Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 06:50, реферат
Баскетбол - спортивная игра, вошедшая в число самых распространённых игр, используемых как для массовой физкультурно-оздоровительной работы, так и для достижения высот спортивного мастерства.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БАСКЕТБОЛА 4
ГЛАВА 2 ПРАВИЛА ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ 5
2.1 Правила игры 5
2.2 Разметка площадки 12
2.3 Жесты судьи 14
ГЛАВА 3 ТЕХНИКА ИГРЫ 21
3.1 Способы ловли и передачи мяча 21
3.2 Способы бросков мяча в корзину 22
3.3 Способы ведения мяча 25
3.4 Способы защиты и нападения 26
ГЛАВА 4 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В БАСКЕТБОЛ 30
ГЛАВА 5 ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ 28
5.1 Быстрота и методика ее развития 37
5.2 Прыгучесть и методика ее развития 39
5.3 Выносливость и методика ее развития 41
5.4 Ловкость и методика ее развития 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
2) финт на бросок – проход – бросок в прыжке;
3) финт на рывок – рывок – ловля мяча в движении – бросок;
4) финт на рывок – рывок – ловля мяча – финт на бросок – проход под щит – бросок.
Финты
(обманные движения) связаны с техникой
владения телом и используются в
основном нападающими. Существуют прежде
всего финты с мячом – ложные передачи,
броски в корзину, дриблинг и финты без
мяча – ложная смена скорости и направления.
Необходим быстрый переход от финтов к
самой игре.
3.3
Способы ведения мяча
Ведение мяча в баскетболе осуществляется непрерывными ударами мяча об паркет (напольное покрытие площадки) одной (ведущей) рукой, таким образом , что рука при контакте с мячом находится над ним. Если рука в процессе ведения мяча оказывается под ним, то есть рука держит мяч, арбитр фиксирует нарушение правил - пронос мяча. Перевод мяча (Смена ведущей руки) производится через удар мячом об пол. Все переводы можно разбить на 4 типа : Перевод мяча перед собой , перевод мяча за спиной, перевод мяча по ногой и живот. При начале ведения как правило совершается большинство нарушений правила - пробежка. Начиная ведение мяча вы должны ударить его об пол до того как оторвете от пола опорную ногу. (Опорная нога - первая коснувшаяся пола нога при получении мяча). Заканчивая ведение игрок так же должен помнить о правиле пробежки (игрок - не может сделать больше двух шагов с мячом в руках) - поэтому остановка ведения совершается либо остановкой на две ноги (в один контакт), либо шагом - сначала пола касается опорная нога потом безопорная (в два контакта).
К
технике владения телом относятся
обычно все движения без мяча: поворот,
все виды пробежек, остановок и
прыжков. Они являются предпосылкой
для овладения техникой работы с
мячом и основой техники
Характерная для баскетболистов основная стойка – ноги слегка согнуты в коленях, правильное распределение основного центра тяжести тела помогает быстро реагировать на изменение ситуации на площадке.
Существуют
различные виды пробежек. Для них
характерны частая и внезапная смена
скорости, направления и техники
пробежек (обычная ходьба и бег, приставной
шаг). Они чередуются прыжками. Спортсмены
часто используют повороты на одной
ноге (другая нога отставлена в сторону)
для удерживания мяча.
3.4
Способы нападения и защиты
Тактика нападения состоит в том, чтобы создавать условия для броска в корзину одному из игроков команды.
Индивидуальные действия в нападении. Действия игрока без мяча: отрыв от опекающего его защитник и выход на свободное место для получения мяча от партнера, продолжения атакующих действий, чтобы освободить партнеру часть площадки вблизи щита, успешно бороть за отскок. Различают 4 варианта выхода игрока на свободное место:
1)Круговой;
2) S-образный;
3) Выход петлей;
4) V-образный.
Групповые взаимодействия. Взаимодействия 2-х игроков. «Передай мяч и выходи». Игрок передает мяч второму игроку, выполняет обманное движение по уходу влево и резко меняя направление выполняет рывок к кольцу между двумя защитниками, получая мяч обратно от второго игрока.
Заслон. Сущность заслона заключается в следующем: игрок становится вблизи защитника, опекающего его партнера, выбирая место таким образом, чтобы преградить защитнику кратчайший путь, по которому он может преследовать уходящего подопечного. Игрок задерживает продвижение защитника или вынуждает его двигаться по более длинному пути, чем путь партнера, что позволяет последнему на короткое время освободиться от опеки и атаковать кольцо. При этом игрок, поставивший заслон, не остается неподвижным: поставив заслон, он затем поворачивается и выбегает к щиту для участия в атаке.
Ошибки:
1. Придерживание защитника руками.
2. Несвоевременное начало прохода игрока, для которого ставится заслон.
3.
Неправильный выбор места постановки
заслона.
Нападение в баскетболе по тактической направленности разделяется на два вида: стремительное и позиционное.
Когда команда овладевает мячом путем перехвата или нейтрального положения (при розыгрыше спорного мяча, при борьбе за отскок), она стремительно переходит в нападение против соперников, не успевших вернуться назад и организовать командную защиту.
Когда же команда овладевает мячом в ситуациях, которые вызывают некоторую паузу в игре, то ей приходится бороться с соперниками, успевшими организовать командную оборону, с определенных исходных позиций. Позиционное нападение - нападающие стараются переиграть организованную защиту противника. При этом игровую площадку следует использовать так, чтобы избежать скопления игроков в одном месте. Целесообразно, чтобы три игрока действовали вблизи корзины, а два в глубине площадки. Действия игроков в позиционном нападении базируются на трех возможных движениях нападающего после передачи мяча:
- к корзине,
- к партнеру с мячом,
- к партнеру без мяча.
В первом случае игрок после передачи мяча делает рывок к корзине, стараясь обойти защитника, и получить обратную передачу для броска. Во втором и третьем случаях он сам или его партнер освобождается для броска с помощью заслона, при котором нападающий отсекает от своего партнера опекающего его защитника. В игре применяются эти тактики в зависимости от ситуации, возникшей на площадке.
В
позиционном нападении
Система нападения через центрового игрока наиболее рациональна. Действия команды, применяющей ее, базируется на ведущей роли центрового игрока, который располагается, как правило, спиной к щиту, лицом к своим партнерам, чтобы в любую минуту иметь возможность получить мяч. Центровой становится как бы стержнем подготовки атаки. Активными согласованными действиями его поддерживают все остальные партнеры стремящиеся передать ему мяч в наиболее удобном положении.
Основные варианты системы нападения через центрового игрока - через одного центрового и через двух центровых. Нападение через трех центровых в современной спортивной практике применяется весьма редко.
Система нападения без центрового - открытое нападение применяется, если в составе команды нет ярко выраженных центровых игроков. Существует два варианта такого нападения: нападение серией заслонов и нападения "большой восьмеркой".
Защита.
Защитники
должны выбирать такую позицию, при
которой они имеют максимальную
возможность предотвратить
Кроме того, защитник должен находиться на таком расстоянии от соперника, чтобы тот, во-первых, не мог его обойти и, во-вторых, чтобы защитник мог помешать сопернику произвести дальний бросок. Чем дальше нападающий соперника находится от корзины, тем дальше от него находится и защитник.
В связи с тем, что по правилам нельзя отнимать мяч у соперника во время атаки, многие попытки защитников перехватить мяч при передаче приводят к серьезным тактическим ошибкам. Лишь после броска по корзине можно перехватить мяч у соперника, поэтому спортсмены после неудавшегося броска соперника должны максимально использовать технику борьбы за мяч.
Защита
против игрока с мячом. Держа
игрока с мячом, защитник должен
встать между охраняемой корзиной и
подопечным на расстоянии вытянутой
руки от него. Смотреть надо на пояс подопечного.
Это позволяет лучше
Руки должны быть подняты на уровне пояса, ладони повернуты вверх, если нападающий просто держит мяч или ведет его. Если же он готовится сделать передачу или бросок, защитник должен поднять руки вверх. Это затрудняет действия нападающего. Играющему в защите нужно быть очень внимательным, чтобы не среагировать на ложное движение нападающего. Выпрыгивать вверх защитник должен только тогда, когда убедится, что противник бросает по корзине, иначе нападающий легко уйдет от него.
Защита против игрока без мяча. Держа игрока без мяча, надо сместиться в сторону мяча и сделать шаг назад, чтобы иметь возможность помочь партнеру в держании игрока с мячом и сразу же вернуться к своему подопечному, как только у него окажется мяч.
Положение тела должно быть таким, чтобы защитник не поворачивая головы мог видеть одновременно и своего подопечного, и игрока с мячом.
При держании игрока без мяча в позиции центрового, когда он располагается неподалеку от корзины спиной к ней, защитник не должен оставаться за спиной нападающего. Он выдвигается сбоку от нападающего со стороны мяча и мешает ему получать передачи.
Когда
игрок без мяча находится рядом
с корзиной, защитник должен держать
его спереди, располагаясь между
мячом и своим подопечным.
Если он останется за спиной подопечного,
то не сможет помешать ему получить мяч.
А под корзиной это всегда опасно.
ГЛАВА
4 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В БАСКЕТБОЛ
При разучивании ловли, передачи, ведения и бросков мяча подводящие упражнения играют важную роль. Они имеют существенное сходство с основным изучаемым действием, но являются более простыми и более легкими для детей. Подводящие упражнения позволяют выделить главное звено изучаемого движения, что облегчает освоение двигательного действия.
При обучении элементам баскетбола особенно важно обеспечить сознательное их усвоение. Понимание смысла движений ускоряет процесс формирования двигательных навыков, а также, что особенно важно, способствует умению в последующих играх самостоятельно подбирать эффективные действия и целесообразно их применять.
При обучении игроков правильному приему и передачам мяча необходимо, чтобы занимающиеся усвоили правильное положение кистей и пальцев для надежного захватывания мяча, овладели движением рук в целом и свободным маневрированием ими с мячом.
Основные ошибки – широко расставленные руки, выпрямленные вперед пальцы, касание мяча всей ладонью. Для предупреждения их преподаватель поочередно вкладывает занимающимся мяч в выпрямленные навстречу руки, следя за раскрытием в сторону мяча, не широко расставленными кистями и правильным положением пальцев, за мягким сгибанием рук после касания мяча и свободным маневрированием руками с мячом.
Ловля мяча.
Сам
прием начинают осваивать с ловли
двумя руками на средней высоте.
Выполняют ловлю мяча на месте, с
шагами и рывками вперед и в
стороны. Дальше овладевают ловлей в движении
мяча, направленного вперед по диагонали
или по прямой партнером, стоящим на месте,
а затем перемещающимся параллельно с
ловящим мяч. Затем разучивают ловлю мяча
при встречном движении. Она сочетается
с остановкой, а затем с использованием
техники «двух шагов».
Передачи мяча.
Изучают передачи с первых занятий в следующей последовательности: двумя руками от груди и одной рукой от плеча; двумя руками сверху; двумя руками и одной снизу; одной рукой сверху; скрытые и кистевые передачи. Усложняют обучение в следующем порядке: передача мяча на месте, после предварительного движения, остановки, поворотов. На всех этапах предусматривается последовательное подключение защитников и активизация их противодействия.
Для закрепления изученных приёмов техники ловли и передач, развития зрительно-моторной координации, быстроты расслабления мышц рук очень полезны упражнения типа жонглирования с одним и двумя мячами у стены.
Упражнения для совершенствования: