Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 11:56, реферат
Скоростные характеристики движений и действий объединены под общим названием - быстрота. В самых общих чертах она характеризует способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. В соответствии с современными представлениями, под быстротой понимается специфическая двигательная способность человека к экстренным двигательным реакциям и высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц, и не требующих больших энерготрат.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Быстрота и скоростные способности человека......................................5
1.1. Быстрота как физическое качество человека.................................................5
1.2. Скоростные способности.................................................................................6
1.3. Задачи развития скоростных способностей.................................................10
1.4. Методы воспитания скоростных способностей..........................................11
1.5. Основы развития скоростных способностей...............................................13
Глава 2. Методика и упражнения для развития быстроты и скоростных способностей..........................................................................................................18
2.1. Методика развития быстроты реакции и скорости движений...................18
2.2. Упражнения для развития быстроты............................................................18
2.3. Подготовка в беге на 100 метров или в челночном беге............................22
2.4. Методики воспитания скоростных способностей.......................................27
Заключение.............................................................................................................33
Список литературы................................................................................................35
I тренировка (понедельник, вторник или среда).
1. Разминка общая: медленный бег трусцой 600-1000 м, общеразвивающие упражнения, упражнения на растягивание мышц ног и таза, специальные беговые упражнения (бег с высоким подниманием бедра и захлёстыванием голени назад, семенящий бег, бег на прямых ногах, прыжки с ноги на ногу, на одной ноге и т. п.).
2. Разминка специальная:
бег с ускорением 5-6 раз х 50-80
м (в каждой последующей
3. Бег со старта под команду в полную силу: 4-6 раз х 20-25 метров, отдых - 1-2 минуты.
4. Бег со старта за "лидером", в полную силу: 4-6 раз х 30-50 м с отдыхом 2-3 минуты.
5. Повторный бег: 6-8 раз
х 100 м, или 4-6 раз х 150 м
через 3-5 минут медленной ходьбы,
или 2-3 раза х 200 м через 5-6
минут отдыха.
Скорость бега каждую неделю необходимо
постепенно повышать, начиная с 80-процентного
уровня от максимума.
6. Силовая тренировка: полуприседы со штангой или с партнером на плечах - [50-80 кг х 8-10 раз] х 2-3 серии (более подготовленные занимающиеся могут выполнять выпрыгивание вверх из полуприседа); упражнения для укрепления мышц брюшного пресса.
7. Заминка: медленный
бег 400-1000 м, ходьба, упражнения
на расслабление и
II тренировка
(четверг, пятница или суббота).
1. Разминка общая.
2. Разминка специальная (как на предыдущем занятии).
3. Бег со старта под команду предельно быстро: 3-6 раз х 20-30 метров.
4. Встречная эстафета: 2-4 раза х 50-80 м. Отдых - 2-4 минуты.
5. Быстрый бег: 100 м х 1-2 раза с контролем времени. Следить за ритмичной, незакрепощенной, согласованной работой рук и ног, и в целом за техникой бега. Скорость повышать постепенно из недели в неделю. Отдых между пробежками 4-6 минут.
6. Бег с ускорением: 30-50 м х 2-3 раза.
7. Быстрый бег: 200 м х 1 раз, или 300 м х 1 раз с контролем времени пробегания дистанции (каждую неделю скорость бега постепенно увеличивать).
8. Заминка4.
Воспитание быстроты простой двигательной реакции
В настоящее время в физическом воспитании и спорте достаточно ситуаций, где требуется высокая быстрота реакции, и ее улучшение на одну десятую или даже на сотые доли секунды (а речь часто идет именно об этих мгновениях) имеет большое значение. Основной метод при развитии быстроты реакции - метод повторного выполнения упражнения. Он заключается в повторном реагировании на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования.
Упражнения на быстроту реакции вначале выполняют в облегченных условиях (учитывая, что время реакции зависит от сложности последующего действия, ее отрабатывают отдельно, вводя облегченные исходные положения и т.д.). Например, в легкой атлетике (в беге на короткие дистанции) отдельно упражняются в скорости реакции на стартовый сигнал с опорой руками о какие-либо предметы в положении высокого старта и отдельно без стартового сигнала в быстроте выполнения первых беговых шагов.
Как правило, реакция
осуществляется не изолированно, а
в составе конкретно
Добиться значительного сокращения времени
простой реакции - трудная задача. Диапазон
возможного сокращения ее латентного
времени за период многолетней тренировки
примерно 0,10-0,15 с.
Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях.
Воспитание быстроты сложных
двигательных реакций
Сложные двигательные реакции встречаются
в видах деятельности, характеризующихся
постоянной и внезапной сменой ситуации
действий (подвижные и спортивные игры,
единоборства и т.д.). Большинство сложных
двигательных реакций в физическом воспитании
и спорте - это реакции «выбора» (когда
из нескольких возможных действий требуется
мгновенно выбрать одно, адекватное данной
ситуации) и реакции на движущийся объект.
Воспитание быстроты
сложных двигательных реакций связано
с моделированием в занятиях и
тренировках целостных двигательных ситуаций и систематическим
участием в состязаниях. Однако обеспечить
за счет этого в полной мере избирательно
направленное воздействие на улучшение
сложной реакции невозможно. Для этого
необходимо использовать специально подготовительные
упражнения, в которых моделируются отдельные
формы и условия проявления быстроты сложных
реакций в той или иной двигательной деятельности.
Вместе с тем создаются специальные условия,
способствующие сокращению времени реакции.
При воспитании быстроты реакции на движущийся объект (РДО) особое внимание уделяется сокращению
времени начального компонента реакции
- нахождения и фиксации объекта (например,
мяча) в поле зрения. Этот компонент, когда
объект появляется внезапно и движется
с большой скоростью, составляет значительную
часть всего времени сложной двигательной
реакции - обычно больше половины. Стремясь
сократить его, идут двумя основными путями:
1) воспитывают умение
заблаговременно включать и «
2) направленно увеличивают
требования к быстроте
Время реакции выбора во многом зависит от возможных вариантов реакции, из которых должен быть выбран лишь один. Учитывая это, при воспитании быстроты реакции выбора стремятся прежде всего научить занимающихся искусно пользоваться «скрытой интуицией» о вероятных действиях противника. Такую информацию можно извлечь из наблюдений за позой противника, мимикой, подготовительными действиями, общей манерой поведения.
Применяя для
На время реакции влияют такие факторы, как возраст, квалификация, состояние занимающегося, тип сигнала, сложность и освоенность ответного движения.
Воспитание быстроты движений
Внешнее проявление быстроты движений выражается скоростью двигательных актов и всегда подкрепляется не только скоростными, но и другими способностями (силовыми, координационными, выносливостью и др.).
Основными средствами воспитания
быстроты движений служат упражнения,
выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью: 1) собственно
скоростные упражнения; 2) общеподготовительные
упражнения; 3) специально подготовительные
упражнения.
Собственно скоростные упражнения характеризуются небольшой продолжительностью
(до 15-20 с) и анаэробным элактатным энергообеспечением.
Они выполняются с небольшой величиной
внешних отягощений или при отсутствии
их (так как внешние проявления максимумов
силы и скорости связаны обратно пропорционально).
В качестве общеподготовительных упражнений наиболее широко в физическом воспитании и спорте используются спринтерские упражнения, прыжковые упражнения, игры с выраженными моментами ускорений (например, баскетбол по обычным и упрощенным правилам, мини-футбол и т.п.).
При выборе специально подготовительных упражнений с особой тщательностью следует соблюдать правила структурного подобия. В большинстве случаев они представляют собой «части» или целостные формы соревновательных упражнений, преобразованных таким образом, чтобы можно было превысить скорость по отношению к достигнутой соревновательной.
При использовании в
целях воспитания быстроты движений
специально подготовительных упражнений
с отягощениями вес отягощения должен
быть в пределах до 15-20% от максимума (Э.Озолин, 1986). Целостные
формы соревновательных упражнений используются
в качестве средств воспитания быстроты
главным образом в видах спорта с ярко
выраженными скоростными признаками (спринтерские
виды).
После достижения определенных успехов
в развитии скоростных способностей дальнейшее
улучшение результатов может и не проявиться,
несмотря на систематичность занятий.
Такая задержка в росте результатов определяется
как «скоростной барьер». Причина этого явления кроется в образовании
достаточно устойчивых условно-рефлекторных
связей между техникой упражнения и проявляющимися
при этом усилиями.
Чтобы этого не случилось, необходимо
включать в занятия упражнения, в которых
быстрота проявляется в вариативных условиях,
и использовать следующие методические
подходы и приемы.
1. Облегчение внешних условий и использование дополнительных сил, ускоряющих движение.
Самый распространенный
способ облегчения условий проявления
быстроты в упражнениях, отягощенных
весом спортивного снаряда или
снаряжения, - уменьшение величины отягощения, что
позволяет выполнять движения с повышенной
скоростью и в обычных условиях.
Сложнее осуществить аналогичный подход
в упражнениях, отягощенных лишь собственным
весом занимающегося. Стремясь облегчить
достижение повышенной скорости в таких
упражнениях, используют следующие приемы,
выполняемые в условиях, облегчающих увеличение
темпа и частоты движений: а) «уменьшают»
вес тела занимающегося за счет приложения
внешних сил (например, непосредственная
помощь преподавателя (тренера) или партнера
с применением подвесных лонж и без них
(в гимнастических и других упражнениях);
б) ограничивают сопротивление естественной
среды (например, бег по ветру, плавание
по течению и т.п.); в) используют внешние
условия, помогающие занимающемуся произвести
ускорение за счет инерции движения своего
тела (бег под гору, бег по наклонной дорожке
и т.п.); г) применяют дозированно внешние
силы, действующие в направлении перемещения
(например, механическую тягу в беге).
2. Использование эффекта «ускоряющего последействия» и варьирование отягощений.
Скорость движений может
временно увеличиваться под влиянием предшествующего
выполнения движений с отягощениями (например,
выпрыгивание с грузом перед прыжком в
высоту, толчок утяжеленного ядра перед
толчком обычного и т.п.). Механизм этого
эффекта заключен в остаточном возбуждении
нервных центров, сохранении двигательной
установки и других следовых процессах,
интенсифицирующих последующие двигательные
действия. При этом может значительно
сокращаться время движений, возрастать
степень ускорений и мощность производимой
работы.
Однако подобный эффект наблюдается не
всегда. Он во многом зависит от веса отягощения
и последующего его облегчения, числа
повторений и порядка чередований обычного,
утяжеленного и облегченного вариантов
упражнения.
3. Лидирование и сенсорная
активизация скоростных проявле
Заключение
Быстрота как двигательное качество – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно- мышечного аппарата. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека.
Основные формы проявления быстроты человека – время двигательной реакции, время максимально быстрого выполнения одиночного движения, время выполнения движения с максимальной частотой, время выполнения целостного двигательного акта. Выделяют также еще одну форму проявления быстроты («скоростных качеств») – быстрое начало движения (то, что в спортивной практике называют «резкостью»). Практически наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов (бег, плавание и др.), а не элементарные формы проявления быстроты, хотя скорость целостного движения лишь косвенно характеризует быстроту человека.
Быстрота – это качество, которое весьма многообразно и специфично проявляется в различных физических действиях человека. Возьмем такой пример. Человек ведет автомобиль, и перед ним неожиданно возникает препятствие, требующее немедленной остановки. В этой ситуации быстрота водителя проявляется в двух формах. Первая – быстрота двигательной реакции, выражающаяся временем, прошедшим с момента, когда человек увидел препятствие, до начала движения ногой к педали тормоза. Вторая – быстрота движения, то есть скорость, с которой правая стопа переместится с педали акселератора на педаль тормоза и нажмет ее. Между этими формами нет тесной взаимосвязи: человек может обладать очень быстрой реакцией и в то же время сравнительно медленной скоростью движений. И наоборот.
Способность быстро выполнять движения ациклические и циклические, взрывные ускорения в них – одно из самых важнейших качеств спортсмена такого, например, как легкоатлет.
Быстрота движения в первую очередь определяется соответствующей нервной деятельностью, вызывающей напряжение и расслабление мышц, направляющей и координирующей движения. Она в значительной мере зависит от совершенства спортивной техники, силы и эластичности мышц, подвижности в суставах, а в продолжительной работе от выносливости спортсмена.
Информация о работе Быстрота как физическое качество человека