Лечебная физкультура в ВУЗЕ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:24, реферат

Краткое описание

И История лечебной физкультуры — это история применения физических движений и природных факторов для лечения и профилактики болезней — это история цивилизации, история медицины и здравоохранения, история физической культуры и спорта.
Даже поверхностный взгляд на историю позволяет сделать вывод о существенном отличии двигательной деятельности различных народов в различные исторические отрезки времени. Одно дело китайский буддийский монах, который не имел необходимости работать, другое — русский крестьянин, добывающий хлеб насущный тяжелым физическим трудом в холодных климатических условиях. В первом случае дефицит движения восполнялся гимнастикой, которую китайцы довели до совершенства, а в другом — мышечная усталость устранялась русской баней. И китайская гимнастика, и русская баня, говоря современным языком, являлись средствами лечебной физкультуры.

Содержание

Введение……………………………………………………………3

Задачи исследования………………………………………………5

Понятия и определения…………………………………………....6

Лечебно-профилактическое действие ЛФК………………….......7

Характеристика физических упражнений………………………..8

Средства ЛФК……………………………………………………...9

Организация проведения занятий и средства ЛФК…………….10

Комплексы упражнений: при сколиозе………………………….12
при ВСД…………………………….14

Заключение………………………………………………………..16

Список используемой литературы………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по физ-ре.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

Министерство Образования  Российской Федерации

ГОУ ВПО  «Пензенский  Государственный Университет»

 

Кафедра « Физическое воспитание и спорт »

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

«Лечебная физкультура  в ВУЗЕ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Выполнила: студентка группы № 11ЭЭ3

                              Тельнова Виктория О.

                                      Проверила: Зарецкая О. А.

 

 

 

 

Пенза,2011

Содержание

 

Введение……………………………………………………………3

 

Задачи исследования………………………………………………5

 

Понятия и определения…………………………………………....6

 

Лечебно-профилактическое действие ЛФК………………….......7

 

Характеристика физических упражнений………………………..8     

 

Средства ЛФК……………………………………………………...9

 

Организация проведения занятий и средства ЛФК…………….10      

 

Комплексы упражнений: при сколиозе………………………….12     

                                               при ВСД…………………………….14 

 

Заключение………………………………………………………..16  

 

Список используемой литературы………………………………17    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Введение

 

         История лечебной физкультуры — это история применения физических движений и природных факторов для лечения и профилактики болезней — это история цивилизации, история медицины и здравоохранения, история физической культуры и спорта.

          Даже поверхностный взгляд на историю позволяет сделать вывод о существенном отличии двигательной деятельности различных народов в различные исторические отрезки времени. Одно дело китайский буддийский монах, который не имел необходимости работать, другое — русский крестьянин, добывающий хлеб насущный тяжелым физическим трудом в холодных климатических условиях. В первом случае дефицит движения восполнялся гимнастикой, которую китайцы довели до совершенства, а в другом — мышечная усталость устранялась русской баней. И китайская гимнастика, и русская баня, говоря современным языком, являлись средствами лечебной физкультуры. При травме или болезни человек инстинктивно ограничивает определенные движения и двигательную активность в целом. Первоочередная задача самых древних лекарей заключалась в том, чтобы определить, какие движения для пациента в настоящий момент вредны, а какие наоборот полезны. То есть двигательный режим необходимый на данном этапе лечения. Другая важная задача медицины определить полезные для больного естественные природные факторы. Этими вопросами занималась самая доступная и самая приближенная к простому человеку медицина — народная медицина. Вопросы реабилитации и лечебной физкультуры были длительное время в ведении именно народной медицины.

 

Физическая активность – одно из необходимых условий жизни, имеющее не только биологическое, но и социальное значение. Она рассматривается как естественно-биологическая потребность живого организма на всех этапах онтогенеза. Физическая активность, регламентированная в соответствии с медицинскими показаниями, является важнейшим фактором коррекции образа жизни человека.

 

Лечебная физическая культура – составная часть медицинской  реабилитации больных, метод комплексной  функциональной терапии, использующий физические упражнения как средство сохранения организма больного в деятельном состоянии, стимуляции его внутренних резервов в предупреждении и лечении болезней, вызванных вынужденной гиподинамией. Средства физической лечебной культуры – физические упражнения, закаливание, массаж, трудовые процессы, организация всего двигательного режима больных – стали неотъемлемыми компонентами лечебного процесса, восстановительного лечения во всех лечебно-профилактических учреждениях.  
 
         От других видов физкультуры лечебная физическая культура отличается так же, как физкультура отличается от спорта — не содержанием, а целью и мерой. И лечебная физкультура, и физкультура, и спорт используют для достижения своих целей одни и те же средства — физические упражнения. 
 
         Однако цель применения этих средств — лечение или профилактика болезней. Как известно цель физкультуры — воспитание здорового человека, а спорта — достижение результатов. Лечебная физкультура выполняет не только лечебную, но и воспитательную функцию. Она воспитывает сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает гигиенические навыки, приобщает к закаливанию организма естественными факторами природы. В этом ЛФК тесно соприкасается с педагогикой и гигиеной. ЛФК развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливает организм.

 

                                 Задачи исследования: 
 
1. Раскрыть смысл понятия «лечебная физическая культура»;

 

2. Изучить основы лечебной  физической культуры; 
 
3. Сделать выводы по исследованию данной темы.

 

 

 

 

                                                                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Понятия и определения

 

Физическая активность – это значимый критерий развития и существования организма человека. Движения нужно рассматривать как натуральный стимулятор процессов развития, роста и формирования организма.

          

           Лечебная физкультура (ЛФК) - это метод, который использует средства физической культуры и естественных природных факторов с лечебно-профилактической целью для более быстрого и эффективного восстановления здоровья и профилактики осложнений заболеваний. ЛФК часто применяют в сочетании с иными лечебными средствами на фоне рекомендуемого режима и в соответствии с терапевтическими задачами. 
          

           Действующим фактором лечебной физкультуры  считаются физические упражнения, то есть движения, специально организованные (гимнастические, спортивно-прикладные, игровые) и используемые в качестве неспецифического раздражителя с целью лечения и восстановления здоровья пациента.

 

Физические упражнения участвуют в восстановлении не только физических, но и психических сил.

 
          Уникальностью  лечебной физкультуры является так же его естественно-биологическое содержание, потому что  в терапевтических целях применяется одна из главных функций любого живого организма, — функция движения. Она является биологическим раздражителем, стимулирующим  рост, развитие, а так же формирование организма человека.

                                                                              

           ЛФК выполняет роль функциональной  терапии. Физические упражнения, стимулируют функциональную деятельность всех органов и систем организма, что в свою очередь вызывает функциональную адаптацию пациента. Но нельзя забывать о единстве функционального и морфологического и не ограничивать лечебную роль лечебной физкультуры рамками функциональных воздействий.

 

 

 

 

Лечебно-профилактическое действие лечебной физкультуры

 

         Физические упражнения оказывают  тонизирующий эффект, стимулируя моторно-висцеральные рефлексы, которые ускоряют процессы метаболизма в органах и тканях, активизируют гуморальные процессы. При соответствующем подборе упражнений можно выборочно воздействовать на моторно-сосудистые, моторно-кардиальные, моторно-пульмональные, моторно-желудочно-кишечные и иные рефлексы, это повышает  тонус всех систем и органов, особенно у которых он снижен.

          Они помогают нормализации кислотно-щелочного баланса, сосудистого тонуса, гомеостаза, метаболизма поврежденных тканей, а также сна. Они способствуют мобилизации защитных сил организма пациента и репаративной регенерации травмируемых тканей или органов.

 

 

 

 

 

 

 

                     Характеристика физических упражнений

            Физические упражнения (в качестве лечебной гимнастики)- это главное средство ЛФК. С терапевтической целью применяют физические упражнения, подвижные и спортивные игры, прикладные и спортивные упражнения, пассивные, рефлекторные и корригирующие движения, упражнения на специальных снарядах и тренажерах, идеомоторные упражнения и т.д.

На конечный результат от проведения физических упражнений влияют многие факторы, такие как: характер движений, число их повторений и вовлечение в динамический процесс той или иной группы мышц (различные движения в мелких, средних и крупных суставах конечностей, дыхательные упражнения — диафрагмальные, грудные и пр.)

          Важной характерной особенностью ЛФК является ее дозирование. В ЛФК существует общая и специальная тренировки. 
Общая тренировка помогает оздоровлению и укреплению организма пациента.

  Выполнение особых упражнений направлено на восстановление или улучшение нарушенных функций в результате травмы или заболевания, с этой целью используют такие упражнения, которые непосредственно воздействуют на поврежденный участок или функциональную систему (упражнения при артрозе коленного сустава, дыхательные упражнения при заболеваниях легких и т.д.)

 

        

 

 

 

 

 

Средства лечебной физкультуры

Главные средства лечебной физкультуры - это физические упражнения. Они подразделяются на следующие : гимнастические (общеразвивающие и дыхательные, активные и пассивные, без снарядов и на снарядах); спортивно-прикладные (ходьба, бег, бросание мячей — набивных, волейбольных и др., прыжки, плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках и др.); игры (малоподвижные, подвижные и спортивные).

Гимнастические упражнения делают в различных исходных положениях, с определенной амплитудой, скоростью, повторяемостью. Они по-разному влияют на организм - развивают силу, выносливость, координацию, улучшают подвижность в суставах и т.д.

 

Статистические упражнения заключаются в напряжении различных мышц, удержания гантелей, набивных мячей, удержание собственного веса на тренажерах, во время висов, упоров на снарядах.

 

Упражнения на растягивание представляют собой различные сгибания в суставах с последующей фиксацией сустава в согнутом положении (2—10 с).

 

Упражнения на расслабление используют в целях снятия либо уменьшения утомления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
  

                   Организация проведения занятий

 

 

Во время проведения ЛФК обязательно придерживаются предельных правил тренировки: индивидуализация (учитывают возраст, пол больного, особенности протекания заболевания); системность (подбор упражнений и последовательность их выполнения); регулярность (каждодневное либо неоднократное применение в день упражнений на протяжении длительного промежутка времени); длительность (многократное повторение упражнений во время проведения занятий и в период курсового лечения); постепенность увеличения физической нагрузки во время курсового лечения (тренировки нужно усложнять).

          Физические упражнения должны последовательно охватывать различные мышечные группы. Упражнение выполняют ритмично, в спокойном, среднем темпе. Kаждое упражнение повторяют по 5—8—12 раз. Kоличество упражнений в комплексе 5—12 и более. Kаждая процедура состоит из трех разделов: вводного, основного и заключительного.

         В вводном разделе используют простые упражнения, в основном для мелких и средних мышечных групп, ходьбу, дыхательные упражнения. Вводная часть составляет 15—20% времени. Упражнения способствуют врабатываемости, подготовке к основной части занятий.

         Основной раздел состоит из общеразвивающих и специальных упражнений. Могут использоваться ходьба, игры, прикладные упражнения, упражнения с предметами, на снарядах и пр. По времени основной раздел занимает 65—70% времени.

          Заключительный раздел характеризуется снижением общефизиологический нагрузки за счет использования дыхательных упражнений, ходьбы, упражнений на расслабление и пр. Заключительный раздел занимает 10—20% времени. Дыхательные упражнения применяют для тренировки навыков правильного дыхания, снижения физической нагрузки, а также специального воздействия на дыхательную систему. Особенно важно применять дыхательные упражнения в раннем послеоперационном периоде, при заболеваниях кардиореспираторной системы и др. Все дыхательные упражнения выполняют свободно, без всяких усилий. При легочной патологии выдох должен быть удлиненным.

           В процедурах большое практическое значение имеет дозировка физической нагрузки. Необходимо, чтобы она была адекватна состоянию больного, вызывала умеренную возбудимость функциональных систем организма, как правило, не сопровождалась усилением болей, не вызывала бы выраженную усталость и ухудшение общего самочувствия больного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Комплексы упражнений

Информация о работе Лечебная физкультура в ВУЗЕ