Адаптивный спорт как вид адаптивной физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 23:32, контрольная работа

Краткое описание

Участие в спортивных соревнованиях, спортивные тренировки предъявляют повышенные требования к организму человека, функционированию всех его систем. Именно поэтому спортивное движение инвалидов по сей день является предметом для дискуссии среди ученых и специалистов по физической культуре и спорту. Тем не менее, спорт инвалидов существует и развивается во всем мире. Мало того, проводятся международные соревнования, включая «Паралимпийские игры», в которых участвуют спортсмены-инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. Для инвалидов с умственной отсталостью главным спортивным мероприятием являются игры «Спешил Олимпикс».

Вложенные файлы: 1 файл

АДАПТИВНЫЙ СПОРТ.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, социализирующая  функция адаптивного спорта это  основная социальная функция, представляет собой совокупность многочисленных связей, сформированных в процессе спортивной деятельности, сочетающих в себе гуманистическую, коммуникативную, интегративную и другие функции.

 

Евсеев С.П., Шапкова  Л.В. Адаптивная физическая культура: Учеб. пособие. – М.: Советский спорт, 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Организация и проведение соревнований по видам спорта для инвалидов

Спорт для инвалидов  базируется на следующих положениях, изложенных на V международном конгрессе инвалидов в Стокгольме-

1. Важно не столько то, что утрачено инвалидом, сколько то, что сохранилось.

2. Сохранение жизнедеятельности инвалида существеннее имеющегося у него дефекта.

3. Между инвалидом и здоровым меньше различий, чем точек соприкосновения.

Очень большое значение имеет инвалидный спорт для улучшения морально-психологического состояния инвалидов и их социальной интеграции. Систематические тренировки в коллективе, выезды и участие в соревнованиях освобождают их от чувства изолированности, отчужденности, ненужности, а даже минимальные успехи в повышении спортивных результатов, функционального состояния организма помогают обрести чувство самоуважения, значимости своей личности. 

До участия в соревнованиях  инвалид обязательно должен пройти достаточно длительный этап тренировок для поднятия общего уровня тренированности  и овладения соревновательным упражнением. Тренировка спортсмена-инвалида должна строиться на общих принципах, установленных в теории спортивной тренировки, но, безусловно, с учетом специфики дефекта и состоянии человека.

Для достижения хорошего тренировочного эффекта занятия для спортсменов-инвалидов должны проводиться не реже 3 раз в неделю, в среднем по 1,5 ч. В предсоревновательном цикле число занятий может увеличиваться. Допуск к тренировкам в том или ином виде спорта и к соревнованиям осуществляется на основании медицинского освидетельствования, которое может проводиться во врачебно-физкультурном диспансере, медицинском кабинете клуба, спортивного сооружения или поликлиники. Необходимы также систематические врачебно-педагогические наблюдения за воздействием нагрузок на занимающихся, адекватностью нагрузок их состоянию и их эффективностью. Методы исследования, включая специфику функциональных проб, выбираются в соответствии с характером дефекта.

Организация соревнований для инвалидов отличается от организации  соревнований здоровых необходимостью предварительного отбора и классификации спортсменов по их функциональным возможностям для формирования групп. Для этого используется разработанная спортивно-медицинская классификация. Разделение участников по функциональным классам с учетом степени поражения позволяет создавать равные возможности для всех спортсменов на победу в своей категории, а также обеспечивает определенный уровень безопасности для спортсменов-инвалидов.

Соревнования проводятся с учетом существующих (международных) правил по данному виду спорта для инвалидов данной категории. Судейство осуществляется бригадой судей-специалистов по данному виду спорта для инвалидов. Награждение проводится на основании результатов соревнований медалями, лентами и памятными призами. Спортивные звания спортсменам-инвалидам не присваиваются.

В настоящее время  установлены виды спорта, которые  показаны инвалидам в зависимости от характера и степени нарушения. Инвалиды с дефектом опорно-двигательного аппарата подразделяются на три подгруппы: 1) различные виды ампутаций и врожденных недоразвитии конечностей, 2) последствия детского церебрального паралича, 3) повреждение позвоночника.

Для первой подгруппы предлагаются следующие виды спорта:

1.  Легкая атлетика: бег (30, 60, 100 и 300 м кросс женщинам, 1000 м кросс мужчинам), прыжки в длину, высоту, метания (мяча, копья, гранаты, диска), толкание ядра.

2.  Плавание — разные  стили и дистанции в зависимости  от того, насколько и какие  конечности ампутированы или  не были развиты.

3.  Спортивные игры: настольный теннис, волейбол (стоячий и сидячий).

4.  Стрельба из малокалиберного  оружия на 25—50 м.

5.  Стрельба из лука  на разные расстояния (90, 70, 60, 50 и  30 м) по мишеням диаметром 122 и 80 см.

6.  Тяжелая атлетика  — весовые категории: до 50, 57, 65, 75, 85 и более 86 кг.

7. Пятиборье: толкание ядра, метание диска, стрельба из пистолета, плавание, прыжки в длину. Могут быть и другие варианты пятиборья.

8.  Лыжные гонки  на разные дистанции, слалом  и слалом-гигант.

Вторая подгруппа — это инвалиды с последствиями детского церебрального паралича, которые подразделяются по возрасту и степени дефекта. Для этой подгруппы включаются следующие виды:

1. Легкая атлетика  — бег. В зависимости от  характера и степени дефекта включается бег на 80, 100, 200, 400, 800 м и эстафеты, а также гонки в колясках на стадионе. Прыжки в длину. Метание теннисного мяча на расстояние и в цель, медицинбола, копья в цель и на расстояние, булавы, диска, толкание ядра (масса диска 600 г, ядра — 3 кг).

2. Плавание различными стилями на расстояния от 30 до 100 м и эстафеты         4 х 50 м вольным стилем.

Третья подгруппа — инвалиды с дефектами позвоночника — участвуют в следующих видах спорта:

1.  Легкая атлетика: метание копья, диска, булавы, толкание ядра и состязание  на колясках на короткие (60, 100, 200, 400 м), средние (800 и 1500 м) и  длинные дистанции (5000 м), а также слалом.

2.  Плавание на различные  дистанции разными стилями.

3.  Стрельба из лука  и малокалиберного оружия (винтовка, пистолет).

4.  Спортивные игры: настольный теннис, бильярд, баскетбол,  кегельбан.

5.  Фехтование, сидя  на коляске.

6.  Тяжелая атлетика.

7. Пятиборье: стрельба из лука, метание копья или булавы, толкание ядра, гонки на колясках, плавание.

Инвалидам, имеющим дефекты органов слуха и речи (глухие и глухонемые), практически доступны почти все виды спорта: легкая атлетика, спортивная гимнастика, плавание, все виды борьбы, спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол, ручной мяч, хоккей), велоспорт, лыжные гонки, горные лыжи, конькобежный спорт и др. Не рекомендуются занятия боксом, прыжками в воду, поднятием тяжестей из-за нарушения функции вестибулярного анализатора. Для инвалидов-слепых культивируется легкая атлетика, плавание, лыжные гонки, борьба, а также специальные игры — голбол, реннибол. Инвалиды с нарушениями интеллекта стали принимать участие в соревнованиях, в том числе и международных сравнительно недавно. Для них проводятся всемирные игры «Спешил Олимпикс». Программа этих игр представляет собой особый вид спортивного движения, в котором   победителем становится каждый участник. Программа не предполагает высокого уровня спортивного мастерства, не требует от участника выполнения разрядных нормативов. Применяемый в ней принцип деления на дивизионы позволяет наградить медалью или лентой каждого спортсмена-инвалида. Помимо соревновательных программ, требующих определенного уровня технической и тактической подготовки, существует также раздел «Моторная активность», позволяющий участвовать в соревнованиях и занятиях инвалидов с тяжелыми степенями поражения ЦНС и опорно-двигательного аппарата.

Спорт инвалидов впервые возник в 1924 г., когда была создана спортивная организация глухих. После второй мировой войны, когда резко увеличилось количество инвалидов, труды Людвига Гутмана помогли утвердить инвалидный спорт как средство физической, психологической и социальной реабилитации инвалидов с повреждением позвоночника. 28 июля 1948 г. в день церемонии открытия Олимпийских игр 1948 г. в Лондоне были утверждены Сток-Мандевильские игры и проведены первые соревнования среди инвалидов на колясках. Эту дату можно считать началом организованного спортивного движения среди лиц с поражением различных органов и систем. В настоящее время это движение настолько широко, а число лиц, принимающих в нем участие, таково, что позволяет проводить как национальные и международные соревнования, так и специальные Паралимпийские игры. В настоящее время инвалиды-спортсмены всего мира объединены в 6 международных спортивных организаций:

— международная спортивная организация глухих (создана в 1924 г.);

— международная спортивная федерация инвалидов-колясочников (создана в 1952 г.);

— международная спортивная организация инвалидов с дефектами  опорно-двигательного аппарата (создана в 1964 г),

— международная спортивная организация людей с последствиями детского церебрального паралича (создана в 1978 г),

— международная спортивная организация слепых (создана в 1980 г ),

— международная ассоциация спорта для людей с нарушением интеллекта.

Спортивная работа среди  инвалидов в России стала интенсивно развиваться после участия объединенной команды инвалидов-спортсменов СНГ в Паралимпийских играх в Барселоне в 1992 г., где спортсмены СНГ завоевали 17 золотых, 14 серебряных и 15 бронзовых медалей. В 1996 г в Атланте российская команда инвалидов впервые самостоятельно и успешно выступила в Паралимпийских играх. Наши команды инвалидов-спортсменов постоянно участвуют в чемпионатах мира и Европы в зимних видах спорта, в международных соревнованиях по плаванию, легкой атлетике, пауэлифтингу, сидячему волейболу, баскетболу, пулевой стрельбе, настольному теннису и др. Проводятся чемпионаты и первенства России по видам спорта среди различных категорий инвалидов

Спортивное движение умственно отсталых лиц возглавляет «Спешал Олимпик Интернейшенал», созданная в 1968 г. Эта организация проводит летние и зимние международные игры «Спешал Олимпик Интернейшенал» На VIII играх в Минеаполисе в 1991 г приняла участие команда России (всего было 6 тыс. участников из 80 стран), заняв 2-е место в общекомандном зачете.

В настоящее время  более 28 тыс. детей и взрослых с умственной отсталостью на территории бывшего Советского Союза участвуют в этом движении, соревнуясь в 22 видах спорта

Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры / Под общ. ред. проф. С.Н. Попова. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Спорт во всем мире стал неотъемлемой частью жизни, он проник в социум, как искусство, театр, музыка. Миллионы людей приходят на соревнования (или наблюдают по телевидению), чтобы увидеть красоту движений, остроту спортивной борьбы, мастерство и силу, быстроту и легкость, своеобразие индивидуального стиля, грациозность и выразительность, совершенное владение телом, испытывая эстетические чувства, удовлетворяя потребность в эмоциональном сопереживании.

В соревнованиях инвалидов  нет такой внешне идеальной красоты. Тем не менее, трибуны стадионов, где проводятся соревнования инвалидов, всегда переполнены.

Что же заставляет зрителей с неизменным восторгом наблюдать поединки спортсменов в колясках, соревнования умственно отсталых, бег с лидером (поводырем) незрячих, скоростной спуск ампутанта на монолыже или сидячий волейбол спортсменов с ампутированными конечностями или поражением спинного мозга?

По-видимому, эстетические и эмоциональные переживания во время такого зрелища находятся на другом уровне восприятия. Своим упорством, настойчивостью, желанием испытать радость борьбы и победы, силой воли и духа спортсмены-инвалиды вызывают потрясение, удивление в сознании людей. Каждый понимает, что он в силу разных причин может оказаться в состоянии временной или постоянной инвалидности. И каждый мысленно задает себе вопрос: «А смог бы я так?» Это заставляет взглянуть на спортсмена-инвалида иначе - как на человека-борца, который, несмотря на все ограничения, живет полноценной жизнью, и не только приспосабливается к ней, а сам является творцом и созидателем себя, достойным подражания. Наблюдения за поведением спортсменов-инвалидов в корне меняют отношение общества к ним, заставляя воспринимать их не как людей ущербных, а наоборот - как равных, достойных уважения и способных на большие свершения, чем многие здоровые люди.

Евсеев С.П., Шапкова  Л.В. Адаптивная физическая культура: Учеб. пособие. – М.: Советский спорт, 2000.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры / Под общ. ред. проф. С.Н. Попова. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2006.
  2. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура, ее философия, содержание и задачи // Адаптивная физ. культ. и функц. состояние инвалидов. – СПб., 1996.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Структура и содержание физической культуры и спорта для инвалидов

Физическая культура — это особая и самостоятельная  область культуры, которая приобретает ряд специфических черт в приложении к инвалидам различных групп, занимающихся физическими упражнениями и массовым спортом. Обеспечивая развитие двигательного аппарата, укрепляя здоровье, повышая работоспособность организма, физические упражнения способствуют сглаживанию и преодолению множества отклонений. Именно движение осуществляет ту непосредственную связь инвалида с окружающим миром, которая лежит в основе развития его психических процессов и организма в целом. Физическая культура имеет большие возможности для коррекции и совершенствования моторики инвалида. Большое число физических упражнений и вариативность их выполнения позволяют производить отбор целесообразных их сочетаний для каждого отдельного случая. Это и обусловливает преимущество средств физического воспитания перед восстановительной трудотерапией.

Информация о работе Адаптивный спорт как вид адаптивной физической культуры