Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 22:07, дипломная работа
Целью данной работы явилось выявление эффективности содержания занятий для развития силовых качеств у юных футболистов 15–16 лет методом круговой тренировки.
Задачи эксперимента:
1. Изучить динамику показателей силовых способностей у футболистов 15–16 лет.
2. Разработать содержание занятий с помощью метода круговой тренировки.
3. Выявить эффективность экспериментальной программы по развитию силовых качеств у футболистов 15–16 лет методом круговой тренировки.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1 Анатомо-физиологические особенности организма подростков возраста 15–16 лет 7
1.2 Понятие о силовых способностях, их виды 13
1.3 Средства развития силовых способностей у футболистов 24
1.4 Методы развития силовых способностей у футболистов 28
1.5 Метод круговой тренировки 33
2 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 47
2.1 Методы исследования 47
2.2 Организация исследования 47
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
Использование кругового метода в процессе
спортивной тренировки в футболе
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
4 | |
1 |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ |
7 |
1.1 |
Анатомо-физиологические особенности организма подростков возраста 15–16 лет |
7 |
1.2 |
Понятие о силовых способностях, их виды |
13 |
1.3 |
Средства развития силовых способностей у футболистов |
24 |
1.4 |
Методы развития силовых способностей у футболистов |
28 |
1.5 |
Метод круговой тренировки |
33 |
2 |
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ |
47 |
2.1 |
Методы исследования |
47 |
2.2 |
Организация исследования |
47 |
3 |
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ |
52 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
57 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
59 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема развития физических качеств у юных спортсменов приобретает в настоящее время всё большую актуальность в связи с частыми стрессами, гиподинамией, ухудшением экологической обстановки, что неизбежно ведёт к снижению физической и умственной работоспособности.
Одним из эффективных средств, начиная с 9-летнего возраста, считаются спортивные игры и в частности - футбол, который является одним из самых популярных и увлекательных видов спорта. В ряде исследованиях показано, что занятия футболом воспитывают такие качества, как воля, мужество, решительность, смелость, самообладание, чувство товарищества и др. Кроме того, занятия футболом способствуют повышению физической подготовленности школьников - развитию силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, координационных способностей. В последние годы проведены некоторые исследований по проблеме влияния занятий футболом на уровень развития перечисленных физических качеств [1].
В то же время подавляющее большинство исследований посвящено развитию физических качеств у квалифицированных футболистов, и не достаточно внимания в научно-методической литературе уделяется вопросу развития физических качеств, занимающихся футболом в школьных спортивных секциях. Кроме того, практически не изученной остаётся проблема развития физических качеств у детей 12-13 лет занимающихся футболом с использованием метода круговой тренировки.
Применение «круговой тренировки» может улучшить уровень общей физической подготовленности спортсменов, т.к. этот метод позволяет существенно повысить моторную плотность учебно-тренировочных занятий (до 30-40%), что обеспечивает возрастание объема и интенсивности выполняемой тренировочной работы.
Однако до сих пор нет полной ясности об эффективности применения кругового метода при воспитании физических качеств юношей на занятиях в школьной секции футбола. По этой причине изучение данной проблемы можно считать своевременным и актуальным [2].
Игра в футбол требует проявления силовых способностей: игроки должны проявлять силовые способности при выполнении движений с мячом и без мяча (ударов, стартов, прыжков, толчков и др.) в очень короткие отрезки времени.
Сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Силовые способности подразделяются на собственно-силовые (статический режим, медленные движения) и скоростно-силовые (динамическая сила, проявляемая в быстрых движениях).
Формы тренировок из других видов спорта нельзя слепо копировать и тренировать футболиста так же, как л/атлета и штангиста. Научные рекомендации должны применяться лишь в их футбольной интерпретации. Так, специальные методы тренировки, направленные на развитие физической силы, такие как интервальные тренировки и постоянные нагрузки, при всей их специфичности могут сочетаться с техническими и тактическими занятиями, приближенными к игровой обстановке. Монотонные занятия убивают внутреннюю активность и радость и противоречат специфическим требованиям игры.
Прыжок в борьбе за верховой мяч; мощный удар головой; сила удара и сила опорной ноги; сила рук, когда им приходится пружинить, принимая вес тела после удара головой в падении, – вот лишь некоторые основные моменты применения силы в футболе. Кроме того, в футболе постоянно возрастает значение силового единоборства и, таким образом, атлетическая подготовка футболисту крайне необходима [3].
Данная работа актуальна, потому что в ней рассматривается проблема развития силовых способностей у футболистов 13–15 лет, что необходимо для достижения высоких спортивных результатов.
Целью данной работы явилось выявление эффективности содержания занятий для развития силовых качеств у юных футболистов 15–16 лет методом круговой тренировки.
Гипотеза – предполагает, что применение метода круговой тренировки повысит уровень развития силовых качеств у футболистов 15–16 лет.
Задачи эксперимента:
1. Изучить динамику показателей силовых способностей у футболистов 15–16 лет.
2. Разработать содержание занятий с помощью метода круговой тренировки.
3. Выявить
эффективность
Методы исследования:
1. Анализ
и обобщение научно-
2. Педагогический эксперимент.
3. Математическая обработка данных.
Научная новизна. В результате проведенного исследования были получены новые данные об эффективности применения кругового метода при воспитании физических качеств подростков 15-16-летнего возраста на занятиях футболом.
Практическая значимость работы заключается в возможности учета наших рекомендаций тренерами-преподавателями при планировании процесса воспитания физических способностей учащихся общеобразовательных школ.
Теоретическую основу работы составляют закономерности спортивной тренировки (Ю.В. Верхошанский, В.М. Зациорский, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов и др.); общая теория управления в сфере физической культуры и спорта (В.В. Кузин, Ю.Ф. Курамшин, Н.И. Пономарев); труды, посвященные ценностному потенциалу физической культуры (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, В.В. Кузин, Л.И. Лубышева, Г.Н. Пономарев, В.И. Столяров, Ш.З.Хуббиев); исследования по психофизиологии физического воспитания и психодиагностики в спорте (Е.П. Ильин; В.Л. Марищук); исследования по теории и методике подготовки футболистов (Б.А. Аркадьев, П.И. Дементьев, Г.П. Зонин, Г.Д. Качалин, А.П. Кочетков, И.А. Нетто, В.И. Понедельник, Л.П. Прибыловский, Н.П. Симонян, Л.И. Яшин и др.); исследования по теории управления учебно-тренировочным процессом в футбольных командах (К.И. Бесков, В.М. Бобров, В.В. Газзаев, В.К. Иванов, А.П. Кочетков, О.И. Романцев, В.И. Симаков, Э.А. Стрельцов, С.Ю. Тюленьков, В.М. Шустиков, М.И. Якушин и др.).
Выявлены наиболее эффективные средства силовой подготовки юных футболистов методом круговой тренировки.
Определено оптимальное соотношение средств, используемых для силовой подготовки юных футболистов с мячом и без него. Установлено, что с увеличением возраста и стажа занятий футболом юных спортсменов количество упражнений скоростно-силовой направленности без мяча уменьшается, а с мячом, наоборот, возрастает.
Обоснованы педагогические условия, необходимые для эффективного управления силовой подготовкой юных футболистов. К ним относятся: тщательный отбор детей и сохранение их на протяжении всего срока обучения футболу; наличие качественной материально-технической базы для юных футболистов; дифференциация и индивидуализация в процессе скоростно-силовой подготовки юных футболистов; организация мероприятий для роста методического мастерства тренеров по проведению силовой подготовки с юными футболистами; рациональное использование времени, выделяемого на силовую подготовку; оптимальное соотношение средств силовой подготовки для юных футболистов; подбор наиболее эффективных средств силовой подготовки для юных футболистов; поддержание здорового морально-психологического климата в футбольной команде; методическое обеспечение силовой подготовки; наличие тренажёров, гирь, гантелей, штанги и других средств для развития силовых качеств у юных футболистов.
Объем и структура работы: дипломная работа состоит из ведения, трех разделов, заключения, списка использованных источников. Материалы проиллюстрированы диаграммами и таблицами.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Анатомо-физиологические особенности организма подростков возраста 15-16 лет
Ведущая роль в развитии функций организма принадлежит центральной нервной системе, и, прежде всего, ее высшему отделу - коре головного мозга. Анатомическое развитие нервной системы ко времени полового созревания почти полностью завершается. Процесс созревания двигательного анализатора в мозге заканчивается к 12-13 годам.
Перестройка функций коры больших полушарий находит свое отражение в поведении детей, в их психике. В подростковом возрасте общий психический облик детей меняется особенно резко. Начинается процесс самоутверждения ребенка. У подростков появляется стремление проверить свои силы в той или другой деятельности, добиться каких-либо достижений. Интересы подростка становятся более разнообразными, но не обладают еще достаточной стойкостью.
В возрасте 8-12 лет существенные изменения происходят в мышлении и памяти. В процессе обучения и воспитания развивается способность к логическому рассуждению и абстрактному мышлению.
Проявляется критический подход к изучаемым движениям. Изменения в работе памяти выражаются в том, что припоминание идет не от конкретных явлений к обобщению, как это было в более младшем возрасте, а от общего представления к восстановлению в памяти отдельных деталей конкретных явлений действительности. Поэтому изучение техники футбола в этом возрасте целесообразно вести целостным методом с некоторым акцентом на детали его выполнения [4].
Память на движение у детей с возрастом изменяется как в количественном, так и в качественном отношении. Способность к запоминанию у детей весьма быстро растет в период от 7 до 12 лет. В этот период координация произвольных движений значительно улучшается. Движения выполняются с относительно меньшей, чем прежде, затратой энергии, становятся более точными и быстрыми. Мальчики 9-10 лет сравнительно легко овладевают простыми приемами игры в футбол, причем их дальнейшее совершенствование в более старшем возрасте происходит весьма успешно. У подростков 12-14 лет при изучении сложных по координации движений заметно тормозящее влияние пубертатного периода. Тренерам и педагогам, работающим с детьми, следует учесть, что двигательные навыки, соответствующие возможностям занимающихся, формируются тем быстрее и легче, чем раньше дети начнут занятия футболом.
При правильной методике спортивные занятия в детском возрасте оказывают положительное влияние на формирование организма. Это влияние проявляется двояко: морфологическими изменениями в виде повышенного прироста антропометрических признаков и функциональными сдвигами в виде повышения работоспособности [5].
Особенно заметно влияние физических упражнений на развитие костной системы, которая в детском возрасте еще претерпевает глубокие изменения. Так, многие исследования говорят о большей податливости детского позвоночника и о возможных искривлениях при неправильных положениях, сопровождаемых длительными напряжениями. Наибольшей подвижностью обладает позвоночник детей 8-9-летнего возраста. К началу школьного периода у детей формируются шейный и грудной изгибы. Поясничный изгиб полностью формируется только к периоду совершеннолетия. Наибольшее количество нарушений осанки, сопровождающихся искривлением позвоночника, происходит в возрасте 11-15 лет. Очень важно в этом возрасте давать упражнения, способствующие укреплению позвоночных мышц, с тем чтобы развитие позвоночного столба происходило без отклонений.
Надо учитывать, что процессы окостенения в детском возрасте еще не завершены. К 9-11 годам обычно заканчивается окостенение фаланг пальцев рук, несколько позднее, к 10-13 годам, - запястья и пястья. К 14-16 годам появляются зоны окостенения в эпифизарных хрящах, в межпозвоночных дисках. Полное сращение костей таза заканчивается только к 20-21 году. Окостенение ключицы, лопатки, костей плеча и предплечья завершается к 20-25 годам, фаланг пальцев ног, костей плюсны и предплюсны соответственно к 15-21 и 17-21 годам.
В подростковом возрасте отмечаются высокие темпы роста и увеличения веса тела. Рост тела в длину у юношей в основном заканчивается к 17-18 годам. Поэтому резкие толчки во время приземления с большой высоты, толчки плечо в плечо при единоборствах за мяч, резкие остановки и повороты, неравномерная нагрузка на правую и левую ногу могут вызвать смещение костей плечевого пояса и таза, неправильное их срастание. Чрезмерные нагрузки на нижние конечности, если процессы окостенения не закончились, приводят к появлению плоскостопия [6].
Информация о работе Использование кругового метода в процессе спортивной тренировки в футболе