Формирование и развитие основных понятий геометрической оптики в курсе физики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 20:19, курсовая работа

Краткое описание

Но несмотря на огромное значение оптики и ее технических приложений, содержание этого раздела физики в средней школе не отражает в должной мере ее успехи. Программа по физике для средней школы содержит достаточный объем знаний по оптике, но в значительном усовершенствовании нуждается методика ее изложения, в том числе и геометрической оптики.
В связи с этим целью данной работы явилось усовершенствование методики преподавания геометрической оптики в 8 и 11 классах средней школы и разработки уроков по данной теме.

Содержание

Введение. 2
Глава I. Геометрическая оптика как наука. 4
§1.1 Краткая история развития оптики. 4
§1.2 Волновые свойства света и геометрическая оптика. 12
§1.3 Основные понятия и законы геометрической оптики и их развитие в курсе физики средней школы. 15
Глава 2. Методические разработки уроков в геометрической оптике в курсе физики средней школы. 22
§2.1 Урок на тему "Законы геометрической оптики" в 11 классе с разноуровневым обучением учащихся. 22
§ 2.2 Учебно-методическая разработка урока межпредметного содержания на тему "Глаз как оптическая система". 30
§2.3 Методика применения средств компьютерной графики в построении урока по физике в 11 классе средней школы 37
Глава 3. Развитие и углубление понятий геометрической оптики в формах внеклассной работы с учащимися 43
§3.1 Методическая разработка факультативного занятия на тему "Оптические иллюзии". 43
§3.2 Конкурсный вечер на тему "Тайны световых лучей". 46
Заключение. 50
Список литературы: 52

Вложенные файлы: 1 файл

Геометрическая оптика.rtf

— 460.78 Кб (Скачать файл)

Основное направление данной работы - методическая разработка уроков по геометрической оптике в 8 и 11 классах общеобразовательной средней школы, а также подготовка учебно-методических материалов для внеклассной работы учителя физики. Методические рекомендации оформлены в виде полных планов уроков физики.

Основные результаты дипломной работы включают в себя:

1. Установление роли геометрической оптики в системе представлений о природе электромагнитного излучения.

2. Методические разработки учебных занятий по геометрической оптике в 8 и 11 классах средней школы, направленные на расширение и углубление представлений учащихся о предмете оптики как науки. При построении уроков использован дифференцированный подход, который обеспечивает каждому учащемуся базовый уровень подготовки, создает благоприятные условия тем, кто проявляет интерес к обучению на более высоком уровне. Межпредметные связи повышают эффективность усвоения материала учащимися.

3. Подготовку факультативных курсов для средней школы по геометрической оптике. Разработан конкурсный вечер для учащихся 8 класса, подготовлен материал для проведения факультативного занятия в 11 классе. Данные факультативные занятия дают возможность удовлетворить интересы школьников, расширить их знания, не отвлекая внимания от основного содержания учебной программы.

Опыт, полученный в процессе выполнения дипломной работы, а также методические разработки конкретных учебных мероприятий по геометрической оптике предполагается в дальнейшем использовать в практической работе учителя физики в средней школе.

 

Список литературы:

 

1. Павленко Ю. Г. "Оптика" - М.: Издательство МГУ, 1992.

2. Чернощекова Т. М. "Из истории развития взглядов  на природу света". - Горький, 1982.

3. Сивухин Д. В. "Общий курс физики" - М.: "Наука", 1980.

4. Ландсберг Г. С. "Оптика" - М.: "Наука", 1976.

5. Линец Ю. А. "Использование принципа Ферма в преподавании геометрической оптики" /Физика. - 1998, №7, стр. 6-8.

6. Волковыский Р. Ю. "Организация дифференцированной работы учащихся при обучении физики" - М.: "Просвещение", 1993.

7. Василихина Т. В. "Урок с разноуровневым обучением по геометрической оптике" /Физика в школе. - 1994, "1 стр. 35-37.

8. Вавилов С. И. "Глаз и солнце" - М.: Изд-во АНСССР, 1961.

9. Перельман Я. И. "Занимательная физика" - М.: "Просвещение", 1990.

10. Солнцев В. А. "Оптические наблюдательные приборы" - М.: "Просвещение", 1988.

11. Орлов В. А. "Творческие экспериментальные задания" /Физика в школе. - 1995, №1, стр. 20-23.

12. Алешкевич В. А. "Вступительные экзамены по физике" /Физика. - 1988, №32, стр. 5.

13. Аристахова Л. И. "Глаз как оптическая система" /Физика - 1999, №11, стр. 9-12.

14. Кабардин О. Ф. "Физика" - М.: "Просвещение", 1991.

15.Бурсиан Э. В. "Задачи по физике для компьютера" - М.: "Просвещение", 1991.

16. Тунин О. А. "Компьютерное обучение и демонстрационные программы" /Физика. - 1999, №12, стр. 7.

17. Мякишев Г. Я. "Физика-11", - М.: "Просвещение", 1991.

18. Самойлова Г. С. "Листы взаимоконтроля" /Физика. - 1999, №42, стр. 11-13.

19 Угринович Н. Д. "Вопросы компьютеризации учебного процесса" - М.: "Просвещение", 1997.

20. Коханов К. Ю. "Оптические иллюзии в школьном курсе физики" /Физика. - 1999, №11,Ю стр. 9-12.

21. Ланина И. Я. "Не уроком единым" - М.: "Просвещение", 1991.

22. Юфанова И. Л. "Занимательные вечера по физике" - М.: "Просвещение", 1990.

 

 


Информация о работе Формирование и развитие основных понятий геометрической оптики в курсе физики