Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 06:09, реферат
В учебном процессе студентов высших учебных заведений лыжная подготовка занимает особо важное место. Ходьба на лыжах по различному рельефу местности всесторонне воздействует на организм, способствует развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышает силу, выносливость, совершенствует координацию движений, пребывание на свежем воздухе при различных температурных условиях закаляет организм занимающихся. Умение передвигаться на лыжах является основным средством физической подготовки будущих инженеров, экономистов, радиотехников и т.д., так как в основном учащиеся занимаются умственной деятельностью и малоподвижны. Для их гармоничного развития просто необходимы физические нагрузки. В зимнее время года – это лыжи.
Введение
История развития лыжного спорта
Обучение технике
Одновременный бесшажный ход
Одновременный одношажный ход
Методика обучения переходу с одного лыжного хода на другой
Коньковый ход
Способы подъемов в гору
Повороты в движении
Поворот переступанием
Повороты плугом
Повороты на параллельных лыжах
Способы спусков с горы
Спуски с торможением
Заключение
Министерство образования и науки РФ
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Кафедра ИИ
Реферат
«Лыжная подготовка для студентов первого курса»
по дисциплине физическая культура
Выполнила
студентка гр. 011
Игнатова Евгения Вячеславовна
«27» декабря 2011г.
ТОМСК,2011
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Лыжная подготовка – обязательный минимум занятий на лыжах по физическому воспитанию в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, средних и высших учебных заведениях различного профиля. Лыжная подготовка проводится на основании государственных программ и обеспечивает обучение подростков, юношей и всего взрослого населения страны технике передвижения на лыжах, выполнение учебных и контрольных нормативов, в том числе и нормативов любого комплекса, характеризующего физическую подготовленность всех возрастных групп страны. В процессе лыжной подготовки приобретается обязательный минимум знаний по основам техники передвижения на лыжах, методов развития общей работоспособности, подготовки к соревнованиям и т.д.; прививаются навыки самостоятельных занятий и инструкторской практики.
Лыжный спорт является одним из популярнейших в мире. Занятия этим видом являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по характеру двигательных действий. Лыжный спорт включает в себя несколько самостоятельных видов спорта: лыжные гонки, биатлон, прыжки на лыжах с трамплина, двоеборье, горнолыжный спорт. По этим видам спорта есть правила проведения соревнований и предусмотрено присвоение разрядов и званий в соответствии с требованиями единой спортивной классификации.
В учебном процессе студентов высших учебных заведений лыжная подготовка занимает особо важное место. Ходьба на лыжах по различному рельефу местности всесторонне воздействует на организм, способствует развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышает силу, выносливость, совершенствует координацию движений, пребывание на свежем воздухе при различных температурных условиях закаляет организм занимающихся. Умение передвигаться на лыжах является основным средством физической подготовки будущих инженеров, экономистов, радиотехников и т.д., так как в основном учащиеся занимаются умственной деятельностью и малоподвижны. Для их гармоничного развития просто необходимы физические нагрузки. В зимнее время года – это лыжи.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛЫЖНОГО СПОРТА
Лыжи как средство, увеличивающее площадь опоры и облегчающее передвижение по глубокому снегу, появились в глубокой древности. Упоминания о появлении лыж на территории нашей страны получены советскими археологами при раскопках стоянок человека эпохи неолита (новокаменный век) на берегу Белого моря. На стенах пещер и на скалах были обнаружены изображения фигур животных и людей. Эти рисунки относят к концу III– началу II тысячелетия до нашей эры. Они свидетельствуют о том, что в то время племена, населявшие северную территорию нашей страны, использовали лыжи. На скальных рисунках лыжи сравнительно узкие и длинные, с загнутыми носками. На рис. 1 изображены фигуры лыжников с одной палкой – это диктовалось условиями охоты, а длина и форма палки, сохранившаяся у народов Севера и до нашего времени, указывает на универсальность ее применения: один конец был заострен, а другой утолщен. Такая палка могла служить и для передвижения на лыжах, и
для защиты, и для устройства ночлега и т. д. Наскальные изображения, обнаруженные на территории Швеции и Норвегии, археологи относят к концу неолита и началу нашей эры, то есть около 2–3 тысяч лет тому назад. Передвижение на лыжах разной длины было тогда довольно широко развито – на длинной лыже скользили, короткой – отталкивались.
Сведения о
применении приспособлений для передвижений
по глубокому снегу мы находим
в описаниях греческих
Археологические раскопки, проводившиеся на территории древнего Новгорода, свидетельствуют о дальнейшей эволюции лыж. Так, найденная там лыжа, возраст которой относят к первой половине XIII в., по своим конструктивным данным является прямым родоначальником современных охотничьих и бытовых лыж: длина ее 1,92 м, ширина в среднем 8 см. На месте прикрепления лыжи к ноге имелось утолщение до 3 см – грузовая площадка, где находилось горизонтальное овальное отверстие для продевания ремня. Передний конец лыжи был заострен, приподнят и загнут.
В исторических письменных документах слово «лыжи» встречается уже в XII в. Оно славянского происхождения.
Шведский дипломат М. Пальм, посетивший Московское государство в XVII в., описал форму лыж и искусство русских в ходьбе на них. Он считал лыжи русским изобретением (рис. 2).
В былинах остяков воин непременно обладал незаурядной меткостью в стрельбе из лука и умением быстро ходить на лыжах. Люди «упражняли силу своих ног в беге на лыжах и силу рук в натягивании тугого лука». У народов Севера лыжи являлись не только средством передвижения, но и упражнением, укрепляющим физические качества людей.
Русские историки П. Славцев, М. Бутурин, С. Потканов указывали и на некоторые детали использования лыж, длину лыж, особенности их изготовления. «Саамы (лопари), ненцы, остяки бьют диких оленей, волков и
других подобных зверей больше дубинами потому, что на лыжах свободно их догоняют. Звери не могут быстро бежать по глубокому, проваливающемуся снегу и после утомительной и долгой погони делаются жертвой легко скользящего на лыжах человека». «Ненцы крепко привязывают к ногам своим особого рода длинную тонкую доску, которая дает им возможность бежать по поверхности снега, не проваливаясь в него».«Вогулы обтягивают лыжи, кои бывают длиной и по пять футов, содранною с лосиных ног кожею, употребляя к тому составленный из лосиного рога и крови клей».Лыжи широко использовались не только в быту и труде. Они непременно присутствовали на праздниках и зимних игрищах, в забавах. Свойственное русскому народу стремление в товарищеском единоборстве показать свою удаль, силу, ловкость, выносливость нашло отражение в беге «в запуски» на лыжах, в стремительных спусках с обрыва и т. д. Например, в деревнях Архангельской губернии особой популярностью пользовалась игра «Змейка», в которой играющие, передвигаясь на лыжах, метали дротик - «змейку». Победителю этих соревнований устраивалась торжественная встреча при въезде в деревню.
Упоминание об использовании лыж в военных действиях мы находим в Никоновской летописи. Историк описывает поход русской лыжной рати в 1444 г. В Архангелогородской летописи повествуется о походе лыжной рати в Югорскую землю – часть Северо – Западной Сибири между Уралом и Обью в 1499 г. Широко применялись лыжи и нарты в войске Ермака при освобождении Сибири. Походы русских ратных людей через Уральские горы и Сибирь в суровых зимних условиях в период освобождения русской земли от татаро-монгольского ига –одна из замечательных страниц истории нашей Родины. Сибирские казаки, поселившиеся на Иртыше (к северу от Омска) неоднократно совершали в 1550–1600 гг. смелые походы на лыжах во владения татарского хана Кучума. Русскому народу приходилось воевать не только с восточными, но и западными соседями. И здесь боевые действия лыжной рати часто оказывали решающее влияние на исход войны. В Псковской летописи 1535 г. упоминается об успешном применении лыж русскими войсками при походе за реки Двину и Березину, в Литовские земли. Ценные качества и навыки во владении лыжами сыграли огромную роль в действиях русских лыжников – партизан против войск Наполеона во время Отечественной войны 1812 года.
Постепенно лыжи стали использоваться как средство, укрепляющее здоровье, воспитывающее силу, ловкость, выносливость, быстроту, смелость.
Большое изменение претерпела форма лыж – от простых приспособлений в виде дощечек или овального обода, прикреплявшихся к ногам сыромятиной (труги, медвежья лапа), до зырянских, новгородских скользящих – прямых предков современных лыж.
ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ
Главными определяющими в успешном овладении техникой являются скользящий шаг и уверенный спуск со склонов. Ведущими элементами лыжного шага, как известно, являются толчки ногой и рукой, скольжение на одной лыже, выполняемые в правильной посадке, и своевременный перенос веса тела с лыжи на лыжу. В каждом из основных способов передвижения на лыжах мы обнаружим какой-либо из этих элементов. Например, посадка необходима не только в лыжных ходах, но и при спусках и поворотах. Умение в движении свободно переносить вес тела с лыжи на лыжу требуется в любых ходах, спусках и поворотах.
Первокурсникам в первую очередь необходимо овладеть лыжами как снарядом (развивать «чувство лыж»), научиться перемещать их по снегу и по воздуху, не перекрещивая и не уводя в стороны, развить чувство сцепления лыжи со снегом («чувство снега»), научиться использовать опору при отталкивании лыжей от снега и переносить вес тела с одной лыжи на другую.
Чтобы решить эти задачи, рекомендуется использовать ряд подводящих упражнений и наиболее простые способы передвижения на лыжах:
1. Поочередное поднимание ног с лыжами на месте, сгибая их, как при обычной ходьбе.
2. Поочередное поднимание носков лыж: выполнять движение лыжей вверх, вниз, вправо и влево, не отрывая пятку от снега.
3. Повороты переступанием на месте вокруг пяток и вокруг носков лыж.
4. Приставные шаги в стороны на два и четыре счета.
5. Ходьба ступающим шагом по неглубокому снегу без палок.
6. То же с палками, среди деревьев и кустарников, вслед за преподавателем, постоянно меняющим направление.
7. Подъем на пологий склон ступающим шагом, лесенкой.
8. Спуски в основной стойке с пологих ровных склонов.
9. То же с выполнением различных заданий при спуске (приседать, поочередно переносить вес тела, не отрывая и отрывая от снега лыжу, с различными положениями рук и т. д.).
10. Бег на лыжах в небольшой пологий подъем.
11. То же на равнине и под уклон 2-3° с переходом к небольшому прокату на одной лыже.
Обучение новичков этим упражнениям обычно не вызывает затруднений. Преподавателю достаточно показать упражнение и объяснить характер его выполнения.
Как только новички освоили основы владения лыжами (через 1-2 занятия), надо переходить к изучению спортивных навыков- способов ходов, спусков, торможений, поворотов и преодолений препятствий. Для этого рекомендуются упражнения различной трудности, при обучении которым необходимо придерживаться определенной последовательности.
ОДНОВРЕМЕННЫЙ БЕСШАЖНЫЙ ХОД
Одновременный бесшажный ход выполняется следующим образом:
1 .После окончания толчка руками лыжник скользит, согнувшись
на 2-х лыжах, голова чуть приподнята. 2-З. Продолжается скольжение
лыжник медленно выпрямляется легким маятникообразным движением выносит палки вперед.
4. Лыжник почти полностью выпрямился, начинается подготовка
отталкиванию - вес тела перемещается на носки, ноги слегка сгибаются
палки выведены вперед перед постановкой на снег.
5. Палки ставятся на снег чуть впереди креплений, начинается толчок руками.
6.Основное усилие на палки развивается за счет сгибания туловища. Угол сгибания рук в локтевых суставах несколько уменьшается. 7-8. Толчок заканчивается полным разгибанием рук. Кисти рук находятся на уровне не выше колен, угол наклона палок наибольший.
9. После окончания толчка лыжник по инерции скользит, согнувшись на 2-х лыжах.
Цикл движений повторяется.
ОБУЧЕНИЕ:
1. Имитация бесшажного хода на месте - по разделениям на два счета, из и.п.- законченный толчок палками.
2. То же слитно.
3. Передвижения бесшажным ходом под уклон, на равнине, в сочетании с другими ходами.
ОШИБКИ:
1 .Широкая постановка палок, туловище проваливается между палок.
2.Незаконченный толчок палками.
3.Преждевременное выпрямление туловища.
4.Быстрое выпрямление туловища после толчка
ОДНОВРЕМЕННЫЙ ОДНОШАЖНЫЙ ХОД
Одновременный одношажный ход в практике лыжных гонок широко распространен как так называемый стартовый вариант. Его использовали лишь при общем старте или в процессе гонки, когда лыжнику нужно было быстро приблизиться к сопернику или уйти от него.
Информация о работе Лыжная подготовка для студентов первого курса