Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:23, реферат
Известно, что движение является основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Ни усиленный труд, ни форсированные, утомительные походы сами по себе не в состоянии вызвать расстройства здоровья, если нервные аппараты работают хорошо (Ильинич В. И., 1999 г.). При недостатке движений наблюдается, как правило, ослабление физиологических функций, понижается тонус и жизнедеятельность организма. Тренировки активизируют физиологические процессы и способствуют обеспечению восстановления нарушенных функций у человека. Поэтому физические упражнения являются средством неспецифической профилактики ряда функциональных расстройств и заболеваний, а лечебную гимнастику следует рассматривать как метод восстановительной терапии.
Введение……………………………………………………………………………….3
Движение для здоровья……………………………………………………………5
Гимнастика как одна из форм укрепления здоровья……………………………8
Из истории гимнастики……………………………………………………….9
Гимнастика для здоровья……………………………………………………10
Оздоровительные виды гимнастики…………………………………………….10
Гигиеническая гимнастика…………………………………………………12
Производственная гимнастика……………………………………………...13
Лечебная гимнастика………………………………………………………...14
Ритмическая гимнастика…………………………………………………….15
Вывод……………………………………………………………………………16
Список литературы……………………………………………………………….17
Ценными средствами закаливания служат специальные воздушные, солнечные ванны, пребывание на свежем воздухе в любую погоду, обтирания, купания. В содержание гигиенической гимнастики в основном входят ОРУ, применяемые в виде комплексов.
3.2 Производственная гимнастика.
Производственная гимнастика – использование физических упражнений в режиме рабочего дня с целью повышения профессиональной работоспособности, снятия утомления, профилактики профессиональных заболеваний. Научные исследования убедительно доказали положительное влияние производственной гимнастики на здоровье трудящихся, повышение работоспособности, снижение травматизма и производственного брака, а следовательно, на повышение производительности труда. Гимнастические упражнения, применяемые в системе научной организации труда, оказывают разностороннее воздействие на организм человека. С их помощью можно целенаправленно влиять на различные функции организма. При регулярном выполнении упражнений улучшается точность движений, они становятся экономными, ловкими и целенаправленными. Таким образом, под влиянием систематических занятий производственной гимнастикой, улучшается здоровье, повышается работоспособность человека, воспитывается организованность, дисциплина. Особенности производственной гимнастики предопределяют ее специфические виды, средства и методы проведения занятий. Существуют также «физкультминутки», состоящие, как правило, из двух-трёх упражнений (потягивание с глубоким дыханием, вращение туловища, приседание и другие). Они применяются для решения тех же задач, что и физкультурная пауза, как правило, при напряженном умственном и тяжелом физическом труде. Упражнения физкультминутки выполняются самостоятельно и гораздо чаще, чем физкультпауза (приблизительно в конце каждого часа работы).
Необходимо также обратить внимание на производственную гимнастику во время обеденного перерыва если длительность его продолжительна (до 1 часа и более), а приём пищи был достаточно кратковременным. В оставшееся до начала работы время целесообразно выполнить определенные виды упражнений с целью активизации отдыха и восстановительных процессов. С этой целью в практике научно оправдано применяют комплекс лёгких двигательных упражнений (5—6 упражнений), который выполняется в медленном темпе в сочетании с глубоким дыханием и с расслаблением крупных мышечных групп. Выполняется комплекс, как правило, после спокойного сидения за 5—10 мин. до начала работы в течение 3—4 мин (Дубровский В.И., 2004 г.)
Ученые доказали: без производственной гимнастики нам не обойтись. Даже если регулярно заниматься фитнесом, но при этом не прерываться на физкультминутку во время рабочего дня, за год состояние здоровья может серьёзно ухудшиться. Основное назначение производственной гимнастики – повышение эффективности учебной или трудовой деятельности. Применение специальных комплексов упражнений в режиме учебных занятий или в процессе труда помогает сохранить высокую работоспособность и укрепляет здоровье.
Одно из основных условий сохранения высокой работоспособности – переключение с одного вида деятельности на другой. Для этого надо через определённые промежутки времени прерывать учебный процесс или работу, создавая тем самым условия для переключения деятельности. Перерывы следует заполнять специально подобранными физическими упражнениями (Кузнецов В. С., 2000 г.)
Каждый вид профессиональной деятельности предъявляет к человеку специфические требования, которые обусловлены не только особенностями выполняемой трудовой деятельности, но и её условиями. Есть профессии, где основным фактором, влияющим на состояние организма, является неблагоприятные внешние условия, повышенная физическая нагрузка, однообразие выполняемых операций. В других случаях – наоборот, решающим фактором является эмоционально-психологическая нагрузка при благоприятных внешних условиях и небольшом количестве физических усилий (Холодов Ж. К., 2000 г.)
3.3 Лечебная гимнастика.
Лечебная гимнастика – разновидность прикладной гимнастики, лечебный метод применения физических упражнений для более быстрого и полноценного восстановления здоровья больного человека, его трудоспособности, а также развития физических качеств: быстроты, силы, выносливости, координации движений и др., необходимых в условиях общественно-трудовой деятельности. Специально подобранные гимнастические упражнения (на основе диагноза врача) успешно применяются для восстановления двигательных функций после различных повреждений. Лечебная гимнастика предупреждает заболевания, ускоряет выздоровление, сохраняет человеку здоровье, удлиняет его жизнь.
Наибольшее развитие лечебная гимнастика получила в годы Великой Отечественной войны. Опыт работы в госпиталях фронта и тыла страны показал, что лечение с включением в него лечебной гимнастики обеспечивало не только выздоровление, но и быстрое восстановление боеспособности раненых и больных солдат и офицеров Советской Армии.
В настоящее время продолжается дальнейшее изучение влияния упражнений, совершенствование средств и методики занятий лечебной гимнастикой, разрабатываются научно обоснованные методики применения упражнений при различных заболеваниях (Дубровский В.И., 2004 г.)
Средства лечебной гимнастики – строевые упражнения, разновидности передвижений и танцевальные шаги; ОРУ без предметов и с различными предметами (палки, гантели, скакалки, мячи и др.), упражнения на гимнастическом станке, скамейке, со скамейкой, на кольцах и прикладные упражнения (бег, прыжки, лазанье, перелезание).
Применяемые упражнения воздействуют почти на все функции организма. Положительной стороной гимнастических упражнений является их доступность для любого возраста, многообразие форм и видов упражнений, используемых в соответствии с возрастом, полом и возможностями занимающихся (Петленко В. П., 1998 г.)
3.4 Ритмическая гимнастика.
Ритмическая гимнастика является разновидностью гимнастики оздоровительной направленности, основным содержанием которой являются ОРУ, бег, прыжки и танцевальные элементы, исполняемые под эмоционально-ритмичную музыку, преимущественно поточным методом. В ряду других средств массовой физкультуры популярность ритмической гимнастики объясняется ее доступностью, эффективностью, эмоциональностью.
Доступность ритмической гимнастики основана на использовании известных и несложных ОРУ, знакомых преподавателям и занимающимся по комплексам утренней зарядки, производственной гимнастики и т. п. (Менхин А.В., 2002 г.)
Эффективность ритмической гимнастики связана с тем, что целенаправленное влияние гимнастических упражнений на опорно-двигательный аппарат, на отдельные группы мышц, суставов, связок сочетается со значительным воздействием на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Благодаря быстрому темпу выполнения многих движений комплекса, включению серий упражнений с небольшими паузами между ними, значительной общей продолжительности занятия стимулируется деятельность систем энергообеспечения мышечной работы, потребность организма в кислороде, и его потребление существенно возрастает. Отсюда название – «аэробика» (от греч. слова «аэро» - воздух и «биос» - жизнь). Поточный метод выполнения упражнений по характеру нагрузки на организм ставит ритмическую гимнастику в один ряд с другими важными средствами оздоровительной направленности, с упражнениями циклического характера: бегом, ходьбой, лыжами и т. п. Эмоциональность занятий – очень важный фактор, объясняющий притягательность ритмической гимнастики. Ритмическая гимнастика – музыкальная форма гимнастики. Музыка в данном случае носит функциональный, лидирующий характер, определяет ритм и темп движений (Менхин А.В., 2002 г.)
В целом направленное
воздействие ритмической
Вывод
Гимнастика в наши дни – одна из самых доступных форм укрепления и поддержания здоровья. Возможность заниматься разного рода гимнастическими упражнениями дома и на рабочем месте есть у каждого человека.
Гимнастика, без сомнения, должна быть неотъемлемой и важной составляющей нашей жизни, ведь это путь к гармонии здоровью не только физическому, но и душевному!
Предотвращая гиподинамию, возвращая бодрость, ловкость, хорошую осанку и устойчивость к болезням, оздоровительная гимнастика является дорогой к здоровому и правильному образу жизни. Человек, регулярно уделяющий внимание упражнениям, не только физически развит и здоров, но так же дисциплинирован, ответственен и обладает силой воли.
Ещё одно прекрасное свойство оздоровительной гимнастики: человек с практически любым состоянием здоровья способен подобрать для себя доступный, подходящий комплекс упражнений, чтобы не допустить плохого самочувствия и развития гиподинамии.
Без сомнения, в наш век развития технологий и снижения двигательной активности у большинства населения, крайне сложно представить себе здорового физически и духовно члена общества без регулярных и систематических занятий оздоровительной гимнастикой.
Список литературы.
1. Здоровый образ жизни и его составляющие : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Н. Назарова, Ю. Д. Жилов. – М.: издательский центр «Академия», 2007 г.
2. Лечебная физическая культура: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Дубровский В.И. - М.: ВЛАДОС, 2004 г.
3. Основы валеологии. Книга вторая. / Петленко В. П., М.: 1998 г.
4. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. / Менхин Ю.В., Менхин А.В. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.
5. Теория и
методика физического воспитани
6. Физическая культура студента: учебник / под ред. В. И. Ильинича. – М.: «Гардарики», 1999 г.
Информация о работе Гимнастика как одна из форм укрепления здоровья