Исследование особенностей домашнего задания по физкультуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 05:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследование особенностей домашнего задания по физкультуре.
Объект работы – домашнее задание на уроках физкультуры.
Задачи работы:
- изучить особенности планирования уроков физкультуры
- рассмотреть требования к домашнему заданию
- проанализировать эффективность воздействия выполнения домашнего задания по физкультуре на развитие ребенка

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 85.89 Кб (Скачать файл)

Таблица 3.4 - Оценка учебной  нагрузки учениками гимназического и обычного классов (средний балл)

Вопросы анкеты

гимназический

обычный

1.Нравится ли тебе учиться  в нашей школе?

1,4

2,3

2. Легко ли тебе дается  учение?

2,3

1

3. Устаешь ли ты после  дня занятий в школе?

2,2

2,2

4. Испытываешь ли ты  усталость в конце учебной  недели?

2,5

1,7

5. Устраивает ли тебя  режим 6-ти дневной рабочей  недели?

1,3

1,8

6. Устаешь ли после выполнения  домашних заданий?

2

1,9

7. Учитывают ли учителя  особенности профильной направленности  обучения?

2

1,5

8. Имеешь ли достаточное  количество времени для занятий  по интересам?

2,3

2

9. Реагируют ли учителя  на твои замечания по вопросам  учебной нагрузки?

2,4

1,5

10. Успеваешь ли ты отдохнуть  в течение перемены?

1,1

1,4

11. Удовлетворенность расписанием  уроков по дням недели:

- понедельник

- вторник

- среда

- четверг

- пятница

1,7

1,9

2

1,9

1,6

1,1

2,8

2,6

2

1,5


Подводя итоги по таблице 3.3, было отмечено, что затраты времени  на выполнение домашнего задания  у большей половины гимназистов  являются оптимальными, тогда как  у учеников обычного класса – критическими. В то же время задания по отдельным  предметам 53% учеников обычного класса выполняют в оптимальные сроки, а 69% гимназистов – в допустимое. Основная часть детей гимназическом  и обычном классах садится  за выполнение домашнего задания  без желания, но с чувством долга. К выполнению домашнего задания  практически все гимназисты приступают вечером, это является нарушением режима дня. В обычном классе такое отмечается лишь у трети детей. Домашнее задание  полностью соответствует уровню восприятия у значительного количества детей в гимназии, в обычном  – частично. После выполнения домашнего  задания больше устают учащиеся гимназического класса, но эта разница незначительна. С тем, что учителя учитывают  особенности профильного обучения и реагируют на их замечания по вопросам учебной нагрузки, в большей  степени согласны гимназисты, чем  ученики обычного класса. Больше времени  на занятия по интересам имеют  ученики гимназического класса.

При рассмотрении таблиц 3.3 и 3.4, заметно, что детям обычного класса больше нравится учиться в нашей  школе, но учеба им дается тяжелее, чем  гимназистам. Но в обоих классах  показатели усталости детей в  конце учебного дня равны, в конце  учебной недели большую усталость  отмечают ученики гимназического класса. Ученики обоих классов предпочитают заниматься по пятидневной рабочей  неделе.

Полностью отдохнуть в  течение перемены удается ученикам обычного класса. Завышение объема домашнего задания учащиеся гимназического класса отметили по литературе (93,3%), иностранному языку (66,7%) и истории (60%), а обычного – только по иностранному языку (58,8%). С тем, что в качестве домашнего  задания имеют место трудоемкие, но малоэффективные домашние задания  согласилась большая часть учеников обычного класса, тогда как в гимназии большинство с этим утверждением не согласно.

Анализируя показатели графика 1, составленного по ответам на 6 вопрос анкеты «Мое здоровье», можно отметить, что наибольшая усталость учеников гимназического класса наблюдается  на 2 и 4 уроках, уменьшается на 3 и 5. В  обычном классе дети больше устают на 3 и 4 уроках, усталость уменьшается  после 5 урока.

График 2, составленный по вопросу 11 анкеты «Учебная нагрузка», отображает личную оценку расписания уроков по дням недели. Менее всего дети обоих  классов удовлетворены расписанием  на понедельник и пятницу. Это  можно объяснить тем, что понедельник  – это начало учебной недели после  двух выходных, а к пятнице накапливается  усталость. Большую удовлетворенность  вызывает расписание на среду. Следует  отметить, что расписание уроков больше устраивает гимназический, нежели обычный  класс.

Таким образом, состояние  здоровья учеников гимназического класса выгодно отличается по сравнению  с учениками обычного класса. Это  можно объяснить тем, что ученики  гимназического класса имеют более  высокий интеллектуальный уровень, менее ответственно подходят к выполнению домашних заданий и затрачивают  на него меньше времени, чем ученики  обычного класса, что позволяет им легче справляться с учебной  нагрузкой.

Выводы и рекомендации

1. Здоровье учеников гимназического  класса лучше, чем учеников  обычного.

2. Учебная нагрузка оказывает  влияние на здоровье учеников  обоих классов.

3. Ученики гимназического  класса легче справляются с  учебной нагрузкой благодаря  интеллектуальным способностям  и меньшей обязательности.

 
Заключение

В 2010-2007 учебном году физическое воспитание учащихся всех типов учреждений образования должно отвечать требованиям  Законов Украины "Об образовании" и "О физической культуре и спорте" и соответствовать базовым учебным  планам. Образовательной целью предмета "Физическая культура" в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования, является формирование физической культуры личности.

Физическую культуру личности характеризуют наличие мотивации  физкультурных и спортивных занятий, необходимые для них знания, двигательные умения, навыки, способы деятельности, разносторонняя базовая физическая подготовленность, активная физкультурная или спортивная деятельность, а также устойчивый интерес к физкультурным и спортивным занятиям.

Учитель оценивает учащихся отметками на уроках физической культуры за:

1. Знания: а) общие теоретические  сведения о социальной сущности, медико-биологических основах и  истории физкультуры и спорта; б) теоретические сведения по  основным видам движений, правила  подвижных, народных и спортивных  игр, соревнований; в) обеспечение  безопасности физкультурных занятий.

2. Умения и навыки: контроль  не только результатов, но и  процесса освоения учащимися  техники физических упражнений. Отметка может выставляться как  за законченное движение, так  и за отдельные его элементы. Вместе с тем учитель может  оценивать у учащихся методические, организаторские и инструкторские  умения и навыки.

3. Уровень физической подготовленности  учащихся с использованием программных  материалов, а также различных  контрольных и тестовых упражнений (см. приложение).

4. Домашние задания, предусматривающие  самостоятельное изучение теоретических  сведений из области физической  культуры, разучивание и совершенствование  техники отдельных упражнений  и различных комплексов, а также  выполнение упражнений тренировочного  характера.

5. Прилежание, включающее  в себя отношение ученика к  уроку и к учебному предмету  в целом, добросовестное выполнение  задания учителя, стремление к  индивидуально максимальным достижениям,  а также знание и соблюдение  правил безопасности физкультурных  и спортивных занятий.

Домашние задания предусматриваются  при разработке поурочных планов. По своей направленности они могут  быть трех видов:

1. Задания, связанные с  освоением техники отдельных  или комплексов упражнений;

2. Задания, связанные с  развитием одного или нескольких  физических качеств;

3. Задания, связанные с  самостоятельным усвоением теоретических  сведений.

В зависимости от вида задания, сроки, на которые они задаются, могут  колебаться от одной - двух недель (первый и третий виды) до одного-двух месяцев (второй вид).

В графе для записи домашних заданий учитель может кратко записать словами само задание или  указать номер карточки (при наличии  картотеки) с обязательным указанием  сроков контроля этого задания. Например, "Сгибание и разгибание рук в  упоре лежа от пола" (до 16.12.2009 г.). Или "Упр. №12(мальчики), № 9(девочки)" - до 16.02.2010г.

Для второго вида домашних заданий учителя физической культуры разрабатывают самостоятельно критерии оценки домашнего задания (отдельно для мальчиков и девочек) по десятибалльной шкале оценки результатов учебной  деятельности учащихся.

 
Список использованной литературы

1.  Адаптация организма подростков к учебной нагрузке/Под ред. Д. В. Колесова. – М.:Педагогика,1987.

2.  Аникина Т.А., Ковтун Л.Г. и др. Избранные главы по возрастной физиологии. - Казань, 1992.

3.  Больсевич В.К. Физическая активность человека. – М., 1987.

4.  Больсевич В.Т., Запорожанов П.Д. Возрастное развитие физических качеств человека. – М., 1992.

5.  Букреев Л.О. Возрастные особенности циклических движений детей и подростков. – К., 1989.

6.  Галик Б.В. Тренировка юных легкоатлетов. – М.: Физкультура и спорт, 1984.

7.  Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физиологические основы методики спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1970.

8.  Герасимова Г.Н., Павлычева Л.А. Возрастные изменения опорно-двигательного аппарата и их связь с развитием двигательных качеств. – М., 1991.

9.  Гигиена детей и подростков: Учебник /Под редакцией Г. Н. Сердюковской. – М.: Медицина,1986.

10.  Головина Л.Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников. – Х., 1996.

11.  Гонестова Е.Д. Особенности физиологических характеристик спортсменов разных видов спорта. // «Теория и практика физического воспитания», 1993, №3.

12.  Горкин М. Я. и др. Большие нагрузки в спорте. – К.: Здоров'я, 1971.

13.  Дворкин Е.К., Медведев А.А. Возрастные изменения мышечной силы и скоростно-силовых качеств. – К., 1988.

14.  Диагностика функциональной подготовленности и критерии оценки показателей адаптации юных спортсменов разного возраста и пола с учетом биологического созревания и уровня подготовленности. – М., 1993.

15.  Дьячков В. М. Методы совершенствования физической подготовки спортсменов старших разрядов. – М.: Физкультура и спорт, 1961.

16.  Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – К., 1985.

17.  Лаптев А.П. Возрастные особенности организма. // «Физическая культура и спорт», 1984, №8.

18.  Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М., 1991.

19.  Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов. – К., 1993.

20.  Роль социальных и биологических факторов в развитии ребёнка: Учебник/Под ред. К. П. Дорожновой. – М.: Медицина,1983.

21.  Семкин А.А. Возрастные особенности развития организма в связи с занятием спортом. – Минск, 1969.

22.  Фомин А.Д. Возрастные особенности физического воспитания. – М., 1979.


Информация о работе Исследование особенностей домашнего задания по физкультуре