Возникновения религии и спорта в различные эпохи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 06:13, реферат

Краткое описание

Предыстория физической культуры уходит корнями в тот период, когда вся физическая и умственная деятельность человека ограничивалась непосредственным обеспечением условий существования. Как известно, человек унаследовал от животного мира тело, не приспособленное к общественному труду, вследствие этого люди не могли бы развивать производство, совершенствуя только средства производства. Большое значение имело развитие самого человека – главной производительной силы общества. И в этом развитии огромную роль, как вид труда, сыграла охота.

Вложенные файлы: 1 файл

физ тра.docx

— 76.35 Кб (Скачать файл)

   Первая организация  молодых христиан возникла в Англии в 1844 г. Ее создал мелкий лондонский служащий Георг Вильям, который за “заслуги перед человечеством” в 1894 г. был посвящен в рыцари, а после смерти похоронен рядом с национальными британскими героями – адмиралом Нельсоном и Веллингтоном.

   Признанная и поддержанная  английской буржуазией, эта организация насчитывала уже в 1851 г. 8 обществ в Лондоне и 16 в различных частях королевства. Эти организации объединяли около 2700 человек, влияние Ассоциации молодых христиан проникало и в другие страны. Накануне первой мировой войны число привлеченных в Ассоциацию уже достигло 600 тыс. человек, а имущество оценивалось в сумму, приближающуюся к 9 млн фунтов стерлингов. В Париже на конференции было провозглашено создание Всемирного Альянса Ассоциации молодых христиан – единого международного центра, который мог бы скоординировать и направить деятельность национальных ассоциаций, а также способствовать созданию новых организаций в разных странах. Стремясь оказывать влияние на более широкие слои молодежи, Ассоциация объединяет приверженцев всех трех разновидностей христианства: протестантов, католиков, православных – и даже допускает членство представителей других религий и неверующих. В России такая Ассоциация существовала с 1862 по 1918 г.

   Для того чтобы  заинтересовать молодежь, привлечь  ее в свои организации, в  Ассоциации с самого начала был использован спорт. Он рассматривался, прежде всего, как “острый инструмент”, с помощью которого можно “проникнуть в ум и сердце молодого человека через его тело”. Сама эмблема Ассоциации молодых христиан – красный равно- сторонний треугольник, стороны которого означают “дух, ум, тело”, – показывает, что распространить и укрепить веру среди молодежи возможно только посредством спорта и специального образования. Многое в Ассоциации молодых христиан делалось для развития спорта. Не         случайно именно в ней были изобретены такие спортивные игры, как баскетбол и волейбол.

    Ватикан обратился  к спорту позднее, чем протестантская  церковь. Однако, видя, что авторитет бурно развивающегося спорта все возрастает, католическая церковь к концу XIX и началу XX века была вынуждена не ставить так остро, как это было до сих пор, тезис о греховности тела. Не будучи в силах сразу отмежеваться от этого догмата, Ватикан стал проповедовать идею о гармоничном воспитании человека, как духовном, так и физическом, но при этом духовное по-прежнему провозглашалось превыше физического. Католическая церковь начинает осуществлять некоторые организационные мероприятия, которые могли бы  помочь ей привлечь молодежь. Так, церковь создает для обществ католической молодежи условия для занятий шахматами, для различных игр на свежем воздухе. Кроме того, она взяла в свои руки организацию и руководство спортивных кружков церковных школ. И, наконец, в 1911 г. в г. Нанси был создан Международный союз католических организаций физической культуры.   Если католическая церковь в этот период еще достаточно осторожно подходила к спорту там, где это касалось широких народных масс, то для воспитанников иезуитских колледжей спорт был взят на вооружение сразу и в полной мере. В колледжах играли в игру, напоминающую регби, летом проводились кулачные бои, а зимой – катание на санях. При этом совершенно игнорируется и сам догмат греховности тела и вреда спорта высоких достижений, якобы порождающего у людей гордыню и тщеславие.

 Таким образом, уже  в этот период ясно наметился  отход церковников от своего  прежнего отношения к физическому воспитанию. Церковь стала проводить более гибкую политику по отношению к новым современным общественным явлениям, в том числе и к спорту.

        

9. СПОРТ И СОВРЕМЕННАЯ  ЦЕРКОВЬ

   После второй мировой  войны в мире произошли коренные социальные изменения, обусловленные возникновением мировой социалистической системы и бурным процессом научно-технической революции. Они потрясли устои старых идеологических систем, в том числе и религии, которая переживает самый глубокий кризис за все время своего существования.

   Однако было бы  ошибочно считать, что церковь  за рубежом полностью утратила  свое влияние на массы. В эпоху существования двух мировых систем, социалистической и капиталистической, идет ожесточенная борьба за умы и сердца людей. Для привлечения широких масс в “лоно церкви” используются различные формы. Все большее количество религиозных и светских организаций, которые находятся под контролем церкви, во всех странах мира культивируют физические упражнения, организуют различного рода спортивные мероприятия. В 1947 г. в ФРГ были воссозданы “Дойче Югендкрафт” и “Эйхенкройц”. “Дойче Югендкрафт” – национальный союз любителей физических упражнений в католических общинах – основан в 1920 г. Каждые шесть лет союз организовывал большой всегерманский праздник, а каждые два года – католические первенства Германии по различным видам спорта. “Эйхенкройц” (“Дубовый крест”) – евангелическое общество молодых мужчин – основан в 1921 г. В США вопросами физического воспитания занимаются Объединенное движение христианской молодежи, Объединенный совет католической молодежи, Национальная федерация студентов-католиков и другие организации. В Италии создан Католический союз спортсменов. Международная спортивная федерация католического обучения организует игры ФИСЕС, предназначенные для молодежи христианского вероисповедания всего мира. Из всех клерикальных организаций, культивирующих физические упражнения, самой массовой по-прежнему является Ассоциация молодых христиан. За 100 лет ее деятельности число стран, в которых существуют ее организации, возросло с восьми до семидесяти семи, а количество членов достигло 4 млн человек. Церковь, в течение веков восстававшая против занятий физическими упражнениями, кардинально пересматривает свои взгляды. Для того чтобы оправдать эти изменения, современные теологи прибегают к утверждению, что для церкви никогда не было чуждо признание тела, ссылаясь при этом на отрывочные высказывания, начиная со святого Павла и кончая выступлениями руководителей современной церкви, в частности папы Пия ХII. Не отстают ныне от православных “батюшек” и мусульманские идеологи. Некоторые из них утверждают, например, что мусульманская молитва – намаз – положила основу современным гимнастическим упражнениям, сравнивают ее с производственной гимнастикой. Давая все новые и новые толкования религиозным обрядам, мусульманские теоретики от религии по вопросам физического воспитания пытаются сейчас “научно” доказать, что паломничество в “священные” города Аравии и туристские путешествия решают одни и те же задачи.

   Помимо чисто теоретических  рассуждений церковь предпринимает практические меры с тем, чтобы использовать спорт для привлечения в свое лоно отступившую от нее молодежь. Этой цели служат религиозные спортивные клубы, которые обладают прекрасными спортивными залами, площадками и бассейнами, и даже “спортивное” оформление церквей. Так, на одном из витражей собора, который был сделан по заказу и указанию нью-йоркского епископа Маннинга, были изображены сцены бокса, игры в гольф, скачек и т. п., а также даны портреты чемпионов. В Инсбруке в 1964 г. специально к зимней Олимпиаде была построена церковь, где в день открытия и закрытия игр состоялись торжественные богослужения, причем проповедь, рассчитанная на спортсменов, переводилась сразу на несколько языков, в том числе и на русский. Несколько ранее аналогичный “подарок”, новую церковь, получили спортсмены на VIII зимней Олимпиаде в Скво-Вэлли. Проводились определенные мероприятия и в Москве на XXIII Олимпиаде. Так, 2 июля 1980 г. в культурном центре Олимпийской деревни состоялось освящение часовни в честь Владимирской иконы Божьей Матери, устраивались приемы для некоторых спортивных делегаций (Греции, Кипра) и для отдельных официальных лиц, проводились другие церковные торжества. Обо всех церковных мероприятиях было опубликовано в журнале “Московская патриархия” (1980, № 10).

   Служителей церкви: патриарха Московского и всея Руси Пимена, митрополита Таллиннского и Эстонского Алексия, епископа Волоколамского Питирима и др. – можно было увидеть среди зрителей на трибунах главного олимпийского стадиона в Москве. А Иоанн I выступал с речью на открытии XVII Олимпийских игр. Он напомнил, что в “здоровом теле – здоровый дух”, и призвал участников игр следовать к вершинам спортивной славы, но “по пути, начертанному всевышним”. Не упускал из “апостольских” обязанностей сферу спорта и его преемник Павел VI. Он довольно часто встречался с ведущими спортсменами, видными тренерами. В своей папской резиденции в Ватикане он дал аудиенцию знаменитому бразильскому футболисту Пеле и торжественно вручил ему золотую медаль и четки из жемчуга и серебра.

  Создание специальных  спортивных организаций – только  один из путей, по которому  идет церковь для усиления  своего влияния в широких массах. Другой путь – прямое использование спорта в качестве своеобразной приманки для верующих. Многие “отцы церкви” сами успешно занимаются спортом и имеют высокие результаты. Так, священник Андерсон стал двукратным олимпийским чемпионом по стрелковому спорту на Олимпийских играх в Токио и Мехико. Пастор Боб Ричардс –чемпион Римской и Токийской олимпиад в прыжках в высоту с шестом.

Некоторые священнослужители  становятся даже тренерами. Всему миру известен католический священник Бауэр – тренер сборной команды по хоккею Канады.

   Пытаясь приспособиться  к духу времени, священнослужители  подчас готовы пойти на все,  лишь бы привлечь внимание паствы. Например, известному австрийскому пловцу Коллинзу было разрешено венчаться в... плавках, шафер явился в церковь в купальном костюме, а невеста оделась в костюм для гребли на каноэ. Пикантный характер носил обряд венчания американцев Рея Ширера и Барбары Энгл – заядлых спортсменов, членов клуба воднолыжного спорта. По водной глади на большой скорости мчалась моторная лодка, в которой восседал священник в подобающем такому случаю облачении. За лодкой, взявшись за руки, неслись на водных лыжах жених и невеста и, стараясь перекрыть шум мотора, кричали “да!” в ответ на традиционные вопросы священника. Так состоялось первое в истории венчание на водных лыжах.

   .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Итак, в современных  условиях, характеризующихся глубоким кризисом идеологии, церковные деятели предпринимают отчаянные попытки удержать в лоне церкви как можно больше верующих. При этом они прибегают к самым различным средствам, вплоть до явно противоречащих самому культу церкви, ее догматам, пытаются фальсифицировать действительный характер отношения религии и церкви к физической культуре и спорту в прошлом, показать себя последовательными поборниками здорового, физически развитого тела.   К сожалению, ограниченный объем позволил лишь указать на наличие и сложность, а подчас и неоднозначность взаимоотношений религии, физической культуры и спорта на протяжении всего существования человечества. Повышенное внимание, которое церковь уделяет в настоящее время физической культуре и спорту, имеет реальные причины. С одной стороны, церковь стремится использовать спорт, ставший в наши дни значительным социальным явлением, для поднятия своего авторитета. В результате сегодня мы слышим суждения церковников о том, что церковь и спорт, каждый своими средствами, решают одну общую “благородную” задачу – воспитание человека (естественно, в угодном и самой церкви, и буржуазному обществу духе). Более того,современные теологи пытаются доказать, что церковь никогда и не была врагом спорта. В этом им всемерную помощь оказывают некоторые буржуазные теоретики спорта.    С другой стороны, спорт – это не только физические упражнения, не только спортивные соревнования. Современный спорт – это сфера борьбы идеологий. Официально провозглашенные взгляды современной церкви на спорт являются частью этой борьбы и заслуживают самого пристального внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    1. Грачев А.  В., Коган М. С. История физической  культуры в СССР с древней-

ших времен до конца XVIII в. М., Л.: Физкультура и спорт, 1940. 152 с.

    2. Дмитриев С.  В. Магия духовного мира в  двигательных действиях человека //

Теория и практика физической культуры. 1997. № 12. С. 44–50.

    3. Дубовенко Н. Ф. Место и роль физической культуры и спорта в атеисти-

ческом воспитании // Социальные функции физической культуры: Тематич.

сб. науч. тр./ Киевский ин-т физ-ры. Киев, 1979. С. 30–35.

    4. Зарубов А.  К вопросу об отношении русской  православной церкви к

спортивному движению. На рубеже XXI века. Год 1999: Науч. альманах / Мос-

ковская гос. акад. физ. культуры. Малаховка, Моск. обл., 1999. С. 208–211.

    5. Кун Л. Всеобщая  история физической культуры  и спорта. М.: Радуга, 1982.

399 с.

    6. Лисицин Б. А. Спорт и религиозные организации. М.: Физкультура и спорт,

1985. 80 с.

    7. Милеев С. Физическая культура и религия. М., Л.: Моск. рабочий, 1932. 72 с.

    8. Моссо А. В здоровом теле – здоровый дух / Пер. А. Г. Щелкина. СПб., 1914.

220 с.

    9. Пономарев Н.  И. Возникновение и первоначальное  развитие физического

воспитания. М.: Физкультура  и спорт, 1970. 248 с.

    10. Столбов В.  В. История физической культуры: Учебник. М.: Просвеще-

ние, 1989. 287 с.

    11. Таникеев М. Т. От тайги до Олимпиады. Алма-Ата: Казахстан, 1983. 208 с.

    12. Шанин Ю. В. Герои античных стадионов. М.: Физкультура и спорт, 1979.

141 с.

    13. Щеулов И. В. Физическое воспитание и утверждение атеистических убеж-

дений студентов // Вопросы атеизма. Атеистическое воспитание студенческой

молодежи. Киев: Высш. шк., 1979. Вып. 15. С. 119–126.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие .............................................................................................    

1. Возникновение религии  и спорта ........................................................                   

2. Спорт и религия в  эпоху военной демократии ..................................                            

3. Спорт и религия в  эпоху ранних классовых государств ..................                                   

4. Игры Древней Греции ..........................................................................           

5. Спорт и раннее христианство .............................................................                

6. Классовое отношение  церкви к физическому воспитанию .............                                        

7. Протестантизм и спорт  .......................................................................            

Информация о работе Возникновения религии и спорта в различные эпохи