Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 14:31, курсовая работа
Цель данной работы – доказать роль закаливания детского организма в системе оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.
В процессе исследования были поставлены следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы системы оздоровления детей дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать современные подходы к использованию закаливающих процедур.
3.Выявить и доказать влияния закаливающих процедур на оздоровления детей дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретические основы физического развития дошкольника, повышения сопротивляемости организма человека………………….
6
1.1.Особенности физического развития детей дошкольного возраста…... 6
1.2.Закономерности развития детей дошкольного возраста………………. 11
1.3.Исторические аспекты и этапы развития закаливания………………... 13
Вывод по первой главе………………………………………………………. 16
Глава 2. Проведения закаливающих процедур с детьми дошкольного возраста……………………………………………………………………….
18
2.1.Физиологические принципы закаливания детей дошкольного возраста………………………………………………………………………..
18
2.2.Основные методы закаливания детей дошкольного возраста………… 24
2.3.Гигиенические требования к проведению занятий……………………. 28
Заключения…………………………………………………………………… 32
Список литературы………………………………………………………….. 33
Таким образом, обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств - важная сторона повышения эффективности физического воспитания.
1.2. Закономерности Развития детей дошкольного возраста
Человек развивается в течении всей жизни, но особенно интенсивно изменения происходят в детстве. У детей дошкольного возраста продолжаются созревание и дифференцировка костей и мышечной ткани, усложняются и совершенствуются двигательные умения. За эти периоды дети овладевают бегом, ходьбой, прыжками. У них происходит даминантное развитие организма.
Применение физических упражнений требует от организма значительного напряжения и согласованность действий всех основных систем. Следует учитывать особенности развития соответственно индивидуальный подход. Для них важно соблюдать все установочные правила закаливания. Иногда необходимо вносить некоторые изменения, например, медленнее снижать температуру воды, укорачивать время солнечной или воздушной ванны
Закаливающие мероприятия подобраны с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей
детей. Скорректированы с учетом региональных
климатических и сезонных особенностей,
а также имеющихся условий для проведения
закаливающих процедур в дошкольном образовательном
учреждении. Наиболее сильное закаливающее
воздействие на организм ребенка оказывает
сочетание физических упражнений с воздушными
ваннами, особенно если оно осуществляется
на свежем воздухе. [3,c.224]
При
организации закаливания необходимо соблюдать
следующие требования:
-
учитываются возрастные и индивидуальные
особенности состояния здоровья и развития,
степени тренированности организма ребенка;
- создается
позитивный эмоциональный настрой;
- проводятся закаливающие воздействия
на фоне теплового комфорта ребенка;
-
используются в комплексе природные факторы
и закаливающие процедуры;
-
соблюдается постепенность в увеличении
силы воздействия различных факторов
и непрерывность мероприятий закаливания
(при этом вид и методика закаливания изменяются
в зависимости от сезона и погоды);
-
воздействия природных факторов направлены
на разные участки тела: различаться и
чередоваться как по силе, так и длительности;
- соблюдается методика выбранных видов
закаливания. Затраты времени на проведение
закаливающих процедур непосредственно
связаны с возрастом детей и методикой
закаливания, которая утверждается органами
здравоохранения. Закаливание в повседневной
жизни органично вписывается в режим каждой
возрастной группы, а для проведения специальных
методик закаливания (в том числе контрастного
обливания стоп, обтирания) должно выделяться
дополнительное время. Чем старше дошкольники,
тем больше возможностей для проведения
закаливающих процедур и, соответственно,
время для их проведения может и должно
быть увеличено.
В
общем объеме непосредственно образовательной
деятельности и образовательной деятельности,
осуществляемой в ходе режимных моментов,
учитываются следующие закаливающие мероприятия:
-утренняя гимнастика;
-подвижные,
спортивные игры, физические упражнения
и другие виды двигательной
активности, или физкультурные занятия
(в помещении и на улице).
Проведение
других закаливающих мероприятий осуществляется
в пределах времени, необходимого для
осуществления функций присмотра и ухода
за детьми.[15,c.220]
1.3.Исторические аспекты и этапы развития закаливания
Закаливание как фактор повышения сопротивляемости организма к различным условиям использовалось с древних времен. Дошедший до нас опыт закаливания насчитывает свыше тысячи лет.
Практически во всех культурах разных стран мира закаливание использовалось как профилактическое средство укрепления человеческого духа и тела.
Большое внимание физическим упражнениям, закаливанию и гигиене тела уделялось в Древней Греции и Древнем Риме. Здесь существовал культ здоровья и красоты тела, поэтому в систему физического воспитания закаливание входило как неотъемлемая составная часть. Закаливание в этих странах преследовало цель укрепления здоровья, так и выработку у человека способности переносить все возможные лишения. По свидетельству Плутарха, закаливание мальчиков в Древней Спарте начиналось с самого раннего возраста. С семи лет воспитание продолжалось в общественных домах во все более суровых условиях: их стригли наголо, заставляли ходить босиком в любую погоду, а в теплое время года обнаженными. Когда детям исполнялось12 лет, им выдавали плащ, который они должны были носить круглый год. Горячей водой им разрешали мыться всего несколько раз в году. И в зрелые годы люди должны были жить так, как предписывал обычай.[8,c.168]
Большое внимание в Спарте уделялось и физическому развитию женщин. Как и мужчины, они «также упражнялись в беге, борьбе, бросании диска и копья, чтобы их тела были сильны и крепки и чтобы такими же были и рождаемые ими дети, пишет Плутарх. Закаленные такими упражнениями, они легче могли вынести муки деторождения и выйти из них здоровыми».
Древние римляне в значительной степени заимствовали и трансформировали древнегреческую культуру. У них важнейшим закаливающим средством была баня. Римские бани, или термы, представляли собой просторные и весьма вместительные здания, построенные из великолепных сортов мрамора (термы Диоклетиана (505-506 гг.) вмещали 3500 купающихся). В термах имелись помещения для раздевания, гимнастических упражнений и массажа, здесь были горячая баня, бассейны с теплой и холодной водой, души, широко использовались песочные и грязевые ванны. На крышах многих терм устраивались площадки для приема солнечных ванн.
Закаливание как профилактическое средство широко рекомендовали такие видные ученые древности, как Гиппократ, Демокрит, Асклепиад и другие. Одним из средств закаливания является пребывание под солнечными лучами. Целительное действие солнечных лучей было хорошо известно в Древнем Египте, о чем свидетельствуют надписи на стенах древних храмов. Первым же врачом, рекомендовавшим применение с лечебной целью солнечных ванн, был Гиппократ.
В Древнем Китае профилактика болезней и укрепление здоровья носили государственный характер. Поэтому в древнекитайской медицине большое внимание уделялось мероприятиям, способствовавшим укреплению здоровья. Важнейшими средствами для этого считались физические упражнения, водные процедуры, солнечное облучение, массаж, лечебная гимнастика, диета.
Одним из важнейших направлений в медицине Древней Индии было предупреждение заболеваний, использование различных упражнений, например йоги, направленных на поддержание и укрепление здоровья, достижение нравственного и психологического равновесия, где закаливание также играло немаловажную роль.[1,c.40-43]
На нашей родине, Руси, закаливание (по мнению некоторых исследователей) вообще носило массовый характер. Баня и купание в проруби на Крещение, омовение в водах рек до первых крепких морозов (а не ночных заморозков!). Все это нашло отражение в работе А. Н. Радищева «О человеке, о его смертности и бессмертии», которая увидела свет в XVIII веке. Там он, среди прочего, писал: «Все действует на человека: пища его и питание, внешняя стужа и теплота, воздух и даже самый свет». Отрицать это современным людям было бы глупо - закаливание, потерявшее свою значимость во время перестройки и последовавших 90-х, аккуратно возвращается в наш современный быт. Многие родители выбирают для своих детей секции по плаванию или по занятиям самообороной, надеясь укрепить таким образом иммунитет ребенка. Зачастую, к сожалению, получается иначе: устав на тренировках ребенок не успевает восстановиться к школьным занятиям и стресс «накапливается», приводя постепенно к нервному истощению. А это совсем не тот результат, к которому стремится система закаливания! Для того, что бы закаливание было эффективным, необходимо соблюдать ряд правил.
Вывод по первой главе
Эффективность закаливающих процедур во многом зависит от правильности их выполнения, когда имеет значение любая на первый взгляд мелочь. Обязательное требование для взрослых, помогающих детям во время закаливания: руки должны быть чисто вымыты, ногти коротко острижены, кожа на ладонях мягкая и теплая. Для детей постарше, хотя еще дошкольников, также широко используются всевозможные водные процедуры. Они удобны еще и тем, что позволяют дозировать температурный режим более точно, чем при воздушных и солнечных ваннах. Закаливающее влияние оказывают все гигиенические водные процедуры, если их умело сочетать со специальными приемами. Не принесет должного эффекта закаливание холодной водой, если обычное гигиеническое умывание выполняется теплой. При сочетании гигиенических мер с закаливающими достигается систематическая тренировка организма и сокращается время, специально отводимое на процедуры. К тому же достигается положительное психологическое воздействие, воспитывая у взрослых и детей понимание необходимости закаливающих мероприятий в режиме дня. Воздух, солнечные лучи и воду необходимо широко использовать в повседневной жизни дошкольника круглый год. С этой точки зрения следует подходить к личной гигиене, режиму дня, набору одежды для детей, к помещению, в котором они живут. Использование тех или иных закаливающих мероприятий в большой степени зависит от сезона года. Конечно, в зимних условиях не приходится говорить о воздушных ваннах на улице или купании в реке. Между тем вполне доступны длительные прогулки при любой погоде, пребывание в помещении с открытыми окнами, форточками, частичные обмывания тела, воздушные ванны в помещении и т. п. Весна и лето особенно благоприятны для укрепления здоровья детей. Они должны как можно дольше быть на улице уже с первых весенних дней. Не страшно, если детям придется пробежать по сырой траве, лужам или даже попасть во время прогулки под теплый летний дождь — это еще больше повысит устойчивость их организма. Опасно только оставлять детей в мокрой одежде. Важно отметить, что проводя закаливание, следует постоянно помнить об индивидуальном подходе и состоянии здоровья детей. Как уже упоминалось выше, воспитатель группы ведет дневник закаливания, в котором ежедневно отмечается самочувствие ребенка и применяемые моменты закаливания. Если ребенок по какой–либо причине, в том числе и по болезни, пропустил посещение детского сада, то он по возвращении в первое время получает более слабые холодные нагрузки. И 2–3 дня после болезни с ребенком не проводится интенсивное закаливание.
Глава 2.Проведения закаливающих процедур с детьми дошкольного возраста
2.1.Физиологические принципы закаливания
В результате применения
Принцип первый - регулярность. Лучше всего ежедневные занятия, которые проходят в одно и то же время суток. Замечено: суточные ритмы наиболее эффективны и устойчивы в нашем организме. Им подчиняется деятельность многих органов и систем.
Принцип второй - постепенность. Постепенное увеличение нагрузки, поэтапный переход к более сильным формам закаливания позволяют, пусть медленнее, но зато увереннее достигать желаемого результата.
Принцип третий - интенсивность. Сила воздействия должна быть выше привычных температурных норм постоянной среды обитания. Чем интенсивнее воздействие, тем ярче ответная реакция организма. Закаливающий эффект будет выше там, где применяли более холодную воду меньшее время в сравнении с тем, когда использовали воду потеплее, но долгое время.[18,c.256]
Принцип четвертый - сочетаемость общих и местных охлаждений. Скажем, при обливании стоп, тело остается не закаленным, а наоборот, обливание до пояса не обеспечивает устойчивость стоп к холоду. Оптимальная устойчивость организма - при чередовании общих закаливающих процедур с местными, направленными на наиболее чувствительные к действию холода области (стопы, носоглотка, поясница).
Принцип пятый - не растираться после обливания.
Растирание до покраснения, массаж ограничивают процесс охлаждения, прерывая его. Не следует проводить закаливание после интенсивной физической нагрузки, которая тоже тормозит течение термо-восстановительного процесса после охлаждения.
Принцип шестой - многофакторность природного воздействия, т.е. использование солнца, воздуха, земли, снега. К тому же, обращаться с ними непосредственно в природе. Например, купаться не в бассейне, а в реке, ходить босиком не только по полу, но и по мягкой тропинке, по снегу во дворе и т.д.
Принцип седьмой - комплексность. Он означает, что процедуры закаливания должны восприниматься шире, нежели просто обливание водой. Это и прогулки, и бег, и сон на свежем воздухе, и баня.
Наконец, принцип восьмой - закаливание должно проходить на фоне положительных эмоций. Конечно, приходится проявлять настойчивость. Однако, как бы велико не было это усилие, ощущение процедуры должно оставаться на грани приятного. Здесь также важно учитывать индивидуальность ребенка и состояние его здоровья [12,86].
Исходя из вышеперечисленных принципов закаливания строится вся основная работа в дошкольных учреждениях. Учитывается индивидуальность каждого ребенка и подбирается подход к работе с ним. Так же к работе активно привлекаются сотрудники дошкольного учреждения, родители, врачи.[5,c512]
Заканчивая первую главу курсовой работы, можно сделать вывод о том, что в современных условиях значение закаливания все более возрастает. Закаливание - одно из важнейших слагаемых здорового образа жизни. Закаливание благоприятно действует на весь организм: повышают тонус нервной системы, улучшают кровообращение и обмен веществ, пи облучении поверхности тела в организме возникает ряд фотохимических реакций, влекущих за собой сложные физико-химические превращения в тканях и органах (эти реакции обуславливают благоприятное действие на весь организм). К минусам можно отнести лишь невыполнение принципов закаливания, в результате чего наступают различные нарушения в организме.
К специальным закаливающим процедурам относятся - закаливание воздухом, водой, хождение босиком и др.
Закаливание воздухом является наиболее «мягкой» закаливающей процедурой. Оздоровляющие действие воздуха необходимо использовать при организации дневного сна.
Состояние теплового комфорта во время сна обеспечивается правильным подбором одежды и температуры воздуха помещений. Обязательным условием такого сна является хранение постельных принадлежностей в теплом помещении. Температуру воздуха снижают после укладывания детей, а за 20-30 мин до подъема проветривание прекращают.[10,c.159]
Одним из важных моментов закаливания детей являются прогулки на свежем воздухе. Продолжительность прогулок регламентируется возрастом детей, временем года, погодными условиями. Дети до 3-х лет выходят на прогулку зимой в безветренную погоду при температуре наружного воздуха не ниже -15°С, а 4–7 летние – при температуре не ниже –18 –-22°С. При низких температурах время прогулки допускается сокращать.
Наибольший оздоровительный эффект наблюдается при проведении физических упражнений (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры) на открытом воздухе. В ненастные дни занятия проводятся в физкультурном зале при открытых окнах.
Хорошим средством закаливания, укрепления свода стопы является хождение босиком. Утром и после дневного сна проводят контрастные воздушные ванны. Ребенок в трусах и майке, в обуви или босой (не потный) перебегает из прохладной (+18˚С) комнаты в теплую (+23˚С) и обратно в течение 5- 6 мин.
Закаливание водой - всегда сочетается с закаливанием воздухом, так как выполняется в закрытом или открытом воздушном пространстве, что усиливает закаливающий эффект.
Информация о работе Закаливание как средство оздоровления детей дошкольноо возраста