Возникновения религии и спорта в различные эпохи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 06:13, реферат

Краткое описание

Предыстория физической культуры уходит корнями в тот период, когда вся физическая и умственная деятельность человека ограничивалась непосредственным обеспечением условий существования. Как известно, человек унаследовал от животного мира тело, не приспособленное к общественному труду, вследствие этого люди не могли бы развивать производство, совершенствуя только средства производства. Большое значение имело развитие самого человека – главной производительной силы общества. И в этом развитии огромную роль, как вид труда, сыграла охота.

Вложенные файлы: 1 файл

физ тра.docx

— 76.35 Кб (Скачать файл)

 В эту эпоху возникают  состязания, которые непосредственно  связываются с религиозным культом,  носящим название ордалии, или  “божьего суда”. “Божий суд”  олицетворялся с представлением о всезнающем божестве, который может защитить правого и наказать виновного. Наиболее распространенной формой ордалии были испытания холодной и кипящей водой, испытания рекой, когда испытуемого бросали в реку. Разновидностью “божьего суда” был поединок, в котором невиновный обязательно должен был оказаться победителем.   Религия использовала состязания главным образом для возвеличивания владык и не проявляла в этот период сколько-нибудь серьезных притязаний на тело верующих, не требовала от них никаких физических ограничений. Другими словами, религия занимала пассивную позицию по отношению к занятиям физическими упражнениями и состязаниям народных масс.

   Физическая культура  в этот период обогатилась  новыми чертами: так, египтяне устраивали бои на лодках. В ходе таких баталий состязающиеся, вооруженные длинными шестами, стремились не только столкнуть друг друга в воду, но также потопить судно противника. В отличие от других областей жизни состязания на палицах, борьба и лодочные сражения не носили кастового характера, но в то же время представители привилегированных сословий имели преимущества в соответствии со своим социальным положением. Так, при фехтовании на палицах они получали более длинную палку, в лодочных баталиях – более острые шесты. В Индии, хотя ни одна социальная группа не отлучалась от приобщения к физической культуре, тем не менее, кастовая принадлежность заведомо определяла, кто, чем и в какой мере может заниматься. Так, для неарийских каст считались «неприкосновенным» и верховая езда, все упражнения с оружием, обеспечивающие боевую подготовку, а также йога. В то же время кшатрии (военное дворянство) почитали совершенно неприемлемым для себя заниматься распространенными среди шудров (сельские земледельцы, скотоводы) танцевальными упражнениями, самообороной без оружия, а также упражнениями с чучелами, кубиками или обручами. Большим творческим достижением в связи с развитием игровой деятельности людей следует считать появление настольных игр. В древнейших городах долины Инда были найдены доски для настольной игры, в которой применялись круглые камешки и бобы. Настольные игры требовали сосредоточения и раздумий. Среди них выделялась прародительница современных шахмат чатуранга. Название, состоящее из двух слов (чатур – четыре и анга –боевой порядок), происходит не от числа игроков, а от главных видов оружия индийской армии того времени: пехоты, кавалерии, боевых колесниц и боевых слонов.

4. ИГРЫ ДРЕВНЕЙ  ГРЕЦИИ

   VIII–VI века до н.э.  характеризуются возникновением  и развитием на территории Греции особой формы социально-экономической и политической организации древнегреческого рабовладельческого общества– полиса. Отношение официальной религии к занятиям физическими упражнениями и состязаниями предопределялось социальным устройством греческих полисов. Как и в период военной демократии, каждый свободнорожденный в силу своего происхождения и социального положения был воином, которого община могла призвать в случае опасности, грозившей городу, или для ведения войны за захват чужой территории или добычи. Такие войны были частым явлением. Именно этим можно объяснить высокий уровень физического воспитания, характерный для Греции этого периода. Представление о физическом идеале человека сохранялось от эпохи военной демократии. Сохранились также некоторые обряды и состязания. Однако, если в эпоху военной демократии они посвящались памяти погибшего героя или предка, то теперь проводились в честь местных богов. Эти состязания не были самостоятельным обрядом. Они входили составной частью в религиозный праздник, посвященный божеству.

   Отношения неравенства,  сложившиеся в обществе, нашли  свое отражение и в религии.  Среди богов, олицетворяющих силы природы, появляется бог-отец, царь богов, который был выше остальных богов и держал их в повиновении. У древних греков это был Зевс – бессмертный царь богов. Древние боги, как и люди, нуждались, по представлению наших предков, не только в жилище и хлебе (строятся храмы и святилища, приносятся жертвы – кровавые и бескровные), но и в зрелищах. Поэтому в культ входят торжественные процессии, театрализованные действия, различные представления. К зрелищам относятся также состязания, которые сопровождают те или иные культовые празднества. Однако за внешней религиозной формой состязаний ясно просматривается их практическое назначение: проверять силу и ловкость горожан, которые составляли основу народного ополчения, готовность их к борьбе против непокорных рабов или ведению войны. К этому периоду в основных чертах складывается общегреческая религия, объединявшая пантеон богов во главе с Зевсом, которые обитали на священной горе Олимп.

    С возникновением  спортивных игр в небольшом  городке Олимпия связано много мифов и легенд. В одной из них говорится о том, что игры создал мифический герой Геракл в честь отца своего – бога Зевса. Он избрал ровную площадку у подножия Олимпа, отсчитал 600 стоп, оглянулся и решил, что площадка достаточна для бега. Шестьсот стоп составили один стадий – 192 метра, откуда и пошло название стадион. Согласно другому преданию, первые спортивные игры в Олимпии были проведены царем Эндимионом, который устроил состязание между своими детьми. Призом в них был царский престол. Вплоть до XIV Олимпиады состязания проводились только в беге на один стадий.

    К концу VI в. до н. э. экономическая разобщенность небольших греческих городов-государств требовала объединения. К этому их вынуждало обострение классовой борьбы, вызванное углублением имущественного неравенства. Одним из средств объединения служили амфиктории

– религиозно-политические союзы городов Древней Греции, которые имели целью совместное отправление культа в общем святилище. К нему относится и возникновение общегреческих религиозных празднеств, связанных с местными богами-покровителями отдельных полисов. Так, в эпоху расцвета античного рабовладельчества общегреческое признание, помимо олимпийских игр, получают немейские, истмийские, панафинейские игры. Постепенно усложнялась и разнообразилась программа игр. С XV Олимпиады включается бег на два стадия и бег на выносливость, с XVIII Олимпиады соревнования пополнились пятиборьем. Если прежде олимпийский праздник проводился в течение одного дня, то в V в. до н. э. он представлял собой уже грандиозное торжество, длившееся пять дней и сопровождавшееся пышными церемониями и увеселениями. Победители игр посвящали свои победы богам. Значение общегреческих игр заключалось, прежде всего, в их социальной значимости для раздробленных греческих государств и уже потом для религиозных культов. С одной стороны, они были средством укрепления экономических и политических связей между городами-государствами, а с другой – средством демонстрации мощи и подготовленности рабовладельческих государств. Интересы господствующих классов определяли общественное мнение, в том числе и в религии, по отношению к идеалу человека. В нем ценились имущественное благосостояние, отвага и физическая подготовленность. Ярким выражением греческой религиозной мысли об идеале божества явились мифология и скульптура. Из богов и героев греки делали реальный идеал для своего юношества, стремясь воспитать граждан и воинов.

   Мифология и скульптура, хотя и были посвящены религиозной тематике, в конечном счете, отражали потребности реальной жизни, потребности рабовладельческого общества, где самым важным считались физическая подготовленность человека, его физическое развитие. Государства вели беспрерывные войны, поэтому главной фигурой был воин, а телесные упражнения – общественным делом, которое поддерживалось официальной религией греческого общества.

5. СПОРТ И РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО

   Раннее христианство  во многом отличалось от позднейшего, зафиксированного в догматах Никейского собора. Оно не знало ни догматов,ни этики официального христианства, являясь религией страждущих масс,рабов и бедняков, жизнь которых была невыносимой, а положение –

бесправным. Выход из такой  жизни был найден в другом – загробном –мире. Продолжение существования души после смерти и было основой новой религии. Общепризнанной становилась вера в некое воздаяние или кару для умершей души за совершенные на земле поступки, так возникло представление о рае и аде. В рай могли попасть все честные, страждущие и обездоленные, а ад был уготован для грешников.

 Надежда на воздаяние  в потустороннем мире помогла  увлечь людей на самоотречение от всех мирских благ и аскетизм. Укрепляется вера в искупление за грехи, в освобождение духа от бренности плоти и в вознесение его к богу. В силу этого раннее христианство все более стало проникаться идеей строгого аскетизма, презрения к телу. Христиане проповедовали, что на земле не может быть радости. Земля – это комок грязи, где царит “князь тьмы”, то есть сатана, а дух сидит в плену. Чтобы освободить душу из темницы, нужно истязать тело, бичевать его, нужно проводить жизнь в молитве и посте, отрицать все телесные радости. Христианский аскетизм возник не на пустом месте. Аскетизм– явление, характерное для суровых условий борьбы людей со стихиями природы. Образцами для подражания ранним христианам служили монахи, пустынники, отшельники, молчальники, странники, затворники,а также многочисленные “святые” и “чудотворцы”, которые начисто отказались от радостей земной жизни и сознательно обрекали себя на тяготы и страдания. Аскетизм этих “богатырей духа” христианская церковь не только оправдывала и поддерживала, но и видела в нем “истинную красоту жизни на земле”, подлинная же цель религиозного аскетизма была направлена на примирение угнетенных и обездоленных масс с социальным гнетом и тяжелыми условиями жизни, их смирение.

   Раннее христианство  не имело никакого влияния  на официальную религию рабовладельческих государств, на ее пышные культы, празднества, в том числе и на состязания. Это была пассивная религия, не нацеливающая верующих на борьбу в этой жизни, а вселяющая надежду на загробную жизнь. После того, как бремя войны было переложено на плечи профессионалов-наемников, интерес к занятиям физическими упражнениями повсеместно падает. Более состоятельные слои стали игнорировать утомительные тренировки в беге, борьбе и других воинских упражнениях, предпочитая в лучшем случае легкие гимнастические упражнения и бани. Простой народ, доведенный до разорения, не испытывал желания заниматься своим физическим совершенствованием. Падение интереса к физической подготовке человека-воина, защитника государства нашло отражение в изобразительном искусстве Рима и Греции. На место могучего атлета приходит новый идеал мужчины –хрупкого и изнеженного. Одним из средств удержания в повиновении народа и армии были зрелища, устраиваемые императорами и аристократией по различным поводам. Эти зрелища мало напоминали спортивные состязания, в них ценились главным образом сильные ощущения и количество затраченных на них средств – чем больше гладиаторов, редкостных диких или дрессированных зверей, а также состязавшихся колесниц выпускали на арену, тем большим был восторг зрителей.

   Постепенно христианство  становится силой, с которой  римские императоры были вынуждены считаться и которая в результате была использована для укрепления их власти. Правящая верхушка Рима нуждалась в такой религии, которая санкционировала бы ее господство над

всеми народами империи. Такой  общегосударственной религией, освящавшей императорскую власть, и стало, в конце концов, христианство. В начале IV в. н. э. возник прочный союз империи с христианством, император Константин пришел к мысли, что вместо того, чтобы бороться с христианской церковью, лучше использовать ее в интересах государства. В 313 г. был издан так называемый Миланский эдикт, даровавший свободу вероисповедания христианам и возвращавший им все конфискованные ранее церкви и церковное имущество, из гонимого учения христианство стало государственной религией, из “церкви боящейся”– “церковью торжествующей”. Христианство окончательно перестает быть религией рабов и угнетенных, оно превращается в религию, при помощи которой господствующие классы держат в повиновении народ.

   Став ведущей религией, христианство вступило в противоречие со всеми существовавшими до него религиями. Борьба велась с не меньшим ожесточением, чем борьба против самого христианства в период его зарождения. Начиная борьбу против язычества, христианская церковь выступила, прежде всего, против культовых обрядов, как символа веры в языческих богов, а так как античные состязания являлись частью религиозных празднеств, справляемых в честь языческих богов,церковь повела борьбу и против них. Эта борьба освящалась религиозной христианской моралью. Против “языческих” праздников и состязаний были направлены выступления первых теоретиков христианства: Иоанна Златоуста, Киприна Карфагенского и Тертуллиана. Киприн писал: “Какая срамота в самих состязаниях! Мужчина лежит под мужчиной, бесстыдно обнявшись и сцепившись друг с другом. Высматривают, кто победит, но, прежде всего, побежден уже стыд”. Наиболее откровенны и “обоснованны” высказывания о состязаниях Тертуллиана.Он писал в своем трактате “О зрелищах”: “Нельзя без срама смотреть на все, что происходит на стадионе: на кулачный бой, на попирание ногами, на пощечины и другие буйства, обезображивающие лицо человека, созданного по образу божию. Благоговея к религии, ты не станешь одобрять безумного бега, бешеных движений, сопровождающих метание диска, равно как и других движений, одно другого сумасброднейших. Уважая стыдливость, ты не будешь выставлять на показ телесных сил, служащих единственно тщеславию тех, кто их употребляет, и к унижению тех, против кого они направлены. Нет, люди, занимающиеся подобного рода делами, заслуживают только одно наше осуждение. Вообще борьба есть изобретение сатаны. Он начал ее с тех пор, как искусством своим поверг ниц наших прародителей. Движение борцов не что иное, как вертки, похожие на извивания адской змеи”.

Информация о работе Возникновения религии и спорта в различные эпохи