Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 17:55, реферат
Истоки каратэ датируются более, чем тысячелетиями назад. Индийский монах Дхарма, бежавший от гонений в Китай, будучи в монастыре Шао Линь, обучал его учеников методом физической тренировки для развития умения терпеть ( выносливости ) и физической силы, и перенес эту суровую дисциплину как часть своей религии. Эти методы физических тренировок были в дальнейшем развиты и усовершенствованны, и в то же время были известны как искусство борьбы Шао Линя. Благодаря своей эффективности, это искусство было нужно монахам монастыря для защиты от набегов вооруженных кочевников. Не имея оружия , монахи Шао Линя нашли способ защитить себя и монастырь, изучая и совершенствуя искусство рукопашного боя, унаследованное от Дхарме.
Каратэ......................................................................................................................................................... 3
История каратэ.......................................................................................................................................... 3
Карате как вид спорта.............................................................................................................................. 4
Джиу-джитсу............................................................................................................................................. 5
История Джиу-джитсу.............................................................................................................................. 5
Процесс обучения.....................................................................................................................................7
Айкидо. .....................................................................................................................................................8
Тхэквондо................................................................................................................................................ 10
История тхэквондо...................................................................................................................................10
Философия тхэквондо..............................................................................................................................14
Вывод.......................................................................................................................................................15
Список используемой литературы........................................................................................................ 16
Европейцы и американцы впервые познакомились с джиу-джитсу уже в начале XX века, когда несколько японских наставников открыли свои школы в Старом и Новом Свете. Однако широкое распространение в западном мире джиу-джитсу получило только с 50-х годов.
В
настоящее время число
В современном джиу-джитсу существуют три направления:
Системы, созданные по заказу специальных групп и общественных организаций;
Системы, являющиеся продолжением традиций, но модернизированные с целью приспособления к современным условиям;
Системы, являющиеся творением оригинальной творческой личности.
Общей чертой почти всех вышеуказанных направлений является стремление к использованию приемов других видов боевых искусств.
Особый интерес к джиу-джитсу проявляли и проявляют военнослужащие, сотрудники спецслужб и полицейские. Это понятно. Ведь техника современного джиу-джитсу на 55—65% состоит из приемов, которые условно можно назвать «борцовскими» (захваты, болевые приемы, удушения, подножки, подсечки, броски), а еще 35—45% ее объема составляют всевозможные удары пальцами, кулаками, ладонями, локтями, головой, коленями и стопами ног. Иными словами, джиу-джитсу — это техника комбинированного рукопашного боя. Данное определение тем более уместно потому, что в джиу-джитсу широко используют в качестве оружия любые предметы труда и быта. В частности, «классическими» его видами считаются «явара» (палочка длиной от 15 до 30,5 см), «дзё» (дубинка длиной примерно в один метр) и «бо» (шест длиной в 2—2,5 метра), а также «вэй» (веревка или пояс) и «танто» (обычный нож).
Следует учитывать, что кроме задач самообороны в узком смысле этого слова, служащим армии, полиции, органов госбезопасности, сотрудникам разведки и контрразведки, пограничникам, членам групп антитеррора нередко приходится не защищаться от нападения, а нападать самим. Поэтому используемые ими системы джиу-джитсу включают приемы шокового, травматического и смертельного воздействия, а также использование «военного» оружия — штыка, приклада или ствола автомата (винтовки), саперной лопатки, рукояти пистолета, корпуса гранаты и т.д.
Ведущую
роль в современном джиу-джитсу по-прежнему
играют семейные школы японского
происхождения. Известно около 50 таких
школ, филиалы которых разбросаны
по всему миру. Среди них 5—6 крупных
(самая большая — Хакко-рю), но
большинство мелких. Однако в последние
20 лет в разных странах (в США,
Франции, странах СНГ и других)
стали появляться одна за другой школы
боевых искусств, которые формально
никак не связаны с традиционными
японскими школами, хотя фактически
они представляют собой современное
джиу-джитсу. Надо отметить, что уставы
международных организаций
Процесс обучения
По традиции, процесс обучения искусству джиу-джитсу состоял из трех этапов. На первом этапе происходил прием ученика в школу, который осуществлялся только по рекомендации и после прохождения ряда испытаний. На втором этапе происходило изучение базовой техники, которое состояло из каждодневных многочасовых отработок различных приемов, движений и связок. Если ученик проявлял способности, то на третьем этапе его посвящали в так называемую глубокую технику. Данная система, подразумевающая терпеливую и продолжительную работу, до сих пор практикуется во многих школах боевых искусств.
Такая система имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в некоторых традиционных школах. Суть ее в том, что упражняющиеся должны привыкнуть к терпеливой и продолжительной работе над приемами, что, по мнению азиатов, является ключом к последующим более сложным приемам. Надежда на то, что в один прекрасный день можно будет узнать секретные приемы, является хорошей мотивацией.
Айкидо
Айкидо было создано в первой половине XX века одним из наиболее выдающихся мастеров боевых искусств, которые когда-либо существовали: Уэсиба Морихэем. Как новое направление, айкидо стоит в одном ряду с дзюдо и другими дисциплинами, названия которых содержит суффикс «до». Однако, по мнению многих айкидока, оно сохраняет и старый, мистический аспект, который во многом связан с личностью его создателя. Уэсиба родился 14 декабря 1883 года в Танабэ, префектура Вакаяма. Его отец был оружейным мастером клана Кии и возглавлял отряд самообороны в своей деревне. С десяти лет он обучал сына кэн-дзюцу (искусство меча) и со-дзюцу (искусство копья) школы Аои.
Начиная
с 1890 года Уэсиба Морихэй посещал
храм Дзизодэра, где монах Фудзимото
Мицуё обучал его философии секты
Сингон. В 1898 году, в 15 лет, он приехал
в Токио учиться дзю-дзюцу в
школе Кито-рю под руководством Тодза-ва
Токудзабуро. В 1902 Морихэй отправился
в Сакаи, где Накаэ Масакацу обучил
его дзю-дзюцу и кэн-дзюцу
В 1904 году Уэсиба добровольцем участвовал в Русско-Японской войне в Маньчжурии в качестве капрала 37-го полка 4-й дивизии, сформированной в Осака. В соответствии с некоторыми источниками, во время первого своего пребывания в Маньчжурии Уэсиба открыл для себя Багуа-цюань (Кулак Восьми Триграмм), «внутренний» китайский стиль, основанный на управлении энергией «ци» и на круговых движениях.
В 1906 году Уэсиба вернулся в родной Танабэ. В 1908 он получил сертификаты школы Кито-рю (за дзю-дзюцу), «Ягю-Син-Кагэ» (за кэн-дзюцу) и «Тэндзин-Синъё» (за дзю-дзюцу).
В 1912 году Уэсиба открыл в Сиратаки свое доджо, куда в 1915 году приехал Такэда Сокаку, чтобы преподавать курс Дайто-рю-айки-дзюцу. Огромное влияние на Уэсиба оказал мастер Дэгучи Онисабуро, с которым он познакомился в 1919 году.
Обучение Уэсиба не ограничилось изучением Дайто-Рю. В 1922 году он получил еще один диплом школы Ягю-Син-Кагэ (по дзю-дзюцу) и изучал другие системы, а именно дзю-дзюцу школы Синкагэ.
Что
наиболее привлекло Уэсиба в учении
айки-дзюцу, кроме выдающейся личности
самого Такэда - так это, конечно, динамическая
реализация закона «Айки» (Соединения
Энергий), а также его применение
к практике боя без оружия, то
есть к практике, соответствующей
новой эпохе, переживаемой Японией,
и способной более полно
После поездки в Монголию и под влиянием перенесенных там испытаний, Уэсиба изменил свой взгляд на боевые искусства. Однажды, в 1926 году, после очень интенсивной тренировки у него было видение, которое он описал следующим образом: «Внезапно я осознал, что земля и небо начинают вибрировать. От земли исходила духовная энергия, похожая на золотой пар, который обволок мое тело, преобразуя его в золотое. В этот момент я был способен достичь Сердца Мира. Отныне вся земля — мой дом. Я понял, что единоборства Будо бесполезны, если победа достигается силой. Они не должны быть теми инструментами, которые доведут мир до краха, их роль в том, чтобы Сердце Мира стало твоим и чтобы повсюду царил мир...»
Так родилось Айкидо. Тем не менее пришлось ждать еще 15 лет, чтобы этот термин стал использоваться официально. В 1927 году Уэсиба переехал в Токио, где преподавал в доджо, расположенном в его собственном доме. В 1930 году он начал строительство доджо в Вакама- цу-Сё, «Кобукан», которое было открыто в апреле 1931. Из-за чрезвычайно трудных тренировок, проходивших в зале Кобукан, он был прозван «Дзигоку-доджо» (Зал Преисподней). Некоторые известные мастера, в большинстве своем ученики Кано Дзигоро (основателя дзюдо), стали его учениками: Шиода Годзо, Хоси Тэцуоми, Мочидзуки Минору, Томики Кэндзи.
Уэсиба учил эффективной в реальных единоборствах технике, переданной ему Такэда Сокаку. Тренировки в его школе были настолько тяжелыми, что травмы, часто тяжелые, были обычным явлением. Среди учеников оставались только самые выносливые.
В 1940 году Кобукан приобрел особый статус, утвержденный Министерством Здравоохранения, а в 1941 году Бутоку-кай (официальный союз японских боевых искусств) решил признать Уэсиба-рю-айки-будо. Но именно в это время Уэсиба, вопреки всяким ожиданиям, покинул Токио и поселился в деревне Ивама, где он постоянно тренируется, молится и медитирует. В 1942 году он дал окончательное название своему искусству: Айкидо. Именно это название было зарегистрировано в том же году в Бутокукае. Отныне разрыв с Такэ-да-рю и Дайто-рю завершен.
В Ивама Уэсиба открыл новое доджо и заложил фундамент храма, посвященного Айкидо и Кото-Тама: Айки-Дзи. Там Уэсиба взял себе в ученики Тохея Кончи, Абэ Тадаси и Сайто Морихиро, о котором говорят, что он был любимым партнером учителя во время работы с оружием. Уэсиба жил в Ивама до конца жизни, но он часто ездил отсюда в Токио и за границу с целью распространения своего искусства.
В 1961 году он побывал на Гавайях, гда произнес эти вошедшие в историю слова:
«На сегодняшний день я построил в Японии золотой мост. Я прибыл на Гавайи, чтобы построить серебряный мост, который соединит страны мира в истинном духе Будо, духе гармонии между народами и незыблемой любви».
Айкидо
представляет собой одновременно и
сумму, и превышение, и упрощение
старинных восточных
С точки зрения Уэсиба, айкидо несет новый свет для всех религий. В нем — конкретная надежда на мир на земле, а не просто фактор социальной интеграции, айкидо — это средство отождествления Человека и Вселенной: динамическое выражение Космической Любви.
Следуя логике своих мистических концепций, Уэсиба постепенно модифицировал приемы Дайто-рю-айки-дзюцу. Его приемы имеют по своей сути защитный характер. Они воплощаются в круговых движениях, этих носителях «живой созидающей силы», в полном согласии с «универсальными законами», внутри естественного плавного ритма, и тем самым гасят любой конфликт присущей воинственному противостоянию. Защита осуществляется на основе Соединения Энергий (Айки): энергии нападающего и энергии защищающегося, который стремится контролировать нападение изнутри, сломить волю к совершению зла в порыве братского примирения.
Определенное таким образом, айкидо выступает как нравственная дисциплина, стремящаяся к тому, чтобы сохранить физическую целостность нападающего, что никогда не было свойственно айки-дзюцу, более того, прямо ему противоречит.
Существует несколько стилей Айкидо - это стиль Айки-кай в Токио, возглавляемый Уэсиба Моритэру, другие стили были созданы прежними учи-дэши Уэсиба Морихэя, в том числе еще при жизни их учителя: Ко-Бу-Дзюцу-Айкидо (Хоси Тэцуо-ми), Кориндо-Айкидо (Хираи Минору), Оцуки-Рю-Айкидо (Оцуки Ютака), Синва-Тайдо (Инуэ Йоичиро), Томики-Рю-Айкидо (Томики Кэндзи), Йосейкан-Рю-Айкидо (Мочидзуки Минору) и Йошинкан-Рю-Айкидо (Годзо Шиода).
Шиода Годзо, основатель последнего стиля, так объясняет свой поступок:
«Незадолго до того, как я оставил Учителя, он сказал, что собирается полностью посвятить себя метафизическим исследованиям. Вот почему наши концепции отличаются от концепций более молодых коллег (преподавателей, вышедших из Айки-кай)... Лично я не считаю, что отделился от основного течения айкидо, поскольку в тот момент нечего было покидать! Учитель объяснял айкидо, исходя из своих религиозных верований, в то время как, по моему мнению, айкидо может быть объяснено само по себе... Мое айкидо чистое от всего наносного, оно такое, каким мне его преподавал О-Сэнсэй».
Уэсиба достиг такого уровня владения боевыми искусствами, что его бывшие ученики и сегодня оценивают этот уровень как не имеющий себе равных. Рассказывают, например, что учитель просил учеников атаковать его в любой момент и наиболее натуральным образом, но даже при таких обстоятельствах, он никогда не был повален или застигнут врасплох кем-нибудь из них.
Несомненно
то, что до войны Уэсиба учил эффективной
в реальных единоборствах технике,
переданной ему Такэда Сокаку. Его
лучшими учениками этого
После войны, постаревший и все более и более склоняющийся к религии, он сменил основное направление своей школы с изучения боевого искусства на формирование личности с помощью айкидо. В действительности же то, что до войны было жесткой, но эффективной боевой системой, включавшей как нападение, так и защиту, теперь стало религиозной философией, включающей измененную систему айки-дзюцу, составившую репертуар айкидо.
Уэсиба
Морихэй считал свое искусство Путем
к Богу, а не методом достижения
превосходства над другими
О-Сэнсэй Уэсиба Морихэй умер в 1969 г. в том же самом возрасте, что и Такэда Сокаку, и за несколько дней до годовщины смерти своего учителя. После него осталась группа преданных ему учеников, взявшаяся продолжать начатое им дело. Его сын Уэсиба Киссомару стал вторым главным мастером школы, и слава системы продолжала распространяться. Но для многих Школа заключалась в Человеке, и никто не мог заменить его. Когда свет его жизни угас, это было для его последователей почти подобно солнечному затмению, оставившему отметку в истории до того, как свет вновь упал на землю.
Информация о работе Восточные единоборства и их история развития как вида спорта