Контрольная работа по физкультуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:14, контрольная работа

Краткое описание

1. Физическое воспитание взрослого населения (акмеология фи-зической культуры).
2. Основные факторы, определяющие ППФП будущего специа-листа определенного профиля (бухгалтерский учёт и аудит, финансы и кредит, менеджмент организации, го-сударственное и муниципальное управление, юриспруденция, психология ).
3. Социально-экономические функции физической культуры и спорта в обществе.
4. Мотивация и стимулирование занятий физической культурой и спортом.
5. Воздействие направленной физической тренировки на совер-шенствование отдельных систем организма.
6. Средства физической культуры в совершенствовании орга-низма, обеспечении его устойчивости к физической и умст-венной деятельности.
7. Физиологические механизмы и закономерности совершенст-вования отдельных систем организма под воздействием на-правленной физической тренировки.
8. Психологическое значение возрастно-половых факторов в физическом воспитании.
9. Психологические основы обучения, воспитания и спортивно-го совершенствования.
10. Развитие психомоторных и познавательных способностей эмоционально-волевой сферы в процессе физического воспи-тания.
11. Влияние спортивной деятельности на психическое состояние личности и коллектива (команды), методы его изучения и коррекции.
12. Государственные и общественные структуры управления фи-зической культурой и спортом. Физическая культура и спорт в системе рыночных отношений.
13. Правовые, организационные, материально-технические и фи-нансовые основы менеджмента и предпринимательства в сфере физической культуры и спорта. Любительский и профессиональный спорт.
14. Физическая культура и спорт в системе социально-культурных ценностей.
15. Правовые взаимоотношения в сфере физической культуры и спорта

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по физ-ре.docx

— 71.21 Кб (Скачать файл)

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1 Физическое воспитание взрослого населения (акмеология физической культуры).

 

   В настоящее  время  физкультурно-оздоровительная  и  спортивно-массовая работа с населением  претерпевает ряд структурных  и организационных преобразований. Существует несколько объективных  предпосылок, в силу которых  ученые и практики ведут поиск  новых направлений, новых комбинированных  форм и методов организации  и проведения физкультурной работы  с различными контингентами населения.  Среди таких предпосылок наиболее  существенными, на наш взгляд, являются:

 

   - изменение  социально-экономической  ситуации  в странах СНГ; 

 

   - сокращение  средней продолжительности  жизни  человека;

 

   - отсутствие  обратной связи  между проводимыми  физкультурными  мероприятиями и их результатами.

 

   Проведенный нами анализ  имеющихся научных исследований  показывает, что физкультурно-оздоровительная  работа по месту жительства  взрослого населения в новых  социально-экономических условиях  пока еще не имеет глубоко  продуманной и широко разработанной  научной базы. А ведь нормы  и привычки, образцы социально  одобряемого поведения, бытующие  среди взрослого населения, наконец,  межличностные отношения и групповые  процессы имеют огромное значение как для научного осмысления происходящих процессов, так и для практической работы по месту жительства взрослого населения.

 

   Целью данного исследования - изучение отношения  взрослого  населения Республики Беларусь  к занятиям физической культурой   по месту жительства.

 

   Анкетный  опрос проводился  в 1999 - 2000 гг. В анкетировании приняли  участие 1580 человек взрослого  населения различных регионов  Республики Беларусь. Выборка характеризуется  показателем по полу: мужчин - 750 (47,5%), женщин - 830 (52,5%).

 

  При анкетировании  был  установлен достаточно высокий   уровень вербального интереса  к занятиям физической культурой.  Результаты опроса показали, что  78,7% мужчин и 69,4% женщин выразили  желание заниматься физическими  упражнениями. В то время как  нежелание заниматься составило  у мужчин 8,2%, у женщин - 14,6%; безразличное  отношение - 7,2 и 7,7% соответственно (табл. 1).

 

  Такое расхождение, помимо  особенностей контингента, условий  для занятий и дифференциации  физической культуры может быть  объяснено различием методик  выявления этих показателей. Обычно  используемая дихотомическая шкала  вариантов (ответы "да", "нет") является, на наш взгляд, недостаточно  тонким инструментом, смещающим  ответы. Нами же была использована  шкала с шестью вариантами  ответов, которым для получения  обобщенного показателя присвоены  баллы (от +1 до -1). Присвоение таких  значений, широко распространенное  при социологических исследованиях,  является условно общепринятым ("Рабочая  книга социолога", 1976).

 

  Для дальнейшего  изучения  физкультурных интересов  взрослого  населения необходимо рассмотреть  их активные (наблюдаемые) характеристики, то есть способы реального  поведения, участие и затраты  на физическую культуру. 

 

 

 

  Таблица 1. Уровень физкультурных  интересов  взрослого населения  в занятиях физической культурой  (% от числа опрошенных)

http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2001N10/P44-45.HTM

Ответы Уровни потребностей, %

Балл  ответа Всего (n= 1580) Мужч и н  ы (n=750) Женщины (n=830)

"Да, хочу" - высокий положительный  уровень потребности +1 50,8 56,8 45,4

"Скорее  хочу, чем нет" - средний положительный +0,5 23,0 21,9 24,0

"Безразлично" - индифферентный 0 7,5 7,2 7,7

"Скорее  не хочу" - средний  отрицательный -0,5 4,6 3,5 5,7

"Нет,  не хочу" - отрицательный -1 6,9 4,7 8,9

"Не  знаю" - индифферентный 0 7,2 5,9 8,3

 

 

 

   Таблица 2. Реальная активность  в занятиях физической культурой  (96 от числа занимающихся)Регулярность  занятий Всего (n=1580) Мужчины (n=750) Женщины (n=830)

Регулярно 2-3 раза в неделю 17,3 19,9 14,9

Нерегулярно, менее 2 раз в неделю 11,9 14,1 9 9

Редко, 2-3 раза в месяц 7,3 8,0 6,7

Очень редко (летом или весной, зимой  или осенью) 7,5 7,5 7,5

Эпизодически 9,7 10,9 8,7

 

 

 

   Следует отметить, что достаточно  высокий уровень интереса к  физической культуре сопровождается  высокой реальной активностью  в занятиях ею. Из числа опрошенных  респондентов 60,4% мужчин и 47,6% женщин  занимаются физической культурой, 39,6% мужчин и 52,4% женщин не занимаются  вообще. Однако необходимо обратить  внимание на тот факт, что среди  занимающихся физической культурой  только 19,9% мужчин и 14,9% женщин  занимаются регулярно 2-3 раза  в неделю; 14,1% мужчин и 9,9% женщин  занимаются менее двух раз  в неделю; 8,0% мужчин и 6,7% женщин - редко, 2-3 раза в месяц; 7,5% мужчин  и 7,5% женщин - очень редко (летом  или весной, зимой или осенью) и 10,9% мужчин и 8,7% женщин - эпизодически (табл. 2). Обращает на себя внимание  относительно высокий процент  (24,5% у мужчин и 22,9% у женщин) нерегулярно занимающихся физической  культурой. 

 

   Таким образом, противоречие  между интересами и их реализацией  действительно имеет место. 

 

   В исследованиях  установлено,  что взрослое население  в  занятиях физической культурой  применяет различные средства, причем  отношение к ним у мужчин  и женщин неодинаково. У мужчин  средства занятий физической  культурой расположились следующим  образом: пешие прогулки - 20,8%; утренняя  гимнастика - 16,4%; плавание - 11,9%; бег  - 9,2%; занятия в спортивной секции - 8,5%; лыжные прогулки - 7,6%; занятия  в группах здоровья - 3,1%. У женщин: пешие прогулки - 18,9%; утренняя гимнастика - 15,7%; плавание - 9,3%; лыжные прогулки - 5,4%; занятия в группах здоровья - 4,8%; бег - 4,7%; занятия в спортивной  секции - 2,7%.

Более высокий в нашем исследовании интерес взрослого населения  к пешим прогулкам и утренней гимнастике обусловлен, по-видимому, доступностью и жизненной необходимостью.

 

   Следует отметить, что наибольшее  количество взрослого населения,  как мужчин, так и женщин, в  настоящее время занимается физической  культурой самостоятельно - 46,8 и 35,9% соответственно, в то время как организованные формы занятий используют 11,6% мужчин и 8,9% женщин от общего числа занимающихся физической культурой.

 

   Снижение  активности взрослого  населения, как было выявлено  в ходе исследования, зависит  от ряда факторов. Установлено, что первостепенным фактором (как у мужчин, так и у женщин) является отсутствие свободного времени - соответственно 16,0 и 19,9% от числа опрошенных; второй фактор - отсутствие желания, интереса, на что указали 8,8% мужчин и 12,8% женщин; третий фактор - не организованы занятия с людьми моего возраста, на что указали 4,7% мужчин и 6,5% женщин; четвертый фактор - нет поблизости спортивной базы, на что указали 5,2 и 5,5% соответственно; пятый фактор - не созданы группы здоровья по месту жительства, на что указали 2,9% мужчин и 6,7% женщин.

 

   Проведенные конкретно-социологические  исследования подтвердили, что  степень реального вовлечения  взрослого населения в активные  физкультур но-оздоровительные занятия после распада бывшего Союза значительно снизилась. Особую озабоченность вызывает тот факт, что это характерно в первую очередь для взрослого населения. Причем его недостаточная активность в занятиях физической культурой, с одной стороны, наблюдается на фоне ухудшения объективных социально-экономических предпосылок к этому, а с другой - сопровождается довольно высоким уровнем вербального интереса к занятиям физической культурой как социальной ценности. Это во многом связано с неразработанностью вопросов формирования и развития потребностей населения в физическом совершенствовании, детерминирующих их физкультурно-оздоровительную активность. 

   

2 Основные  факторы, определяющие ППФП будущего специалиста определенного профиля (бухгалтерский учёт и аудит, финансы и кредит, менеджмент организации, государственное и муниципальное управление, юриспруденция, психология ).

 

    Чтобы лучше представить себе возможности  ППФП, остановимся несколько подробнее на ее составляющих.

 

   Прикладные  знания - это  те знания, которые могут быть  необходимы для будущей профессиональной  деятельности и которые можно  приобрести в процессе регулярных  занятий физической культурой  и отдельными видами спорта, особенно  профессионально-прикладными.

 

   Например  экономисты в течение рабочего дня 6-8 часов проводят сидя, уже через 2-3 года у них начинают проявляться симптомы профессиональных заболеваний: плохая работа желудочно-кишечного тракта, боли в спине, повышенное давление и т.д. Знание о профессиональных заболеваниях позволяет заранее подобрать комплекс физических упражнений, выполняя который можно снизить отрицательные влияния профессии.

 

   Прикладные  качества - это  те же общеизвестные качества (быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость), которые в наибольшей  мере необходимы в той или  иной профессии. Выбор приоритетных  физических качеств определяется  на основании изучения профессиональной  деятельности работников высокой  квалификации и неквалифицированных  людей той же возрастной группы.

 

   Например, все виды операторской  работы (оператор на буровой, оператор  на химическом заводе и т.д.) требуют быстроты реакции, хорошей  координации движений, развития  внимания. В то же время представителям  разных профессий для качественного  выполнения профессиональных видов  работ требуется или повышенная  общая выносливость или сила  отдельных мышечных групп, или  ловкость. Следовательно, становится  существенно важным заблаговременное акцентирование, именно специальное формирование этих прикладных качеств до профессионально требуемого уровня, что и является одной из задач ППФП.

 

   Прикладные  психические  качества и свойства личности. Каждая  профессия предъявляет свои требования к психическим  качествам: вниманию (переключение, концентрация, широта распределения); мышлению (оперативное, аналитическое); памяти (кратковременная, долговременная); эмоциональной устойчивости; способности работать при действии помех; выдержке и самообладанию; целеустремленности; самостоятельности; стойкости; общительности; умению ладить с людьми.

 

   Всем  психическим качествам и свойствам личности присуща определенная подвижность, практически все психические качества можно развивать определенными физическими упражнениями и занятиями прикладными видами спорта, но лабильной психических качеств и свойств личности существенно ниже по сравнению с физическими и психофизическими качествами, поэтому в профессиональной работе по ряду профессий применяется профессиональный отбор, который подразумевает систему мероприятий, позволяющую выявить людей способных более успешно овладевать профессией.

 

   Прикладные  умения и  навыки  необходимы во многих  профессиях. Одни обеспечивают безопасность  в быту и при выполнении  определенных видов работ (ходьба  на лыжах, плавание, гребля, лазание  по вертикальной и наклонной  лестнице, бег по трапам, перенос  тяжестей и т.п.), другие способствуют  быстрому и экономному передвижению  при реализации производственных  задач (управление автотранспортом,  езда на лошади и т.п. ). Естественно, что этими умениями и навыками лучше владеет человек, занимающийся определенными видами спорта: туризмом, автомотоспортом, различными видами конного спорта и т.д., а также прошедший профессионально-прикладную подготовку в процессе физического воспитания и освоивший важнейшие прикладные элементы из этих видов спорта для целого ряда профессий.

 

   При решении  конкретных  задач ППФП будущих специалистов  следует всегда помнить о том,  что такая подготовка осуществляется  в тесной связи с общей физической  подготовкой (ОФП). Еще раз подчеркнем, что ОФП является необходимой основой, фундаментом ППФП студентов любой специальности. Другой вопрос, что соотношение ОФП и ППФП может изменяться в существенных пределах при освоении различных профессий.

 

   Иногда (для представителей  гуманитарных профессий) хорошая ОФП решает почти все задачи обеспечения специальной психофизической готовности к будущей профессии. В этом случае дополнительно нужны в основном лишь более широкие прикладные знания об активном и сознательном подборе средств физической культуры и спорта и навыке их самостоятельного использования в режиме труда и отдыха в зависимости от характера и условий труда и быта.

 

   Факторы, определяющие конкретное  содержание ППФП 

 

   По  общему мнению физиологов, психологов труда, педагогов все  составляющие трудового акта  тренируемы (мышечная сила, выносливость, быстрота, координация, различные  виды внимания, реакция выбора  и др. психофизические качества). Общепризнано, что психофизиологические  основы труда и спорта едины.  Поэтому можно использовать механизмы  тренировки и адаптации, разработанные  в спорте на подготовку к  трудовой деятельности. Благодаря  этому именно на занятиях физической  культурой и спортом можно  моделировать трудовые процессы  и элементы трудовой деятельности, т.е. путем сочетания различных  упражнений, элементов или целостных  видов спорта направлено готовить  человека к предстоящей профессиональной  деятельности. Такое моделирование  проводится на основе изучения  целого ряда факторов.

 

   Основными являются:

 

   -формы  (виды) труда специалистов  данного  профиля; 

 

   -условия  и характер  их труда; 

 

   -режим  труда и отдыха;

 

   -особенности динамики работоспособности  в процессе труда и специфика  их профессионального утомления  и заболеваемости.

 

   Формы труда. Физический  и умственный труд являются  основными формами труда, имеющими  большое многообразие видов. Однако  эти формы редко проявляются  в «чистом» виде. Обычно считается,  что труд специалистов высшей  квалификации является в основном  умственным, творческим, управленческим  трудом, а физическим трудом заняты  подчиненные, исполнители. Но, практически,  это бывает редко, хотя управленческий  характер труда и типичен для  специалистов. И все же здесь  уместно говорить о смешанной  фирме труда, поскольку разделение  труда на физический и умственный  в настоящее время имеет достаточно  условный характер даже для  специалистов высшей квалификации.

Информация о работе Контрольная работа по физкультуре