Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 06:13, реферат
Предыстория физической культуры уходит корнями в тот период, когда вся физическая и умственная деятельность человека ограничивалась непосредственным обеспечением условий существования. Как известно, человек унаследовал от животного мира тело, не приспособленное к общественному труду, вследствие этого люди не могли бы развивать производство, совершенствуя только средства производства. Большое значение имело развитие самого человека – главной производительной силы общества. И в этом развитии огромную роль, как вид труда, сыграла охота.
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИИ И СПОРТА
Предыстория физической культуры уходит корнями в тот период, когда вся физическая и умственная деятельность человека ограничивалась непосредственным обеспечением условий существования. Как известно, человек унаследовал от животного мира тело, не приспособленное к общественному труду, вследствие этого люди не могли бы развивать производство, совершенствуя только средства производства. Большое значение имело развитие самого человека – главной производительной силы общества. И в этом развитии огромную роль, как вид труда, сыграла охота.
Охота создала особые свойства в природе человека, влияя на его физическое строение, и изощрила многие его способности: дальнозоркость, меткость глаза, осторожность, наблюдательность и т. д. Охота в первобытном обществе требовала, прежде всего, развития таких двигательных навыков, которые можно назвать естественными: бег, лазанье, прыжки, переноска тяжестей и т. д. Находясь все время в условиях воздействия естественных сил природы, человек закалялся в борьбе с нею. Эта суровая повседневная борьба за существование требовала от человека высокоразвитых физических качеств и разносторонней двигательной деятельности.
“Силы природы
представляются первобытному
всюду богов...” У первобытного человека существовало представление о сверхъестественных свойствах некоторых природных явлений. Рядом с реальной действительностью он предполагал существование невидимых явлений – душ, духов, которые живут среди людей и могут оказывать непосредственное влияние на окружение человека. В конечном счете это привело первобытного человека к мысли о том, что если умилостивить эти духи, воздействуя каким-либо образом на них, то можно рассчитывать на успех в деле. Так родилась магия, а вместе с ней сопровождающие ее культовые обряды.
В каменном веке
существовало насколько
По свидетельству
ученых, тотемизм являлся
мой верования первобытного человека. В основе тотемизма лежала вера в родство, якобы существующее между людьми и определенными видами животных или растений. Процедура проведения тотемных обрядов могла быть различной, но обязательно включала заклинания.
В связи с тем, что первобытный человек не знал никакой другой формы производственной деятельности, кроме охоты и собирательства, ведущее место в его жизни играла так называемая промысловая магия. Сущность обряда заключалась в том, что человек проделывал ряд действий, имитирующих желаемый результат. На земле рисовалось изображение животного, на которого предстояла охота. Поражение животного стрелой или копьем преследовало одну цель – убить жизненную силу животного. Этот обряд был основан на вере в то, что, поражая изображение живого существа, можно будто бы обрести власть над его волей и телом. Магия, таким образом, не породила самостоятельную деятельность, связанную с физическим воспитанием, а использовала уже существующие формы движений во время охоты. У людей каменного века еще не было культа предков, однако, уже существовал обычай проводов умерших. Непременным и важным элементом похоронных обрядов у всех древних народов повсеместно являлись причитания и песни.
Очень важным для
первобытного человека был
Характер и содержание
культовых обрядов в условиях
зарождающейся религии
О том, какими были эти состязания, можно представить по рассказу английского этнографа А.В. Хауитта. “На празднество собралось все племя, состоящее из двух экономически обособленных друг от друга половин – фратрий. Каждая из прибывших групп расположилась отдельно, по разным сторонам ручья. Сначала взрослые мужчины каждой группы выстраивались в одну линию, образуя две шеренги, стоящие на расстоянии примерно 36 метров. Все они были вооружены копьями и бумерангами. Поединки проходили строго по правилам. Начинались они с того, то мужчина из одной фратрии выбегал вперед и угрожающе потрясал копьем перед соперником из другой фратрии. В свою очередь, соперник делал то же самое. После этого они все выстраивались в шеренгу и по очереди метали копья и бумеранги в соперников, а те старались увернуться от удара. Как только копье ранило кого-нибудь, мужчины обоих фратрий бросались друг на друга, и начиналась борьба. При этом кажый из соперников боролся со своим непосредственным противником, с которым он перед этим обменивался бросками копий и бумерангов. Через некоторое время соперники расходились для отдыха. Такие «сражения» могли продолжаться два или три дня. Во время длительных перерывов бывшие соперники отправлялись вместе на охоту, чтобы пополнить запасы пищи для «празднества».
Древнему человеку были знакомы и игры с мячом. У различных племен существовали разные способы изготовления таких мячей. У одних австралийских племен мяч делался из куска кожи, который набивался травой, другие племена для этих целей использовали полоски из шкур опоссумов, которые сшивались сухожилиями. У племен, проживавших на территории Казахстана, мяч делался из шерсти.
Усовершенствование
В этот период все состязания были связаны только с обычаем, присущим дуальной организации, но не с религиозными обрядами. Они проводились всегда во время праздника, когда племя собиралось воедино.
2. СПОРТ И РЕЛИГИЯ В ЭПОХУ ВОЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ
С появлением богатств и жажды наживы военный грабеж стал одной из возможностей быстрого и легкого обогащения. Войны сделались постоянным промыслом, на первый план все больше выдвигается родовая знать, обогащавшаяся главным образом в результате грабительских войн. Вокруг вождя постепенно группируется некоторая часть свободных общинников, образуя его дружину. Возникает так называемая военная демократия. Меняется психология человека. Война, грабеж стали считаться почетным занятием, что нашло отражение в мифологии и эпических произведениях того времени. В этот период появляется специфический вид искусства – героический эпос: Шумерское сказание о Гильгамеше, “Илиада” и “Одиссея” Гомера, “Эдда” у древних германцев, ирландские саги, “Рамаяна” у индусов, “Калевала” у финнов, – эти и многие другие произведения являются классическим образцом эпоса, который сложился в эпоху разложения первобытного общества и донес до наших дней сведения о нескончаемых войнах, героических подвигах, а также о различного рода состязаниях, характерных для того времени. Экономические и общественные изменения в эпоху военной демократии привели к возникновению и развитию новых форм религии и сопутствующих ей культов. Широкое распространение у многих народов получает культ предков, часто связанный со спортивными состязаниями. Более сложным и многообразным становится погребальный обряд. Похороны вождей, князей, царей были особенно пышными: в их могилы клали множество ценностей, коней, иногда слуг и жен. У многих народов погребальный культ связывался с обычаем похоронных игр и состязаний. Таким образом, если в период господства материнской общины состязания не увязывались непосредственно с обрядом захоронения, то в эпоху патриархата они уже выступают как часть погребального культа. Сведения о такого рода состязаниях встречаются при описании жизни древних славян, германцев, греков.
Наиболее подробно
и красочно описаны состязания,
связанные с погребальным
Мифология ярко отражает происходившие
изменения характера
Характерной чертой состязаний этого периода становится выявление и чествование отдельных победителей, а также принцип материальной заинтересованности участников состязаний. Это связано с тем, что во всех сферах общественной жизни все большую роль начинало играть личное имущественное и социальное положение отдельного человека. Ни одно состязание, даже связанное с религиозным культом, не обходилось без принципа материальной заинтересованности. Немецкая писательница М. Римшнейдер расставила виды спорта, которые встречаются в “Илиаде”, в зависимости от ценности наград. На первом месте находились состязания на колесницах, победитель которых получал в награду котел и рабыню, цена которой приравнивалась к стоимости четырнадцати быков. На втором месте был кулачный бой. Наградою победителю был мул, побежденному – кубок. Третьим видом по ценности награды шла борьба, победитель которой получал сосуд, оцениваемы в двенадцать быков, а побежденный – рабыню, стоимостью в четыре быка. Долее следовал бег, призом в котором служила финикийская чаша.
На последнем месте по ценности награды стояло метание копья. Принцип материальной заинтересованности в эпоху военной демократии был характерен для состязаний в любом уголке мира. Например, на Крайнем Севере и в Сибири приз устанавливался на финише и, естественно, доставался тому, кто первым добегал до него.
3. СПОРТ И РЕЛИГИЯ В ЭПОХ РАННИХ КЛАССОВЫХ ГОСУДАРСТВ
В эпоху ранних классовых государств изменяется религия и ее назначение. Магические обряды оттеснялись на задний план, все большее значение приобретал эстетический аспект публичного зрелища.Древние боги природы превращаются в богов царской власти и покровителей государства. Религия становится главной формой идеологии,призванной оправдать существующие порядки, способом удержания народа в покорности. Основной идеей эпохи ранних классовых государств была идея естественного предназначения царя. Из мифологии этого периода исчезает народный герой, совершающий подвиги. Остаются только царь и бог, наделяемые сверхчеловеческими качествами. Возвеличивание физической мощи не только богов, но и царей использовалось для того, чтобы превознести над людьми личность царя, окружить его ореолом недоступности и недосягаемости.
Информация о работе Возникновения религии и спорта в различные эпохи