Адаптивный спорт как вид адаптивной физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 23:32, контрольная работа

Краткое описание

Участие в спортивных соревнованиях, спортивные тренировки предъявляют повышенные требования к организму человека, функционированию всех его систем. Именно поэтому спортивное движение инвалидов по сей день является предметом для дискуссии среди ученых и специалистов по физической культуре и спорту. Тем не менее, спорт инвалидов существует и развивается во всем мире. Мало того, проводятся международные соревнования, включая «Паралимпийские игры», в которых участвуют спортсмены-инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. Для инвалидов с умственной отсталостью главным спортивным мероприятием являются игры «Спешил Олимпикс».

Вложенные файлы: 1 файл

АДАПТИВНЫЙ СПОРТ.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

АДАПТИВНЫЙ  СПОРТ КАК ВИД АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Участие в спортивных соревнованиях, спортивные тренировки предъявляют повышенные требования к организму человека, функционированию всех его систем. Именно поэтому спортивное движение инвалидов по сей день является предметом для дискуссии среди ученых и специалистов по физической культуре и спорту. Тем не менее, спорт инвалидов существует и развивается во всем мире. Мало того, проводятся международные соревнования, включая «Паралимпийские игры», в которых участвуют спортсмены-инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. Для инвалидов с умственной отсталостью главным спортивным мероприятием являются игры «Спешил Олимпикс».

В чем же причина развития инвалидного спорта, какие функции он выполняет? Инвалид, пройдя этап лечения и физической реабилитации, нередко полностью прекращает занятия физическими упражнениями, так как у него резко ослабевают стимулы к их продолжению, а в результате снижаются выработанные компенсации, ухудшается функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, интенсивность обменных процессов и его общая работоспособность.

Занятия доступным видом  спорта являются тем стимулом, который заставляет инвалидов не прекращать занятия физическими упражнениями и систематически тренироваться. Проведенные исследования показывают, что инвалид, занимающийся спортом, значительно лучше справляется со своим повреждением, чем инвалид, не занимающийся спортом. Он, например, владеет своим протезом (коляской) гораздо лучше, благодаря тому, что его мускулатура сильнее и его мышечное чувство лучше развито, он лучше передвигается и его выносливость к нагрузке больше. Путем тренировки улучшается нарушенное равновесие и координация, улучшается функциональное состояние всех систем организма.

Таким образом, спорт  инвалидов является организованной формой вторичной профилактики, необходимой  для сохранения результатов, достигнутых в процессе лечения и реабилитации. Специально организуемые спортивные соревнования (строго дозируемые и регламентируемые) необходимы для функциональной проверки физических возможностей инвалида и психологической стимуляции инвалида к активной деятельности. При этом важен не столько результат, сколько участие в спортивных соревнованиях [1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Цели и задачи физической культуры и спорта инвалидов

Коррекционно-компенсаторная направленность пронизывает весь педагогический процесс, определяет задачи и методики физического воспитания и спорта инвалидов. Поэтому в работе с инвалидами специфичны уже общие задачи физического воспитания.

Оздоровительные задачи предполагают организацию работы таким образом, чтобы оказывать влияние не только на общее состояние, но и восстанавливать те или иные нарушенные болезнью функции организма. Эти задачи включают в себя физическое оздоровление, создание условий для правильного физического развития, закаливания, коррекцию, особенности соматического состояния (коррекцию акта дыхания, походки, осанки и т. д.).

Воспитательные  задачи предполагают выработку определенных характерологических черт (воля, настойчивость, чувство коллективизма, организованность, активность, смелость и т. д.), обеспечивают стимуляцию психического развития. Развивается внимание, память, находчивость, улучшается ориентация, осуществляется развитие интеллекта. Воспитание основных физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости) инвалидов до недавнего времени считалось нецелесообразным в связи с комплексным поражением организма, мнением о невозможности полноценного приспособления к самостоятельной жизни. В настоящее время вопросу воспитания физических качеств уделяется должное внимание и этот процесс может осуществляться максимально эффективно, имея не последнее значение в коррекционно-воспитательной работе.

Решение образовательных задач по формированию двигательных умений и навыков в работе с инвалидами предполагает прежде всего помощь естественного процесса формирования возрастных моторных функций. Кроме того, необходимо формировать те двигательные умения и навыки, которые инвалид не может освоить самостоятельно из-за патологических изменений двигательной сферы, часто встречающихся у всех категорий инвалидов.

В физическом воспитании инвалидов выявляется ряд специальных коррекционных задач, имеющих самостоятельное значение, но тесно взаимосвязанных. Это прежде всего задача включения в компенсацию основного дефекта и в коррекцию вторичных нарушений, обусловленных основным заболеванием, выполнение таких двигательных заданий, которые развивают мышечно-суставное чувство, ориентировку в пространстве и времени, степень напряжения и расслабления мышц, последовательность движений, внимание к своим движениям и действиям, умение выполнять движения по словесной инструкции, анализ движений по качеству их выполнения.

С учетом особенностей инвалидов  становится ясным, какое большое значение имеют педагогический и медицинский контроль в процессе их занятий физическими упражнениями и спортом. Методы врачебно-педагогического контроля остаются теми же, что и при занятиях здоровых лиц, но частота и систематичность их применения должна быть выражена значительно больше, чем при работе со здоровыми [1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Направления адаптивного спорта

Адаптивный спорт, активно  развивающийся в настоящее время во всем мире, включает в себя три основные разновидности: Паралимпийское, Специальное Олимпийское движения и Всемирные игры глухих («Тихие игры») [2].

Многолетний опыт отечественной и зарубежной практики в области спорта инвалидов свидетельствует о том, что для данного контингента тренировочный процесс и участие в соревнованиях являются действенными способами физической, психической, социальной адаптации (Рубцова И.О., 1998). Учебно-тренировочный процесс рассматривается как врачебно-педагогическая дисциплина, где в оптимальном соотношении функционируют лечебные и педагогические факторы, обеспечивающие реализацию физического, интеллектуального, эмоционально-психического потенциала спортсмена-инвалида, удовлетворяющие эстетические и этические потребности, стремление к физическому совершенствованию (Сермеев Б.В., Григоренко В.Г. и др., 1991).

В спорте инвалидов в  настоящее время можно выделить два направления: рекреационно-оздоровительный и спорт высших достижений. В рамках первого направления спорт выполняет оздоровительно-рекреативную функцию, выступая как средство и метод достижения эффективного здорового отдыха - развлечения, восстановления и поддержания оперативной работоспособности, организации интересного эмоционального досуга (Ричард К., 1980; Матвеев Л.П., 1997). Эта практика условно может быть отнесена к спорту, поскольку в ней выражены лишь некоторые его типичные черты: систематическая тренировка, специализация в избранном виде спорта, участие в соревнованиях и др. Такая форма спортивной деятельности общедоступна, реализуется добровольно, в свободное время и не является доминирующей деятельностью в жизни инвалида. К числу наиболее популярных видов спорта относятся плавание, легкая атлетика, в том числе в колясках, тяжелая атлетика, лыжный спорт, стрельба, различные виды гимнастики, включая шейпинг и аэробику, фигурное катание на коньках, танцы, спортивные игры (баскетбол, в том числе в креслах-колясках, сидячий волейбол, мини-футбол, большой и настольный теннис, хоккей на полу, бильярд, дартс, голбол, городки), оздоровительные виды восточных единоборств и др. В зависимости от того, в какой социальной сфере культивируется оздоровительно-рекреативный спорт, специфика занятий модифицируется соответственно условиям, составу групп (однородных по нозологии или интегрированных), возрасту, интересам занимающихся (школьный, студенческий спорт и др.).

Главные стратегические принципы педагогической деятельности в этой работе следующие: адекватность содержания физической подготовки и ее условий индивидуальному состоянию человека, гармонизация и оптимизация физической тренировки, свобода выбора формы физической активности в соответствии с личными склонностями и способностями каждого человека (Бальсевич В.К., 1990).

Спорт высших достижений имеет более сложную структуру  и содержание тренировочного процесса. Путем отбора сильнейших, наиболее талантливых спортсменов в разных нозологических группах инвалидов формируются составы сборных команд страны по видам спорта Паралимпийской программы (Симаков Ю.П., 1991). Технология тренировочного процесса строится на основе закономерностей срочной и долговременной адаптации организма к физической нагрузке, принципов и закономерностей спортивной тренировки, разработанных в теории спорта (Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г, 1989).

 

 

 

 

 

 

 

3. Функции адаптивного спорта

3.1. Педагогические функции адаптивного спорта

Функции учебно-познавательная, развивающая, коррекционно-компенсаторная, рекреативно-оздоровительная, самовоспитания. Отличие тренировочного процесса инвалидов по сравнению со здоровыми спортсменами состоит в том, что объектом воздействия являются люди, имеющие стойкие дефекты в разных системах организма, которые лимитируют двигательные возможности, ограничивая сферу их применения. Поэтому спортивная тренировка инвалидов имеет свои специфические особенности, суть которых состоит в необходимости систематической коррекции физического состояния, двигательных действий в процессе совершенствования спортивной техники, физических качеств и нагрузки, на базе которых формируются адаптационные и компенсаторные механизмы.

Выделяют следующие особенности собственно тренировочного процесса, в которых аккумулируются основные деятельностные собственно тренировочные функции адаптивного спорта (развивающая, коррекционно-компенсаторная, образовательная, воспитательная, оздоровительная):

1. Исходными условиями  для занятий адаптивным спортом  являются:

- наличие медицинских  показаний и противопоказаний, относящихся непосредственно к спортсмену и к системе педагогических воздействий в избранном виде спорта (Жиленкова В.П., Ульрих Е.С., Дрожжина Л.А., 1997);

- устойчивая мотивация,  интерес и функциональные предпосылки;

- стабилизация физического состояния, достигнутая в результате восстановительных лечебных мероприятий после травматического или иного поражения.

Ориентирами восстановления фонда жизненно важных двигательных умений и физических качеств являются показатели координационных способностей, мышечной силы, расслабления, гибкости, выносливости, отражающие уровень общей работоспособности. Интегральными показателями качественного состояния двигательной сферы является физическая работоспособность при выполнении физической нагрузки специфической направленности в избранном виде спорта (Сермеев Б.В., Григо-ренко В.Г. и др., 1991).

2.  Важнейшим и наиболее  сложным компонентом подготовки спортсменов-инвалидов является освоение спортивной техники, сущность которой заключается в эффективном использовании своих двигательных способностей на основе биомеханических, физиологических, анатомических, психологических и других закономерностей. Любой вид движений связан с перемещением спортсмена в пространстве. Перемещение может выполняться без снарядов (плавание), со снарядом (спортивные игры), на снарядах (в колясках). Основой перемещения является активное взаимодействие спортсмена с опорой. Особые трудности в освоении техники возникают у инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата и незрячих. У первых в процессе совершенствования техники перестраивается биомеханическая и анатомическая структура движений (передвижение на протезах, в спортивной коляске, с использованием при ампутации рук специальных механизмов и технических приспособлений (Духовской Е.А., Верхало Ю.Н., 1997; Бакулев В.И. и др., 1997); у вторых из-за поражения зрительной сенсорной системы трудности технической подготовки связаны с нарушением ориентировки в пространстве, быстроты и точности движений, равновесия, дифференцировки усилий и других координационных проявлений (Азарян Р.Н., 1987; Мишарина С.Н., 1997). Методические приемы обучения технике осуществляются путем индивидуальных коррекций движений и компенсации нарушенных функций за счет создания новых двигательных программ.

Все элементы техники  несут определенную функцию, имеют  внешнюю форму и характеристики (пространственные, временные, динамические, ритмические), присущие каждому виду спорта. Тот вариант техники спортсмена-инвалида, благодаря которой он достигает высоких результатов, является наиболее приемлемым для формирования индивидуального стиля техники (Дмитриев СВ., Мулин В.М., 1988).

3. Освоение спортивной  техники еще не гарантирует  высокого результата, так как  ее реализация определяется степенью  функциональной подготовленности организма, которая обеспечивается развитием вегетативных систем (дыхания, кровообращения) и физических качеств (силы, гибкости, расслабления, скоростных, скоростно-силовых, выносливости). Особенности физической подготовки инвалида состоят в том, что наряду с широким комплексным воздействием физическими упражнениями на все функции организма постоянно осуществляется локальная коррекция развития мышечных групп, функциональных систем и координационных способностей, пострадавших в результате патологических нарушений.

Информация о работе Адаптивный спорт как вид адаптивной физической культуры