная постоянная.
Отсюда
V0=(GM/R)1/2=(GM/3Rл)1/2.
Подставив в формулу значения гравитационной постоянной, массы и радиуса Луны, взятые из справочника (G = 6,672 10-11 Hм2/кг2, М = 7,35 1022кг, Rл = 1737 км) получаем значение этой скорости: V0 = 970 м/с.
Чтобы
прилуниться в точке В,
Спускаемый аппарат обладает как кинетической энергией, вследствие движения, так и потенциальной энергией, вследствие гравитационного взаимодействия с Луной.
Видоизменим полученную систему уравнений, учитывая, что R = 3Rл.
Решая полученную систему уравнений относительно V1, получаем выражение для скорости, которая обеспечит начало движения спускаемого аппарата по эллиптической орбите V1=(GM/6Rл)1/2.
Подставив в формулу значения гравитационной постоянной, массы и радиуса Луны получаем значение этой скорости: V1 = 686 м/с.
Информация о работе Методы и способы решения физических задач