Имидж фаукльтета физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 11:54, дипломная работа

Краткое описание

В современных социально-экономических условиях, когда приоритетными качествами является прагматизм и успешность, физкультурное образование утратило свою привлекательность, продолжая полагаться в своей деятельности лишь на эстетическое воспитание различных социальных групп и использовать традиционные методы педагогики. Это вызвало снижение количества поступающих учиться в педагогические образовательные учреждения и рост конкуренции среди них. Однако в целом среди причин развивающейся кризисной ситуации с набором студентов в ВУЗы можно выделить как объективные, так и субъективные причины.
Во-первых, в конце прошлого века произошло резкое падение рождаемости, что привело к демографическому кризису и, естественно, к падению количества поступающих. Это объективный фактор, который неизбежно обостряет конкуренцию среди ВУЗов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы формирования имиджа высшего учебного заведения……………………………………………………………………………..5
1.1. Понятие имиджа высшего учебного заведения ………………………….....5
1.2. Проблема позитивного имиджа факультета физической культуры…………………………………………………………………………….11
Выводы по первой главе…………………………………………………………...19
Глава 2. Содержание имиджа факультета физической культуры………………………………………………………………………….....21
2.1. Психолого-педагогические основы имиджа факультета физической культуры…………………………………………………………………………….21
2.2. Элементы имиджа факультета физической культуры…………………........26
Выводы по второй главе…………………………………………………………...34
Заключение……………………………………………………………………….....36
Список литературы…………………………………………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Паникоров 2012 6 июня.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

     - педагогическая, социальная и управленческая  компетентность сотрудников;

     - сформированный образ руководителя-профессионала,  лидера, личности яркой, увлеченной, обладающей неформальным авторитетом,  способной вдохновить коллектив на достижение высокой цели;

     -эффективная  организационная культура образовательного  учреждения, включающая разделяемые  всеми нормы, ценности, определенную  философию управления, весь спектр  взглядов, отношений, определяющих  специфику поведения коллектива в целом;

     - качество образовательных услуг;

     - наличие и функционирование детских  общественных организаций;

     - связи образовательного учреждения  с различными социальными институтами,  высшими учебными заведениями  и т.д.;

     - уклад образовательного учреждения в развитие образовательной подготовки учащихся, их воспитанности, психических функций, творческих способностей, формирование здорового образа жизни;

     - забота администрации об оказании  своевременной актуальной психологической  помощи отдельным участникам образовательного процесса (тем или иным ученикам, молодым специалистам, испытывающим затруднения родителям и пр.);

     - наличие яркой внешней символики.

     К числу переменных имиджа можно отнести:

     - содержание миссии и приоритеты  образовательного учреждения;

     - виды образовательных услуг;

     - материальную базу образовательного  учреждения.

     Следовательно, при работе над созданием устойчивого  позитивного имиджа образовательного учреждения необходимо первостепенное значение придавать, прежде всего, неизменным и постоянным компонентам. На наш взгляд, с позиции управления образовательным учреждением выявленные составляющие условно можно сгруппировать в следующие блоки:

     - комфортность среды образовательного  учреждения (оптимизм и доброжелательность  в коллективе, своевременная психологическая помощь отдельным участникам образовательного процесса и пр.);

     - качество образовательных услуг  (вклад учебного заведения в  развитие образовательной подготовки  учащихся, их воспитанности, психических  функций, творческих способностей, формирование здорового образа жизни; ясное видение целей образования и воспитания, сформулированное в миссии образовательного учреждения; связи школы с различными социальными институтами и т.д.);

     - позитивно воспринимаемый стиль  образовательного учреждения (эффективная организационная культура школы; наличие и функционирование детских общественных организаций и т.д.);

     - позитивный образ руководителя  и персонала образовательного  учреждения (педагогическая, социальная  и управленческая компетентность сотрудников);

     - яркая внешняя атрибутика (наличие  внешней символики, ритуалов и  пр.) [1].

     Имидж всегда направлен на стимулирование положительных эмоций и их проецирование, на те услуги, которые оказывает  образовательное учреждение. Имидж, как правило, является средством воздействия на общественное мнение. Так как результат обучения зачастую отдален во времени и может не осознаваться самим обучающимся, то необходимо учитывать такие особенности имиджа, как универсальность и уникальность. Универсальность может выражаться, прежде всего, как в унификации научных подходов, понятий, принципов и факторов, так и в стандартизации требований, показателей качества, использовании технологий и методов обучения. Уникальность в данном случае проявляется в выборе образовательных учреждений, специализаций, востребованных на рынке труда и повышающих конкурентоспособность специалиста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Проблема позитивного имиджа факультета физической культуры 

     Развитие  позитивного имиджа обострило проблему моделирования, оптимизации, управления и формирования имиджа, сделав ее весьма актуальной и перспективной. Охватывая макро и микросоциальный (внешний), личностный (внутренний) уровень, исследование имиджа решает как государственные, региональные, так и индивидуальные задачи адаптации человека в социуме [17].

     Слово имидж имеет английские корни  и переводится буквально как  образ, представление, внешнее воздействие  на впечатление.

     Призвание имиджа оказывать воздействие на окружающих, добиваться  признания, положительной оценки, отражающие социальные ожидания какой либо группы или слоя общества. По мнению Э. Дюркгейма, каждое социальное явление воспроизводит коллективный образец, который в большей мере зависит от психоорганической конституции индивида, от особых условий, в которых последний находится. Оба феномена одновременно принадлежат к двум областям, объединенным названием социопсихического [17].

     В отечественной психологии исследованию позитивного имиджа посвящены работы В. Л. Васильева, И. А. Горьковской, Е. И. Гарбер, Р. Б. Гительмахер, Ю. А. Громановского, И. Г. Дубова, Е. В. Егоровой, О. В. Соловьевой, Н. П. Фетискина, Н. Г. Яновой).

     Позитивный  имидж - это целенаправленно сформированный образ лица, явления или предмета, выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. п. [17].

     Онтогенетический  подход к формированию позитивного имиджа предлагает В. Н. Черепанова, полагая, что этот процесс сопровождает синхронно развитие индивида в личность как результат биологического созревания и оттиска условий жизни, когда индивид вступает в различные роли активного субъекта взаимодействия со средой, проявляя индивидуальные, личностные и индивидные свойства. Таким образом, под идеальным имиджем субъекта автор понимает целенаправленно сформированный, интегральный, целостный, динамический феномен, обусловленный соответствием и взаимопроникновением внутренних и внешних индивидуальных, личностных и индивидных качеств субъекта, призванных обеспечить гармоничное взаимодействие субъекта с природой, обществом и самим собой.

     Крайне  противоречива точка зрения Н. В. Кузьмина на природу изучаемого предмета, который считает, что между отражением и имиджем всегда есть credibility дар — «разрыв в достоверности», т. е. имидж отражает идеал общества, а не собственно личностную наличность категорий ценности [21]. Тогда в основе имиджа закладывается подражательная модель поведения, зачастую конформно насыщенная, а это противоречит всем известным образам привлекательных политиков и общественных деятелей, чей индивидуальный имидж, отличаясь оригинальностью, является притягательным и элементом подражания для больших групп.

     О.С.  Анисимов полагает, что имидж синонимичен персонификации, хотя и более обобщен, ибо в нем интегрированы естественные свойства личности и специально наработанные, созданные искусственно, т. к. человеку, живущему в мире противоречивых и напряженных мотивов, стремлений и отчуждений, необходимо соотносить поведение с персонифицированным образом «Я», а создание имиджа есть подчинение некой человеческой данности с его способностью к преображению, лидерству, сознательному выбору образа, зависящего от роли и статуса человека в обществе [2].

     Имидж как атрибут ролевого поведения  основан на идеях Дж. Г. Мида, центральное  место в которых занимает представление  о структурных единицах личности и ее «Я» , исходя из наличия которых человек, чтобы задействовать в мире, отличает для себя окружающие предметы и действует с их учетом, соотнося их с собой. Сознательная жизнь - непрерывный процесс самоуказаний, выделение тех предметов и явлений, которые необходимо учитывать в поведении. Self-indications, т. е. «интерпретировать действия другого означает указать самому себе, что означает для меня (по мнению Г. Блюммера) то или иное действие другого».

     Персонифицирование  элементов структуры имиджа рассматривается  О.С.  Анисимов [2]. Автор выделяет следующие слагаемые позитивного имиджа факультета физической культуры:

     1. Профессионализм и компетентность.

     2. Нравственная принадлежность.

     Нравственный  человек осознает необходимость  жить по моральным заповедям, выверенным человеческим опытом, безнравственный  же всегда в плену у собственных страстей и страстишек и его идеал — вседозволенность.

     3. Гуманитарная образованность.

     Благодаря гуманитарной культуре человек приобретает  возможность вбирать в себя различную  информацию, подвергая ее чувственной  и рациональной обработке.

     4. Компетентность в области психотехнологий  как динамической системе, обеспечивающей  взаимодействие человека с окружающей  средой.

     Исследователи центра политического консультирования «Николло М», имидж рассматривали  как набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью: персональные характеристики - физические, психофизиологические особенности, характер, тип личности; социальные характеристики (статус личности, происхождение, богатство, нормы и ценности, которых придерживается личность); символические характеристики, связанные с идеологиями, которые не меняются в течение десятилетий, а также с еще более постоянными культурными архетипами [2].

     А.Г. Ковалев выделяет три группы качеств, определяющих индивидуальную часть позитивного имиджа [17]:

     1) природные качества;

     2) качества, как следствие образования и воспитания личности;

     3) качества, связанные с жизненным  и профессиональным опытом.

     По  мнению ученого имидж - это собирательное  понятие. Это облик, т. е. та форма  жизнепроявления человека, благодаря которой «на люди» выставляются сильнодействующие личностно-деловые характеристики [17].

     Среди них приоритетными следует признать воспитанность, эрудицию, профессионализм. Вот те три кита, на которых надежно  держится имидж конкретной личности.

     В качестве формирующих имиджа автор  выделил коммуникативность, эмпатичность и рефлексивность. Коммуникативный  портрет личности как формализатор имиджирования подчеркивают и американские имиджмейкеры, которые отмечают, что  «продавать кандидата гораздо труднее, чем машины. Они молчат».

     А.Г. Ковалев так же особо выделяет коммуникативный компонент имиджа, имея в виду ежедневное общение как отражение физического облика других, их речи, особенности выразительности поведения, одежды, внешности [17].

     Выбор образа зависит от роли, статуса, формирующих  имидж как социально-психологический  феномен. Через отражение поведения  в конкретной социально-экономической, культурной обстановке, обуславливающих  функционирование различных социально-профессиональных, психологических структур и отношений. В свете подобного подхода можно рассматривать имидж в качестве фактора изменения установки, ведущей к желательным результатам изменения, сознательный результат работы над собой, моделирующий людское признание.

     Определяющим звеном в этом процессе А.Г. Ковалев считают генетическую часть имиджа - темперамент, где жестко запрограммированы скорость, устойчивость нервно-психических процессов, лежащих в основе реакций на события окружающей среды, выраженных в повседневном поведении [17].

     А.Г. Ковалев, выделяя типы позитивных имиджей, дал следующую классификацию:

     1. Зеркальный. Этот имидж, свойственный  нашему представлению о себе. Мы как бы смотримся в зеркало  и рассуждаем, каковы же мы. Обычно  этот вариант имиджа оказывается  более привлекательным, ибо психологически мы всегда выдвигаем на первое место позитив. Поэтому его минус — минимальный учет мнения со стороны.

     2. Текущий. Этот вариант имиджа  характерен для оценки его  со стороны.

     3. Желаемый. Этот тип имиджа отражает  то, к чему мы стремимся.

     4. Корпоративный. Этот имидж организации  в целом, а не каких-то отдельных  подразделений или результатов  ее работы.

     5. Множественный. Это имидж, который  образуется при наличии ряда  независимых структур вместо  единой корпорации. Активно укрепляется единый (а не множественный) имидж [17].

     Позитивный имидж как психический образ обладает следующими характеристиками:

     1. Как психический образ - это идеальный объект, следовательно, он не подлежит прямому изучению;

     2. Позитивный имидж вариабелен, пластичен, так как должен изменяться в пределах, соответствующих социальным ожиданиям определенных групп населения;

     3. Как стереотип имидж не должен обладать большим числом характеристик или параметров;

Информация о работе Имидж фаукльтета физической культуры