Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:00, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить формы занятий в физическом воспитании.
Задачи курсовой работы:
Классифицировать формы занятий в физическом воспитании;
Определить особенности урочных форм занятий;
Дать общую характеристику занятиям неурочного типа;
Введение 3
Глава 1. Классификация форм занятий в физическом воспитании 5
1.1. Общая характеристика форм построения занятий 5
1.2. Классификация занятий урочного типа 8
Глава 2. Особенности урочных форм занятий 14
2.1. Содержание занятий урочного типа 14
2.2. Построение (структура) занятий урочного типа 16
Глава 3. Общая характеристика занятий неурочного типа 24
3.1.Значение и типичные признаки занятий неурочного типа 24
3.2. Особенности неурочных форм занятий 27
Заключение 32
Список использованных источников 33
Оглавление
Введение
Глава 1. Классификация форм занятий в физическом воспитании 5
1.1. Общая характеристика форм
построения занятий
1.2. Классификация занятий урочного
типа
Глава 2. Особенности урочных
форм занятий
2.1. Содержание занятий урочного
типа
2.2. Построение (структура) занятий урочного типа 16
Глава 3. Общая характеристика
занятий неурочного типа
3.1.Значение и типичные признаки
занятий неурочного типа
3.2. Особенности неурочных форм
занятий
Заключение
Список использованных
источников
Введение
Процесс физического воспитания должен быть непрерывным. Его по понятным причинам нельзя организовать иначе, чем в форме структурно обособленных занятий, отделенных друг от друга более или менее значительными интервалами времени, протяженность которых зависит от общего режима жизни занимающихся, характера их основной и иной деятельности, динамики восстановительных процессов и других факторов. Общие принципы построения физического воспитания как непрерывного, системно организованного процесса не исключают, а предполагают сочетание в качестве его отдельных звеньев разнообразных форм занятий, видоизменяющихся применительно к особенностям их содержания и конкретным условиям построения: уровню подготовленности и составу занимающихся, месту занятий в режиме жизни, средовым условиям, технической оснащенности и т. д.
В практике физического воспитания и самодеятельном физкультурном движении сложились разнообразные формы занятий: урочные формы, характерные, например, для занятий по физической культуре в учебных заведениях, соревновательные формы организации физкультурно-спортивной деятельности, различные формы самодеятельных физкультурных занятий, так называемые малые формы занятий физическими упражнениями (в частности, такие своеобразные, как физкультпаузы и физкультминуты) и ряд других. Разумеется, по роли и месту в общей системе физического воспитания они далеко не равнозначны и не однопорядковы.
Актуальность темы исследования. Очень важно в педагогическом отношении ясно представлять диалектический характер взаимосвязи содержания и формы занятий физическими упражнениями. Специфическим содержанием здесь является, прежде всего, активная, направленная на физическое совершенствование практическая деятельность. Она состоит из ряда относительно самостоятельных элементов: сами физические упражнения, подготовка к их выполнению, активный отдых и т. д.
Объект исследования - физическое воспитание.
Предмет исследования - формы занятий в физическом воспитании.
Цель курсовой работы - изучить формы занятий в физическом воспитании.
Задачи курсовой работы:
Классифицировать формы занятий в физическом воспитании;
Определить особенности урочных форм занятий;
Дать общую характеристику занятиям неурочного типа;
В процессе написания курсовой работы использовались следующие методы исследования: обобщения и синтез точек зрения, представленных в использованных источниках (метод научного синтеза и обобщения) библиографический поиск.
Курсовая работа «Многообразие форм построения отдельных занятий в физическом воспитании и общие основы их структур» состоит из трех глав.
Первая глава
«Классификация форм занятий в физическом
воспитании» содержит такие вопросы
как: общая характеристика форм построения
занятий и классификация
Во второй главе «Особенности урочных форм занятий» рассматриваются такие вопросы как: содержание занятий урочного типа построение (структура) занятий урочного типа.
Третья глава «Общая характеристика занятий неурочного типа» раскрывает вопросы: значение и типичные признаки занятий неурочного типа и особенности неурочных форм занятий.
Глава 1. Классификация форм занятий в физическом воспитании
Под формами
занятий физическими
Построение занятий не может быть однозначным, одинаково пригодным на все случаи педагогической практики. В зависимости от возраста, пола, физического состояния, личных интересов, внешних условий изменяются частные задачи и содержание педагогического процесса, в связи с чем построение занятий должно приобретать достаточно разнообразные формы. К настоящему времени сложилось несколько характерных форм построения занятий, которые принято подразделять на две группы:
По особенностям организации занимающихся и способам руководства ими занятия по физическому воспитанию подразделяются на две группы - урочные и неурочные.
Урочные формы - это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся. К ним относятся:
уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государственным программам в образовательных учреждениях, где физическая культура является обязательным предметом (школа, колледж профессионального образования, вуз и т.п.);
спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта .
Неурочные формы - это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др. К ним относятся:
малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используемые для оперативного (текущего) управления физическим состоянием. В силу своей кратковременности эти формы, как правило, не решают задач развивающего, тренирующего характера;
крупные формы
занятий, т.е. занятия относительно
продолжительные, одно- и многопредметные
(комплексные) по содержанию (например,
занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой,
атлетической гимнастикой и др.).
Эти формы занятий направлены на решение задач
тренировочного, оздоровительно-
соревновательные формы занятий, т.е. формы физкультурно-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая подготовленность и т.п. (например, система официальных соревнований, отборочные соревнования, первенства, чемпионаты, контрольные прикидки или соревнования и др.
Несмотря на значительные различия, все они имеют существенные общие элементы в задачах и содержании, средствах и методах, во влияниях на занимающихся и др. Этим обусловливается подчиненность их построения общим закономерностям и педагогическим требованиям.
С педагогической точки зрения наиболее целесообразной и основной формой построения занятий в физическом воспитании признана урочная, оправдавшая себя в длительной практике. В процессе урока взаимодействия педагога и занимающихся основаны на непосредственном контакте. Это позволяет преподавателю своевременно контролировать и направлять познавательную двигательную деятельность всех занимающихся.
Учебно-воспитательный
процесс на уроке надо рассматривать
как систему непрерывных
Главной особенностью уроков является: руководство педагогом в течение точно установленного времени, в специально отведенном месте, коллективной двигательной деятельностью относительно однородной по составу группы занимающихся с учетом их особенностей и индивидуальных возможностей.
Достоинствами и преимуществом уроков физического воспитания являются:
непрерывность и четкость организации и руководства учебно-воспитательным процессом;
близкие контакты и возможность лучшего изучения педагогом занимающихся, а ими - друг друга;
стимулирующее
влияние организованного
Таким образом, соблюдение этих норм позволяет педагогу руководить учебно-воспитательным процессом группы с учетом особенностей каждого занимающегося. Превышение же нормы практически исключает возможность полноценного использования урока как формы организации занятий.
2. Классификация занятий урочного типа
Конкретные уроки физического воспитания проводятся с различными контингентами населения по разным программам, рассчитанным на разные направления и задачи работы. При этом приходится иметь дело с большими различиями в уровне подготовленности и состоянии занимающихся, с неоднородностью их интересов и возможностей, с разнообразными внешними условиями. Поэтому в практике физического воспитания закономерно складываются многообразные по содержанию, структуре и типичным методическим особенностям виды, разновидности и более частные построения урочных занятий.
Выбору и планированию наиболее целесообразных занятий поможет знание общей классификации уроков физического воспитания. В основе данной классификации закон восхождения от общего к частному, которому подчинен порядок признаков и многообразия уроков. По целевой направленности физического воспитания:
Уроки общего физического воспитания (обшей физической подготовки) служат целям создания фундамента физического развития, образования и воспитания для разнообразной двигательной деятельности в жизни. Они подразделяются на два вида: Уроки широкого общего физического воспитания, которые направлены на всестороннюю общую подготовку к любой двигательной деятельности и поэтому отличаются богатством содержания, разнообразием построения и сложностью методической разработки. Они характерны для физического воспитания детей.
Уроки относительно
ограниченной общей физической подготовки
применяются в
Уроки специализированного физического воспитания служат целям подготовки к конкретной двигательной деятельности. Они включают три вида: Уроки спортивной тренировки являются основной формой занятий со спортсменами всех разрядов и служат подготовке их к соревнованиям. Предметное содержание, а отчасти и построение спортивно-тренировочных уроков в различных областях и видах спортивной специализации характеризуются специфическими особенностями.
Уроки прикладной
физической подготовки расчленяются на
уроки профессионально-
Занятия урочного типа с лечебной направленностью, используемые в целях содействия восстановлению здоровья. Их содержание, особенности структуры и методика обусловлены характером заболевания и особенностями применения других лечебных процедур. По основному предмету и программному содержанию занятий:
Информация о работе Классификация форм занятий в физическом воспитании