Контрольная работа по физкультуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:14, контрольная работа

Краткое описание

1. Физическое воспитание взрослого населения (акмеология фи-зической культуры).
2. Основные факторы, определяющие ППФП будущего специа-листа определенного профиля (бухгалтерский учёт и аудит, финансы и кредит, менеджмент организации, го-сударственное и муниципальное управление, юриспруденция, психология ).
3. Социально-экономические функции физической культуры и спорта в обществе.
4. Мотивация и стимулирование занятий физической культурой и спортом.
5. Воздействие направленной физической тренировки на совер-шенствование отдельных систем организма.
6. Средства физической культуры в совершенствовании орга-низма, обеспечении его устойчивости к физической и умст-венной деятельности.
7. Физиологические механизмы и закономерности совершенст-вования отдельных систем организма под воздействием на-правленной физической тренировки.
8. Психологическое значение возрастно-половых факторов в физическом воспитании.
9. Психологические основы обучения, воспитания и спортивно-го совершенствования.
10. Развитие психомоторных и познавательных способностей эмоционально-волевой сферы в процессе физического воспи-тания.
11. Влияние спортивной деятельности на психическое состояние личности и коллектива (команды), методы его изучения и коррекции.
12. Государственные и общественные структуры управления фи-зической культурой и спортом. Физическая культура и спорт в системе рыночных отношений.
13. Правовые, организационные, материально-технические и фи-нансовые основы менеджмента и предпринимательства в сфере физической культуры и спорта. Любительский и профессиональный спорт.
14. Физическая культура и спорт в системе социально-культурных ценностей.
15. Правовые взаимоотношения в сфере физической культуры и спорта

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по физ-ре.docx

— 71.21 Кб (Скачать файл)

 

 

    

4 Мотивация и стимулирование занятий физической культурой и спортом.

 

   Итак, от возникновения потребности  до постановки цели  проходит  довольно сложный этап психической  деятельности человеку энергию  и побуждающее его к проявлению  осознанной внешней активности  для достижения реально существующей  цели. Этот побудитель называется  мотивом. В мотиве содержится  таким образом

 

понимание того. Из-за чего и для  чего человек  должен проявить активность.

 

   Поэтому можно сказать,  что мотив - это осознанная  причина активности человека, направленная  на достижение цели. В психологической  литературе до сих пор нет  единого понимания мотива. Одни  считают, что мотив  это осознанная  потребность, другие под мотивом  понимают конкретный или же  отвлеченный объект, удовлетворяющий  потребность. Целесообразно соединить  эти две точки зрения: ведь  без потребности не нужен объект  ее удовлетворения (цель), но и  без цели потребность не приведет  к сознательной и направленной  активности человека, т. е. пропадает  главный смысл мотива.

 

   Поскольку мотив выполняет директивную функций, то возникающая под его влиянием активность может стимулировать человека к действию, но может и задерживать действие. Остановимся на этом подробнее. Активность человека может протекать скрыто, незаметно для глаз постороннего наблюдателя. Это умственный, эмоциональный и волевой виды активности. Не всегда эта активность направлена на организацию и осуществление внешней активности; часто она направлена

 

на подавление побуждений, связанных  с удовлетворением  той или  иной потребности, поэтому человек  не является рабом своих потребностей.

 

   Всякое  живое существо, ограниченное в движениях, оказывает  сопротивление. Так поступает  и грудной ребенок, когда его  пеленают. Протестует ребенок и  при ограничении других его  потребностей. Однако зрелая личность  сознает, что ее свобода не  может быть безграничной, независимой  от других людей и требований  общества. Потребность в свободе  относится к группе социальных. Эгоист требует свободы только для себя и тем самым ограничивает свободу других хотя бы из-за того, что в любой момент другие могут быть подавлены или поставлены o его произволом в неудобное положение. Сознательный человек понимает относительность личной свободы, он ограничивает себя в интересах свободы всех. В человеческом обществе свобода человека ограничивается официальными рамками и нормами морали. В спорте, помимо тех же норм, такими ограничителями являются правила спортивных соревнований. Спорт смен, добивающийся победы вопреки этим правилам и нормам, справедливо подвергается наказанию, вплоть до дисквалификации.

Таким образом, удовлетворение потребностей регулируется сознанием человека, опирающимся  на убеждения, идеалы нравственные привычки, чувство долга перед другими  людьми и обществом в целом. Потребности  опосредованы социальным опытом человека, они находят выражение в мотивах  долженствования, обязанности, необходимости, исполнения приказа.

 

   У человека в одной  то же время может быть несколько  мотивов, между которыми вследствие  их противоречивости идет  борьба. В результате более сильный  (действенный) мотив побеждает  и организует внешнюю активность (поступок) действие другие мотивы" тормозятся. Причем с точки зрения  затрат.

 

 

    

5 Воздействие направленной физической тренировки на совершенствование отдельных систем организма.

Формирование и совершенствование  различных морфо-физиологических функций и организма в целом зависят от их способности к дальнейшему развитию, что имеет во многом генетическую (врожденную) основу и особенно важно для достижения как оптимальных, так и максимальных показателей физической и умственной работоспособности. При этом следует знать, что способность к выполнению физической работы может возрастать многократно, но до определенных пределов, тогда как умственная деятельность фактически не имеет ограничений в своем развитии. Каждый организм обладает определенными резервными возможностями. Систематическая мышечная деятельность позволяет путем совершенствования физиологических функций мобилизовать те резервы, о существовании которых многие даже не догадываются. Причем адаптированный к нагрузкам организм обладает гораздо большими резервами, более экономно и полно может их использовать. Так, в результате целенаправленных систематических занятий физическими упражнениями объем сердца может увеличиваться в 2-3 раза, легочная вентиляция - в 20-30 раз, максимальное потребление кислорода возрастает на порядок, устойчивость к гипоксии значительно повышается. Организм с более высокими морфофункциональными показателями физиологических систем и органов обладает повышенной способностью выполнять более значительные по мощности, объему, интенсивности и продолжительности физические нагрузки. Особенности морфофункционального состояния разных систем организма, формирующиеся в результате двигательной деятельности, называют физиологическими показателями тренированности. Они изучаются у человека в состоянии относительного покоя, при выполнении стандартных нагрузок и нагрузок различной мощности, в том числе и предельных. Одни физиологические показатели менее изменчивы, другие более и зависят от двигательной специализации и индивидуальных особенностей каждого занимающегося.

 

   Основное  средство физической  культуры в процессе двигательной  тренировки это физические упражнения. Во многих учебниках физиологии приводятся данные о том, что процесс упражнения стал предметом научного исследования под влиянием эволюционного учения Ж. Ламарка и Ч. Дарвина только в XIX в. В 1809 г. Ламарк опубликовал материал, где отметил, что у животных, обладающих нервной системой, развиваются органы, которые упражняются, а органы, которые не упражняются - слабеют и уменьшаются. Заслугой П.Ф. Лесгафта, известного анатома и отечественного общественного деятеля XIX - начала XX в., было то, что он показал конкретную морфологическую перестройку организма и отдельных органов человека в процессе упражнений и тренировки.

 

   Известные российские физиологи  И.М. Сеченов  и И.П. Павлов  показали роль центральной   нервной системы в развитии  тренированности на всех стадиях  упражнения при формировании  приспособительных процессов организма.  В дальнейшем многие исследователи  доказали, что упражнение вызывает глубокую перестройку во всех органах и системах организма человека. Сущность упражнения (а следовательно, и тренировки) составляют физиологические, биохимические, морфологические изменения, возникающие под воздействием многократно повторяющейся работы или других видов активности и при изменяющейся нагрузке и отражающие единство расхода и восстановления функциональных и структурных ресурсов в организме.

 

   В ходе тренировки развитие  работоспособности организма имеет  разную динамику, но оно характеризует  изменения, происходящие в организме  в процессе упражнения, и отражает  как наследственные качества  организма, так и методы их  развития и совершенствования.  Таким образом, эффективность  упражнения, находящая выражение  в виде результата (достижение  здоровья, успех в умственной, спортивной  и другой деятельности), может  иметь разные пути и динамику  на всем пути процесса тренировки. Важная задача упражнения - сохранить  здоровье и работоспособность  на оптимальном уровне за счет  активизации восстановительных  процессов. В ходе упражнения  совершенствуются высшая нервная  деятельность, функции центральной  нервной, нервно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и других систем, обмен веществ и энергии, а также системы их нейрогуморального регулирования.

 

   Так, к  числу показателей  тренированности в покое можно  отнести: 

1) изменения в состоянии центральной  нервной системы, увеличение подвижности  нервных процессов, укорочение  скрытого периода двигательных  реакций;

2) изменения опорно-двигательного  аппарата (увеличенная масса и  возросший объем скелетных мышц, гипертрофия мышц, сопровождаемая  улучшением их кровоснабжения, положительные  биохимические сдвиги, повышенная  возбудимость и лабильность нервно-мышечной  системы);

3) изменения функции органов  дыхания (частота дыхания у  тренированных в покое меньше, чем у нетренированных); кровообращения (частота сердечных сокращений в покое также меньше, чем у нетренированных); состава крови и т.п.

 

   Экономизация функции. Тренированный организм расходует, находясь в покое, меньше энергии, чем нетренированный. Как показали исследования основного обмена, в состоянии покоя, утром, натощак, в дни, которым не предшествовали дни соревнований и усиленных тренировок, общий расход энергии у тренированного организма ниже, чем у нетренированного, на 10% и даже на 15%. Понижение энергетических затрат при тренировке связано с соответствующим уменьшением количества потребляемого кислорода, вентиляции легких. Все это обусловлено отчасти тем, что тренированные лица лучше расслабляют свои мышцы, чем нетренированные. Дополнительное же напряжение мышц всегда связано с дополнительными энергетическими затратами. Кроме того, у тренированных отмечается в состоянии покоя несколько более пониженная возбудимость нервной системы по сравнению с нетренированными. Наряду с этим у них хорошая уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Все эти изменения свидетельствуют о том, что тренированный организм очень экономно расходует энергию в покое, в процессе глубокого отдыха совершается перестройка его функций, происходит накопление энергии для предстоящей интенсивной деятельности.

 

   Замедленная работа органов  дыхания и кровообращения. Выше уже отмечалось, что в состоянии покоя у тренированных вентиляция легких меньше, чем у нетренированных. Это связано с малой частотой дыхательных движений. Глубина же отдельных дыханий изменяется незначительно, а подчас даже несколько увеличивается.

 

   Подобная  тенденция наблюдается  и в  работе сердца. Относительно  низкий уровень минутного объема  крови в состоянии покоя у  тренированного по сравнению  с нетренированным обусловлен небольшой частотой сердечных сокращений. Редкий пульс (брадикардия) - один из основных физиологических спутников тренированности. У спортсменов, специализирующихся в стайерских дистанциях, частота сердечных сокращений в покое особенно мала - 40 удар/мин и меньше. Это почти никогда не наблюдается у неспортсменов. Для них наиболее типична частота пульса - около 70 удар/мин.

 

   Тренировка  накладывает  глубокий отпечаток на организм, вызывая в нем как морфологические,  так физиологические и биохимические  перестройки. Все они направлены  на обеспечение высокой активности  организма при выполнении работы.

 

   Реакции на стандартные (тестирующие) нагрузки у тренированных лиц характеризуются следующими особенностями: 1) все показатели деятельности функциональных систем в начале работы (в период врабатывания) оказываются выше, чем у нетренированных; 2) в процессе работы уровень физиологических сдвигов менее высок; 3) период восстановления существенно короче.

При одной  и той же работе тренированные, спортсмены расходуют меньше энергии, чем нетренированные. У первых меньше величина кислородного запроса, меньше размер кислородной задолженности, но относительно большая доля кислорода  потребляется во время работы. Следовательно, одна и та же работа происходит у  тренированных с большей долей  участия аэробных процессов, а у  нетренированных - анаэробных. Вместе с тем во время одинаковой работы у тренированных ниже, чем у нетренированных, показатели потребления кислорода, вентиляции легких, частоты дыхания.

 

   Аналогичные изменения наблюдаются  в деятельности сердечно-сосудистой системы. Минутный объем крови, частота сердечных сокращений, систолическое кровяное давление повышаются во время стандартной работы в меньшей степени у более тренированных. Изменения в химизме крови и мочи, вызванные стандартной работой, у более тренированных, как правило, выражены слабее по сравнению с менее тренированными. У первых работа вызывает меньшее нагревание организма и потоотделение, чем у вторых.

 

   Характерны  различия в  показателях работы самих   мышц. Электромиографические исследования позволили обнаружить, что электрическая активность мышц у тренированных повышена не так сильно, как у нетренированных, менее продолжительна, концентрируется к моменту наибольших усилий, снижаясь до нуля в периоды расслабления. Более высокие показатели возбудимости мышц и нервной системы, неадекватные изменения функций различных анализаторов особенно выражены у менее тренированных.

 

   Результаты  всех этих  исследований позволяют сделать   два важных вывода относительно  влияния тренировки. Первый заключается  в том, что тренированный организм  выполняет стандартную работу  более экономно, чем нетренированный.  Тренировка обусловливает такие  приспособительные изменения в  организме, которые вызывают экономизацию всех физиологических функций. Бурная реакция организма на работу у нетренированного человека проявляется в неэкономном расходовании сил и энергии, чрезмерном функционировании различных физиологических систем, их малой взаимной отрегулированности. В процессе тренировки организм приобретает способность реагировать на ту же работу умереннее, его физиологические системы начинают действовать более согласованно, координированно, силы расходуются экономнее. Второй вывод состоит в том, что одна и та же работа по мере развития тренированности становится менее утомительной. Для нетренированного стандартная работа может оказаться относительно трудной, выполняется им с напряжением, характерным для тяжелой работы, и вызывает утомление, тогда как для тренированного та же нагрузка будет относительно легкой, потребует меньшего напряжения и не вызовет большого утомления.

Информация о работе Контрольная работа по физкультуре