Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 13:43, реферат
Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов. Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях.
1. Введение…………………………………………………….……2
2. Формы физического воспитания студентов…………………...3
2.1 Урочные формы……………………………….......………….....3
2.2 Спортивные тренировки………………………………………11
2.3 Формы самостоятельных занятий…………………………….14
3. Заключение……………………………………………………..21
4. Список использованной литературы……………………….....22
Содержание
Введение
Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов. Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях.
Самостоятельные занятия способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания. Эти занятия могут проводиться во внеучебное время по заданию преподавателей или в секциях. Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание.
Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры физического воспитания и активном участии профсоюзной организации вуза.
Формы физического воспитания студентов
На основе государственных стандартов высшего профессионального образования вузы самостоятельно (с учетом содержания примерной учебной программы по физической культуре, местных условий и интересов обучающихся) определяют формы занятий физической культурой. В настоящее время используются обязательные урочные (учебные) и неурочные формы занятий.
Урочные формы
Учебные занятия — основная форма физического воспитания. Они имеются в учебных планах вуза (учебная дисциплина «Физическая культура») на всех факультетах. Учебные занятия могут быть:
• теоретические, практические, контрольные;
• элективные практические занятия (по выбору) и факультативные;
• индивидуальные
и индивидуально-групповые
* самостоятельные занятия по заданию и под контролем преподавателя.
Обязательный теоретический раздел программы излагается студентам в форме лекций (в отдельных случаях на групповых занятиях). Практический раздел состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного. Практический раздел реализуется на учебных занятиях различной направленности, а в спортивном учебном отделении — на учебно-тренировочных занятиях.
Индивидуальные,
индивидуально-групповые
Физическое
воспитание в режиме учебной работы
студентов регламентируется учебными
планами и программами, которые
разрабатываются и утверждаются
Министерством высшего
Программа
по физическому воспитанию
Теоретический раздел.
Материал раздела
предусматривает овладение
Лекционный курс читается по следующим темам: «Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов», «Социально-биологические основы физической культуры», «Основы здорового образа жизни студента», «Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности», «Общая и спортивная подготовка в системе физического воспитания», «Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями», «Спорт. Индивидуальный выбор вида спорта или оздоровительных систем физических упражнений», «Особенности занятий избранным видом спорта или оздоровительной системой физических упражнений», «Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом», «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов».
Кроме этого студенты получают и углубляют знания на практических занятиях и путем самостоятельного изучения рекомендуемой литературы.
Практический раздел.
Учебный материал данного раздела направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, на формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение в ней личного опыта обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта.
Практический
раздел программы реализуется
на методико-практических и
Методико-практические
занятия предусматривают
Деятельность студентов на этих занятиях направлена на творческое овладение методами, обеспечивающими достижение практических результатов. Каждое методико-практическое занятие согласуется с соответствующей теоретической темой.
Программой
предусматривается следующий пе
- методики эффективных
и экономичных способов
- простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции;
- методика составления
индивидуальных программ
- основы методики самомассажа;
- методика коррегирующей гимнастики для глаз;
- методика составления
и проведения самостоятельных
занятий физическими
- методы оценки
и коррекции осанки и
- методы самоконтроля
состояния здоровья и
- методы самоконтроля за функциональным состоянием организма (функциональные пробы);
- методика проведения учебно-тренировочного занятия;
-методы самооценки специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта (тесты, контрольные задания);
- методика индивидуального подхода и применения средств для направленного развития отдельных физических качеств;
-основы методики организации судейства соревнований по избранному виду спорта;
-методы регулирования психоэмоционального состояния, применяемые при занятиях физической культурой и спортом;
- средства и методы мышечной релаксации в спорте;
-методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки;
- методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда.
Учебно-тренировочные
занятия направлены на
Средствами
практического раздела, направленными
на обеспечение необходимой
Практический раздел предусматривает как обучение занимающихся новым двигательным действиям, так и воспитание физических качеств.
Контрольный раздел.
Материал раздела направлен на дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию об уровне освоения теоретических, практических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента. В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают зачетные требования и практические нормативы, изложенные в примерной учебной программе для высших учебных заведений, а также дополнительные тесты, разрабатываемые кафедрой физического воспитания вуза с учетом специфики подготовки специалистов в данном учебном заведении.
Сочетание двигательных нагрузок с умственной деятельностью осуществляется эффективно, если учитываются следующие принципиальные положения:
1. Занятия физическими упражнениями (обязательные и самостоятельные), как правило, должны содержать в первой половине каждого семестра 70 - 75% упражнений, направленных на развитие скоростных способностей, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости. Интенсивность нагрузки у студентов по ЧСС может доходить до 160 - 170 уд./мин.
Во второй половине каждого семестра примерно 70 - 75% применяемых средств необходимо использовать для воспитания силы общей и силовой выносливости. Причем интенсивность в этот период несколько снижается (ЧСС доходит до 150 уд./мин).
Такое построение
учебных и самостоятельных
2. На занятиях
физического воспитания, проводимых
как первая пара, целесообразно
использовать нагрузки малой
интенсивности (ЧСС = 110 - 130 уд./мин)
или средней интенсивности (
В случае, когда урок физического воспитания проводится на 3 - 4-й паре, ЧСС не должна превышать 150 - 160 уд./мин. Большие нагрузки для групп с невысокой физической подготовленностью планировать нецелесообразно.
3. Проведение
физкультурных занятий 2 раза
в неделю с малотренированными
студентами и нагрузками
4. Занятия различными
видами спорта по-разному
Информация о работе Многообразие форм физического воспитания