Анатомия и физиология школьников. Воспитание двигательный качеств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 13:36, реферат

Краткое описание

Сегодня здоровье ребенка это одна из главных проблем, которая волнует сегодня школу, педагогов, родителей. Ведь от ее решения зависят успехи ребенка в учебе и его дальнейшая самостоятельная жизнь.
Важное место в укреплении здоровья детей отводится урокам физической культуры. Как сделать эти занятия, с одной стороны, интересными и увлекательными для школьников, а с другой — эффективными с точки зрения физического совершенствования учащихся, повышения воспитательного потенциала урока? Решение этих вопросов связано с организацией учебных занятий.

Содержание

Введение…………………………………………………………...3
Глава I. Психологические и анатомо-физиологические
особенности развития школьников
1.1.Анатомо – физиологические особенности развития
Школьников……………………………………………………….6
1.2 Характеристика основных физических качеств……………11
1.3 Воспитание двигательных качеств………………………….15
Глава 2. Методика обучения игре в баскетбол
2.1 Правила игры в баскетбол…………………………………..20
2.2 Использование игровых средств……………………………26

Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Баскетбол Диплом.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

У девушек в отличие от юношей наблюдается значительно меньший  прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плечевой пояс, но зато интенсивно развивается тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клетка, сердце, легкие, ЖЕЛ, сила дыхательных мышц, максимальная легочная вентиляция и объем потребления кислорода также менее развиты, чем у юношей. В силу этого функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у них оказываются гораздо ниже.

В 15–17 лет у школьников заканчивается  формирование познавательной сферы. Наибольшее изменение происходит в мыслительной деятельности. У детей старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные движения, осуществлять двигательные действия в целом [4, с. 380].

Старшеклассники могут проявлять  достаточно высокую волевую активность, например, настойчивость в достижении оставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. Однако у девушек снижается смелость, что создает определенные трудности физического воспитания.

 

1.2 Характеристика основных физических качеств

 

К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

Развитие физических качеств теснейшим  образом связано с формирование двигательных навыков, закреплением и  совершенствованием двигательных умений. Недопустимо изучать технику каких-либо упражнений без достаточного развития физических качеств. А уровень их развития может быть оценён только при выполнении двигательных действий, контрольных упражнений, тестов [10, с. 115] .

В этом пункте мы рассмотрим основные физические качества, их характеристику.

Быстрота – это способность  человека выполнять движения с наибольшей скоростью. Понятие быстрота включает в себя: собственно скорость движения, частоту их, способность к ускорению  и быстроту двигательной реакции. Все компоненты быстроты совершенствуются в процессе обучения и тренировки. Внешнее проявление быстроты подкрепляются не только скоростным, но и другими способностями (силовыми, координационными, выносливостью и т.д.).

Основными средствами воспитания быстроты движений служат упражнения, выполняемые с предельной либо около предельной скоростью: 1) собственно скоростные упражнения; 2) общеподготовительные упражнения; 3) специально – подготовительные упражнения.

Для развития быстроты в занятия  можно включать упражнения, в которых быстрота проявляется в вариативных условиях, и использовать следующие методические подходы и приёмы.

1.Облегчение внешних условий  и использование дополнительных  сил, ускоряющих движения.

Самый распространенный способ облегчения условий проявления быстроты в упражнениях, отягощенных весом спортивного снаряда или снаряжения уменьшение величины отягощения, что позволяет выполнять движения с повышенной скоростью и в обычных условиях.

Использование эффекта ускоряющего  последствия и варьирования отягощений.

Скорость движений может временно увеличиваться под влиянием предшествующего  выполнения движений с отягощением (например, выпрыгивание с грузом перед  прыжком в высоту, толчок утяжелённого ядра перед толчком обычного и  т.п.).

3.Лидировагние и сенсорная активизация скоростных проявлений. Понятие «лидирование» охватывает известные приёмы (бег за лидером – партнёром и т.д.).

Выносливость – это способность  противостоять физическому утомлению  в процессе мышечной деятельности.

Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определённого характера и интенсивности.

Различают общую и специальную  выносливость. Общая выносливость –  это способность длительно выполнять  работу умеренной интенсивности  при глобальном функционировании мышечной системы. Специальная выносливость – это выносливость по отношению к определённой двигательной деятельности.

Проявление выносливости в различных  видах двигательной деятельности зависит  от многих факторов: биоэнергетической, функциональной устойчивости, личностно – психических, генотипа, среды и др.

Средствами развития выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно – сосудистой и дыхательной систем, т. е., например, продолжительный бег, кросс, передвижение на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание, игры и игровые упражнения, выполняемые по методу круговой тренировки и др.

Основными методами развития выносливости являются: 1.метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и  переменной интенсивности; 2.метод повторного интервального упражнения; 3.метод круговой тренировки; 4.игровой метод; 5.соревновательный метод [26, с. 211].

Гибкость – это способность  выполнять движения с большой  амплитудой. Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах  всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность», а не «гибкость».

Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела.

По форме проявления различают  гибкость активную и пассивную.

Выделяют  также общую и специальную  гибкость. В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые  можно выполнять с высокой  амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растягивание.

Среди упражнений на растягивание различают  активные, пассивные и статические. Активные движения с полной амплитудой (махи, наклоны, и вращательные движения) можно выполнять без предметов и с предметами.

Пассивные упражнения не гибкость включают в  себя: движения, выполняемые с помощью  партнёра; движения с отягощениями, с помощью эспандера, пассивные движения с использованием собственной силы. Статические упражнения, выполняемые с помощью партнёра, собственного веса тела или силы, требуют неподвижного положения с предельной амплитудой в течение определённого времени.

Основным  методом развития гибкости является повторный метод, где упражнения выполняются сериями [28, с. 76] .

Ловкость  – способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость – сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами.

Основу  ловкости составляют координационные  способности. Объединяя целый ряд  способностей, относящихся к  координации  движений, их можно в определённой мере разбить на три группы.

Первая  группа. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные и  динамические параметры движений.

Вторая  группа. Способности поддерживать статические (позу) и динамическое равновесие.

Третья  группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряжённости (скованности).

Основным  средством воспитания координационных  способностей являются физические упражнения повышенной координационной и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счёт изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счёт внешних условий, изменяя площадь расположения снарядов, их вес, высоту, изменяя площадь опоры или увеличивая её подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки, сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за какой либо промежуток времени.

Упражнения, направлены на развитие координационных  способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически.

  При воспитании координационных  способностей в физическом воспитании  используются следующие методы: 1.стандартно – повторного упражнения; 2.вариативного упражнения; 3.игровой; 4.соревновательный.

Эффективным методом воспитании координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них [18, с. 42] .

 

1.3 Воспитание двигательных качеств

 

При обучении основам техники и тактики  игры учителю необходимо добиваться повышения уровня быстроты, скоростно-силовых способностей и прыжковой выносливости учащихся.

Для воспитания быстроты движений используют скоростные упражнения. Продолжительность одного повторения скоростного упражнения колеблется в зависимости от пола, возраста, подготовленности учеников и конкретных задач — от 2—3 до 10—12 с. Длину дистанции выбирают такой, чтобы интенсивность работы сохранялась максимальной до конца попытки. Количество повторений не более 5—6.

Интервалы отдыха между попытками длятся от 1 до 2—3 мин. Чтобы поддержать возбудимость центральной нервной системы на достаточно высоком уровне, паузы между повторениями заполняют упражнениями малой интенсивности, при выполнении которых функционируют те же мышечные группы, что и в основном упражнении. Например, если учащиеся совершают серию рывков с мячом, то к месту старта они возвращаются свободным медленным бегом или спокойной ходьбой, ведя мяч или жонглируя им [5,  с. 18] .

Чтобы предотвратить образование так  называемого «скоростного барьера», заключающегося в стабилизации скорости и частоты движений, в занятия включают разнообразные игровые средства, постоянно их варьируя. В этом одна из причин широкого использования при воспитании быстроты подвижных игр и эстафет, в процессе которых ученики приспосабливаются к нестандартным условиям, передвигаются самыми неожиданными способами, моментально реагируют на смену обстановки.

Для воспитания скоростно-силовых качеств  применяют всевозможные прыжки, разнообразные упражнения с баскетбольными и набивными мячами, подбирают такие упражнения, которые в координационном отношении сходны с уже освоенными двигательными навыками. Движения выполняются с полной амплитудой, например, приседания завершаются выпрыгиванием, часто применяются бросковые движения и т. п.

Интенсивность и продолжительность работы в  каждой попытке, число повторений, длительность и заполнение пауз отдыха — сохраняются такими же, как и в скоростных упражнениях. Не случайно упражнения на развитие быстроты и скоростно-силовых качеств рекомендуют объединять в комплексы. Это создает дополнительные удобства при организации занятий и повышает моторную плотность урока физической культуры за счет ликвидации потерь времени на перестроения учащихся.

Для повышения прыгучести школьников используют сочетания различных прыжков в «глубину» с последующим напрыгиванием на какое-либо возвышение или с выпрыгиванием вверх и доставанием высоко расположенного предмета (например, мяча, который учитель держит в поднятой руке, сетки баскетбольной корзины или нижнего края щита), многочисленные варианты прыжков через гимнастическую скамейку.

Важное  место в скоростно-силовой подготовке учащихся на уроках баскетбола отводят подвижным играм, эстафетам с большим набором движений прыжкового, метательного и. ударного характера. Например, в IV—V классах проводят такие игры, как «Охотники и утки», «Перестрелка», «Прыгуны», а в старших классах — различные варианты эстафеты «Гусеница», игра «Борьба за отскок» и т. п. Полезно также выполнять скоростно-силовые упражнения соревновательным методом, ставя перед учащимися задачи: «Кто дальше совершит пятерной прыжок?», «Кто выше подбросит набивной (для младших классов — баскетбольный) мяч?», «Какая пара быстрее сделает 10 передач в положении сидя на полу?» и др.

При подборе средств скоростно-силовой  подготовки предпочтение отдают движениям, сходным по структуре и условиям выполнения с игровыми двигательными  действиями. Так, все чаще дают такие задания: выполнить в прыжке тот или иной прием владения мячом (чаще всего -ловлю-передачу); повернуться на 90, 180, 360°; перехватить высоко летящий мяч; накрыть бросок противника и т. п. Как перед отталкиванием, так и сразу после приземления при выполнении прыжков учитель следит за соблюдением правильной игровой стойки и рациональной техникой всех перемещений игроков.

Для воспитания прыжковой выносливости в отдельные занятия включают такие специальные упражнения и игры, в которых развивается способность игрока длительное время выполнять прыжки максимальной мощности. Например, поймав мяч в прыжке, успеть до приземления передать его партнеру, бросить в корзину или ударить о баскетбольный щит. Применяют различные многоскоки, выполняемые на все большее расстояние.

Прыжки со скакалкой способствуют не только развитию прыжковой выносливости, но и росту прыгучести и общей выносливости, совершенствованию координации движений, укреплению мышц голени и кистей рук. Однако далеко не все дети к четвертому классу умеют обращаться со скакалкой. Поэтому, их необходимо вначале обучить навыкам прыжков с короткой скакалкой. На это тратится не более 1—2 занятий, а для тех, кто продолжает отставать, разрабатывают индивидуальные домашние задания.

Прыжки со скакалкой выполняют  различными по характеру движений и степени сложности способами. Можно прыгать последовательно, переступая каждой ногой скакалку, отталкиваясь от пола одновременно двумя ногами, на одной ноге. Можно совершать между прыжками промежуточные подскоки; вращать, скакалку вперед и назад; делать один или два оборота за один прыжок; выполнять повороты вокруг своей оси на 45, 90 и 180°; прыгать в полуприседе и приседе; сгибать в полете ноги назад или выносить колени вперед-вверх. С интересом выполняют старшеклассники совместные прыжки через скакалку, вдвоем и втроем, располагаясь в затылок или боком друг к другу. Однако первоначально необходимо, чтобы учащиеся хорошо овладели навыком прыжка толчком двумя ногами с вращением скакалки вперед и лишь затем переходили к изучению остальных разновидностей.

Информация о работе Анатомия и физиология школьников. Воспитание двигательный качеств