Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:35, лекция
Для успешной работы в любой области профессиональной деятельности необходимо свободное владение специфическими профессиональными терминами и понятиями. Различные понимание и толкование (а тем более незнание профессиональных терминов) затрудняют как общение специалистов, так и преподавателя с учащимися, лишают возможности грамотно обучать и воспитывать людей.
В теории физической культуры используются такие понятия, как «физическая культура», «спорт», «физическое воспитание», «физическая рекреация», «физическая реабилитация», «физическое образование», «физическая подготовка», «физическое совершенство», «физические упражнения» и др.
Основным средством совершенствования КС является физическое упражнение. При этом эффективное развитие КС облегчается в случае выполнения следующих методических действий:
1.3. Совершенствование
координационных способностей
В начальной школе
рекомендуется ориентировать
Интенсивное совершенствование КС в младшем школьном возрасте обеспечивает в дальнейшем высокую двигательную обучаемость и ускоренное освоение необходимых двигательных навыков.
В среднем школьном возрасте (5-9-е классы) главной задачей является совершенствование реагирования на различные сигналы, развитие ритмических способностей. Вместе с тем необходимо постоянно совершенствовать пространственную ориентировку.
В старших классах необходимо развивать навыки посредством вариации условий их применения, что будет способствовать дальнейшему повышению уровня КС.
(По Ашмарину Б.А.)
2. ВОСПИТАНИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
2.1. Сущность и значение силовых способностей
Сила человека рассматривается
как его способность
В зависимости от внешнего проявления активности мышц выделяют несколько режимов мышечного сокращения. Преодолевающий режим характеризуем сокращением мышц, выполняющих работу по перемещению тела или его звеньев, а также внешних объектов в условиях, когда внешняя нагрузка на мышцу меньше ее напряжения. Движение в этом случае происходит с ускорением, мышца выполняет положительную внешнюю работу, а тип мышечного сокращения называется миометрическим режимом.
Одной из разновидностей преодолевающего режима мышечного сокращения является такое соотношение внешней нагрузки и напряжения мышц, при котором движения в суставе происходят без ускорения, с постоянной скоростью. Такое условие обеспечивается специальными техническими устройствами, а тип мышечного сокращения называется изокинетическим режимом.
Если внешняя нагрузка на мышцу больше, чем ее напряжение, мышца удлиняется, движения в суставе происходят с замедлением, мышцы выполняют отрицательную внешнюю работу (например, приседание с весом). Этот режим сокращения именуется уступающим.
Статическая форма сокращения возникает в случае, когда внешняя нагрузка равна мышечному напряжению или когда отсутствуют условия для движения в суставе. Тогда мышца развивает напряжение, не изменяя своей длины, что является удерживающим (изометрическим) режимом сокращения (табл. 1).
Таблица 1
Основные характеристики различных форм и режимов мышечного сокращения
Форма сокращения |
Режим мышечного сокращения |
Движения в суставе |
Внешняя нагрузка |
Внешняя работа |
Динамическая |
Преодолевающий (миометрический) |
С ускорением |
Меньше, чем напряжение мышц |
Положительная |
Преодолевающий (изокинетический) |
С постоянной скоростью |
Переменная |
Положительная | |
Уступающий (плиометрический) |
С замедлением |
Больше, чем напряжение мышц |
Отрицательная | |
Статическая |
Удерживающий (изометрический) |
Отсутствуют |
Равна напряжению мышц |
Нулевая |
Сила измеряется специальными приборами динамометрами (кистевыми, становыми и др.) Наиболее распространенной и удобной является конструкция динамометра с индикатором часового типа, разработанная В. М. Абалаковым.
Сила отдельных групп мышц определяется по специальным методикам. В спортивной практике широко применяется методика Б.М. Рыбалко. Основное преимущество метода состоит в портативности измерительного инвентаря и доступности при массовых исследованиях. Полученные данные позволяют рассчитать суммарную силу всех мышц, мышц нижних и верхних конечностей, мышц туловища, а также левой и правой половины тела.
Динамометрия позволяет получить информацию об абсолютной силе мышц, характеризующей максимальную величину произвольного мышечного усилия без ограничения времени и величины внешнего отягощения, а также об относительной силе, определяемой отношением абсолютной силы к весу тела.
С увеличением веса спортсмена его абсолютная сила увеличивается, а относительная снижается.
В некоторых видах спорта, таких как единоборства (тяжелые категории) и метания, важна, прежде всего, абсолютная сила. Однако в видах спорта, где деятельность атлета связана с перемещением своего тела (гимнастика, акробатика), увеличение веса является нежелательным, и определяющее значение приобретает относительная сила.
(По Ашмарину Б.А.)
3. ВОСПИТАНИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
3.1. Понятие о скоростных способностях
Скоростные способности – это совокупность индивидуальных особенностей, обусловливающих быстроту выполнения двигательных действий.
К числу основных скоростных способностей относятся: быстрота простой и сложной двигательных реакций; быстрота отдельных движений, не отягощенных внешним сопротивлением; быстрота, проявляемая в темпе (частоте) движений.
4. ВОСПИТАНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
4.1. Сущность и формы
проявления скоростно-силовых
Скоростно-силовые способности
– это способности человека к
проявлению предельно возможных
усилий в кратчайший промежуток времени
при оптимальной амплитуде
Наиболее распространенной формой проявления скорости силовых способностей являются упражнения прыжкового характера и метания. Спортивные результаты в этих упражнениях во многом обусловлены уровнем скоростно-силовой подготовленности спортсменов. Однако различные виды спорта предъявляют неодинаковые требования к отдельным ее компонентам. В одних видах результат в большей мере зависит от силовых компонентов движения, в других – от скоростных.
Для оценки уровня развития скоростно-силовых качеств используются различные контрольные упражнения (тесты). Спортсмену предоставляются три попытки в идентичных условиях. Лучший результат считается исходным показателем. Наиболее универсальными тестами скоростно-силовой подготовленности являются выпрыгивание вверх толчком двумя ногами с места и определение высоты прыжка посредством лентопротяжного устройства системы В. М Абалакова, прыжок в длину с места, бег 20—30 м с ходу. Для оценки уровня развития силового компонента скоростно-силовых способностей используются упражнения с увеличенным по отношению к соревновательному сопротивлением (бросок утяжеленного снаряда, бег, в гору и т. п.), для оценки скоростного компонента – с облегченным сопротивлением.
(По Ашмарину Б.А.)
5. ВОСПИТАНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ
5.1. Общее понятие о
сущности и разновидностях
Выносливостью называют способность
противостоять утомлению в
В любой деятельности человека участвует
организм в целом. Однако в зависимости
от ее разновидности какое-либо звено
или система организма
При локальной работе отдельного звена
тела утомление обусловлено
Таким образом, в процессе решения двигательной задачи спортсмену предстоит преодолевать утомление, имеющее в каждом отдельном случае вполне конкретный характер. В соответствии с ним очевидно, что утомление специфично, а выносливость, демонстрируемая спортсменом, всегда является специальной. Это позволяет утверждать, что для совершенствования методики воспитания выносливости необходимо изучать физиологический механизм утомления конкретной деятельности.
Уровень выносливости обусловлен комплексом различных факторов: функциональными возможностями органов и систем (наследуемыми и приобретенными), совершенством технического мастерства, волевыми качествами спортсмена и величиной энергетических запасов в организме.
5.2. Классификация видов выносливости
Одним из важнейших факторов, определяющих выносливость, является мощность механизмов энергообеспечения мышечной деятельности. На основании признака преимущественного ресинтеза макроэнергетических соединений выделяют выносливость аэробного, анаэробного и смешанного (аэробно-анаэробного) характера. В зависимости от длительности физической нагрузки ведущая роль в энергообеспечении мышечной деятельности принадлежит анаэробному и аэробному процессам или их комбинации (табл. 2).
Таблица 2
Относительное содержание анаэробного и аэробного процессов по отношению к общему энергетическому потреблению в течение максимальной нагрузки различной продолжительности
Время максимальной нагрузки |
Выделение энергии, Ккал |
Относительный вклад, % | |||
| Анаэробный процесс |
Аэробный процесс |
Всего |
Анаэробный процесс |
Аэробный процесс |
10 с |
20 |
4 |
24 |
83 |
17 |
1 мин |
30 |
20 |
50 |
60 |
40 |
2 » |
30 |
45 |
75 |
40 |
60 |
5 » |
30 |
120 |
150 |
20 |
80 |
10 » |
25 |
245 |
270 |
9 |
91 |
30 » |
20 |
675 |
695 |
3 |
97 |
60 » |
15 |
1300 |
1315 |
1 |
99 |
Информация о работе Исходные понятия теории физической культуры