Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:00, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить формы занятий в физическом воспитании.
Задачи курсовой работы:
Классифицировать формы занятий в физическом воспитании;
Определить особенности урочных форм занятий;
Дать общую характеристику занятиям неурочного типа;
Введение 3
Глава 1. Классификация форм занятий в физическом воспитании 5
1.1. Общая характеристика форм построения занятий 5
1.2. Классификация занятий урочного типа 8
Глава 2. Особенности урочных форм занятий 14
2.1. Содержание занятий урочного типа 14
2.2. Построение (структура) занятий урочного типа 16
Глава 3. Общая характеристика занятий неурочного типа 24
3.1.Значение и типичные признаки занятий неурочного типа 24
3.2. Особенности неурочных форм занятий 27
Заключение 32
Список использованных источников 33
Концентрация внимания занимающихся на достигнутом и ориентация их в дальнейшей работе. Типичными задачами третьей части урока являются:
Привести организм и психику занимающихся в оптимальное функциональное состояние; фиксировать правильную осанку.
Подвести итоги учебной деятельности.
Ознакомить занимающихся с общим содержанием очередного занятия для самостоятельного выполнения некоторых упражнений и др.
Ее продолжительность 3-5% времени, отведенного на урок.
В заключительной части целесообразно применять различные варианты «успокаивающей» ходьбы, упражнения и игры на внимание, танцевальные упражнения под музыку, передвижения с песней, упражнения на расслабление и т.п. Желательно после заключительной части урока проводить гигиенические процедуры: умывание, душ, массаж и др.
Содержание и продолжительность каждой части урока весьма изменчивы, так как зависят от типа урока, от особенностей и состояния занимающихся, от условий работы и других факторов. Важно избегать в этом следования каким-либо шаблонам. Так, совсем необязательно и даже вредно планировать решение всех типичных для каждой части урока задач. Например, может оказаться, что к началу урока занимающиеся уже внимательны и находятся в состоянии полной готовности к предстоящей работе. В этом случае отпадает необходимость в реализации соответствующих задач и применения специальных средств для их решения. Если на протяжении основной части внимание и физическая готовность снизятся, необходимо срочно применить средства, типичные для вводной части. Наиболее целесообразным и экономным является сопряженное решение нескольких задач, зависящее от подбора соответствующих упражнений. Например, некоторые варианты бега, игра, танцевальная комбинация могут одинаково успешно послужить и организации внимания, и активизации функций организма, и подъему эмоций.
Трехчастным делением урока не исчерпывается его построение, а определяются лишь наиболее крупные и своеобразные этапы - его общая структура (макроструктура).
Для того чтобы обеспечивался правильный подход к построению урока, педагог должен хорошо разбираться не только в основных сторонах и компонентах его содержания, но и в механизмах их взаимосвязи. При этим важно четко выделить основную структурную единицу, первичную «клеточку» урока физического воспитания. Это облегчит понимание следующих уровней его построения.
Элементарной структурной единицей урока надо считать физическое упражнение. При выполнении каждого физического упражнения возникает определенная учебно-воспитательная ситуация, необходимыми элементами которой являются:
частная задача, определяющая, что должно быть получено в процессе работы в данной ситуации;
совокупность последовательных действий педагога и занимающихся, обеспечивающих достижение предусмотренного результата.
По своим функциям учебно-воспитательные ситуации могут быть:
относительно простыми (при которых действия направлены на решение одной частной задачи); относительно сложными (в них выполнение одного физического упражнения обеспечивается сопряженным решением нескольких частных задач). В зависимости от условий в уроках физического воспитания представлены различные сочетания простых и сложных учебно-воспитательных ситуаций. Правильно построенный урок характеризуется тем, что эти сочетания представлены в стройной системе, обеспечивающей целостность занятия.
Второй уровень построения урока (его мезоструктура - типовая) требует определения последовательности физических упражнений как конкретных учебно-воспитательных ситуаций в каждой части урока. При этом необходимо иметь в виду неизбежное взаимодействие физических упражнений, поскольку эффект каждого из них в какой-то мере предопределяется функциональными следами от предыдущих (их «последействием»). Такое структурное упорядочение каждой части урока приобретает существенное значение, так как взаимодействие упражнений может быть и положительным, способствующим повышению эффективности очередного упражнения, и отрицательным, снижающим, даже нейтрализующим его эффективность. Определение последовательности физических упражнений требует творчества, так как содержание конкретных уроков весьма многообразно и обусловлено различными факторами: программными требованиями, особенностями занимающихся, этапами процесса обучения, материально-техническими и климатическими условиями. Например, сложные по координации упражнения рекомендуется разучивать в начале основной части урока - «на свежую голову». На этапе же совершенствования в целях развития способности управлять своими движениями в условиях повышенных психофизических нагрузок и накапливающегося утомления их целесообразно применять в конце основной части урока.
Третий уровень построения урока (его микроструктура - конкретная) сводится к организации каждой учебно-воспитательной ситуации путем оптимального сочетания ее элементов. Основным является такое упорядочение и согласование действий педагога и занимающихся, которые обеспечивают наиболее эффективное решение частных задач каждого упражнения.
Для этого важно хорошо продумать методические измерения, методы и приемы педагога и занимающихся. Даже при весьма удачном и правильном определении последовательности физических упражнений, а значит, и учебных ситуаций можно не достичь желаемых результатов, если неправильно построена сама ситуация. Так, совсем небезразлично, покажет ли сначала педагог изучаемое движение, затем предложит выполнить и после этого объяснит его занимающимся. Или же начнет с описания физического упражнения, выяснения его назначения и формулировки задания, после чего, дав выполнить его и опираясь уже на результат самостоятельных действий занимающихся, прибегнет к некоторым словесным уточнениям, а в конце образцово покажет, как следует выполнять в совершенстве.
В первом случае педагог обеспечит запечатление занимающимися готового образца изучаемого двигательного действия, притом, как правило, лишь с внешней его стороны. Выполнение будет носить подражательный характер и мало коснется существа техники. В случае удачного, по мнению занимающихся, воспроизведения показанного последующее объяснение педагога будет выслушано поверхностно, а главное - перекроется уже запечатлевшимся, подкрепленным личным опытом предыдущих попыток, поверхностным представлением. Во втором случае учебная деятельность окажется более содержательной, а ее результаты значительней, поскольку с самого начала были исключены недостаточно осмысленные, узкоподражательные действия. Для того чтобы представить себе задаваемое движение по слову, занимающиеся должны будут специально концентрировать на этом внимание, охватывать мысленно различные стороны и элементы его техники, самостоятельно создать целостный образ движения силою воображения. Наблюдая затем образцовый показ, сравнивая свое выполнение с показанным, они извлекут больше нужной информации, а осмыслив ее, лучше используют для совершенствования изучаемого. Особенно же ценным в этом случае будет воспитательный эффект: сознательность и интеллектуальная активность занимающихся в учебной работе, развитие мышления и воображения, инициативности и самостоятельности. Это не значит, что целесообразен лишь второй подход к построению учебно-воспитательной ситуации. В ряде случаев может оказаться целесообразным и первый. Педагог, как создатель учебно-воспитательных ситуаций, всегда должен быть в творческих поисках и обоснованно создавать их варианты. Так, используя хорошо изученные гимнастические упражнения с целью физического развития, можно лишь называть их, подсчетом регулировать темп движений и частично выполнять вместе с занимающимися. Качественным критерием подхода педагога к построению ситуации является целесообразность, исходя из этого нередко в процессе проведения урока запланированные ситуации должны перестраиваться с учетом непредвиденных ранее факторов.
В заключении второй
главы можно отметить: построение
занятий физическими
физический упражнение урок неурочный
Глава 3. Общая характеристика занятий неурочного типа
1. Значение и типичные признаки занятий неурочного типа
Физическое воспитание в значительной мере осуществляется в форме неурочных занятий. Это естественно, поскольку учеба как педагогически организованный процесс занимает относительно небольшое по времени место в жизни человека. Взрослые и пожилые люди занимаются физическими упражнениями в основном самостоятельно.
В наши дни, в условиях строительства коммунизма, значение неурочных форм занятий возрастает в связи с повышением производительности труда и увеличением свободного времени населения. Самостоятельные занятия физической культурой должны прочно войти в быт народа, учитывая их громадное оздоровительное и воспитательное значение, а также извечное стремление людей к физическому совершенству.
Внедрение неурочных
занятий физическими
Первостепенное значение для развития физической культуры и спорта в быту имеет расширение строительства спортсооружений в, жилых кварталах и в местах отдыха населения.
Важным условием дальнейшего развития массового физкультурного движения является усиление и качественное улучшение пропаганды неурочных форм занятий физическими упражнениями.
Для неурочных
занятий физическими
Неурочные формы занятий предполагают повышенную самодисциплину, инициативу, самостоятельность. Конкретные задачи и содержание неурочных занятий зависят в значительной мере от склонностей и увлечений занимающихся.
В методике построения неурочных занятий много общего с методикой построения уроков. Их структура также должна обеспечивать постепенную врабатываемость организма, хорошие условия для выполнения основной работы и ее завершения. В дозировании нагрузки, оказании помощи и страховки (при групповых занятиях) и самоорганизации занимающихся используются многие правила и приемы, которыми руководствуется преподаватель в уроке. Наряду с этим есть и методические отличия, связанные прежде всего со спецификой содержания неурочных занятий и с характером руководства ими. По характеру руководства следует различать следующие формы неурочных занятий: индивидуальную, групповую на самодеятельных началах, групповую и массовую на официально организованных началах. Каждая из них имеет ряд разновидностей.
В физическом воспитании
широкое распространение получи
утренняя гимнастика;
вводная гимнастика (перед уроками в школе, перед работой);
физкультурные паузы и «минутки»;
спортивные развлечения (игры, катания на коньках, велосипедах);
прогулки, туристские походы, соревнования и др.
Эти занятия могут быть:
эпизодическими, даже однократными (например, походы, спортивные развлечения, соревнования);
систематическими (утренняя вводная гимнастика, физкультурные минутки, паузы, гигиенические прогулки и др.).
Неурочные формы занятий являются весьма вариативными, а потому и более доступными для широких масс населения. Они могут использоваться отдельными лицами в виде индивидуальных самостоятельных занятий физическими упражнениями, а также группами различной численности.
Занятий, которые не могут быть отнесены к урокам, довольно много. Они различаются по своей направленности, задачам, содержанию и структуре, по составу занимающихся, регулярности, времени и условиям проведения, а также в зависимости оттого, проводятся под чьим-либо руководством или самостоятельно. Чаще всего они характеризуются относительно ограниченным содержанием и упрощенной структурой (например, оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физкультурные минутки и паузы), но требуют проявления личной инициативы, самостоятельности.
Задачи, содержание, а также выбор конкретной формы занятия в значительной степени определяются интересами и склонностями занимающихся.
2. Особенности неурочных форм занятий
Большинство неурочных занятий самодеятельны и проводятся с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или восстановления работоспособности, развития физических способностей, совершенствования в спортивных движениях и др.
Неурочные формы
занятий также могут
Занятия с общеподготовительной
направленностью служат решению
различных задач и
Занятия общегигиенического характера.
К ним относятся: гигиеническая гимнастика;
прогулки; бег трусцой;
занятия на «дорожках здоровья»; купание, плавание.
Информация о работе Классификация форм занятий в физическом воспитании