Исходные понятия теории физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:35, лекция

Краткое описание

Для успешной работы в любой области профессиональной деятельности необходимо свободное владение специфическими профессиональными терминами и понятиями. Различные понимание и толкование (а тем более незнание профессиональных терминов) затрудняют как общение специалистов, так и преподавателя с учащимися, лишают возможности грамотно обучать и воспитывать людей.
В теории физической культуры используются такие понятия, как «физическая культура», «спорт», «физическое воспитание», «физическая рекреация», «физическая реабилитация», «физическое образование», «физическая подготовка», «физическое совершенство», «физические упражнения» и др.

Вложенные файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ.doc

— 294.00 Кб (Скачать файл)

ЛЕКЦИЯ №1

 

ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Для успешной работы в  любой области профессиональной деятельности необходимо свободное  владение специфическими профессиональными  терминами и понятиями. Различные  понимание и толкование (а тем  более незнание профессиональных терминов) затрудняют как общение специалистов, так и преподавателя с учащимися, лишают возможности грамотно обучать и воспитывать людей.

В теории физической культуры используются такие понятия, как  «физическая культура», «спорт», «физическое воспитание», «физическая рекреация», «физическая реабилитация», «физическое образование», «физическая подготовка», «физическое совершенство», «физические упражнения» и др.

Для освоения этих специфических  понятий необходимо знать понятия  более общего характера, существующие в науке и в быту, так как профессиональные термины формируются и определяются на основе общих, родовых понятий.

Для физической культуры родовым является понятие «культура». Это очень сложное и многогранное явление, присущее всему человеческому обществу и каждому человеку.

В научном понимании  культура – это способ и качественная сторона деятельности человека, классов, всего общества по освоению, созданию, хранению и распространению материальных и духовных ценностей (в быту этот термин применяется часто по отношению к одному какому-либо виду деятельности: культура поведения, культура производства, культура быта и т. п.).

Значит, культура – это  и сам процесс деятельности, и  ее результаты. В классовом обществе культура всегда имеет классовый характер.

Деятельность человека может быть материально, социально  и духовно преобразующей. Она  может быть направлена на природу (окружающую среду), на общество и на самого человека. Изменяя природу, человек изменяет и себя, совершенствует свои физические, интеллектуальные, нравственные, волевые и другие качества. В этом весьма сложном социальном процессе человек выступает, с одной стороны, как носитель (субъект) определенного уровня собственного культурного развития, поскольку именно он является деятелем. Его развитие определяется как наследственностью, так и социальными условиями и потребностями самой личности, класса, общества. С другой стороны, он является объектом деятельности, так как все, что делается в области культуры, прямо или опосредованно направлено на человека, на совершенствование его биологической и социальной сущности.

Следовательно, культура направлена на формирование, развитие и практическое использование сил  и способностей человека как главного субъекта исторического действия. Она имеет весьма сложную структуру и многочисленные функции, отвечающие потребностям индивидуального и общественного развития личности. Отсюда становится понятным, что развитие способностей человека происходит только в процессе деятельности, побудительной причиной которой являются потребности общества и личности. В свою очередь, человеческая деятельность состоит из отдельных взаимосвязанных действий (например, трудовая деятельность – из трудовых действий, движений; учебная – из учебных; спортивная – из спортивных). Специфическими действиями в области физической культуры являются физические упражнения.

Физическая культура – органическая часть культуры общества и личности. Это такая область  деятельности, которая удовлетворяет  потребности общества по созданию физической готовности людей к различным формам их жизнедеятельности, и, прежде всего, к труду.

Ее частями являются физическое воспитание, спорт, физическая рекреация, физическая реабилитация. Каждая из них удовлетворяет определенные потребности общества и личности.

Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а также на развитие разносторонних физических способностей человека. Как и воспитание в целом, физическое воспитание является общей  категорией личности и общества. Конкретное содержание и направленность этой общественно необходимой деятельности обусловливаются классовыми интересами и особенностями исторического развития общества, его потребностями в физическом совершенствовании людей. Особенность физического воспитания состоит в том, что его функцией является преимущественно обучение движениям и развитие физических способностей занимающихся. В процессе физического воспитания осуществляется также общее воспитание личности, поскольку оно формирует интересы, мотивы, нормы и правила поведения людей, их ценностные ориентации и т. п.

Физическая подготовка – часть физического воспитания, педагогический процесс развития физических способностей и двигательных навыков  с учетом требований производства, вида деятельности (военного дела, вида спорта). Так, например, существует физическая подготовка монтажника-высотника, пожарника, танкиста, легкоатлета. Результатом физической подготовки является физическая подготовленность человека к успешным действиям в области своей профессии и занятия. Различают общую физическую подготовку (ОФП) к труду вообще и специальную (СПФ), к данному конкретному труду или виду деятельности (например, спортивной).

Физическое развитие – часть физического воспитания, процесс изменения форм и функций организма, а также результат этого изменения (рост, вес и т. п.). Оно может идти стихийным путем (естественное физическое развитие ребенка) и целенаправленно, под влиянием специально подобранных физических упражнений в процессе физического воспитания или тренировки. Поэтому управление физическим развитием людей в соответствии с современными требованиями представляет собой одну из главных задач физической культуры.

Спорт – игровая, соревновательная деятельность, основанная на использовании физических упражнений и направления на достижение наивысших результатов. Направленность к высшим достижениям, специализация, состязательность и зрелищность являются его главными признаками как части физической культуры. Спорт удовлетворяет потребности в соревновательной деятельности и в изучении и раскрытии резервных возможностей человека на предельных уровнях.

Физическая рекреация  – осуществление активного отдыха людей с помощью физических упражнений, получение удовольствия от этого  процесса. Она удовлетворяет потребности людей в развлечениях с помощью физических упражнений, переключении с одного вида деятельности на другой, отвлечении от обычных видов ее (бытовых, профессиональных, спортивных).

Физическая реабилитация – деятельность по восстановлению частично утраченных или ослабленных психофизических функций и способностей человека. Она удовлетворяет потребности в лечении и восстановлении сил человека средствами физической культуры: физическими упражнениями, массажем, баней, водными процедурами и т. п.

Таким образом, указанные части (компоненты физической культуры) полностью удовлетворяют все потребности в физической подготовке (в широком смысле слова) человека ко всем формам его жизнедеятельности. Они включают в себя все многообразие видов, форм использования физических упражнений, естественных сил природы, режимов питания, труда и отдыха. Чтобы правильно отнести данный вид или форму к соответствующей части физической культуры, достаточно ответить на вопрос, какие потребности человека они удовлетворяют.

(по Гужаловскому А.А.)

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФВ

 

Главное предназначение физического воспитания как социальной системы состоит в реализации цели общества в области физического совершенствования людей. Целевая установка системы определяет направленность, особенности организации и функционирования.

Цель физического воспитания раскрывается и конкретизируется в  общих задачах. Задачи представляют собой основные направления и  концентрированные программы реализации цели.

Оздоровительные задачи – укрепление состояния здоровья, гармоническое развитие форм и функций организма, обеспечивающие проявление двигательных качеств, воспитание правильной осанки;

Образовательные задачи – формирование систем двигательных умений и навыков, вооружение занимающихся необходимыми знаниями с целью использования средств физического воспитания в быту, трудовой и оборонной деятельности.

Воспитательные задачи – формирование высоких моральных  и волевых качеств, овладение  нормами нравственного поведения, содействие умственному, трудовому  и эстетическому воспитанию.

В реальном педагогическом процессе все задачи тесно связаны  между собой. Каждый урок – это, по существу, процесс решения серии  оздоровительных и образовательно-воспитательных задач.

Физическое развитие есть изменение форм и функций организма человека в течение его индивидуальной жизни. На физическое развитие человека оказывают влияние три группы факторов: биологическое, климато-географическое и социальное.

Группу биологических  факторов составляют наследственные факторы (например, по длине тела родителей можно с долей вероятности судить о возможной длине тела их детей). В результате действия этих факторов физическое развитие подчиняется естественным законам, постепенной и возрастной сменяемости периодов развития;

Группа климато-географических факторов включает те факторы, которые обусловлены климатическими и метеорологическими условиями, характерными для тех или иных географических зон страны, например: короткий световой день и сильные морозы на севере страны, высокая температура воздуха и низкая влажность в некоторых отдаленных районах Средней Азии.

К группе социальных факторов относятся условия материальной жизни, трудовой и учебной деятельности, содержание воспитания, включая физическое, и т.п. Действие всех социальных факторов полностью подчинено общественно-экономическому развитию страны. В свою очередь, социальные факторы оказывают существенное влияние на действия биологических и климато-географических факторов. Например: улучшение материальных условий жизни – на ускорение прироста длины тела, веса, окружности грудной клетки и пр.; специально подобранные физические упражнения - на ликвидацию отставания в развитии быстроты, силы движения, вызванного неблагоприятными климатическими условиями. Следовательно, хотя физическое развитие может протекать и без физического воспитания, однако только с помощью рационально организованных занятий физическими упражнениями, с учетом, разумеется, биологических закономерностей развития организма, можно достичь согласованного и соразмерного развития всех форм и функций человеческого организма.

Оценка физического  развития производится путем измерения  размеров тела (длины и массы тела, окружности грудной клетки, длины  туловища и конечностей и пр.), оценки внешних признаков телосложения (формы грудной клетки, ног, осадки, рельефа мускулатуры, жироотложения, эластичности кожи и пр.), степени полового созревания по внешним признакам, а также путем измерения некоторых функциональных показателей, как, например, жизненной емкости легких, силы отдельных мышечных групп, уровня проявления быстроты, выносливости и подвижности в суставах.

Используя все эти  показатели физического развития, следует  иметь в виду, что их высокий  уровень создает лишь предпосылки  для хорошего здоровья, высокой работоспособности  или высоких спортивных результатов. Можно, например, быть высоким ростом, с хорошей осанкой и не иметь достаточной сопротивляемости к простудным заболеваниям или обладать большой мышечной силой и не уметь выполнять лазанье по канату в три приема. Поэтому при оценке физического развития используется комплекс различных показателей и обязательно в сопоставлении с показателями здоровья, работоспособности и уровнем умений выполнять те или иные действия.

В силу того, что физическое воспитание может оказывать существенное влияние на многие из перечисленных признаков, физическое развитие расценивается как одна из функций физического воспитания, по которым судят об эффективности занятий физическими упражнениями.

(По Ашмарину Б.А.)

 

ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

 

1. ВОСПИТАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ И НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫХ С НИМИ СПОСОБНОСТЕЙ

1.1. Общее понятие о сущности и значении координационных способностей

Координационные способности (КС) представляют собой свойства организма  к согласованию отдельных элементов  движения в единое смысловое целое для решения конкретной двигательной задачи. Эта согласованность проявляется в хорошей обучаемости, плавности и точности движения, его своевременном исполнении. КС обусловливают скорость и эффективность освоения жизненно необходимых двигательных навыков, спортивной техники и тем самым способствуют достижению высоких спортивных результатов. Координационное совершенствование направлено также на подготовку молодежи к усложняющимся условиям современного производства и высокому темпу жизни.

Уровень КС определяется следующими способностями индивида:

  • быстро реагировать на различные сигналы, в частности на движущийся объект;
  • точно и быстро выполнять двигательные действия при лимите времени;
  • дифференцировать пространственные, временные и силовые параметры движения;
  • приспосабливаться к изменяющейся ситуации, к необычной постановке задачи;
  • предвосхищать (предугадывать) положение движущегося объекта в нужный момент времени (экстраполяция);
  • ориентироваться во времени и пространстве.

В зависимости от специфики двигательной задачи КС могут проявляться в форме удержания различных равновесий, выполнения действий в заданном ритме, своевременной перестройки двигательной деятельности в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки и др.

Наиболее интенсивный естественный прирост КС происходит между 4-5 годами жизни. Этот период жизни называют «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей. Если в этот период целенаправленно воздействовать на КС, то уже к 7-10 годам организм готов для высокого их развития. Замечено, что у мальчиков уровень развития КС с возрастом выше, чем у девочек.

1.2. Средства воспитания координационных способностей.

Информация о работе Исходные понятия теории физической культуры