Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 14:31, курсовая работа
Цель данной работы – доказать роль закаливания детского организма в системе оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.
В процессе исследования были поставлены следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы системы оздоровления детей дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать современные подходы к использованию закаливающих процедур.
3.Выявить и доказать влияния закаливающих процедур на оздоровления детей дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретические основы физического развития дошкольника, повышения сопротивляемости организма человека………………….
6
1.1.Особенности физического развития детей дошкольного возраста…... 6
1.2.Закономерности развития детей дошкольного возраста………………. 11
1.3.Исторические аспекты и этапы развития закаливания………………... 13
Вывод по первой главе………………………………………………………. 16
Глава 2. Проведения закаливающих процедур с детьми дошкольного возраста……………………………………………………………………….
18
2.1.Физиологические принципы закаливания детей дошкольного возраста………………………………………………………………………..
18
2.2.Основные методы закаливания детей дошкольного возраста………… 24
2.3.Гигиенические требования к проведению занятий……………………. 28
Заключения…………………………………………………………………… 32
Список литературы………………………………………………………….. 33
К местным закаливающим процедурам относятся умывание лица холодной водой, промывание носа, полоскание горла, питье холодной воды, обливание ног, хождение по воде, игры
с водой.
К общим закаливающим процедурам относятся обтирание, обливание всего тела, холодный и контрастный душ, купание в открытых водоемах. К общим закаливающим процедурам переходят тогда, когда ребенок хорошо переносит местное закаливание.
К числу закаливающих процедур можно отнести метод закаливания в сауне, который помимо оздоравливающих процедур обладает выраженным седативным (успокаивающим) эффектом. Банные процедуры снижают уровень молочной кислоты в мышцах - одного из основных факторов усталости. Под влиянием жаропаровых процедур происходит тренировка сердечно-сосудистой системы за счет усиления кровообращения. Улучшается газообмен и вентиляционная способность легких. Горячая баня является великолепным тренажером кожи, способствует усилению процессов торможения в центральной нервной системе - развивает успокаивающий эффект. Данный физкультурно-оздоровительный комплекс осуществляется 1 раз в неделю после дневного сна.[12,c.45]
Время пребывания детей в сауне при первых посещениях должно быть ограничено 4–5 минутами, температура воздуха – +60˚С. Постепенно, после адаптации, время пребывания в помещении обогревочной камеры детей 3-4-х лет может быть увеличено до 6-7 минут, 5-7 летних - до 7-10 мин.
Пребывание в сауне чередуется с разнообразными видами охлаждения:- плаванием в бассейне с температурой воды 25˚С в течение 1-1,5 мин (обязательно в медленном темпе);
- пребыванием в более прохладном помещении (температура воздуха +20 – +25˚С) в течение 5-7 мин в махровом халате или полотенце;
- обливанием в душе (температура воды 25˚С) без сильного напора.
При обливании из шланга вначале поливают ноги, а затем - руки в направлении от кисти к плечу.
По мере закаливания по согласованию с врачом-педиатром температура воздуха или воды в период охлаждения может быть снижена.
Выбор вида охлаждения определяется в зависимости от планировки помещений теплопроцедур в сауне и степени подготовленности и закаленности детей.
Закаливание, которое проводится в системе и постоянно – укрепляет не только нервную систему, но и сердце, легкие, улучшает обмен веществ, словом, активизирует работу всех органов и систем.
Методика закаливания.
Умывание.
ПРИМЕЧАНИЕ: через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно, каждую руку дети обмывают по 2 раза, проговаривая «раз, два».
Полоскание полости рта.
Хорошим средством закаливания и предупреждением заболеваний зубов, слизистой оболочки рта и носоглотки является систематическое полоскание рта водой комнатной температуры. Для полоскания используется 1/3 стакана воды.
Обучают детей постепенно. Для этого приглашают не более 2-3 ребят. Ставят на стол тазик, дают им стаканчики с кипяченой водой, сажают напротив игрушку («зайчик смотрит, как надо полоскать ротик, учится у нас») и воспитатель показывает, сколько нужно набрать в рот воды, как сжать челюсти, как работать щечками, чтобы водичка «урчала», как «выпустить ее на свободу». Когда ребенок научен этой процедуре, он выполняет ее под наблюдением младшего воспитателя в умывальной комнате каждый раз после еды.
Вода готовится заранее и ставится на отведенное для этого место. Использованные стаканчики дети оставляют в специальном пластмассовом ведерке.
Ходьба босиком.
В начале детей приучают некоторое время ходить в носочках по ковру или паласу. Затем просто по полу. Лучше делать это во время ежедневных физических упражнений.
Затем дети ходят босиком. Обычно на это затрачивается от 2-х до 3-х месяцев в зависимости от подбора детей.
Технология контрастного водного закаливания
(топтание
в ванночках с водой
Закаливание основано на методике контрастного обливания ног.
Ставится три ёмкости. На дно ёмкости с прохладной водой насыпаны камушки небольшого размера. Начальная температура воды 360С – 240С – 360С. Количество воды не должно превышать высоты ступни ног ребенка.
Дети друг за другом, поточным способом проходят по «Дорожке здоровья» (коврики массажные, ребристая доска) + все три емкости, топая ножками в каждой из них. Затем наступают на сухое покрытие (одеяло) или резиновый коврик с шипами. Дети после ванночек растирают ноги полотенцем. Закаливание проводится после сна.[19,c.115]
2.2. Основные методы закаливания детей дошкольного возраста
Предлагаемая методика закаливания дошкольников имеет два варианта. Вариант первый - щадящий и рассчитан на 11-12 месяцев. Причем, начинается он с холодного времени года - февраля. Вариант второй -несколько ускоренный. Начинается он с октября и предусматривает первый выход на снег в марте. Общее в этих вариантах то, что и в том и в другом случае неукоснительно соблюдаются принципы постепенности и последовательности холодоных нагрузок. Разница -в их продолжительности.
Если схематично представить оба варианта, то последовательность закаливающих процедур будет следующая
-воздушные ванны босохождение и умывание холодной водой,
-обливание холодной водой стоп, голеней, ног от бедер,
-обливание всего тела холодной водой,
- подготовка к выходу на морозный воздух,
использование пульсирующего микроклимата,
а перед выходом на снег - топтание на замерзшем
полотенце.
Вот
так, не спеша, постепенно подойти к применению
таких экстремальных методов закаливания,
как выход на воздух с минусовыми температурами,
ходьба и бег по снегу босиком, обливание
ледяной водой. Может возникнуть вопрос:
«Нужны ли такие крайне предельные методы
закаливания?» Ответ заключен в третьем
принципе-интенсивность. Наш организм
постоянно получает огромное количество
информации относительно взаимодействия
с внешней средой. Чтобы сигнал на холод
способствовал лучшей мобилизации защитных
сил, он должен быть ярким и выделяться
из общего потока информации.[6,c.360]
Важно отметить,
что проводя закаливание в условиях ДОУ,
следует постоянно помнить об индивидуальном
подходе и состоянии здоровья детей. Воспитатель
группы ведет дневник закаливания, в котором
ежедневно
отмечается
самочувствие ребенка и
Закаливание в группе проводит воспитатель, инструктор по физическому воспитанию или закаливанию, помощник воспитателя в присутствии медицинской сестры, которая предварительно оценивает состояние здоровья детей.
Проводится закаливание на хорошем эмоциональном фоне, в игровой форме, с обязательным подбадриванием детей, радуясь вместе с ними победами над собой.
Основную роль в организации закаливания должна взять на себя заведующая дошкольным учреждением. Если руководитель сам занимается по системе, верит в ее пользу и добро, своим примером и здоровым образом жизни он может увлечь воспитателей и сотрудников детского сада, и, конечно же родителей. В дошкольном учреждении должна царить атмосфера взаимопонимания, доброжелательности, стремления делать одно общее дело, нужное всем, и большим и маленьким.[8,c.10]
Радость и восторг вызывает у детей момент, когда любимая воспитательница у них на глазах выливает на себя ведро холодной воды, да еще на улице зимой! У некоторых детей тут же возникает желание делать то же самое. И нет сомнения, что такой яркий пример вызовет у детей желание рассказать об этом родителям, которые, возможно, задумаются о своем образе жизни, а в сознании ребенка будет посеяна крупица нового мышления.
Закаливая тело и дух, здороваясь со всеми людьми, хотя бы мысленно, занимая свое место в природе, не нарушая равновесия в ней, побеждая человеческие пороки, становясь добрым, внимательным, отзывчивым по отношению к людям, человек достигает не только физического, но и нравственного здоровья.
И как важно, чтобы такими людьми были работники дошкольных учреждений, которые формируют базу будущей жизненной позиции подрастающего человека. И если педагоги приняли всем сердцем и душою систему П.К. Иванова, они сделали шаг к новому образу мысли и жизни, который поможет обрести истинную радость, счастье, душевный покой. Это они передадут детям, нашему будущему, помогут сохранить наш прекрасный мир.[4,c.47]
Основные задачи закаливания - укрепление здоровых детей, развитие выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям.
Это система мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей как в дошкольном учреждении, так и дома.
Организация и методы использования факторов внешней среды (воздух, вода, солнце) с целью закаливания должны обязательно учитывать состояние здоровья детей каждого коллектива, их предшествующую закаленность, уровень подготовки в этих вопросах персонала дошкольного учреждения (медицинского и педагогического) и родителей [10,176].
Закаливание, как средство совершенствования защитных реакций организма, основывается на тренировке - систематическом повторении воздействия определенных факторов, начиная с кратковременных и слабых их воздействий и постепенно нарастающих по силе и длительности.
В качестве основных средств закаливания в ДОУ используются естественные природные факторы: воздух, вода, солнечный свет - при непременном соблюдении следующих условий:
1. Учет индивидуальных
особенностей ребенка при
2. Комплексное
использование всех природных
факторов и закаливающих
3. Постепенность в увеличении силы воздействия природных факторов.
4. Систематичность
закаливания - оно осуществляется
круглый год, но виды его и
методики меняются в
5. Спокойное,
радостное настроение ребенка
во время закаливающей
Закаливающие мероприятия в ДОУ особенно важны в период повышенной заболеваемости, карантинов и после перенесенных заболеваний. При этом система закаливания должна сохраняться, но сила воздействующего фактора снижается. Должен быть усилен контроль врача в этот период и строгий индивидуальный подход к каждому ребенку.
Медицинских отводов от закаливания не должно быть. Исключение должны составлять лишь острые заболевания. Нужно помнить, что методы и средства закаливания подбираются индивидуально в зависимости от возраста, состояния ребенка и условий окружающей среды.[7,c.324]
Закаливание свежим воздухом показано всем детям, но в зависимости от состояния ребенка нужно проводить или общие, или частичные воздушные ванны. То же относится к водным мероприятиям - используют местные или общие процедуры и температура воды подбирается индивидуально.
Имеется ряд противопоказаний к использованию солнца в целях закаливания. Облучение прямыми солнечными лучами не рекомендуется всем детям первого года жизни и детям более старшего возраста, страдающим резким отставанием физического развития, малокровием, повышенной нервной возбудимостью, в острый период заболевания. В этих случаях используется облучение рассеянным и отраженным солнечными лучами.
Ответственность за правильную организацию работы по закаливанию детского организма несет заведующий ДОУ и врач, обслуживающий дошкольное учреждение.
2.3.Гигиенические требования к проведению занятий
При выборе специальных закаливающих процедур следует исходить из возраста, состояния здоровья и степени закаленности ребенка. Дети должны быть разделены по этим показателям на три группы:
1 и 2 группы - закаливание начинают с комфортных температур воздуха, воды, обеспечивающих оптимальное тепловое состояние детей. Следовательно, холодовой раздражитель должен быть эффективным. Вторую группу особо выделять нецелесообразно, т.к. все наши рекомендации исходят их функциональных возможностей детей 2-ой группы. Конечная температура закаливающего фактора для детей 1-ой группы может быть на 2-4°С ниже, 3-тья группа - начальная и конечная температура закаливающих средств должна быть на 2-4°С выше, чем для детей 1-ой группы, а снижение ее более замедленным. При общем воздействии температуру следует снижать через 5-6 дней, а при местных через 3-4 дня, либо уменьшать площадь и время закаливания. Допустим перевод из нижележащих в следующую группу, однако не ранее, чем через 2 месяца до начала закаливания, при отсутствии в этот период острых заболеваний и соблюдении следующих условий: отсутствие неблагоприятных внешних признаков на закаливающий фактор (незначительный сдвиг пульса, а также отсутствие изменения окраски кожи и слизистых - побледнение либо синюшность кожи и губ, озноба, дрожи, одышки и др.). В целом должна быть положительная настроенность ребенка.[20,c.63]
Информация о работе Закаливание как средство оздоровления детей дошкольноо возраста