Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 23:44, курсовая работа
Цель исследования: изучить виды тестовых упражнений, используемых для контроля силовых способностей у учащихся различного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности применения физических упражнений, направленных на развитие силовых способностей у учащихся различного возраста.
2. Описать особенности педагогического контроля в физическом воспитании.
3. Привести виды тестовых упражнений, используемых для контроля силовых способностей у учащихся различного возраста.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИЛЫ………………………………………………………………………………...4
ГЛАВА 2 КОНТРОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ………………………………………………....11
ГЛАВА 3 КОНТРОЛЬ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ У УЧАЩИХСЯ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА………………....21
3.1 Задачи контроля силовых способностей……………………………………...21
3.2 Используемые тестовые упражнения…………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………29
В физическом воспитании и на спортивной тренировке для оценки степени развития собственно силовых способностей различают абсолютную и относительную силу.
Абсолютная сила – это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела.
Относительная сила – это сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к массе тела человека. В двигательных действиях, где приходится перемещать собственное тело, относительная сила имеет большое значение. В движениях, где есть небольшое внешнее сопротивление, абсолютная сила не имеет значения, если сопротивление значительно – она приобретает существенную роль и связанна с максимумом взрывного усилия [24].
Результаты исследований позволяют утверждать, что уровень абсолютной силы человека в большей степени обусловлен факторами среды (тренировка, самостоятельные занятия и др.). В то же время показатели относительной силы в большей мере испытывают на себе влияние генотипа. Скоростно-силовые способности примерно в равной мере зависят как от наследственных, так и от средовых факторов. Статическая силовая выносливость определяется в большей мере генетическими условиями, а динамическая силовая выносливость зависит от взаимных (примерно равных) влияний генотипа и среды [3].
Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13-14 до 17-18 лет, а у девочек и девушек – от 11-12 до 15-16 лет, чему в немалой степени соответствует доля мышечной массы к общей массе тела(к 10-11 годам она составляет примерно 23%, к 14-15 годам – 33%, к 17-18 годам – 45%). Наиболее значительные темпы возрастания относительной силы различных мышечных групп наблюдаются в младшем школьном возрасте, особенно у детей от 9 до 11 лет. Следует отметить, что в указанные отрезки времени силовые способности в наибольшей степени поддаются целенаправленным воздействиям. При развитии силы следует учитывать морфофункциональные возможности растущего организма [3].
ВЫВОД
Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений), Силовые способности – это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».
Среди них выделяют: собственно мышечные; центрально-нервные; личностно-психические; биомеханические; биохимические; физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.
Различают собственно силовые способности и их соединение с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость).
Статическая сила характеризуется двумя ее особенностями проявления: при напряжении мышц за счет активных волевых усилий человека (активная статическая сила); при попытке внешних сил или под воздействием собственного веса человека насильственно растянуть напряженную мышцу (пассивная статическая сила). Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13-14 до 17-18 лет, а у девочек и девушек – от 11-12 до 15-16 лет, чему в немалой степени соответствует доля мышечной массы к общей массе тела(к 10-11 годам она составляет примерно 23%, к 14-15 годам – 33%, к 17-18 годам – 45%).
ГЛАВА 2
КОНТРОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
К учету предъявляют ряд требований: своевременность, объективность, точность и достоверность, полнота, простота и наглядность. Различают следующие виды учета: предварительный (до начала организации педагогического процесса), текущий (непрерывный в процессе работы, от занятия к занятию) и итоговый (по завершению периода работы, например, учебного года) [15].
В содержание текущего учета входит регистрация: посещаемости занятий; пройденного материала и выполненного объема и интенсивности нагрузок; выполнения учебных требований и норм; данных об оценках знаний, умений и навыков; сведений о состоянии здоровья занимающихся.
Основным документом учета служит журнал учета учебной работы группы (класса).
Значение проводимой преподавателем работы по учету не сводится, конечно, к формальной регистрации сведений для официального отчета. Эти данные должны подвергаться систематическому анализу, творческому осмыслению и обобщению, использоваться в будущей работе. Именно на такой основе внедрения нового возможны постоянное улучшение качества учебного процесса, обогащение его средств и рационализация методики [24].
Педагогический контроль – это система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок [15].
Основная цель педагогического контроля - это определение связи между факторами воздействия (средства, нагрузки, методы) и теми изменениями, которые происходят у занимающихся в состоянии здоровья, физического развития, спортивного мастерства и т.д. (факторы изменения).
На основе анализа полученных в ходе педагогического контроля данных проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий, что создает возможность при необходимости вносить коррективы в ход педагогического процесса.
Сравнение результатов в предварительном, текущем и итоговом контроле, а также сопоставление их с требованиями программы физического воспитания позволяют судить о степени решения соответствующих учебных задач, о сдвигах в физической подготовленности занимающихся за определенный период. А это облегчает дифференцирование средств и методов физического воспитания и повышает объективность результатов учебной работы [19].
Под особый контроль должны быть взяты: состояние здоровья, уровень физического развития и степень физической подготовки личности учащихся, т.к. в соответствии с этими показателями определяются: содержание, формы, общий объем и планы проведения учебно-воспитательной работы, а также, характер и интенсивность нагрузок [11].
В различных условиях записи, фиксирующие и резюмирующие данные оперативно-текущего контроля (в журналах учета, в дневниках самоконтроля или в иных формах), естественно, могут быть не одинаково подробными, но в любом случае следует стремиться, чтобы они, хотя бы в предельно сжатом виде, содержали общее заключение о реализации задач, на решение которых было преимущественно направлено занятие, и дифференцированные оценки результативности действий (оценки решения отдельных двигательных задач, результаты, показанные в контрольно-тренировочных упражнениях и т.д.);
перечень основных компонентов материала занятия (как минимум в виде пометок о выполнении упражнений, перечисленных в плане-конспекте), данные о фактических затратах времени, параметрах физической нагрузки (хотя бы некоторых) и связанных с ней функциональных сдвигах (в частности, по показателям ЧСС); заключение о недостатках в методике построения занятия, если таковые выявились в ходе его и по ближайшим последствиям; заключение о достаточности (или недостаточности) интервала отдыха между занятиями и о степени эффективности примененных средств оптимизации восстановительных процессов (по показателям, в частности, самочувствия и оперативной работоспособности в начале очередного занятия).
По мере накопления от занятия к занятию фиксированных данных оперативно-текущего контроля создаются предпосылки для выявления общих тенденций в системе занятий. В этом заключается неразрывная связь оперативно-текущего и циклового контроля,
Назначение циклового контроля – интегрально, целостно оценить систему занятий в рамках завершенного цикла контролируемого процесса и их общие результаты, сверить намеченное и реализованное в цикле, получить информацию, необходимую для правильной общей ориентации последующих действий. Цикловый контроль в процессе физического воспитания, как уже говорилось, должен последовательно охватывать циклы различного масштаба (малые, средние, большие). Чтобы обеспечить это, нужен этапный контроль, который выявлял бы не обнаруживаемые текущим и микроцикловым контролем основные тенденции контролируемого процесса на его относительно продолжительных этапах: в четвертях или семестрах учебного года и т. п.
Кроме операций, характерных для контроля в целом, цикловый и этапный контроль включают:
1) ретроспективно обобщающую
2) тестирующие и другие
3) сравнительный анализ динамики
показателей, выявляемых в результате
обработки материалов
Перечисленное представляет собой последовательные звенья «технологии» циклового и этапного контроля, которая используется с определенными вариациями применительно к его особенностям в различных по масштабу циклах контролируемого процесса.
Ретроспективно обобщающая обработка материалов, накопленных в процессе оперативно-текущего контроля (количественно зафиксированных в дневниковых, журнальных записях или в иной форме), направлена на то, чтобы свести их воедино и выявить содержащуюся в них информацию о суммарных параметрах воздействий, осуществленных в рамках рассматриваемого цикла или этапа, о структуре и динамике данных воздействий, о тенденциях изменения их эффекта. Конкретнее говоря, элементарными операциями обработки материалов, подлежащих внимательному анализу, здесь, в частности, являются:
подсчет суммы времени, затраченного на занятия на протяжении цикла или этапа в целом и на основные разделы их содержания (на обучение новому, воспитание различных двигательных способностей и т.п.), сравнение (вычисление разницы) полученных величин с аналогичными в предыдущем цикле (этапе); подсчет числа занятий, сопряженных с основной физической нагрузкой, и определение их соотношения (в процентах или других относительных величинах) с общим числом занятий и числом дне физическом воспитании.
подсчет суммарных величин физической нагрузки по ее отдельным параметрам и определение долей (в абсолютных величинах и в процентах) различных по уровню и направленности нагрузок в общем объеме нагрузки, предъявленной в цикле или на этапе в соизмеримых упражнениях (циклических, ациклических, смешанных), вычисление величин изменения этих параметров по сравнению предыдущим циклом (этапом);
вычисление средних величин, вариаций и разностей показателей, отражающих изменения состояния занимающихся в течение цикла или этапа (в частности, результатов в контрольно-тренировочных упражнениях, отдельных функциональных и морфофункциональных показателей, измеренных последовательно в различные дни цикла, этапа).
Уже такая обработка учетных материалов оперативно-текущего контроля, если они накапливались систематически и аккуратно, позволяет в какой-то мере целостно судить о том, что фактически состоялось в рамках рассматриваемого цикла или этапа контролируемого процесса, выявить его общие черты и определяющие тенденции. Кроме указанных элементарных расчетов при обработке материалов полезно применять специальные методы математического анализа, например автокорреляционного.
Естественно, что первичное обобщение контрольных данных, зафиксированных в серии занятий, проводится в масштабе завершенных микроциклов, т. е. в рамках микроциклового контроля; полученные величины суммируются и анализируются в рамках среднециклового, этапного контроля, а его сводные материалы – в рамках крупноциклового контроля, направленного на оценку общей системы занятий и их итоговых результатов в масштабе, например, завершившегося годичного цикла в школьном курсе физического воспитания или в спортивной тренировке. Всем этим обеспечивается (насколько позволяет накапливаемый материал) последовательное прослеживание контролируемого процесса по мере его развертывания во времени. Но этим цикловый и этапный контроль, конечно, не исчерпывается. Он не требовал бы особых забот, если бы сводился лишь к обобщающей обработке накапливаемых данных оперативно-текущего контроля.
Для контролирования общего эффекта системы занятий нужна и особым образом организованная в рамках циклового и этапного контроля диагностика кумулятивных изменений в состоянии занимающихся, долговременных сдвигов в уровне их тренированности и подготовленности в целом. Методика диагностических процедур должна быть ориентирована на выявление тех существенных перестроек, желательных и нежелательных изменений в состоянии занимающихся, которые происходят в результате хронической кумуляции эффекта занятий за время цикла (этапа).
Строго говоря, при обследовании занимающихся в любой отдельный момент (независимо от того, производится ли это в оперативно-текущем, цикловом или этапном контроле) всегда имеют дело с целостным состоянием организма, которое характеризуется единством относительно быстро меняющихся и относительно устойчивых, сравнительно медленно меняющихся черт, свойств, признаков (потому-то деление состояний организма на оперативные, текущие и перманентные, встречающееся в литературе, недостаточно корректно). Отсюда, однако, не следует, что дифференцированно судить о них в процессе контроля невозможно. Первым условием такого суждения является соответствующая организация контроля во времени. Так, чтобы судить о функциональных изменениях, быстро происходящих под влиянием текущих воздействий (упражнений и т.д.), оценочные процедуры приходится, естественно, выполнять синхронно с данными воздействиями и сразу вслед за ними, что обеспечивается оперативно-текущим контролем; чтобы судить о хронических приспособительных перестройках в организме, для которых требуется суммация многих воздействий на протяжении значительного времени, соответствующие оценочные процедуры следует выполнять с периодичностью, соразмерной с продолжительностью времени, объективно необходимого для данных перестроек (что и стремятся делать при цикловом и этапном контроле).