Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 18:13, курсовая работа
Цель исследования - изучение возможностей духовно – нравственного воспитания младших школьников в процессе учебной деятельности.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы нравственного воспитания младших школьников в научной литературе.
2. Подобрать методы исследования нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.
3. Изучить особенности духовно-нравственного воспитания младших
школьников.
4. Выявить педагогические условия духовно-нравственного воспитания
детей младшего школьного возраста в семье.
Ввeдeниe
Глaвa 1. Нрaвcтвeннoe вocпитaниe в рaзвитии личнocти рeбeнкa
1.1.Вocпитaниe кaк cрeдcтвo фoрмирoвaния личнocти чeлoвeкa
1.2. Духoвнo - нрaвcтвeннoгo вocпитaния млaдших шкoльникoв: мeтoды и приeмы.
Глaвa 2. Рaзвитиe духoвнo – нрaвcтвeнных кaчecтв у млaдших шкoльникoв
2.1. Нрaвcтвeннoe вocпитaниe млaдших шкoльникoв вo внe клaccнoй рaбoтe
2.2. Пeрcпeктивы духoвнo-нрaвcтвeннoгo вocпитaния млaдших шкoльникoв в эcтeтичecкoй дeятeльнocти
Зaключeниe
Cпиcoк иcпoльзoвaннoй литeрaтуры
Казанский
Государственный университет
Кафедра
педагогики и психологии
Курсовая
работа на тему: « Нравственное воспитание
младших школьников».
Казань 2011
Содержание
Актуальность исследования. Проблема духовно-нравственного воспитания школьников за последние десятилетия в отечественной педагогике претерпела ряд качественных и количественных изменений. С одной стороны, духовно-нравственное воспитание как педагогическая проблема не теряет своей актуальности в силу универсальных и одновременно базисных потребностей общества в максимально полном и адекватном развитии подрастающего поколения. С другой стороны, духовно-нравственное воспитание как современная педагогическая категория изменилась под воздействием социальных и политических трансформаций последнего времени, что привело к некоторой утрате привычного содержания духовно-нравственного воспитания, принятого в отечественной педагогике. Немалую роль в этом сыграло усиление процессов технократизма и без духовности, отмечающееся в обществе. Свой вклад внесли и нестабильность жизни, оформление вполне реального гуманистического кризиса, разрушение нравственных ориентиров, наиболее значимых для подрастающего поколения, обладающего минимумом жизненного опыта и стойкости.
На стыке этих двух противоречивых тенденций возникает актуальная необходимость исследования духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, состоящая в критическом переосмыслении опыта предыдущих поколений исследователей и формировании нового, реально востребованного видения этой проблемы в современных условиях развития общества.
Современная отечественная теория педагогики располагает значительным числом научных исследований, посвященных теории и практике семейного воспитания (Азаров Ю.Л., Воликова Т.В., Пивненко П.П., Сальникова Л.С., Богданова О.С., Волков Г.Н., Гребенников И.В., Григорьева А.А., Гурова Р.Г., Закирова В.Г., Коротов В.М., Лихачев Б.Т., Никитин А.Ф., Сокольникова Э.И. и др.)
Значимость
духовно-нравственного
Объект исследования процесс нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования – нравственное воспитание младших школьников в процессе учебной деятельности.
Цель исследования - изучение возможностей духовно – нравственного воспитания младших школьников в процессе учебной деятельности.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы нравственного воспитания младших школьников в научной литературе.
2. Подобрать методы исследования нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.
3. Изучить особенности духовно-нравственного воспитания младших
школьников.
4. Выявить педагогические условия духовно-нравственного воспитания
детей младшего школьного возраста в семье.
При написании данной работы была использована научная и специальная литература, статьи, методические пособия.
Структура
работы. Работа состоит из введения,
двух глав, заключения и списка используемой
литературы.
На
современном этапе развития общества
активизация человеческого
Для достижения указанных результатов в психическом и личностном развитии младших школьников, прежде всего, необходимо координально изменить приоритеты целей начального образования: на передний план поставить цели, которые заключаются не в вооружении учащихся определенной суммой предметных знаний, умений, как это было до сих пор, а в воспитании его личности на основе формирования учебной - воспитательной деятельности [1,С.68].
В педагогической литературе исследуемая нами проблематика нашла отражение в фундаментальных.исследованиях А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
Известно, что нравственные привычки укрепляются в деятельности, и в школе нужна специальная работа по воспитанию определенных привычек поведения. С.Л. Рубинштейн отметил, что, когда человека систематически побуждают поступать определенным образом (нравственно), мировоззрение, мораль как бы оседают и закрепляются в его характере в виде привычек – привычных способов поведения. Нравственное поведение характеризуется тем, что оно у каждого определяется сознательным выбором тех или иных действий. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая единственно возможный, верный путь решения стоящей перед ним проблемы. Уверенному поведению соответствует твердая внутренняя убежденность. Гармония мыслей и дел - гарантия нравственного поведения в любой ситуации, при возникновении новых и неожиданных проблем. Нравственное развитие младших школьников отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Оно фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения дети исходят, главным образом, из того, что не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. С этим же связана и другая черта. Остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, дети зачастую не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. В нравственном воспитании младших школьников следует учитывать и тот факт, что дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Стремление самим во всем разобраться поддерживается учителем, он помогает детям в выборе правильной нравственной оценки.
Большое значение для понимания сущности работы с детьми имеет позиция А.Н. Леонтьева: личность тоже «производится» — создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. По результатам методы воздействия можно разделить на два класса:
1.
Влияния, создающие
2. Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения [2,С.112].
Наиболее последовательной и современной представляется классификация, разработанная Щукиной Г.И., в которой выделяют такие группы методов:
1.
Методы разностороннего
формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности).
2.
Методы организации
3.
Методы стимулирования
Решающее значение здесь имеет гармонично организованная их система.
При исследовании нравственного опыта младших школьников мы использовали такие методы, как этическая беседа, разъяснение, рассказ на этическую тему, беседа по сюжетному рассказу, метод незаконченных рассказов. При этом мы исходили из того, что нравственный опыт представляет перед собой единство интеллектуального и эмоционального компонентов, единство знаний, отношений и способов поведения.
Главным инструментом с помощью которого учитель направляет и организует деятельность ребенка, являются задания, которые он ставит перед ребенком. Для их эффективности нужно, чтобы они были внутренне приняты ребенком, от чего зависит смысл задания для него. При необеспеченности мотивации заданий со стороны учителя внутреннее их содержание для ребенка может резко разойтись с их объективным содержанием и с замыслом учителя, воспитателя. [11, С.72]
Именно внешние воздействия учителя способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному развитию.
Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила общественной жизни.
Внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности ребенка в интеллектуальной, двигательной, эмоциональной, волевой сферах. Готовность подчинять свои побуждения представлениям и знанию о культуре человеческого бытия повышает самооценку личности, развивает чувство собственного достоинства. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания. [2, С.214]
Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
Методы стимулирования поведения и деятельности.
Первый этап правильно организованного воспитания – знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Мотивы условно делятся на смыслообразующие и мотивы-стимулы. Для учителя начальных классов важной задачей является формирование смыслообразующих мотивов. Ведь, действительно, трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись, прежде всего ясного понимания значения этого качества. К влияниям, которые создают нравственные установки, смыслообразующие мотивы, отношения, формируют представления, понятия, идеи, относятся методы, получившие общее название методов формирования сознания личности.
Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников