Значение гигиены при занятиях физкультурой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 00:40, контрольная работа

Краткое описание

При выполнении физических упражнений от работающих мышц, сус-тавов и связок в центральную нервную систему, в частности, в кору головно-го мозга, поступает большое количество сигналов, которые, в свою очередь, из центральной нервной системы направляются ко всем внутренним органам - к сердцу, легким, мышцам и т.д.
Цель контрольной работы – изучить гигиену при самостоятельных за-нятиях физическими упражнениями.

Содержание

Введение 3
Значение гигиены при самостоятельных занятиях физическими упражнениями 4
Рациональный режим дня и объем двигательной активности 5
Утренняя гимнастика 8
Физкультпауза 10
Рациональное питание 11
Гигиена мест занятий, одежды и обуви 11
Самостоятельные занятия 13
Заключение 15

Вложенные файлы: 1 файл

физ-ра вопрос 19.docx

— 40.55 Кб (Скачать файл)

При составлении  комплексов утренней гимнастики и их выполнении рекомендуется нагрузку на организм повышать постепенно, с  наибольшей нагрузкой в середине и во второй половине комплекса. К  концу выполнения комплекса упражнений нагрузка снижается, и организм приводится в сравнительно спокойное состояние.

Во время  выполнения комплекса упражнений утренней зарядки большое значение придается правильному выполнению дыхания. Во время выполнения упражнений рекомендуется сочетать вдох и выдох с движениями.

Вдох  рекомендуется сочетать с разведением  рук в стороны или с подниманием их вверх, с потягиванием, с выпрямлением туловища после наклонов, поворотов и приседаний.

Выдох производится при опускании рук вниз, во время  наклонов, поворотов туловища, при приседаниях, поочередном поднимании ног вперед маховыми движениями и т.п.

Дышать  следует только через нос или  одновременно через нос и рот.

Физкультпауза

 

Упражнения  в течение учебного или рабочего дня (физкультпауза) выполняются в перерывах между учебными занятиями. Содержание и методика выполнения этих упражнений сходны с упражнениями утренней гимнастики. Помимо обычных упражнений, входящих в комплекс утренней гимнастики (таких, как наклоны и повороты туловища, движения руками, вращения таза и др.) в физкультпаузу целесообразно включать дыхательные упражнения и упражнения для глаз. Они способствуют активизации нервной системы и повышению тонуса. Эффективно так называемое диафрагмальное дыхание (вдох начинается с выпячивания живота за счет сокращения диафрагмы), состоящее из частых, но не глубоких вдохов и выдохов с выпячиванием и втягиванием живота.

Упражнения  для глаз состоят в основном из движений глазами влево-вправо, вверх-вниз и круговых движений.

С целью  улучшения мозгового кровообращения применяются упражнения, состоящие из наклонов и поворотов головы.

В тех  случаях, когда условия не позволяют  проделывать упражнения, в положении  стоя, их можно выполнять, не вставая  из-за стола. При этом упражнения выполняются в изометрическом режиме - производится напряжение и расслабление различных мышечных групп без изменений позы. Например, вытянув ноги, попеременно или одновременно напрягать и расслаблять мышцы ног, затем рук, туловища.

Здесь можно  выполнить упражнения по совершенствованию  элементов техники спортивных упражнений, по развитию физических качеств. Очень  полезно выполнение упражнений в  течение учебного дня на открытом воздухе.

 

Рациональное питание

 

Рациональное  питание прежде всего подразумевает правильный режим питания. Время приема пищи должно быть строго определено и приходиться на одни и те же часы. Нерегулярный прием ее ухудшает условия пищеварения и способствует развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Нецелесообразно принимать пищу непосредственно  перед занятием по физическому воспитанию. Это ведет к плохому ее перевариванию  и усвоению, мешает тренировочному процессу, так как наблюдается уменьшение секреции желудочного сока и сока поджелудочной железы, что зависит не только от тормозящего влияния физической нагрузки на деятельность желез, но и от того, что при мышечной работе уменьшается кровоснабжение внутренних органов. Пища дольше остается в желудке, вызывая ощущение тяжести. Наполненный желудок поднимает диафрагму и тем самым затрудняет деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, к которым при физических упражнениях предъявляются повышенные требования.

Не рекомендуется  принимать пищу сразу же после  занятий физическими упражнениями. В это время секреция пищеварительных соков будет еще угнетена, аппетит отсутствует. Если подождать 20-30 мин, то создадутся нормальные условия для секреции соков и пища будет легко усваиваться.

Завтрак должен быть за 1-1,5 ч до занятия физическими упражнениями и за 3 ч до соревнования; обед за 2-3 ч до занятия и за 3,5 - 4 ч до соревнования. Ужин за 1,5-2 ч до сна.

Гигиена мест занятий, одежды и обуви

 

Гигиена мест занятий. При занятиях в помещении  не допускается наличие в воздухе даже незначительного количества вредных веществ, пыли, увеличенного процентного содержания углекислого газа. Запрещается курение. Пол должен быть ровным, нескольким, без выступов. Температура воздуха плюс 15–18°С, при хорошей освещенности.

Используя тренажеры и другие технические  средства, следует проверять их соответствие гигиеническим нормам.

Наибольший  оздоровительный эффект дают занятия  на открытом воздухе в любое время года. Во избежание загазованности воздуха места занятий в лесу, лесопарке, скверах выбираются на удалении 300–500 м от автомобильных дорог и магистралей, от производственных зданий, учитывая направление и скорость движения воздуха.

При занятиях на спортивных сооружениях гигиенические  условия обеспечиваются их администрацией.

Одежда  должна отвечать требованиям, предъявляемым  спецификой занятий той или иной системой физических упражнений или видом спорта.

При занятиях в летнее время одежда состоит  из майки и трусов, в прохладную погоду используется хлопчатобумажный или шерстяной, трикотажный спортивный костюм. Во время занятий зимними видами спорта используется спортивная одежда с высокими теплозащитными и ветрозащитными свойствами. Обычно это хлопчатобумажное белье, шерстяной костюм или свитер с брюками, шапочка. При сильном ветре сверху надевается ветрозащитная куртка.

Обувь должна быть легкой, эластичной и хорошо вентилируемой. Она должна быть удобной, прочной, хорошо защищать стопу от повреждений и  иметь специальные приспособления для занятий тем или иным видом  физических упражнений. Важно, чтобы спортивная обувь и носки были чистыми и сухими во избежание потертостей, а при низкой температуре воздуха – обморожения.

Для занятий  зимними видами физических упражнений рекомендуется непромокаемая обувь, обладающая высокими теплозащитными свойствами. Ее размер должен быть чуть больше обычного, что даст возможность использовать теплую стельку, а при необходимости – две пары носков.

На соревнованиях  и во время туристских походов  следует пользоваться только хорошо разношенной обувью.

Самостоятельные занятия

 

Самостоятельные тренировочные занятия можно  проводить индивидуально или в группе из 2-5 человек и более. Групповая тренировка более эффективна, чем индивидуальная. Заниматься рекомендуется 3-4 раза в неделю 1-1,5 часа. Заниматься менее 2-х раз в неделю не целесообразно, так как это не способствует повышению уровня тренированности организма. Лучшим временем для тренировок является вторая половина дня, через 2-3 часа после обеда. Можно тренироваться и в другое время, но не раньше, чем через 2 часа после приема пищи и не позднее, чем за час до приема пищи или до отхода ко сну. Не рекомендуется тренироваться утром сразу после сна натощак.

Каждое  самостоятельное тренировочное  занятие состоит из трех частей; подготовительная часть (разминка) делится на две части - общеразогревающую и специальную. Общеразвивающая часть состоит из ходьбы (2-3 мин), медленного бега (женщины - 6-8 мин, мужчины - 8-12 мин), общеразвивающих гимнастических упражнений на все группы мышц.

Упражнения  рекомендуется начинать с мелких групп мышц рук и плечевого пояса, затем переходить на более крупные мышцы туловища и заканчивать упражнениями для ног. После упражнений силового характера и растягивания следует выполнять упражнения на расслабление.

Специальная часть разминки преследует цель подготовить  к основной части занятий те или  иные мышечные группы и костно-связочный  аппарат и обеспечить нервно - координационную  и психологическую настройку  организма на предстоящее в основной части занятия выполнение упражнений. В специальной части разминки выполняются отдельные элементы основных упражнений, имитация, специально-подготовительные упражнения, выполнение основного упражнения по частям и в целом. При этом учитывается темп и ритм предстоящей работы.

В основной части изучается спортивная техника  и тактика, осуществляется тренировка, развитие физических и волевых качеств (быстрота, сила, выносливость).

В заключительной части выполняются медленный  бег (3-8 мин), переходящий в ходьбу (2-6 мин), и упражнения на расслабление в сочетании с глубоким дыханием, которые обеспечивают постепенное снижение тренировочной нагрузки и приведение организма в сравнительно спокойное состояние.

При тренировочных  занятиях (продолжительность 60 или 90 мин) можно ориентироваться на следующее  распределение времени по частям занятий: подготовительная 15-20 (25-30) мин, основная 30-40 (45-55) мин, заключительная 5-10 (5-15) мин.

В практике проведения самостоятельных тренировок наибольшее распространение приобрели занятия спортивными играми, атлетической гимнастикой, оздоровительным бегом, лыжными прогулками.

Спортивные  игры: футбол, волейбол, баскетбол, ручной мяч, хоккей, бадминтон, теннис и настольный теннис сказывают разностороннее воздействие на занимающихся, улучшая функциональное состояние, физическую подготовку и координацию движений. Для того чтобы тренировки оказались более эффективными, необходимо соблюдать следующие правила:

Увеличивать продолжительность и нагрузки на занятиях постепенно.

До начала игр проводить разминку, включающую медленный бег (3-5 мин), общеразвивающие упражнения и упражнения для тех групп мышц, которые принимают наибольшую нагрузку в данной игре.

Соблюдать все правила, связанные с техникой безопасности, обращая внимание на соответствие обуви, инвентаря, ровность покрытия площадки и др. требования.

 

Заключение

 

Правила организации и гигиены самостоятельных  занятий физической культурой включают в себя прежде всего здоровый образ жизни, рациональный режим дня, соблюдение личной гигиены, меры профилактики спортивного травматизма и закаливания, кроме того, необходимо поддерживать хорошее санитарное состояние мест занятий, спортивной одежды и обуви, а также знать основной характер воздействия применяемых упражнений на организм человека. Рекомендуется также уметь пользоваться некоторыми восстанавливающими средствами, такими, как парная баня и массаж или самомассаж.

Причинами заболеваний и травматизма, связанных  с физическими упражнениями, являются нарушения их гигиенического обеспечения, нерациональная методика и организация занятий, неполноценное материально-техническое обеспечение и неудовлетворительное состояние здоровья занимающихся. Профилактика отрицательных явлений требует выполнения ряда условий. Например, заниматься физическими упражнениями желательно в одно и то же время суток, не ранее, чем через 1,5-2 часа после еды (но не натощак), в соответствующей спортивной форме. Необходимо соблюдать постепенность в разучивании новых сложных упражнений и в увеличении их количества. Обувь, одежда и спортивный инвентарь должны соответствовать возможностям и возрасту занимающихся, а также погодным условиям. Недопустимы занятия в период болезни, в состоянии значительного утомления или недомогания, особенно девушкам и женщинам. Очень важно соблюдать правила личной гигиены, особенно чистоту тела.

Рекомендуется занятия физическими упражнениями всегда проводить на открытом воздухе, полностью использовать факторы  закаливания - солнце, свежий воздух. Современный специалист должен быть закаленным, физически культурным человеком. Строить себя, свое здоровье по жесткому графику трудно. Но если это удается, то удается и все остальное. 

Список использованной литературы

 

  1. Баранов В. А., Цедилин Ю. В., Якушев В. А. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов: курс лекций. – М.: РГТЭУ, 2005.
  2. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студентов: учеб. пособие для вузов. – М.: Гардарики, 2007. – 218 с.
  3. Евсеев Ю.И. Физическая культура: учеб. пособие. – Ростов-на-Дону, 2006. – 380 с.
  4. Коваленко Т.Г. Комплексная технология обучения студентов физической культуре // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2010. – № 6. – С. 32-33.
  5. Решетников Н.В. Физическая культура. – М.: Академия. 2005.
  6. Физическая культура студента: Учебник / под ред. В.И. Ильинича. –М.: Гардарики, 2005. – 448с.
  7. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта /Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. – М.: Академия, 2009.

Информация о работе Значение гигиены при занятиях физкультурой