Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 11:54, дипломная работа
В современных социально-экономических условиях, когда приоритетными качествами является прагматизм и успешность, физкультурное образование утратило свою привлекательность, продолжая полагаться в своей деятельности лишь на эстетическое воспитание различных социальных групп и использовать традиционные методы педагогики. Это вызвало снижение количества поступающих учиться в педагогические образовательные учреждения и рост конкуренции среди них. Однако в целом среди причин развивающейся кризисной ситуации с набором студентов в ВУЗы можно выделить как объективные, так и субъективные причины.
Во-первых, в конце прошлого века произошло резкое падение рождаемости, что привело к демографическому кризису и, естественно, к падению количества поступающих. Это объективный фактор, который неизбежно обостряет конкуренцию среди ВУЗов.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы формирования имиджа высшего учебного заведения……………………………………………………………………………..5
1.1. Понятие имиджа высшего учебного заведения ………………………….....5
1.2. Проблема позитивного имиджа факультета физической культуры…………………………………………………………………………….11
Выводы по первой главе…………………………………………………………...19
Глава 2. Содержание имиджа факультета физической культуры………………………………………………………………………….....21
2.1. Психолого-педагогические основы имиджа факультета физической культуры…………………………………………………………………………….21
2.2. Элементы имиджа факультета физической культуры…………………........26
Выводы по второй главе…………………………………………………………...34
Заключение……………………………………………………………………….....36
Список литературы…………………………………………………………………39
2) Важными составляющими имиджа факультета физической культуры являются его миссия и история.
Руководитель факультета физической культуры, его заместители по различным направлениям деятельности студенты, которых можно рассматривать как временный, но очень значимый для имиджа вуза персонал – все работает на имидж вуза. Каналы доставки информации о вузе – это всевозможные СМИ, разнообразные акции, рабочие встречи, даже слухи, «сарафанная почта», формирующая устойчивые и неустойчивые мифы и легенды о факультета, его работниках, студентах и т.д.
Если мы обратимся к различным типам информации, которые используются для формирования имиджа и репутации факультета, то станет ясно, что широко применяемые стратегии его формирования, а именно реклама, корпоративная символика, сами по себе недостаточны для того, чтобы создать факультету хорошую корпоративную репутацию. Репутация, которую факультета имеет в глазах людей, является прямым результатом всей его деятельности.
Репутация факультета физической культуры складывается годами, десятилетиями, иногда – столетиями. Но как только репутация устанавливается в определенных рамках, она начинает работать как маховик, непрерывно питая энергетическим потоком все, с чем бы она, ни соприкасалась. Чем сильнее становится репутация и чем более уникальные черты она приобретает, тем труднее ее изменить. Если репутация хороша, то она может быть для вуза ценнейшим активом, помогающим гораздо легче приобретать различные ресурсы для себя и тем самым повышать качество своей работы. Когда люди придерживаются высокого мнения о возможностях факультета, у него появляется больше возможностей, его деятельность становится все более эффективной. Плохая же репутация факультета может иметь противоположный эффект – потенциальные потребители не доверяют ему, его образовательным товарам и услугам, тому, что говорят его руководители. Тем самым резко снижается и качественный потенциал в деятельности вуза в целом и, как следствие, факультета физической культуры [5].
Имидж факультета физической культуры формируется для решения тактических задач, он динамичен, должен соответствовать моде. Создать имидж сверхпрестижного факультета довольно легко. Имидж чего-либо находится в сознании людей, а не является постоянным признаком организации. Причина этого – мы обладаем разной информацией, а иногда и разным опытом в отношении этих объектов. Именно по этой причине ни один факультет не может иметь один имидж – ее имидж многообразен. Репутация, на наш взгляд, более устойчивая и консервативная часть имиджа факультета физической культуры. Это, как бы устоявшаяся и разделяемая подавляющим большинством клиентов факультета квинтэссенция их представлений о нем, сформировавшаяся в течение длительного времени и на основе длительного опыта значимых отношений клиента и вуза. При наличии яркого, эмоционально насыщенного мифа, легенды относительно всего образовательного товара (услуги) в целом или его (ее) части, мы можем говорить о возникновении брэнда – товара (или услуги), репутация которого настолько высока и устойчива, что, как говорится, в известной поговорке: «Наш товар в рекламе не нуждается». Более того, сам брэнд становится необходимой и существенной частью чего – либо другого. Например, в одном случае, мы говорим, что «данный факультета знаменит тем, что в нем учился N», что означает – само по себе наименование, местонахождение, направленность учебного заведения само по себе ничего не говорит потребителю. В другом случае мы говорим: «N является выпускником факультета физической культуры», что означает – имя факультета, его репутация – это настолько сильный брэнд (неважно, со знаком плюс или минус), что значение имеет именно уже тот факт, что данный господин учился именно на факультете, а не на каком-нибудь другом.
Имидж
– это инструмент регулирования
и формирования поведения персонала
факультета. Репутация – это доказавшая
свою жизнеспособность норма, которой
следует придерживаться и на которую следует
четко ориентироваться сотрудникам факультета
физической культуры [5].
2.2. Элементы имиджа факультета физической культуры
Рассмотрим
детально основные элементы имиджа факультета
физической культуры, определяющие восприятие
факультета реальными и возможными потребителями
его образовательных товаров и услуг.
Элементы имиджа факультета физической культуры составляют представления людей относительно данного факультета, которые можно условно разделить на [5]:
1) образ факультета физической культуры;
2) внешняя атрибутика факультета физической культуры;
3)
традиции факультета
4) дизайн факультета физической культуры;
5) история факультета физической культуры;
6) реклама факультета физической культуры;
7) руководитель факультета физической культуры;
8) преподаватели и студенты факультета физической культуры;
9)
спортивные достижения
Под образом факультета физической культуры мы рассматриваем образовательную услугу, т. е. услугу, обеспечивающую получение (или способствующую этому) новой информации, знаний, навыков. Факультет предоставляет основные образовательные услуги и вспомогательные. Первые связаны с прямой или опосредованной коммуникацией «обучающий – обучаемый», вторые – с инфраструктурным обеспечением реализации этой коммуникации. Вспомогательные услуги связаны с управляющими воздействиями, с работой подразделений, обеспечивающих учебный процесс (учебно-методические объединения, деканаты, приемные комиссии и пр.).
Внешняя атрибутика факультета физической культуры представляет собой совокупность фирменных элементов, позволяющих потребителям образовательных услуг, преподавательскому составу, любому человеку легко идентифицировать факультет [5].
Внешняя атрибутика, таким образом, должна:
1)
обеспечить возникновение в
2)
вызывать положительные эмоции (положительную
аттракцию) по отношению к
Внешняя атрибутика факультета физической культуры включают в себя:
-
фирменную эмблему (логотип) –
условное изображение чего-
- фирменный цвет (например синий как на нашем факультете);
-
другие фирменные константы (
Традиции факультета физической культуры определяются как установившиеся порядки взаимодействия декана, преподавательского состава, сотрудников факультета и обучающихся (студентов), а также как комплекс постоянных мероприятий, имеющих четко выраженную воспитательную направленность.
Традиции, таким образом, должны:
1)
обеспечить взаимодействие
2)
сохранить, закрепить
3) формировать новые виды взаимодействия в соответствии с изменяющимися условиями и требованиями времени.
Традиции факультета физической культуры включают в себя:
-
традиционные мероприятия,
Дизайн факультета физической культуры рассматривается как специальная организация места работы декана, преподавательского состава, студентов, аспирантов и сотрудников факультета, отвечающая трем главным требованиям: комфорт; чистота; функциональность [5].
Дизайн факультета физической культуры воспринимается как витрина образовательного учреждения. Мнение о факультете в первую очередь формируется на основе внешнего, визуально воспринимаемого образа. Внутреннее пространство, являющееся местом обучения, работы и отдыха, одновременно становится средой, воздействующей на чувства человека и участвующей в формировании его духовного мира. Создание внутреннего пространства, включающего все детали, все характеристики, должно происходить в зависимости от тех представлений и чувств, которые должны возникнуть у человека в данной обстановке.
Правильно оформленная окружающая среда в конечном итоге обладает возможностью управления эмоциями и настроением человека, положительно воздействует на его физическое состояние, повышает его работоспособсность.
Дизайн факультета физической культуры, таким образом, должен:
1)
обеспечить функциональную
2) создать оптимальные условия проведения процесса обучения.
Дизайн факультета физической культуры включает в себя:
-
подготовку аудиторий для
-
соблюдений условий воздушной
среды – воздухообмен и борьба
с бактериальной
-
соблюдений условий освещения
помещений (предотвращение
-
оформление рекреаций как зон
отдыха преподавательского
- наличие собственного рабочего места у каждого постоянно работающего в образовательном учреждении, за которое он несет ответственность;
- наличие функциональной мебели (должна быть удобна в эксплуатации, соответствовать характеру работы, не перегружать помещение, выдержана в едином стиле с помещением, в котором находится) и пр.
История факультета физической культуры представляет собой отображение деятельности факультета с момента его возникновения и до настоящего времени, передаваемое в виде определенных материальных и духовных составляющих [5].
История факультета физической культуры таким образом должна:
1)
обеспечить сохранение в
2) вызывать положительные эмоции (положительную аттракцию) по отношению к факультету.
История факультета физической культуры как компонент имиджа включает в себя:
-
структурное подразделение
-
музей истории высшего
-
организацию работы на уровне
студенческой группы, кафедры, факультета
по фиксации информации о
Реклама факультета физической культуры представляет собой платное, однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через средства массовой информации и другие виды связи (включая неформальные вербальные маркетинговые коммуникации (генерируемые слухи)), агитирующее в пользу факультета физической культуры.
Реклама, таким образом, должна:
1)
обеспечить закрепление в
2)
вызывать положительные эмоции (положительную
аттракцию) по отношению к
Реклама факультета физической культуры включает в себя:
-
печатную рекламу (буклеты,
-
экранную рекламу (видеоролики)
-
рекламу на радио (радиоролики)
- наружную рекламу (рекламные щиты, вывески на остановках, стационарные панно на зданиях, баннеры, кинематические установки, «бегущая строка»);
- компьютерную рекламу (баннеры, WEB-сайты, WEB-страницы, электронная почта);
- рекламу на транспорте (внутрисалонные рекламные планшеты, стационарная реклама, размещенная на станциях метро, реклама на бортах транспортных средств);
-
сувенирную рекламу (деловые
Имидж руководителя факультета физической культуры. Имидж декана факультета физической культуры включает представления о намерениях, мотивах, способностях, установках, ценностных ориентациях и психологических характеристиках руководителей на основе восприятия открытых для наблюдения характеристик, таких как внешность, социально-демографическая принадлежность, особенности вербального и невербального поведения, поступки, хобби и другие параметры неосновной деятельности [5].
1) Внешность руководителя (декана) факультета физической культуры является наиболее открытой для наблюдения характеристикой, не требующей для своего опознания длительного времени. Она представляет собой один из источников невербальной информации о человеке. Внешность – понятие собирательное. Внешний облик человека создает одежда, прическа, физические характеристики (тип телосложения, рост). Внешность в значительной мере влияет на то, что думают о человеке другие, так как люди склонны отдельные внешние характеристики связывать с определенными характерологическими чертами и статусом человека. Трудно сказать, какого рода внешность должна быть присуща человеку академического сообщества, стоящему во главе факультета физической культуры.