Возникновения религии и спорта в различные эпохи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 06:13, реферат

Краткое описание

Предыстория физической культуры уходит корнями в тот период, когда вся физическая и умственная деятельность человека ограничивалась непосредственным обеспечением условий существования. Как известно, человек унаследовал от животного мира тело, не приспособленное к общественному труду, вследствие этого люди не могли бы развивать производство, совершенствуя только средства производства. Большое значение имело развитие самого человека – главной производительной силы общества. И в этом развитии огромную роль, как вид труда, сыграла охота.

Вложенные файлы: 1 файл

физ тра.docx

— 76.35 Кб (Скачать файл)

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИИ И СПОРТА

   Предыстория физической  культуры уходит корнями в тот период, когда вся физическая и умственная деятельность человека ограничивалась непосредственным обеспечением условий существования. Как известно, человек унаследовал от животного мира тело, не приспособленное к общественному труду, вследствие этого люди не могли бы развивать производство, совершенствуя только средства производства. Большое значение имело развитие самого человека – главной производительной силы общества. И в этом развитии огромную роль, как вид труда, сыграла охота.

   Охота создала  особые свойства в природе  человека, влияя на его физическое строение, и изощрила многие его способности: дальнозоркость, меткость глаза, осторожность, наблюдательность и т. д. Охота в первобытном обществе требовала, прежде всего, развития таких двигательных навыков, которые можно назвать естественными: бег, лазанье, прыжки, переноска тяжестей и т. д. Находясь все время в условиях воздействия естественных сил природы, человек закалялся в борьбе с нею. Эта суровая повседневная борьба за существование требовала от человека высокоразвитых физических качеств и разносторонней двигательной деятельности.

   “Силы природы  представляются первобытному человеку  чем-то чуждым, таинственным, подавляющим. На известной ступени, через которую проходят все культурные народы, он осваивается с ними  путем олицетворения. Именно это стремление к олицетворению создало по-

 всюду богов...” У первобытного человека существовало представление о сверхъестественных свойствах некоторых природных явлений. Рядом с реальной действительностью он предполагал существование невидимых явлений – душ, духов, которые живут среди людей и могут оказывать непосредственное влияние на окружение человека. В конечном счете это привело первобытного человека к мысли о том, что если умилостивить эти духи, воздействуя каким-либо образом на них, то можно рассчитывать на успех в деле. Так родилась магия, а вместе с ней сопровождающие ее культовые обряды.

   В каменном веке  существовало насколько культовых  обрядов: тотемические обряды, связанные с промысловой и вредоносной магией, погребальные обряды и, наконец, обряды посвящения – инициации.

   По свидетельству  ученых, тотемизм являлся преобладающей  фор-

мой верования первобытного человека. В основе тотемизма лежала вера в родство, якобы существующее между людьми и определенными видами животных или растений. Процедура проведения тотемных обрядов могла быть различной, но обязательно включала заклинания.

  В связи с тем, что первобытный человек не знал никакой другой формы производственной деятельности, кроме охоты и собирательства, ведущее место в его жизни играла так называемая промысловая магия. Сущность обряда заключалась в том, что человек проделывал ряд действий, имитирующих желаемый результат. На земле рисовалось изображение животного, на которого предстояла охота. Поражение животного стрелой или копьем преследовало одну цель – убить жизненную силу животного. Этот обряд был основан на вере в то, что, поражая изображение живого существа, можно будто бы обрести власть над его волей и телом. Магия, таким образом, не породила самостоятельную деятельность, связанную с физическим воспитанием, а использовала уже существующие формы движений во время охоты.   У людей каменного века еще не было культа предков, однако, уже существовал обычай проводов умерших. Непременным и важным элементом похоронных обрядов у всех древних народов повсеместно являлись причитания и песни.

  Очень важным для  первобытного человека был обряд  инициации,связанный с посвящением молодежи во взрослые члены общества. Главным мотивом при проведении этого обряда было стремление сородичей удостовериться в стойкости и выносливости иницианта, убедиться в способности будущего мужчины переносить физическую боль.

 Характер и содержание  культовых обрядов в условиях  зарождающейся религии убеждают  нас в том, что ни в одном  из них не встречается даже  элемента состязаний. Следовательно,  тезис о культовом происхождении  спорта является несостоятельным. Создание физической культуры как специфической сферы общественной деятельности, обособленной от добывания благ, необходимых для существования, произошло в более поздний период древней истории. Среди ученых существует твердое убеждение, что было время, когда каждый материнский род жил отдельной, замкнутой группой, обитая на принадлежащей только ему территории. Такие рода находились во враждебных отношениях. Все, кто не относился к данному роду, считались чужаками, а всякая встреча могла сопровождаться вооруженными столкновениями из-за территориальных границ рода. По мере развития экзогамии, категорически запрещавшей браки внутри рода, образуются племена, состоящие из двух взаимобрачных родов. С появлением племенной организации столкновения между родами постепенно утрачивают военную направленность и приобретают характер состязания в ловкости и умении владеть оружием. Так как роды были экономически обособлены и в повседневной жизни практически не были связаны между собой, состязания между ними могли проходить только в период племенных празднеств. Поводом для таких встреч служили обряды, посвященные похоронам или инициациям, проведение которых было обязательно для всего племени. Но следует заметить, что состязания не были связаны ни с одним из обрядов и проводились лишь после их совершения. Состязания носили не религиозный, а скорее социальный и нравственный характер. Каждая из групп участников состязаний представляла род или фратрию – особый социальный коллектив, а всякая победа или поражение неизбежно получали общественную оценку со стороны коллектива. Таким образом, в эпоху родового строя участие в состязаниях каждого мужчины было не только желательным, но и обязательным. Участие в состязаниях было не столько правом, сколько обязанностью.

О том, какими были эти состязания, можно представить по рассказу английского этнографа А.В. Хауитта. “На празднество собралось все племя, состоящее из двух экономически обособленных друг от друга половин – фратрий. Каждая из прибывших групп расположилась отдельно, по разным сторонам ручья. Сначала взрослые мужчины каждой группы выстраивались в одну линию, образуя две шеренги, стоящие на расстоянии примерно 36 метров. Все они были вооружены копьями и бумерангами. Поединки проходили строго по правилам. Начинались они с того, то мужчина из одной фратрии выбегал вперед и угрожающе потрясал копьем перед соперником из другой фратрии. В свою очередь, соперник делал то же самое. После этого они все выстраивались в шеренгу и по очереди метали копья и бумеранги в соперников, а те старались увернуться от удара. Как только копье ранило кого-нибудь, мужчины обоих фратрий бросались друг на друга, и начиналась борьба. При этом кажый из соперников боролся со своим непосредственным противником, с которым он перед этим обменивался бросками копий и бумерангов. Через некоторое время соперники расходились для отдыха. Такие «сражения» могли продолжаться два или три дня. Во время длительных перерывов бывшие соперники отправлялись вместе на охоту, чтобы пополнить запасы пищи для «празднества».

 Древнему человеку  были знакомы и игры с мячом.  У различных племен существовали разные способы изготовления таких мячей. У одних австралийских племен мяч делался из куска кожи, который набивался травой, другие племена для этих целей использовали полоски из шкур опоссумов, которые сшивались сухожилиями. У племен, проживавших на территории Казахстана, мяч делался из шерсти.

 Усовершенствование охотничьих  средств из камней, появление  лук и стрел, как основного орудия, способствовало увеличению добычи пищи. Стал появляться запас еды, что обусловило возможность приручения животных. Приручение верхового коня привело к возникновению новых форм и средств физического воспитания, новых игр и физических упражнений.В эпоху развития первобытнообщинного строя некоторые племена перешли к подсечному земледелию в сочетании с охотой. Занятия земледелием изменили религиозные представления и верования, которые в большей степени стали связываться с силами природы, обеспечивающими плодородие. Предметами почитания становятся такие явления природы, как солнце, луна, ветер, вода и т. д. Среди других культов первостепенную роль начинает играть земледельческий культ, который иногда сопровождается жертвоприношением. Изменение в характере труда привело к изменениям в отношениях между людьми и к организации социальной структуры общества. Наличие избыточного продукта создало предпосылки для сосредоточения его в руках немногих лиц и тем самым возникновения имущественного неравенства. Именно к этой эпохе относится зарождение социальных родовых и общественных органов власти, появление особых должностных лиц – старейшин и вождей. Вождям приписывалась сверхъестественная сила, они считались как бы управителями природных и атмосферных явлений. Отсюда возникло поверье, что вождем может быть только нестарый, физически крепкий и здоровый человек, так как старый и больной вождь не может справиться со столь важными обязанностями. Этим мотивировался известный многим народам обычай лишат власти и даже умерщвлять вождя, физически ослабевшего или одряхлевшего. Поэтому, как только у соплеменников появлялись сомнения в физических способностях вождя, между ним и претендентами на его место устраивались состязания, победитель которых становился вождем. Состязания эти могли быть различными. У некоторых народов, например у древних италийцев или древних египтян, это были состязания в беге. У народов Сибири и Крайнего Севера выборы вождя сопровождались публичными испытаниями его физической подготовленности. Для этого расчищали большую ровную площадку и устанавливали шесть помостов. Претендент должен был перепрыгивать с помоста на помост, имитируя пение различных промысловых птиц. У полинезийцев же вождя ждало более серьезное испытание. До наступления дня он отправлялся на лодке в море, с тем чтобы подплыть к берегу в тот момент, когда покажется первый луч солнца. Для встречи вождя назначался один из искуснейших воинов. Как только лодка касалась берега и вождь ступал на землю, сородич, находившийся от него в тридцати шагах, метал в него боевое копье. Вождь должен был поймать его, в противном случае погибал. Обряд испытания физических способностей вождя имел также и другую цель: укрепление власти вождя, признание его преимущества перед рядовыми членами родового коллектива.

   В этот период  все состязания были связаны только с обычаем, присущим дуальной организации, но не с религиозными обрядами. Они проводились всегда во время праздника, когда племя собиралось воедино.

2. СПОРТ И РЕЛИГИЯ  В ЭПОХУ ВОЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ

   С появлением богатств  и жажды наживы военный грабеж стал одной из возможностей быстрого и легкого обогащения. Войны сделались постоянным промыслом, на первый план все больше выдвигается родовая знать, обогащавшаяся главным образом в результате грабительских войн. Вокруг вождя постепенно группируется некоторая часть свободных общинников, образуя его дружину. Возникает так называемая военная демократия. Меняется психология человека. Война, грабеж стали считаться почетным занятием, что нашло отражение в мифологии и эпических произведениях того времени. В этот период появляется специфический вид искусства – героический эпос: Шумерское сказание о Гильгамеше, “Илиада” и “Одиссея” Гомера, “Эдда” у древних германцев, ирландские саги, “Рамаяна” у индусов, “Калевала” у финнов, – эти и многие другие произведения являются классическим образцом эпоса, который сложился в эпоху разложения первобытного общества и донес до наших дней сведения о нескончаемых войнах, героических подвигах, а также о различного рода состязаниях, характерных для того времени. Экономические и общественные изменения в эпоху военной демократии привели к возникновению и развитию новых форм религии и сопутствующих ей культов. Широкое распространение у многих народов получает культ предков, часто связанный со спортивными состязаниями. Более сложным и многообразным становится погребальный обряд. Похороны вождей, князей, царей были особенно пышными: в их могилы клали множество ценностей, коней, иногда слуг и жен. У многих народов погребальный культ связывался с обычаем похоронных игр и состязаний. Таким образом, если в период господства материнской общины состязания не увязывались непосредственно с обрядом захоронения, то в эпоху патриархата они уже выступают как часть погребального культа. Сведения о такого рода состязаниях встречаются при описании жизни древних славян, германцев, греков.

 Наиболее подробно  и красочно описаны состязания, связанные с погребальным культом,  в греческих мифах. Для всех  этих состязаний характерна военная направленность физических упражнений. Так, во время погребальных игр на похоронах Патрокла, героя Троянской войны, соперники состязались в восьми спортивных дисциплинах: беге, состязаниях на колесницах, бою с оружием, кулачном бою, стрельбе из лука, метании копья и метании диска. Мотив состязаний встречается и в скандинавской мифологии. По верованиям древних скандинавов эпох викингов, умершие попадают в Хель – мрачное царство мертвых, где царит холод и печаль, где все бездеятельны. Но воины, павшие в бою,считаются избранниками бога Одина. Они получали доступ в Валхаллу– огромный чертог Одина. Викинги, принятые Одином в Валхаллу, пируют в украшенном золотом зале. Каждый день они покидают дворец и состязаются между собой в искусстве владения оружием, а затем возвращаются к пиршеству и возлияниям. Когда же наступит конец света,Один пойдет в бой во главе своего воинства.

Мифология ярко отражает происходившие  изменения характера состязаний. Так, примечательной чертой состязаний эпохи расцвета родового строя был принцип коллективизма. Все состязания, говоря современным языком, носили командный характер. Это не значит, что не было индивидуальных поединков. Но при этом каждый участник состязаний выступал не сам за себя, а являлся членом единого коллектива,интересы и честь которого он защищал. Древний человек защищал интересы и честь рода или фратрии, превыше которых у него ничего не было. Именно этим объясняется также и то, что состязания в эпоху родового строя не были связаны с каким-либо вознаграждением. Высшей наградой для члена родового коллектива были похвала и поощрение сородичей. Материальное поощрение было не свойственно общественному устройству и морали родового общества. Иное положение наблюдается в условиях разложения первобытнообщинных отношений.

Характерной чертой состязаний этого периода становится выявление  и чествование отдельных победителей, а также принцип материальной заинтересованности участников состязаний. Это связано с тем, что во всех сферах общественной жизни все большую роль начинало играть личное имущественное и социальное положение отдельного человека. Ни одно состязание, даже связанное с религиозным культом, не обходилось без принципа материальной заинтересованности. Немецкая писательница М. Римшнейдер расставила виды спорта, которые встречаются в “Илиаде”, в зависимости от ценности наград. На первом месте находились состязания на колесницах, победитель которых получал в награду котел и рабыню, цена которой приравнивалась к стоимости четырнадцати быков. На втором месте был кулачный бой. Наградою победителю был мул, побежденному – кубок. Третьим видом по ценности награды шла борьба, победитель которой получал сосуд, оцениваемы в двенадцать быков, а побежденный – рабыню, стоимостью в четыре быка. Долее следовал бег, призом в котором служила финикийская чаша.

На последнем месте  по ценности награды стояло метание копья. Принцип материальной заинтересованности в эпоху военной демократии был характерен для состязаний в любом уголке мира. Например, на Крайнем Севере и в Сибири приз устанавливался на финише и, естественно, доставался тому, кто первым добегал до него.

3. СПОРТ И РЕЛИГИЯ  В ЭПОХ  РАННИХ КЛАССОВЫХ ГОСУДАРСТВ

   В эпоху ранних  классовых государств изменяется религия и ее назначение. Магические обряды оттеснялись на задний план, все большее значение приобретал эстетический аспект публичного зрелища.Древние боги природы превращаются в богов царской власти и покровителей государства. Религия становится главной формой идеологии,призванной оправдать существующие порядки, способом удержания народа в покорности. Основной идеей эпохи ранних классовых государств была идея естественного предназначения царя. Из мифологии этого периода исчезает народный герой, совершающий подвиги. Остаются только царь и бог, наделяемые сверхчеловеческими качествами. Возвеличивание физической мощи не только богов, но и царей использовалось для того, чтобы превознести над людьми личность царя, окружить его ореолом недоступности и недосягаемости.

Информация о работе Возникновения религии и спорта в различные эпохи