Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 23:44, курсовая работа
Цель исследования: изучить виды тестовых упражнений, используемых для контроля силовых способностей у учащихся различного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности применения физических упражнений, направленных на развитие силовых способностей у учащихся различного возраста.
2. Описать особенности педагогического контроля в физическом воспитании.
3. Привести виды тестовых упражнений, используемых для контроля силовых способностей у учащихся различного возраста.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИЛЫ………………………………………………………………………………...4
ГЛАВА 2 КОНТРОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ………………………………………………....11
ГЛАВА 3 КОНТРОЛЬ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ У УЧАЩИХСЯ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА………………....21
3.1 Задачи контроля силовых способностей……………………………………...21
3.2 Используемые тестовые упражнения…………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………29
Министерство Спорта и Туризма Республики Беларусь
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «Белорусский Государственный Университет Физической Культуры»
«Контроль уровня развития силовых способностей в физическом воспитании учащихся различного возраста»
Исполнитель: студент факультета СПВ СИиЕ, 2 курса 125 группы
Гришанович Дмитрий Валентинович
Научный руководитель:
Козловская Юлия Сергеевна
Минск 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИЛЫ……………………………………………………………………
ГЛАВА 2 КОНТРОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ………………………………………………..
ГЛАВА 3 КОНТРОЛЬ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ У УЧАЩИХСЯ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА………………....21
3.1 Задачи контроля силовых
3.2 Используемые тестовые упражнения…………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………29
ВВЕДЕНИЕ
У того или иного человека двигательные способности развиты по-своему. Способности проявляются и развиваются в процессе выполнения деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов. Практические пределы развития человеческих способностей определяются такими факторами, как длительность человеческой жизни, методы воспитания и обучения и т.д., но вовсе не заложены в самих способностях. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы развития способностей немедленно расширились [8].
Благодаря мышечной силе тело человека перемещается в пространстве. От изменения величины и направления приложения силы меняется скорость и характер движения. Определяя мышечную силу человека как физическое качество, можно говорить о способности преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений. Внешним сопротивлением может быть сила земного притяжения, равная весу спортсмена; реакция опоры при давлении на нее; сопротивление внешней среды при движении спортсмена; вес отягощений; сопротивление партнера, упругой пружины или резины; сила инерции других тел [16].
Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления – двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость. Необходимо помнить, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых или скоростных способностей [7].
На протяжении многих лет наблюдаются явления, когда у занимающихся физической культурой и спортом пропадает интерес к учебно-тренировочному процессу, проявляется апатия к физическим упражнениям. Значительная часть детей и подростков, не окончив средней школы, напрочь забывает тренировки. А некоторые, окончив среднюю школу и поступив в вуз, сознательно скрывают, что они – спортсмены, проявляя негативное отношение не только к повышению своего мастерства, но и к урокам физического воспитания. Отсутствие педагогического сотрудничества ведет к раннему отчуждению ученика и учителя в силу выпадения элементов взаимного творчества и обогащения, к быстрому расходованию педагогического потенциала, знаний и средств воспитания тренером. Получается замкнутый круг ограничения физического, психического и нравственно-эмоционального роста, включая социальные грани развития личности.
Поэтому в педагогический контроль принято включать комплексные способы получения информации, главным образом, о качественном состоянии работы, о ее содержании, организации, формах и средствах. В систему контроля включаются наблюдения и проверки соответствия педагогического труда ранее принятому плану, нормам, правилам, с выявлением результатов воздействия субъекта на объект (одновременно являющийся и субъектом педагогической деятельности), допущенных отклонений от педагогических требований и принципов организации [2].
Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании здоровья человека, становлении его характера, проявлении морально-волевых качеств. Изучение научно-методической литературы убеждает в том, что уроки физической культуры, проводимые по рекомендуемым программам для школы, не в полной мере осуществляют необходимую физическую подготовку детей. Результат – низкий уровень физической подготовленности детей, недостаточное владение двигательными навыками, высокий процент заболеваемости. В настоящее время становятся привычными тревожные публикации об ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности школьников [по данным 11, 13, 20].
Школьный возраст является наиболее благоприятным для развития многих двигательных способностей. К наиболее важным специалисты относят силовые способности, позволяющие избежать травматизма при выполнении различных двигательных действий. Способности к проявлению силы в значительной степени определяются изометрическим напряжением, скоростью развития усилия и расслабления различных мышечных групп [по данным 2, 23].
В литературе имеются данные, свидетельствующие, что дети могут добиваться значительного прироста силовых показателей при рациональной организации нагрузок силовой направленности [по данным 6]. Между тем, по вопросам, связанным с эффективностью и безопасностью применения силовых упражнений в различные возрастные периоды существует большое разнообразие мнений, а проблема силовой подготовки детей и подростков далека от окончательного решения [по данным 12, 18].
Цель исследования: изучить виды тестовых упражнений, используемых для контроля силовых способностей у учащихся различного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности
2. Описать особенности педагогического контроля в физическом воспитании.
3. Привести виды тестовых упражнений, используемых для контроля силовых способностей у учащихся различного возраста.
Методы исследования: библиографический анализ научно-методической литературы.
Структура и объем курсовой работы: курсовая работа состоит из следующих разделов: титульный лист, оглавление, введение, три главы основной части работы, заключение, список литературы из 24 наименований.
Курсовая работа выполнена на 30 машинописных листах формата А4.
ГЛАВА 1
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ
1.1 Физиологические механизмы силовых способностей
Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений) [24].
Силовые способности – это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила» [17].
Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют:
1) собственно мышечные;
2) центрально-нервные;
3) личностно-психические;
4) биомеханические;
5) биохимические;
6) физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.
К собственно мышечным факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относительно быстро сокращающихся) и красных (относительно медленно сокращающихся) мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц; качество межмышечной координации.
Суть центрально-нервных факторов состоит в интенсивности (частоте) эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблений, трофическом влиянии центральной нервной системы на их функции.
От личностно-психических факторов зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений.
Определенное влияние на проявление силовых способностей оказывают биомеханические (расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс и др.), биохимические (гормональные) и физиологические (особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и др.) факторы [15].
Различают собственно силовые способности и их соединение с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость) [24].
Собственно силовые способности проявляются:
1) при относительно медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполняемых с околопредельными, предельными отягощениями (например, при приседаниях со штангой достаточно большого веса);
2) при мышечных напряжениях изоме
Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статическом режимах работы мышц. Они определяются физиологическим поперечником мышцы и функциональными возможностями нервно-мышечного аппарата [17].
Статическая сила характеризуется двумя ее особенностями проявления:
1) при напряжении мышц за счет активных волевых усилий человека (активная статическая сила);
2) при попытке внешних сил
или под воздействием
Воспитание собственно силовых способностей может быть направлено на развитие максимальной силы (тяжелая атлетика, гиревой спорт, силовая акробатика, легкоатлетические метания и др.); общее укрепление опорно-двигательного аппарата занимающихся, необходимое во всех видах спорта (общая сила) и строительства тела (бодибилдинг) [19].
Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.). При этом чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании копья) возрастает значимость скоростного компонента [9].
К скоростно-силовым способностям относят:
1) быструю силу;
2) взрывную силу. Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, не достигающей предельной величины. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т.д.) [15].
Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой [24].
Стартовая сила – это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения [17].
Ускоряющая сила – способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения [9].
К специфическим видам силовых способностей относят силовую выносливость и силовую ловкость.
Силовая выносливость – это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, а статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе. Например, при упоре рук в стороны на кольцах или удержании руки при стрельбе из пистолета проявляется статическая выносливость, а при многократном отжимании в упоре лежа, приседании со штангой, вес которой равен 20-50% от максимальных силовых возможностей человека, сказывается динамическая выносливость [15].
Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба, хоккей с мячом и др.). Ее можно определить как «способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц» [17].