Исходные понятия теории физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:35, лекция

Краткое описание

Для успешной работы в любой области профессиональной деятельности необходимо свободное владение специфическими профессиональными терминами и понятиями. Различные понимание и толкование (а тем более незнание профессиональных терминов) затрудняют как общение специалистов, так и преподавателя с учащимися, лишают возможности грамотно обучать и воспитывать людей.
В теории физической культуры используются такие понятия, как «физическая культура», «спорт», «физическое воспитание», «физическая рекреация», «физическая реабилитация», «физическое образование», «физическая подготовка», «физическое совершенство», «физические упражнения» и др.

Вложенные файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ.doc

— 294.00 Кб (Скачать файл)

Одними и теми же движениями можно выполнять разные двигательные действия, и наоборот, одно и то же двигательное действие возможно осуществлять разными движениями

Физическое упражнение – это двигательное действие, специально организованное для решения задач физического воспитания в соответствии с его закономерностями.

Следовательно, не всякое двигательное действие может быть названо физическим упражнением. Физическими упражнениями будут только те двигательные действия, которые направлены на решение задач физического воспитания и подчинены педагогическим закономерностям

Слово «физическое» отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной, преимущественно выполняемой нервно-мышечным аппаратом) и внешне проявляется в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени. Из характеристики двигательного действия можно понять, что название условно. Оно выражает лишь преимущественную зависимость от функций нервно-мышечного аппарата, а следовательно, лишь преимущественное воздействие на физическую структуру организма. Физическое упражнение – волевой акт, является функцией сознания и оказывает влияние на человека в целом.

Слово «упражнение» обозначает направленную повторность действий с целью его совершенствования  и воздействия на физические и  психические свойства человека.

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой стороны – как процесс многократного выполнения двигательного действия (например, «физические упражнения развивают силу»).

Характеристики двигательного  действия и произвольною движения, которые были даны выше, в равной мере относятся к физическому упражнению. Необходимо только указать отличительные признаки физического упражнения от трудового двигательного действия:

1) физическим упражнением  решается педагогическая задача (образно говоря, физическое упражнение направленно на «себя», на свое личное физическое совершенствование), трудовым двигательным действием – производственная задача (двигательное действие направлено на предмет производственной деятельности);

  1. физическое упражнение выполняется в соответствии с закономерностями физического воспитания, трудовое двигательное действие – в соответствии с закономерностями производства; именно поэтому внешнее сходство физического упражнения с бытовым или трудовым двигательным действием не может служить основанием для подмены одного другим: продолжительность, интенсивность, частота повторений и прочие признаки физического упражнения; а также сам способ выполнения подчиняются только тем закономерностям, которые, с одной стороны, наиболее эффективно воздействуют на организм ученика, с другой, позволяют показать наивысшую результативность при выполнении данного физического упражнения;
  2. трудовые двигательные действия при благоприятных условиях могут, разумеется, оказывать положительное влияние на физическое развитие человека, однако только комплексы физических упражнений создают возможности для развития всех органов и систем организма в оптимальном соотношении;

Физические упражнения – основное специфическое средство физического воспитания. Результативность физического воспитания достигается благодаря всей системе средств, однако значимость каждой группы средств неодинакова: наибольший удельный вес в решении задач физического воспитания приходится на долю физических упражнений. Обусловлено это рядом причин.

  1. Физические упражнения как система двигательных действий и движений выражают в конечном счете мысли, эмоции, потребности человека, его отношение к окружающей действительности Как сказал И.М. Сеченов: «...Все внешние проявления мозговой деятельности действительно могут быть сведены на мышечные движения».
  2. Физические упражнения – это один из способов передачи общественно-исторического опыта в области физического воспитания, его практических и научных достижений.
  3. Физические упражнения воздействуют не только на функциональное состояние организма, но и на личность, выполняющую их. Следовательно, физические упражнения закономерно рассматривать как двигательные действия, в которых проявляются материалистическое учение о единстве физического и психического в деятельности человека.
  4. Среди всех видов педагогической деятельности только в физическом воспитании предметом обучения являются двигательные действия, направленные на физическое совершенствование обучающегося и выполняемые ради усвоения самих двигательных действий.
  5. Физические упражнения могут удовлетворять природную потребность человека в движениях. Дефицит в двигательной деятельности, образующиеся у современного человека, может быть успешно ликвидирован только с помощью систем физических упражнений. Учение об «оптимуме» двигательной активности позволяет научно обосновать педагогическую проблему о социальной потребности в движениях, то есть потребности в организованных и систематических занятиях физическими упражнениями.

(По Ашмарину Б.А.)

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

 

Классификация физических упражнений – это распределение  их на взаимосвязанные классы (группы) согласно наиболее существенным признакам. В результате такого распределения  образуется система, в которой каждый класс занимает определенное место и в свою очередь делится на подклассы. В настоящее время существует несколько классификаций физических упражнений:

1. Классификация по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания (гимнастика, игра, туризм, спорт). В соответствии с этой классификацией используемые в практике физические упражнения делятся на четыре группы:

  • гимнастические упражнения, характеризующиеся многообразием искусственно созданных движений и двигательных действий, эффективность которых оценивается избирательностью воздействия на строение и функции организма, а также правильностью, красотой и координационной сложностью всех движений;
  • игровые упражнения, состоящие из естественных видов двигательных действий (бега, прыжков, бросков и т.п.), которые выполняются в разнообразных вариантах в соответствии с изменяющейся игровой ситуацией и оцениваются по эффективности влияния на организм в целом и по конечному результату двигательного действия (обогнать, выше прыгнуть, точнее бросить и т.п.);
  • туристические физические упражнения, включающие ходьбу, бег, прыжки, преодоление препятствии, ходьбу на лыжах, езду на велосипеде, греблю в естественных природных условиях, эффективность которых оценивается комплексным воздействием на организм и результативностью преодоления расстояния и препятствий на местности;
  • спортивные упражнения объединяют ту группу двигательных действий, исполнение которых искусственно стандартизировано в соответствие с Единой всесоюзной спортивной классификацией и является предметом специализации для достижения максимальных спортивных результатов.

2. Классификация физических упражнений по признаку особенностей мышечной деятельности (или признаку преимущественных потребностей в проявлении двигательных качеств, или признаку преимущественного влияния на развитие двигательных качеств):

  • скоростно-силовые физические упражнения, которые требуют от занимающего<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_04

Информация о работе Исходные понятия теории физической культуры