Гимнастика как одна из форм укрепления здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:23, реферат

Краткое описание

Известно, что движение является основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Ни усиленный труд, ни форсированные, утомительные походы сами по себе не в состоянии вызвать расстройства здоровья, если нервные аппараты работают хорошо (Ильинич В. И., 1999 г.). При недостатке движений наблюдается, как правило, ослабление физиологических функций, понижается тонус и жизнедеятельность организма. Тренировки активизируют физиологические процессы и способствуют обеспечению восстановления нарушенных функций у человека. Поэтому физические упражнения являются средством неспецифической профилактики ряда функциональных расстройств и заболеваний, а лечебную гимнастику следует рассматривать как метод восстановительной терапии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
Движение для здоровья……………………………………………………………5
Гимнастика как одна из форм укрепления здоровья……………………………8
Из истории гимнастики……………………………………………………….9
Гимнастика для здоровья……………………………………………………10
Оздоровительные виды гимнастики…………………………………………….10
Гигиеническая гимнастика…………………………………………………12
Производственная гимнастика……………………………………………...13
Лечебная гимнастика………………………………………………………...14
Ритмическая гимнастика…………………………………………………….15
Вывод……………………………………………………………………………16
Список литературы……………………………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3

  1. Движение для здоровья……………………………………………………………5
  2. Гимнастика как одна из форм укрепления здоровья……………………………8
    1. Из истории гимнастики……………………………………………………….9
    2. Гимнастика для здоровья……………………………………………………10
  3. Оздоровительные виды гимнастики…………………………………………….10
    1. Гигиеническая гимнастика…………………………………………………12
    2. Производственная гимнастика……………………………………………...13
    3. Лечебная гимнастика………………………………………………………...14
    4. Ритмическая гимнастика…………………………………………………….15
  4. Вывод……………………………………………………………………………16
  5. Список литературы……………………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Известно, что  движение является основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Ни усиленный труд, ни форсированные, утомительные походы сами по себе не в состоянии вызвать расстройства здоровья, если нервные аппараты работают хорошо (Ильинич В. И., 1999 г.)

При недостатке движений наблюдается, как правило, ослабление физиологических функций, понижается тонус и жизнедеятельность  организма. Тренировки активизируют физиологические процессы и способствуют обеспечению восстановления нарушенных функций у человека. Поэтому физические упражнения являются средством неспецифической профилактики ряда функциональных расстройств и заболеваний, а лечебную гимнастику следует рассматривать как метод восстановительной терапии.

Гимнастика  на современном этапе располагает  научной теорией, методикой, предусматривающими широкое использование гимнастических упражнений в разных звеньях системы  физического воспитания. В наши дни гимнастика сложилась как стройная система методов и средств, направленных на всестороннее физическое развитие людей.

Гимнастика  позволяет легче включиться в  рабочий ритм, сокращает период вырабатываемости, увеличивает эффективность труда  в начале рабочего дня и снижает отрицательное воздействие резкой нагрузки при включении человека в работу (Назарова Е. Н., 2007 г.)

Термин «гимнастика» впервые появляется у древних  греков в период расцвета древнегреческой  культуры в 8 веке до н.э. Однако гимнастические упражнения культивировались еще в древнем мире. Еще за 4000 лет до нашей эры в Китае, Индии и у других народов гимнастические упражнения применялись в лечебных целях. В китайских книгах тех времен указывается на то, что в Китае существовала гимнастика, которой занимались дома утром и вечером. Широко известная в настоящее время система гимнастических упражнений индийских йогов берет свое начало в том далеком времени. Из различных исторических источников (памятники, фрески, рисунки) известно, что гимнастические упражнения применялись у всех древних народов: у египтян, персов, ассирийцев, народов Закавказья, римлян, евреев и др. Известно, что в то время существовали профессиональные канатоходцы и акробаты, выступавшие при дворах знати. У древних критян акробатические упражнения использовались как часть религиозно-обрядовых церемоний. Трудно переоценить значение гимнастики, которая наряду с основными средствами физического воспитания, такими, как игры, спорт, туризм, призвана содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, воспитанию моральных и волевых качеств человека, восстановлению его физических и духовных возможностей. Гимнастика стала сегодня подлинно народным средством физического воспитания. В нашей стране ежедневно занимаются гимнастикой миллионы людей. Гимнастика занимает важное место в программах физического воспитания высших и средних учебных заведений, коллективах физической культуры и добровольных спортивных обществах. (Кузнецов В. С., 2000 г.)

Существуют  особые комплексы оздоровительно-профилактической гимнастики, устраняющие или уменьшающие влияние вредных факторов.

Установлено, что  во время труда и после него быстрее устраняет утомление  не полный покой, а смена деятельности – активный отдых, т. е. физкультура (Холодов Ж. К., 2000 г.) Существует «эффект погашения» утомления при выполнении движений ненагруженными мышцами. Оказалось, что это связано с возбуждением центров, бездействовавших во время работы, и более глубоким торможением утомленных центров. Отсюда нормализация функций нервной системы, кровообращения, дыхания, органов чувств (Ильинич В. И., 1999 г.)

Выходит, упражнение – универсальный стимулятор и  восстановитель физической и умственной работоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Движение  для здоровья.

Любая функция  или работа клетки осуществляется за счет запасенной ранее энергии. В  развивающемся организме клетка запасает энергии больше, чем тратит, и следующий акт ее работы будет  большим по величине, чем предыдущий. В этом заключается так называемое энергетическое правило скелетных мышц. Поэтому одним из основных факторов,  вызывающих и определяющих рост и развитие организма, является двигательная активность мышц.

В раннем детском  возрасте физические упражнения способствуют развитию речи, в школе и вузе – устой живости умственной работоспособности и психической активности.

Один из обязательных факторов здорового образа жизни  человека – систематическое, соответствующее  полу, возрасту, состоянию здоровья использование физических нагрузок. Они представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных  и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом, объединенных термином «двигательная активность». (Ильинич В. И., 1999 г.)

Мышечная активность влияет на формирование характера человека, его способность творчески мыслить. Дело в том, что мышечная активность постоянно сопровождается эмоциональным напряжением и «снимает» его излишек. Это происходит благодаря тому, что движение стимулирует выработку гармонов-эндорфинов и сокращает избыток адреналина и гормонов, способствующих возникновению стрессов. Овладение культурой движения поможет развить умение «властвовать собой», то есть сохранять в любой ситуации эмоциональное равновесие, доброжелательность, бережное отношение к эмоциональному состоянию другого человека. Для каждого рода деятельности существует определенный оптимум эмоционального напряжения, при котором физиологические реакции организма оказываются наиболее совершенными, эффективность выполнения работы достигает своего максимума (Дубровский В.И., 2004 г.)

Человек (как  и животное) в состоянии эмоционального эффекта – гнева, ярости – может  совершить такую мышечную работу и преодолеть такие препятствия, справляться с которыми в обычных  условиях он не в состоянии. Известны случаи, когда во время стихийных бедствий (пожар, наводнение и др.) человек поднимает тяжести, значительно превышающие его собственный вес. Таким образом, с биологической точки зрения эмоции существуют как усиливающий механизм, позволяющий осуществлять выдерживать значительно большие напряжения в чрезвычайных обстоятельствах по сравнению с повседневными нагрузками нервной и мышечной систем. Вместе с тем, эмоции при полном исключении мышечной деятельности способны также вызвать резкие энергетические и вегетативные изменения в организме. (Кузнецов В.С., 2000 г.)

Итак, мы убедились  в необходимости мышечной активности, как стабилизирующего фактора работы внутренних систем организма, их активизации  или подавления. К каким последствиям приводит практически полная неподвижность? Идеальным примером может служить состояние невесомости.

Как уже известно, состояние невесомости ограничивает человека в движении. Невесомость  оказывает серьезное влияние  на различные процессы, происходящие в организме человека: в костных тканях уменьшается содержание солей кальция, в организме уменьшается количество жидкости, а, следовательно, и вес космонавта, происходят и другие обратимые изменения. Кроме того, в организме начинают протекать различные процессы, которые до конца не исследованы.

В полете космонавты проводили некоторые исследования по определению энергозатрат, периодически измеряли силу кисти рук с помощью  динамометров, изучали основные характеристики зрительных функций и т.д. – человеческий организм способен при определенных условиях сохранять свои функции и высокую работоспособность. Этому способствуют и комплекс физических упражнений с использованием специальных костюмов и тренажера. Тренажер позволяет космонавтам выполнят физические упражнения для поддержания силы основных групп мышц (Прежде всего мышц спины и нижних конечностей) и сохранения двигательных навыков и способностей переносить перегрузки при возвращении на Землю. А для создания постоянной нагрузки на костно-мышечную систему космонавты используют тренировочные костюмы, в которых в различных местах вшиты резиновые ленты. При движении они создают нагрузки на опорно-двигательный аппарат и скелетную мускулатуру, компенсируя тем самым отсутствие силы тяжести.

В современном  обществе человек уже с детских лет страдает от недостатка двигательной активности (гиподинамии). Это ведет к нарушению согласованной деятельности систем организма. Возникающая дисгармония в первую очередь неблагоприятно отражается на сердечно-сосудистой системе и высшей нервной деятельности людей. Гиподинамия отрицательно влияет на физическое развитие, работоспособность и функциональное состояние (Назарова Е. Н., 2007 г.)

Одно из неблагоприятных  ее проявлений - повышение процента населения (в том числе - детей) с  избыточным весом. Такие дети обычно жалуются на повышенную утомляемость, слабость, головные боли. Они чаще болеют, работоспособность их снижается, а здоровье по мере увеличения ожирения, все больше ухудшается. 82% школьников с избыточным весом занимаются физической культурой лишь на уроках в школе, посещают они их зачастую нерегулярно. Уменьшение подвижности, обусловленное условиями жизни или условиями труда нельзя считать гиподинамией в чистом виде. В этом случае изменения, происходящие в организме, менее значительны, однако и здесь имеет место снижение интенсивности окислительных процессов и подавление основного обмена. Недостаточное окисление жиров приводит к их накоплению в организме, которое усиливается и тем, что малоиспользуемые углеводы пищи преобразуются в организме в жиры. Ожирение (тучность), излишняя прибавка массы против физиологической нормы, коррелирующей с ростом и другими антропометрическими данными, - бич современного человека. Не случайно здравоохранение развитых стран уделяет этой проблеме самое серьёзное внимание. Положительное влияние разумно организованной мышечной деятельности распространяется через активацию обменных процессов в мышце и развитие мышечной ткани на активацию всех обменных процессов в организме. Это явление объясняется эффектом "сверхвосстановления" или законом "суперкомпенсации". Суть этого закона заключается в том, что во время физической нагрузки, особенно, если она была интенсивной, в организме активизируются процессы распада (катаболизма), связанные с расходом энергетических ресурсов и кислорода. В организме возникает дефицит кислорода (кислородный долг) и накапливаются недоокисленные вещества. Чем выше по интенсивности, и короче по продолжительности была нагрузка - тем выше оказывается кислородный долг. Во время отдыха после такой нагрузки организм стремится восстановить "дорабочий" уровень, интенсивно потребляя кислород и усиливая синтетические процессы (процесс анаболизма). Таким образом, во время отдыха после интенсивной физической нагрузки обменные процессы будут почти противоположны тем, которые были в период нагрузки. Но в силу того, что процессы восстановления идут интенсивно, они не останавливаются на тех показателях, которые были до нагрузки, а сверхвосстанавливаются. Срабатывает закон суперкомпенсации. Этим объясняется повышенная потребность в кислороде во время отдыха после нагрузки. Причём, чем выше был кислородный долг, чем больше накопилось в организме недоокисленных веществ - тем выше потребность в кислороде. Этот эффект сверхвосстановления может расти от тренировки к тренировке при систематических занятиях и при периодическом повышении нагрузок. Суперкомпенсации подвергаются не только энергетические ресурсы, но и активируется деятельность тех белков - ферментов, гормонов и других регуляторов, которые были задействованы в данной нагрузке. Поэтому активируется синтез многих белков и гормонов, растёт число как структурных белков, так и белков отвечающих за запас и транспорт кислорода в организме, глубокие изменения идут в структурной организации клеток. Происходит адаптация организма на молекулярном и клеточном уровнях к физическим нагрузкам. Со временем этот эффект затухает и надо постоянно повторять нагрузку, чтобы сохранять эффект сверхвосстановления.

Все эти изменения  способствуют повышению устойчивости организма и к повреждающим факторам. Имеются данные о том, что стойкость к непривычным или повреждающим условиям среды тем больше, чем выше в клетке возможности синтеза белков, а под влиянием систематической мышечной деятельности эти возможности возрастают, и что из клеток, адаптированных к тому или иному альтерирующему агенту, выделены белки, более устойчивые к различным повреждающим факторам. Эти изменения белков, видимо, и лежат в основе повышения общей неспецифической устойчивости клетки, органа, организма в целом. Таким образом, систематическая активная мышечная деятельность повышает возможности организма к выработке адаптации к гипоксии, охлаждению и перегреванию, повышению сопротивляемости организма к инфекции, устойчивости к радиации. Но эффект сверхвосстановления или суперкомпенсации без систематических тренировок не сохраняется, поэтому тренировки и активная мышечная деятельность должна сохраняться на всю жизнь, чтобы поддерживать высокую работоспособность (Петленко В. П., 1998 г.)

В наше время, в  эпоху научно-технического прогресса, когда возросли нагрузки в школе, двигательная активность (гипокинезия) приводит к крайне негативным последствиям для здоровья. Особенно плохо она влияет на деятельность центральной нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Иногда гипокинезия вызывает ожирение у детей. Польза для физических упражнений бесспорна, но важно помнить, что физические нагрузки следует дозировать. Они должны учитывать общее состояние организма. Людям с хроническими заболеваниями, перед началом занятий физкультурой или процедурами закаливания следует посоветоваться с врачом. Недостаточность двигательной активности плохо сказывается на физическом и умственном развитии учащихся. НЕ умственный труд наносит ущерб, а незначительная подвижность, с которой она связана. Научные наблюдения последних лет показывают, что дефицит движений приводит к различным изменениям в организме. Известно, что лица, долго ведут малоподвижный образ жизни, чаще болеют (особенно мочекаменной болезнью). Ограничение мышечной деятельности в течение 2-6 нед. у спортсменов приводит к дистрофическим и деструктивным изменениям мышечных волокон. Гипокинезия здорового человека уменьшает минеральную насыщенность и повышает выделение кальция из организма. У детей происходят изменения в сердечно-сосудистой системе (Петленко В. П., 1998 г.)

При систематическом  выполнении физических упражнений активный отдых на свежем воздухе ЧСС в  течение недели существенно не меняется. Долгосрочная ограниченность движений – один из факторов и патологического состояния, которое сейчас еще исчерпывающе не исследован. Большинство наблюдений ее влияния на организм проведено на животных, у взрослых людей и мало – у детей. Но и так понятно, что на организме, который растет, дефицит движений и мышечной деятельности сказывается еще больше. Многочисленные эксперименты показывают, что без движения начинаются процессы отмирания, атрофии, то есть явления частичной смерти в живом организме. Если машина (неживая материя) изнашивается от работы и становится непригодной, то живой организм создается, формируется, совершенствуется только при функциональной нагрузке, потому живой материи свойственно восстанавливаться в время отдыха с помощью веществ, которые она получает от внешнего мира с пищей. В живом организме постоянно происходит обмен веществ, а в машине его нет. Долгое время считали, что восстановление осуществляется само собой, автоматически. Но теперь хорошо известно, что процессы обмена веществ, самовосстановления, роста происходят только вследствие возбуждения, функционального.

Информация о работе Гимнастика как одна из форм укрепления здоровья