Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2014 в 20:13, курсовая работа
Подвижные игры оказывают большое влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Среда в которой живет ребенок, должна развивать и воспитывать, побуждать взаимодействовать с ее различными элементами, вызывать стремление к движению, представлять возможность для многовариантных игр, быть комфортной.
Введение……………………………………………………………………………2
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме двигательного развития детей старшего дошкольного возраста ………...…..….4
1.1 Значение двигательного развития детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………4
1.2 Особенности двигательного развития детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………5
1.3 Средства оптимизации двигательного развития детей ………………………11
1.4 Использование подвижных игр в целях развития движений, их планирование и методика руководства двигательной деятельностью ………………………...15
Вывод……………………………………………………………………………….17
Глава 2. Экспериментальное использования подвижных игр как средства двигательного развития детей старшего дошкольного возраста ……………….18
2.1 Диагностика уровня двигательного развития детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………..18
2.2 Экспериментальная программа использования подвижных игр как средства двигательного развития ……………………………………………………………20
2.3 Выявление эффективности проделанной работы……………………………24
Вывод………………………………………………………………………………...27
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников…………
Вывод
Проведенный анализ литературы показал, что подвижные игры выступают как эффективное средство развития физических качеств физической подготовленности. Подвижные игры способствуют воспитанию физических качеств, но не показана методика формирования у учащихся умения и навыков по самостоятельному проведению подвижных игр за пределами школы.
Подвижные игры играют большую роль в умственном и физическом развитии ребенка. Различные подвижные игры помогают развивать различные группы мышц тела, координацию движений, способствуют развитию речи и мышления.
Но для того, чтобы эффект от игры был положительный, необходимо при ее выборе учитывать физиологические особенности детей различных возрастов; во многом успех игры зависит от выбора места ее проведения и подготовки этого места к игре, объяснения правил, разделения на команды и выбора водящих.
Что касается дозировки в процессе игры, то не рекомендуются чрезмерные мышечные напряжения. Надо обеспечить оптимальные нагрузки. Интенсивные нагрузки следует чередовать с отдыхом.
Глава 2. Экспериментальное использования подвижных игр как средства двигательного развития детей старшего дошкольного возраста
2.1 Диагностика уровня двигательного развития детей старшего дошкольного возраста
Тестирование уровня физической подготовленности детей, в соответствии с новыми санитарными правилами для детского сада, проводит инструктор по физической культуре; воспитатели групп оказывают необходимую помощь в организации этой работы, медицинская сестра осуществляет наблюдение за состоянием детей, их реакцией на выполнение двигательного задания.
Для определения исходного уровня физической подготовленности детей тестирование осуществлено в рамках занятий по физической культуре.
Всем выполняемым упражнениям предшествует разминка, которая включает ходьбу, бег, дыхательные подготавливающие упражнения. Ребенку дается две пробные попытки с настройкой на максимальный результат во время последней. В протоколы вносится лучший результат.
При оценке двигательных умений и физических качеств используются количественные и качественные показатели. Первый, наиболее распространенный способ оценки физической подготовленности - это сопоставление средних показателей по группе с данными оценочных таблиц по возрастно-половым показателям физической подготовленности детей (Приложение 4).
Отмечаются и качественные показатели, такие как:
при беге - корпус и голова слегка отклонены назад, но не запрокинуты; движения рук и ног согласованны, бег с отрывом от почвы, движения ног равномерные, не семенящие.
при прыжке - четкий толчок при отрыве от почвы и мягкое приземление на полусогнутые ноги.
при метании - правильное исходное положение - при метании правой рукой левая нога выставлена вперед, тяжесть тела переносится на правую ногу; во время метания корпус поворачивается влево, тяжесть тела переносится на левую ногу (при метании левой рукой положение ног обратное). При броске учитывается хороший замах, соблюдение указанного направления.
Наиболее объективными показателями уровня развития физической подготовленности детей являются результаты выполнения определенных двигательных заданий. Методика определения физических качеств и навыков, полно представлена в Приложение 5.
В нашем эксперименте в качестве тестовых упражнений предлагаем следующие задания:
- на выявление быстроты бег на дистанцию 10 м с хода и 30 м со старта;
- скоростно-силовые способности плечевого пояса измерим по расстоянию, на которое ребенок бросает двумя руками набивной мяч (медбол) массой 1 кг. стоя ноги врозь, без шага вперед;
- скоростно-силовые способности нижних конечностей определим по результатам в прыжках в длину с места.
- ловкость, в связи с широким понятием, можно определять как ловкость в беге 3-х 10 м (челночный бег) и 30 м с беганием препятствий (змейкой).
Затем, на основании изучения особенностей их развития был подобран репертуар подвижных игр различной направленности.
Эффективность методики оценивалась посредством сравнения показателей физического развития и физической подготовленности детей экспериментальной и контрольной групп до и после проведения эксперимента.
Результаты констатирующего эксперимента представлены в табл. 1, 2.
Таблица 1 - Показатели физической подготовленности дошкольников 6-7 лет (ЭГ)
Ф.И. ребёнка |
Пол |
Бег 30 м, со старта сек |
Бег с хода 10, м/с |
Метание медбол (1 кг) стоя во фронтальной стойке без шага вперед (см) |
Прыжок в длину с места, см |
Челночный бег 3-х 10 м (сек) |
Бегание препятствий (сек) |
Б.М. |
М |
8 |
2,4 |
300 |
126 |
10,1 |
5 |
Г.А. |
М |
7,4 |
2,2 |
242 |
122,4 |
11 |
5,1 |
К.Н. |
М |
8 |
2,3 |
303 |
108,7 |
11,5 |
5 |
Р.А. |
М |
7,1 |
2 |
221 |
94 |
11,9 |
5,6 |
Ч.К. |
Д |
7,7 |
1,8 |
190 |
100 |
12,4 |
6,2 |
Таблица 2 - Показатели физической подготовленности дошкольников 6-7 лет (КГ)
Ф.И. ребёнка |
Пол |
Бег 30 м, со старта сек |
Бег с хода 10, м/с |
Метание медбол (1 кг) стоя во фронтальной стойке без шага вперед (см) |
Прыжок в длину с места, см |
Челночный бег 3-х 10 м (сек) |
Бегание препятствий (сек) |
Б.Р. |
М |
7,7 |
2,2 |
216 |
112 |
10,8 |
5,2 |
Г.М. |
М |
7,4 |
2,3 |
240 |
120 |
10 |
5,1 |
Н.К. |
М |
7,9 |
2,5 |
245 |
110 |
11,5 |
4,7 |
Я.А. |
М |
7,1 |
2,1 |
221 |
100 |
11,5 |
5,6 |
Ш.И. |
Д |
8,5 |
2,1 |
200 |
105 |
12 |
6 |
2.2 Экспериментальная программа использования подвижных игр как средства двигательного развития
Согласно составленному плану в экспериментальной группе мы проводили занятия, направленные на повышение уровня развития психофизических качеств с использованием подвижных игр.
Дополнительные занятия были организованы во второй половине дня три раза в неделю по 35 минут, включающие подвижные игры и направленные на воспитание двигательных качеств: ловкости и быстроты.
Двигательная активность как в контрольной, так и в экспериментальной группах в первой половине дня соответствовала режиму детских садов (Приказ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»).
В систему физической культуры в исследуемых группах в первую половину дня были включены: утренняя гимнастика - ежедневно, продолжительностью 15мин; физкультурные занятия - 2 раза в зале и одно на площадке с оздоровительной направленностью, продолжительностью 30 мин; гимнастика после дневного сна - 15 мин.
Занятия по физической культуре в контрольной группе проводились по традиционной программе воспитания и обучения в детском саду.
Подвижные игры, способствующие развитию быстроты:
Успей поймать. Играющие стоят в небольшом кругу, у каждого в руках мяч и камешек. Подбросив мяч, надо выбежать из круга, положить как можно дальше от него камешек на землю и, вернувшись в круг, успеть поймать мяч, отскочивший от земли. Кто сумеет положить камешек дальше всех и при этом не уронить мяч, тот и выигрывает. Усложнение: бросить мяч, положить камешек, выбежав из круга, затем вернуться, быстро поймать мяч на лету (мяч не должен упасть на землю). игра дошкольник двигательный активность
Бери скорее. Играющие стоят посередине площадки в двух шеренгах напротив друг друга на расстоянии двух метров. По сторонам площадки на расстоянии 10 - 15 м за каждой шеренгой обозначаются ограничительные линии. Между каждой парой кладётся небольшой предмет (кубик, камешек, мешочек). Дети принимают одно из исходных положений - сидя, лёжа, в упоре на коленях. По сигналу воспитателя каждый стремится быстро подняться, схватить предмет и убежать за ограничительную линию. Тот, кто не успел взять предмет, догоняет. Выигрывает тот, кто успел взять предмет и убежать за линию.
Бабочки и стрекозы. Играющие в двух шеренгах располагаются в середине площадки на расстоянии одного шага спиной друг к другу. Командам дают названия «Бабочки» и «Стрекозы». Воспитатель, стоя с боку, называет одну из команд. Её игроки должны как можно быстрее убежать за линию, обозначенную в 10 шагах перед ними. Играющие другой команды, повернувшись кругом устремляются вдогонку. Сколько игроков они сумеют осалить до черты дома, столько и получают очков. Из игры никто не выбывает, и все участники снова встают по шеренгам. Воспитатель называет команды в произвольной последовательности. Побеждает команда, сумевшая за одинаковое количество перебежек осалить больше игроков соперника. Усложнение: дети принимают исходное положение, стоя на коленях, сидя, лёжа.
Догони. На одной стороне площадки стоят друг за другом два ребёнка, между ними расстояние 2- 3 м. по сигналу бегут в прямом направлении на другую сторону, сзади стоящий старается догнать переднего. Расстояние для бега 20 - 30 м. Затем дети меняются местами.
Конь - огонь. Играющие стоят в кругу, один в центре круга с флажком. Идут подскоками по кругу под слова: «у меня есть конь, этот конь - огонь! Но - но - но - но, но - но - но - но». Останавливаются, на месте делают движение согнутой ногой - конь бьет копытом. Водящий в это время подскоками обходит круг, говоря: «я скачу на нём, на коне своём. Но - но - но - но, но - но - но - но». С окончанием слов останавливается и протягивает флажок между двумя играющими. Один бежит в правую сторону круга, другой - в левую, стараясь быстрее добежать и взять флажок. Тот, кому это удалось, идёт в круг с флажком.
Подвижные игры, способствующие развитию ловкости:
Передай мяч. Дети распределяются на две равные подгруппы, встают в две колонны и по сигналу передают резиновый или набивной мяч. Последний стоящий в каждой колонне, получив мяч, бежит, становится впереди колонны и снова передаёт мяч. Игра заканчивается, когда с мячом впереди колонны оказывается ведущий звена. Варианты передачи: над головой, с боку, внизу между ног, в положении сидя на полу или скамейке.
Канатоходец. Две команды стоят в колоннах у линии старта, финиш на расстоянии 8 - 10 м. У игроков по одному бумажному или картонному колпаку. Первые в колонне ставят на голову колпак, разводят руки в стороны и по сигналу продвигаются вперёд. Повернув в условном месте, берут колпак в руки и бегут к своей колонне. Выигрывает колонна, выполнившая задание первой.
Коршун и наседка. Дети (цыплята), стоят в колонне, держась друг за друга, впереди стоящий - наседка. На другой стороне площадки - коршун. По сигналу он вылетает и старается схватить цыплёнка, стоящего последним. Наседка защищает цыплят, поднимая руки в стороны и не давая коршуну достать цыплёнка. Все цыплята дружно двигаются за наседкой, не разрывая сцепления, мешая коршуну. Коршун, для того чтобы поймать цыплёнка, часто меняет направление движения.
Перемени предмет. На одной стороне площадки в кружках 4 - 5 предметов (мешочки, кубики, кегли). На противоположной стороне за линией старта (расстояние 15 - 20 м) дети образуют 4 - 5 колонн. Первые получают по одному такому же предмету, но другого цвета. На сигнал «Беги» они бегут к кружкам напротив своей колонны, кладут предмет, берут лежащий, возвращаются с ним к своей колонне и поднимают над головой. Отмечается выигравший. Затем они передают предмет следующему из своего звена, а сами встают в конец колонны. Отмечается колонна, в которой оказалось больше выигравших. Усложнение: в каждом кружке находится по 3 - 4 предмета. На сигнал «Беги» играющие бегут, и в это время им называют предмет, который надо взять.
Кто скорей. Эта игра с элементом соревнования может включать преодоление различных препятствий, знакомых детям. Не следует давать только ползанье на четвереньках, так как дети, торопясь выполнить задание, могут травмировать коленный сустав;
пройти по гимнастической скамейке и обежать змейкой мячи или кегли.
подлезать под верёвку, перепрыгнуть канавку;
провести мяч, ударами о пол по прямому направлению или огибая положенные предметы;
пролезать в один обруч, затем прыгать из обруча в обруч на двух ногах.
Конкретные виды подвижных игр были отобраны и сгруппированы по преимущественному воздействию нате или иные двигательные качества. В приложениях 6, 7, 8 предлагаются описание и методика проведения подвижных игр, которые применялись нами при проведении занятий с детьми 6-7 лет.
Информация о работе Двигательное развития детей старшего дошкольного возраста