Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 14:31, курсовая работа
Цель данной работы – доказать роль закаливания детского организма в системе оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.
В процессе исследования были поставлены следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы системы оздоровления детей дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать современные подходы к использованию закаливающих процедур.
3.Выявить и доказать влияния закаливающих процедур на оздоровления детей дошкольного возраста.
Введение………………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретические основы физического развития дошкольника, повышения сопротивляемости организма человека………………….
6
1.1.Особенности физического развития детей дошкольного возраста…... 6
1.2.Закономерности развития детей дошкольного возраста………………. 11
1.3.Исторические аспекты и этапы развития закаливания………………... 13
Вывод по первой главе………………………………………………………. 16
Глава 2. Проведения закаливающих процедур с детьми дошкольного возраста……………………………………………………………………….
18
2.1.Физиологические принципы закаливания детей дошкольного возраста………………………………………………………………………..
18
2.2.Основные методы закаливания детей дошкольного возраста………… 24
2.3.Гигиенические требования к проведению занятий……………………. 28
Заключения…………………………………………………………………… 32
Список литературы………………………………………………………….. 33
Эффективным методом закаливания являются воздушные ванны. При проведении воздушных ванн у детей повышается потребление кислорода, улучшаются показатели деятельности нервной системы, улучшается сон, аппетит. Проводить воздушные ванны целесообразно утром, сочетая с утренней гимнастикой, во время прогулок или во второй половине дня, после дневного сна. При проведении воздушных ванн в движении в помещении, комната должна быть достаточно большой, просторной и светлой, температура воздуха должна быть предварительно снижена в ходе проветривания, пол протерт влажной тряпкой. Обычно этот курс проводится в холодное время года, температура воздуха в помещении 17-18°С, а затем ее снижают на 1°С через каждые 2-3 ванны в средних и старших группах и через 5-6 ванн в младшей группе, доводя постепенно температуру до +11+12°С. Одежда детей во время приема ванн постепенно облегчается. В начале курса она состоит из майки, трусиков, носков, тапочек. Со временем (через 10-22 дня) дети старшей группы могут принимать ванны только в трусиках и тапочках. Длительность ванны зависит от возраста и степени закаленности к холоду от 5 до 10 мин. В младшей группе в начале курса, и средней и старшей группе 15-20 мин. Максимальная длительность воздушной ванны для детей 3 лет 15 мин., младших групп- 20 мин. В первый день снижения температуры длительность приема ванны укорачивается, а в последующие дни удлиняется.[17,c.134]
Дневной сон следует проводить на застекленных верандах с хорошо пригнанными и легко открывающимися окнами и фрамугами.
Если сон проводится на веранде, имеющей отопление и при отсутствии в ДДУ спальных мешков дети должны переодеться в соседней комнате в пижаму или теплую ночную рубашку, надеть на голову теплую вязанную шапочку, лечь в постель и тепло укрыться. Когда все дети улеглись, окно открывают, а за 20-30 мин. до подъема детей их снова закрывают. При организации дневного сна в помещении его необходимо проветрить до прихода детей. Во время сна форточки, фрамуги или окна должны быть открыты (в зависимости от времени года и силы и направления ветра) В холодное время года их нужно закрывать за 30 мин до подъема детей, а в теплый период оставлять открытыми. Одежду следует подбирать соответственно температуре воздуха в помещении для сна. В теплое время года дети могут спать в легком белье с короткими рукавами, в жаркие дни в одних трусах.
В связи со спецификой адаптации, которая развивается только к тому фактору, и даже к таким его качественным и количественным параметрам, которые многократно повторяются, особое значение для выработки биологически целесообразной устойчивости у детей приобретает воспитание толерантности к ветровым воздействиям и к сквознякам, в частности. В повседневной жизни потоки охлажденного воздуха могут провоцировать развитие не только различных простудных заболеваний, но и астматических реакций и других негативных явлений. Поэтому для избежания отрицательного воздействия сквозняков и других ветровых воздействий и охлаждении целесообразно закаливать детей воздушным потоком. Воздушный поток, искусственно создаваемый в помещении вентиляторами, позволяет образовывать ветровые охлаждения с заданной эквивалентно-эффективной температурой . В ходе закаливания снижается до 20°С в начале периода становления холодовой устойчивости до 9°С в период ее поддержания. Время обдувания постепенно увеличивается от 20 до 180 секунд. На каждой процедуре охлаждению попеременно подвергают переднюю поверхность тела с равной длительностью. [14,c.158]
В помещении, отведенном для закаливания» размещается ряд вентиляторов, например. Перед ними на различном расстоянии (в зависимости от необходимой для них нагрузки) располагаются раздетые до трусов дети. Холодовая нагрузка назначается индивидуально в зависимости от дня закаливания, состояния здоровья и т.д. По команде дети поворачиваются спиной или лицом к источнику потока. С целью устранения периода пониженной холодовой толерантности, имеющего место при закаливании традиционными способами, и во избежание риска переохлаждения при закаливании воздушным потоком, используются слабые холодовые нагрузки. Не превышающие 15 ккал/м2 с оптимальной величиной 10 ккал/м2. Базой такого закаливания служит явление переноса адаптации. Суть его заключается в том, что слабые холодовые воздействия, используемые для закаливания, приводят к повышению холодовой устойчивости не только к слабым (на 2-3 °С), но и к сильным, резким (на 8-12°С) охлаждениям.
Начинать закаливание воздушным потоком необходимо при температуре воздуха в помещении не ниже 22-21°С. ЭЭТ 20°С в первой процедуре закаливания выбрана как верхняя граница зоны прохладных ЭЭТ, когда теплоотдача раздетого ребенка только начинает превышать теплопродукцию организма. Время первой процедуры - 20с (по 10с на переднюю и заднюю поверхность тела) - является минимальным для завершения переходных процессов, связанных с разрушением прилегающего к коже теплоизолирующего слоя воздуха и начальным развертыванием терморегуляторных реакций на охлаждение.[16,c.253]
Равной деятельностью в течение каждой процедуры равномерно повышает устойчивость организма, сохраняя при этом естественность действия ветрового охлаждения, направленного на какую-либо поверхность.
Для воспитания устойчивости ребенка, особенно к сквознякам, в периоде поддержания холодовой устойчивости, следует не ограничиваться только холодовыми воздействиями, а использовать разные вариации воздушных охлаждении, В частности, при времени ветрового воздействия 3 мин.
При использовании воды с целью закаливания в повседневной жизни основной задачей является постепенное воспитание у детей потребности использовать в гигиенических целях прохладную воду (33-28°С), а затем и более холодную (28-15°С). Особенно полезно снижение температуры воды при умывании не только лица, рук, но и шеи, верхней части груди, рук до локтей, подмываниях, мытье ног, полосканиях горла.
Заключение
Повышение устойчивости человека к различным неблагоприятным факторам окружающей среды - основная задача современной медицины. В этом именно и заключается её профилактическая направленность.
Закаливание организма - это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению "простудных" заболеваний.
Плюсы заключаются в том, что человек получает возможность жить в условиях, ранее несовместимых с жизнью и решать задачи, прежде неразрешимых. Повышается устойчивость к заболеваниям. Закаливание благоприятно действует на весь организм: повышают тонус нервной системы, улучшают кровообращение и обмен веществ, пи облучении поверхности тела в организме возникает ряд фотохимических реакций, влекущих за собой сложные физико-химические превращения в тканях и органах (эти реакции обуславливают благоприятное действие на весь организм).
К минусам можно отнести лишь невыполнение принципов закаливания, в результате чего наступают различные нарушения в организме.
С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода. Наибольший эффект наблюдается от контрастного закаливания, которое включает ножные ванны, обтирание, душ, закаливание в парной.Доступность средств закаливания заключается в том, что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или ином виде, в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют затруднений.
1.Апарин В., Крылов В. О пользе хождения босиком // Наука и жизнь. - 2010. - №3 - с.40-43
2.Антропова М.В. Воспитание детей в дошкольных учреждениях М.2001-480
3. Артюхов Ю.А. Как закалить свой организм. - Минск: Харвест, 1999. - 224с.
4. Барабанов А.Г. Высшее физкультурное образование: проблемы и решения: Автореф. монографии на соиск. уч. ст. д-ра пед. наук. М., 2006. - 47с.
5. Белопольский Ю.В., Оленич В.Б. Педиатрия. - М.: Эксмо, 2008. - 512 с.
6. Валеологические подходы в формировании здоровья учащихся. /Под ред.В.И. Харитонова, М.В. Бажановаа, А.П. Исаева, Н.З. Мишарова. - М.: ИНФРА-ДАНА, 2005. - 360с.
7. Воронцова И.М., Беленький Л.А. Закаливание детей с применением интенсивных методов. Метод. рекомендации. - С. - Петербург: Медицина, 2003. - 324с.
8. Колгушкин А.Н., Короткова Л.И. Лекарства от простуды // Физкультура и спорт. - 2001. - № 2. - С.95-168.
9. Концепция физического образования детей и подростков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2009 - №1. - c.5-10.
10. Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. - М.: Медицина, 1991. - 159с.
11. Малахов Г.П. Закаливание и водолечение. - М.: Сталкер, 2007. - 105с.
12. Методические рекомендации по закаливанию детей в дошкольных учреждениях. - М., 2008. - 45с.
13. Мирзоев О.М. Применение восстановительных средств в спорте. - М.: Изд. Физкультура и спорт, 2004. - 230с.
14. Онучин Н.А. Закаливание. Массаж. Гимнастика / Н.А. Онучин. - М.: АСТ, 2005. - 158 с.
15. Праздников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста - М.: Медицина, 2010. - 220с.
16. Толкачев Б.С. Физкультурный заслон ОРЗ. - М.: Педагогика, 2004. - 253с.
17. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей: Материалы конференции. - Дубна, 1992. - 134с.
18. Трешутин В.А., Щепин В.О. Региональная система мониторинга здоровья населения и эффективность здравоохранения / Под ред. академика РАМН О.П. Щепина. М., 2011. - 256с.
19.Чернышенко, Ю.К. Организационно-методические и медико-биологические основы физкультурного воспитания учащихся в специальных медицинских группах / Ю.К. Чернышенко, В.И. Осик, Т.А. Банникова; Краснодарская гос. акад. физ. культуры. - Краснодар, 2002. - 63с.
Информация о работе Закаливание как средство оздоровления детей дошкольноо возраста