Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:09, контрольная работа
Здоровый образ жизни человека — это способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данно¬го человека, конкретным условиям жизни и направ¬ленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья.
Для чего же нужен ЗОЖ?:
• для выполнения всех бытовых и общественных функций в оптимальном режиме для человека;
• для сохранения и укрепления здоровья;
• для воплощения социальных, психологических и фи¬зических возможностей, раскрытия потенциала лич¬ности;
• для продления рода и достижения активного долго¬летия.
Раздел 1. Социальные основы физической культуры
Тема: Здоровый образ жизни и физическая культура. ………………………………… 3
Раздел 2. Биологические основы физической культуры
Тема: Система дыхания ………………………………………………………………….9
Раздел 3. Психологические основы физической культуры
Тема: Специфические методы и приёмы “психорегулирующей тренировке” ………13
Раздел 4. Физиологические основы физической культуры
Тема: Значение работ отечественных учёных в развитии физиологии (Сеченов И.М., Павлов И.П., Анохин) …. ....…………………………………………………………… 22
Список используемой литературы ……………………………………………………. 30
Приложение …………………………………………………………………………… 31
Далее мысленно нужно проговорить по 6-8 раз следующие формулы:
После этого приступают к расслаблению тела, повторяя по 3— 4 раза следующие формулы:
После достижения расслабления всего тела приступают к выполнению 6 упражнений низшей ступени AT.
Методика выполнения
упражнений низшей ступени. Рек
Сначала осваивают низшую ступень AT, целью которой является достижение физического оздоровления с помощью регуляции своих вегетативных процессов (частоты сердцебиения, частоты и глубины дыхания, температуры тела и др.).
Фразы самовнушения: мысленно повторить 5-6 раз формулы:
Произнося формулы, нужно в течение 2-3 мин настойчиво ждать ощущения тяжести, которая как бы сваливается с плеча в кисть (стопу) правой (левой) руки (ноги).
Правильный
выход из аутогенного
Первое занятие AT заканчивается выработкой ощущения мышечной тяжести. По существу, человек (в том числе и физическая часть его «я») находится в состоянии самогипноза. Необходимо осуществлять правильный выход их аутогенного погружения, который рекомендуется выполнять в три этапа:
1) Первый этап. Через несколько минут три раза мысленно произнести: «Тяжесть из рук уходит», три раза согнуть и разогнуть отяжелевшую руку (ногу) в локте (в колене).
2) Второй этап. Произвести глубокий полный вдох.
3) Третий этап. Только после глубокого полного вдоха открыть глаза.
Последовательность действий при выходе из дремоты нужно соблюдать очень точно и строго. Это неотъемлемая часть аутотренинга.
Затем необходимо дать себе 2-3 мин отдыха и после полного расслабления еще раз повторить упражнение.
Таким образом, рекомендуется тренироваться два дня. На третий, четвертый и пятый дни точно также отрабатывать:
а) «тяжесть» в левой руке (ноге);
б) «тяжесть» в правой руке (ноге);
в) «тяжесть» в обеих руках и ногах.
Все упражнения изучаются последовательно, на освоение каждого уходит около 1-2 недель. Только овладев одним упражнением, можно переходить к следующему, а затем осваивать их в комплексе. Обязательное условие — систематичность занятий: 2—3 раза в день по 10— 15 мин, перерывы на 2—3 дня и больше не рекомендуются.
Второе упражнение — «тепло».
Углубляет расслабление, приводит к тормозной фазе или легкой дремоте. Все начинается с самого начала: дыхание, поза, смыкание век, общее расслабление лица и тела. Мысленное повторение формул предыдущего упражнения «тяжесть». Затем по 5—6 раз — формулы «тепла» (например, для правой руки):
В течение 2-3 мин настойчиво вспоминать ощущение теплоты (например, прикосновение к радиатору парового отопления). Затем 3 раза мысленно произнести «Тепло и тяжесть из рук уходят». Три раза согнуть руку в локте и открыть глаза. Отдохнуть 2-3 мин и повторить все сначала.
Таким же способом тренировать:
а) «тепло» в левой руке;
б) «тепло» в обеих;
в) «тепло» в обеих руках и ногах;
г) «тепло» во всем теле.
Следует иметь в виду, что в первые 3-4 дня возможны ощущения тяжести в руках (ногах, теле). Не нужно волноваться. Через какое-то время все приходит в норму.
Из шести упражнений низшей ступени первое и второе считают основными. Только их освоение позволяет научиться управлять собой.
Усвоив формулы «тяжести» и «тепла», возможно использовать их для мобилизации своих физических и духовных сил.
Третье упражнение — «сердце».
Помогает нормализовать работу сердца. Доказана возможность частичного или полного устранения неприятных ощущений в области сердца. Это упражнение лучше применять после консультации и под контролем врача. Упражнение также применяется с лечебной целью.
Начинать занятие следует по вышеизложенной схеме: дыхание, поза, смыкание век, общее расслабление лица и тела. Далее повторить предыдущие упражнения «тяжесть» и «тепло» (1—2 раза).
Для выполнения третьего упражнения предлагаются следующие фразы самовнушения (мысленно проговаривать 5-6 раз):
Упражнение целесообразно
Четвертое упражнение - «дыхание».
Упражнение позволяет
Формулы самовнушения:
Пятое упражнение - «тепло в области солнечного сплетения».
Выполняется с целью вызывания чувства тепла и покоя в области солнечного (чревного) сплетения и в брюшной полости. В области солнечного сплетения находится нервный пучок, связанный с многими внутренними органами.
Начало и конец упражнения стандартны. Упражнение состоит из следующих формул самовнушения, проговариваемых мысленно по 5—6 раз:
Шестое упражнение — «прохлада в области лба».
Помогает устранить или
Ощущение прохлады в области лба и висков возможно вызвать, если представить
себе холодный компресс на лбу или прохладный ветерок, овевающий лоб и виски.
Занятие также начинается с выполнения рекомендуемого плана и повторения предыдущих упражнений. Далее - 5-6 раз произносятся следующие фразы (формулы) самовнушения:
AT имеет возрастные границы. Этот метод малоэффективен для детей до 12 лет из-за недостаточно осознанного и критического отношения к собственной личности. А лицам пожилого и старческого возраста труднее овладеть упражнениями, связанными с расслаблением мышц из-за возрастного снижения тонуса поперечно – полосатой мускулатуры.
По истечении 8 месяцев тренировок упражнения лучше выполнять в условиях помех - яркий свет, громкий разговор, включенные радио или телевизор. В этот период занимающийся должен научиться сосредоточиваться на определенном ощущении в течение 30-60 мин.
Только после этого
Показания и противопоказания к проведению AT.
Показания: нарушения периферического кровообращения, гипертензивный артериальный синдром, начальные стадии гипертонической болезни, артериальная гипотензия и другие астеновегетативные состояния; стенокардия, функциональные неврогенные аритмии; бронхиальная астма, хронические пневмонии, психогенные диспноэ, спастические состояния желудочно-кишечного тракта, гастралгии, дискинезии, колиты; вазомоторные нарушения мозгового кровообращения, мигрень, синдром Меньера, расстройства функции внимания, памяти; эмоциональные нарушения, расстройство сна, логоневрозы, цисталгии, алкоголизм, мобилизация психофизиологического состояния у спортсменов перед и в процессе соревнований, неврозоподобные и цереброспастические синдромы у детей.
Противопоказания: отсутствие контакта с больным вследствие его тяжелого состояния или нарушения психики, острый период заболевания и его прогрессирующее течение; нарастание сердечно-сосудистой недостаточности; синусовая тахикардия (свыше 100 уд/мин) и брадикардия (менее 50 уд/мин), частые приступы параксизмальной или мерцательной тахикардии, экстрасистолы с частотой более чем 1:10, отрицательная динамика ЭКГ, свидетельствующая об ухудшении коронарного кровообращения, антриовентрикулярная блокада II – III ступени; гипертензия (АД выше 220/120 мм рт. ст.) на фоне удовлетворительного состояния больного; гипотензия (АД ниже 90/50 мм рт. ст.), частые гипер- или гипотонические кризисы, угроза кровотечения и тромбоэмболии; наличие анемии со снижением числа эритроцитов до 2,5—3 млн, СОЭ более 20—25 мм/г, выраженный лейкоцитоз; острые соматические и вегетативные кризисы, ГБШ; острые расстройства дыхания (кашель, диспноэ); острые неврологические заболевания, сопровождающиеся судорожными синдромами, нарушениями сознания; снижение интеллекта и памяти; возраст до 12 лет; гиперацидные гастриты.
Раздел 4. Физиологические основы физической культуры
Тема: Значение работ отечественных учёных в развитии физиологии (Сеченов И.М., Павлов И.П., Анохин)
Физиология — наука о процессах, протекающих в живых организмах и обеспечивающих их существование в окружающем материальном мире. Физиология раскрывает законы, по которым совершаются функции целостного животного организма, его органов, тканей, клеток и составляющих их структурных единиц. Функция — результат изменений обмена веществ, совершающихся в организме, его органах и клетках при активном приспособлении к постоянно изменяющимся условиям внешней среды и при одновременном активном воздействии организма на окружающую его среду.
Физиология —
Основная задача физиологии — раскрытие специфических физиологических законов деятельности нервной системы и других систем организма человека и животных, что необходимо для разработки способов управления всеми проявлениями жизни организма, и прежде всего обмена веществ и энергии, психики и поведения.
Физиология имеет цель: 1) исследование законов осуществления нормальных функций в живом организме в зависимости от постоянно изменяющихся и развивающихся условий его жизни и 2) исследование исторического, филогенетического, и индивидуального, онтогенетического, развития функций живого организма и их взаимосвязи.
Информация о работе Здоровый образ жизни и физическая культура