Методика проведения подвижных игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2012 в 13:19, контрольная работа

Краткое описание

Для повышения общей результативности проводимых занятий рекомендуемые игры составлены таким образом, что их практическое проведение осуществляется преимущественно так, когда одновременно играют все занимающиеся. А само содержание игры, может легко и оперативно варьироваться – усложняться или упрощаться по усмотрению преподавателя, исходя из конкретно складывающейся учебной ситуации.
Таким образом, подвижные игры и эстафеты играют значительную роль в процессе профессионального образования студенческой молодежи, воспитывая основные физические и жизненно важные качества необходимые будущим специалистам.

Содержание

Введение
1. Методика, организация и проведение подвижных игр и эстафет
1.1 Характерные особенности подвижных игр и эстафет
1.2 Педагогические требования к проведению игр
1.2.1 Распределение на команды
1.2.2 Назначение капитанов команд
1.2.3 Объяснение игры
1.2.4 Дозировка в процессе игры
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

134158 - копия.docx

— 16.19 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение

1. Методика, организация и проведение подвижных игр и эстафет

1.1 Характерные особенности подвижных игр и эстафет

1.2 Педагогические требования к проведению игр

1.2.1 Распределение на команды

1.2.2 Назначение капитанов команд

1.2.3 Объяснение игры

1.2.4 Дозировка в процессе игры

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

 

Игра - исторически сложившееся  общественное явление, самостоятельный  вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического  и общего социального воспитания, средством спорта. Игры являются сокровищницей  человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все области  материального и духовного творчества людей. Естественно, что изучением  игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и  методика физического воспитания и  др

По самой своей природе игра ненавязчиво побуждает ее участников глубже и полнее использовать свои знания, умения и навыки в согласованных  действиях с товарищами по команде, развивает внимание, оперативное  мышление, чувство коллективизма, ответственности, взаимовыручки и множество других социально важных и полезных качеств.

В связи с этим подбираемые к  занятиям физической культуры подвижные  игры должны помогать овладению или  закреплению необходимых знаний, умений и навыков.

Играя в грамотно и планомерно подобранные  преподавателем специализированные или  вспомогательные подвижные игры, студенты овладевают умениями быстрее  и лучше мыслить, анализировать  складывающуюся обстановку, укрепляют  свое здоровье и совершенствуют функциональные возможности организма, осваивают  актуальные способы физкультурной  деятельности с общеприкладной и  спортивно – рекреационной направленностью  учебного предмета.

Для повышения общей результативности проводимых занятий рекомендуемые  игры составлены таким образом, что  их практическое проведение осуществляется преимущественно так, когда одновременно играют все занимающиеся. А само содержание игры, может легко и  оперативно варьироваться – усложняться или упрощаться по усмотрению преподавателя, исходя из конкретно складывающейся учебной ситуации.

Таким образом, подвижные игры и  эстафеты играют значительную роль в  процессе профессионального образования  студенческой молодежи, воспитывая основные физические и жизненно важные качества необходимые будущим специалистам.

1. Методика, организация и проведение подвижных игр и эстафет

Подвижные игры и эстафеты используются на занятиях физической культурой для  повышения общей физической подготовленности студентов.

Систематически организуемые подвижные  игры при правильном проведении оказывают  положительное влияние на динамику физического развития занимающихся. Преподавателю необходимо обращать внимание не только на численный состав команд, который должен быть одинаков, но и на то, чтобы силы игроков  были примерно одинаковы.

Преподаватель должен воспитывать  у студентов серьезное отношение  к подвижным играм. Следует объяснить, что та или другая игра имеет учебно-тренировочное  значение. Сознательно выполняя игровые  задания, занимающиеся будут заниматься подвижными играми с повышенным интересом  и лучшей дисциплиной.

Рассматривая подвижные игры и  эстафеты по признаку организации играющих, можно выделить следующие:

а) без разделения коллектива на команды (игры, основанные на простейших взаимоотношениях между участниками);

б) с разделением коллектива на команды (игры направленные на воспитание коллективных действий).

Игры могут протекать в различных  сочетаниях:

а) игры, где имеет место активное единоборство;

б) игры, без соприкосновение с  соперником;

в) игры-эстафеты, в которых действия каждого участника одинаково  направлены, связаны с выполнением  отдельных заданий.

Эстафеты в зависимости от построения играющих могут быть линейными (соревнующиеся  стоят в параллельных колонах), встречными (каждая команда располагается в  двух колоннах, которые выстраиваются  друг против друга за противоположными линиями площадки).

Учитывая, что одной из главных  задач физического воспитания является развитие и совершенствование физических качеств занимающихся, возникает  необходимость оценки применяемых  игр с точки зрения двигательной активности участников, интенсивности  их игровой деятельности (таблица 1).

Таблица 1 - Группировка игр по проявлению у занимающихся физических качеств (по В.Г.Яковлеву)

Качества,

проявленные в

играх

Характеристика игровых действий

Игры

Ловкость

Игры, пробуждающие немедленно переходить от одних действий к другим. Игры, требующие умения сосредоточить  внимание одновременно на нескольких действиях (бег, прыжки, действия с увертыванием)

Выбивалы, Круговая лапта, Перестрелка, Борьба за мяч,Передача мяча в колонне

Быстрота

Игры, требующие своевременных  двигательных ответов на зрительные, звуковые сигналы, с короткими перебежками; с преодолением небольших расстояний в кротчайший срок; с бегом на скорость в изменяющихся условиях

Сумей догнать, Наступление, Круговая эстафета, Встречная эстафета, Кто  быстрее

Сила

Игры с кратковременными мышечными  напряжениями динамического

и статического характера

Эстафета с обручем и скакалкой, Скакалка в парах,

Эстафета слазанием и перелазанием, Перемена мест

Выносливость

Игры с неоднократными повторениями активных, энергично выполняемых  действий, связанных с непрерывными интенсивными движениями, в которых  активные действия чередуются с короткими  паузами для отдыха, переходами от одних видов движений к другим

Борьба за мяч, Встречная Волейбольная пасовка на сеткой, Волейбол с двумя  мячами


 

1.1 Характерные особенности подвижных игр и эстафет

 

Характерная особенность подвижных  игр и эстафет – это добровольность и эмоциональность. Относительная  свобода, самостоятельность действий в игре с принятием обязанности  соблюдать ряд условных требований.

Игровая деятельность характерна тем, что она непосредственно связана  с определенными функциональными  изменениями в организме.

Важно иметь в виду, что высшие нервные проявления всегда в какой  то мере обусловлены функциями подкорковых  отделов головного мозга и  могут при определенных условиях переплетаться с некоторыми инстинктивными реакциями. Особенно наглядно эта зависимость  обнаруживается в эмоциональных  действиях студентов. Образный или  условный замысел игры предусматривает  достижение определенных целей в  условиях изменения ситуаций (постоянных или случайных). Игровой замысел  может быть создан, исходя из конкретных задач физического воздействия.

Наиболее существенной особенностью подвижных игр и эстафет необходимо считать отражение в них двух характерных и важных видов взаимоотношений  между людьми: соревновательной борьбы; сотрудничества.

Элементы соревновательной борьбы присущи всем подвижным играм  и эстафетам, и они занимают ведущее  место в практическом содержании всех основных игровых действиях.

Сотрудничество между играющими  осуществляется в большинстве подвижных  играх. Весьма важно, что сотрудничество в подвижных играх, как правило, обусловлено конкретными условиями  и задачами развертывающейся в них  соревновательной борьбы. В подвижных  играх все необходимые действия выполняются в условиях совместной деятельности определенного коллектива играющих. При этом каждому участнику  приходится входить в контакт с другими играющими и взаимодействовать с ними.

Важной особенностью подвижных  игр и эстафет является то, что  игровые действия осуществляются в  неожиданно меняющихся внешних условиях. Каждый играющий стремится поставить  себя в наиболее выгодное по сравнению  с соперником положение и вместе с тем создать для последнего возможно большие трудности в  осуществлении игровых целей.

Изменчивость игровых ситуаций вызывает у участников игры необходимость  постоянно и вдумчиво ориентироваться, что обуславливает проявление таких  качеств, как наблюдательность, умение анализировать и оценивать сложившееся  положение.

  • 1.2 Педагогические требования к проведению игр
  • Подбирая ту или иную игру, следует  учитывать подготовленность группы и задачи, которые будут решаться в процессе игры. Следует так же учитывать такие факторы, как  состав группы, место проведения и  наличие инвентаря.

    Каждая игра начинается с организации  участников – распределения на команды, назначения капитанов. При проведении командных игр, а они являются наиболее эффективным средством  закрепления навыков, необходимо следить  за тем, чтобы все команды были равны по силам.

  • 1.2.1 Распределение на команды
    • Играющие распределяются по усмотрению руководителя в тех случаях, когда нужно составить команды, равные по силам (при проведении сложных спортивных игр).
    • Играющие распределяются на команды путём расчёта: стоят в шеренгу, рассчитываются на первый-второй; первые номера составят одну команду, вторые – другую. Это наиболее быстрый способ, им чаще всего пользуются на уроках физической культуры. Но при данном способе разделения команды не всегда равны по силам.
    • Разделение путём фигурной маршировки или расчёта движущей колонны. В каждом ряду должно быть столько человек, сколько требуется команд для игры. Состав команд при этом способе бывает случайным и часто не равным по силе.
    • Распределение на команды по сговору. Дети выбирают капитана, разделившись на пары, сговариваются, кто кем будет, и капитаны выбирают их по названиям. При таком распределении команды почти всегда равны по силам. Его можно применять только в тех случаях, когда игра не ограничена по времени.
    • Распределение по назначению капитанов. Дети выбирают 2-х капитанов, которые по очереди выбирают игроков себе в команду. Этот способ довольно быстрый, и команды по силам бывают равны. Отрицательной стороной является то, что слабых игроков капитаны берут неохотно, что часто приводит к обидам и ссорам.
    • Постоянные команды могут быть не только для спортивных игр, но и для сложных подвижных игр и игр-эстафет.
    • 1.2.2 Назначение капитанов команд

    Желательно, чтобы в роли капитана побывало как можно больше участников. Выделить капитанов можно  разными способами:

    • По назначению руководителя. Руководитель назначает капитана, учитывая его роль в игре. Плюс этого способа заключается в том, что быстро выбран наиболее подходящий капитан. Но при этом подавляется инициатива играющих. Руководитель назначает капитана в том случае, когда игроки не знают друг друга. При назначении руководитель должен кратко объяснить свой выбор.
    • По жребию. Путём расчёта, метания и другими способами. Часто используют способ считалки, метания – водит тот, кто дальше бросит палку, камень, мяч и пр. Этот способ требует много времени.
    • По выбору играющих. Этот способ хорош в педагогическом отношении, он позволяет выявить наиболее достойных капитанов. Хорошо устанавливать очерёдность в выборе капитана, чтобы каждый участник побывал в данной роли. Это содействует воспитанию организационных навыков и активности.
    • По результатам предыдущих игр. Об этом надо сообщить участникам заранее, чтобы они стремились проявлять в игре необходимые качества.

    Перечисленные способы  выбора капитанов надо чередовать в  зависимости от поставленной задачи, условий занятий, характера и  количества играющих и их настроения.

  • 1.2.3 Объяснение игры
  • Успех игры в значительной мере зависит от её объяснения. Приступая  к объяснению, руководитель обязан ясно представить себе всю игру.

    Рассказ должен быть кратким  и логичным. Рекомендуется придерживаться следующего плана изложения:

    1. название игры;
    2. роль играющих и их места расположения;
    3. ход игры;
    4. цель игры;
    5. правила игры.

    Рассказ не должен быть монотонным. В рассказе не следует употреблять  сложных терминов. Новые понятия, новые слова необходимо объяснять.

    Для лучшего усвоения игры рассказ рекомендуется сопровождать показом. Он может быть неполным или  полным. При объяснении надо учитывать  настроение учащихся. Заметив, что их внимание ослабло, руководитель должен сократить объяснение или оживить  его.

    Содержание игры подробно объясняется только тогда, когда  участники играют в неё впервые, при повторениях игры следует  напомнить только основное содержание.

  • 1.2.4 Дозировка в процессе игры
  • В подвижных играх трудно учесть возможности каждого участника, его физическое состояние в данное время. Следовательно, не рекомендуются  чрезмерные мышечные напряжения. Надо обеспечить оптимальные нагрузки. Интенсивные  нагрузки следует чередовать с отдыхом.

    Приступая к проведению, необходимо учитывать характер предшествующей деятельности и настроения детей (после  больших физических или умственных усилий – игры с меньшей интенсивностью).

    Надо учитывать, что, с  увеличением эмоционального состояния  играющих нагрузка в игре увеличивается. Играющие, увлечённые игрой, теряют чувство  меры, желая превзойти друг друга, не рассчитывают своих возможностей и перенапрячься. Необходимо приучать детей контролировать и регулировать свои действия в игре. Нагрузку младшим  школьникам надо увеличивать постепеннее, нежели старшим. Иногда следует прервать игру, хотя играющие ещё не почувствовали  потребности в отдыхе.

    Можно устраивать кратковременные  перерывы, используя их для разбора  ошибок, подсчёта очков, уточнения правил, сокращать дистанции, уменьшать  число повторений. Можно увеличивать  подвижность участников игры, дополняя препятствие, увеличивать дистанции.

    Желательно, чтобы все  играющие получали примерно одинаковую нагрузку. Поэтому удалять из игры проигравших можно только на очень  короткое время.

    Информация о работе Методика проведения подвижных игр