Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 23:13, курсовая работа
Значение координационных способностей для занятий многими видами спорта неоспоримо. По мнению ряда авторов они являются критерием высокого спортивного мастерства. В связи с ранней специализацией, сокращением сроков обучения и усложнением спортивной техники к юным спортсменам предъявляются высокие требования в плане проявления координационных способностей. Это обусловливает необходимость поиска новых путей, с помощью которых можно лучше и быстрее научить детей управлять своими движениями. Возможно, эффективным путём станет оптимизация учебно-тренировочного процесса с учётом свойств нервной системы занимающихся.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВАI.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬ-НО-КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ.
1.1Современные представления о структуре двигательной координации.
1.2
1.3
ГЛАВА II. КООРДИНАЦИОННЫЕСПОСОБНОСТИ КАК ОДИН ИЗ ВИ-ДОВ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
2.1Понятие координационных способностей.
2.2Виды координационных способностей.
2.3Факторы, влияющие на проявление координационных способностей.
ГЛАВА III.СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ.
3.1Задачи развития координационных способностей.
3.2Контроль координационных способностей.
3.3Средства воспитания координационных способностей.
3.4 Методические подходы и методы воспитания координационных способ-ностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Данные способности являются общими координационными способностями и, в зависимости от вида деятельности, подразделяются на более мелкие (частные) координационные способности, количество которых может быть безгранично (51).
К специальным двигательно-координационным способностям В.И. Лях (51) относит группы целостных целенаправленных двигательных действий, однородных по психофизиологическим механизмам. Данные способности проявляются:
- в нелокомоторных движениях тела в пространстве (гимнастические и акробатические упражнения).
- в циклических (бег, плавание, ходьба) и ациклических двигательных действиях;
- в движениях манипулирования
в пространстве отдельными
- в движениях перемещения вещей в пространстве;
- в баллистических (метательных
двигательных действиях) с
- в метательных движениях на меткость;
- в движениях прицеливания;
- в поражательных и копирующих движениях;
- в атакующих и защитных
двигательных действиях
- в атакующих и защитных
технических и технико-
В данную классификацию не вошёл ещё ряд групп специфических координационных способностей, относящихся к трудовой деятельности и бытовым операциям.
1.2. Методика развития
двигательно-координационных
В современном спорте значительно увеличился объём деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, считает Ж.К. Холодов (115). Внедрение в практику спортивной тренировки результатов научно-исследовательской деятельности постоянно усложняет структуру двигательных действий. Техника спортивных движений становится более совершенной, предъявляя к организму спортсмена всё более возрастающие требования.
По мнению Ю.В.Верхошанского (14,15), одной из важнейших задач современной спортивной тренировки является качественное совершенствование движений человека, в основе которого лежит последовательное использование специфических особенностей координационных механизмов сложного двигательного действия. Разработка проблемы управления движениями представляется в настоящее время особо актуальной. Такой же точки зрения придерживаются Л.И. Лубышева (45), Г.И. Попов и И.П. Ратов (87).
В современной спортивной тренировке двигательно-координационные способности связывают с понятием ловкость. И.М.Туревский (101) определяет ловкость как комплекс психических и моторных способностей, которые в своей совокупности (взаимодействии) обусловливают особенности двигательной активности человека в условиях, требующих проявления находчивости, быстроты (или своевременности) действий, пространственной точности движений и их биомеханической рациональности.
Современная методика развития двигательно-координационных способностей базируется на принятых в теории и практике спортивной тренировки общеметодических (сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации) и специфических (непрерывности, системного чередования нагрузок и отдыха, постепенности, цикличности нагрузок и др.) принципах развития физических качеств. Широко используются методы стандартно-повторного и вариативного упражнения, а также игровой и соревновательный метод (51,96,97,98,103,115).
При развитии координационных способностей решается две большие группы задач:
1. Разностороннее развитие.
Решается в базовом физическом
воспитании и на начальных
этапах спортивной тренировки, создавая
необходимую двигательную базу,
позволяющую в дальнейшем
Этап начальной подготовки характеризуется широтой применяемых средств при развитии двигательно-координационных способностей. В тренировочном процессе используются общеразвивающие и гимнастические упражнения, метательные и прыжковые упражнения с установкой на дальность и точность, различные игры, эстафеты и др. (96,97,98).
2. Специально направленное
развитие. Данная задача решается
на последующих этапах
Общими задачами при развитии двигательно-координационных способностей по Л.П. Матвееву (68) являются:
1. Совершенствование способности
строить (осваивать по
2. Совершенствование способности
преобразовывать (
3. Повышение устойчивости
сформированных рациональных
Решение общих задач в тренировочном процессе предполагает последовательное и одновременное решение ряда частных: направленному совершенствованию функций восприятия, анализа и коррекции движений, по обогащению двигательного опыта, достижению необходимой точности движений и др. В практике спортивной тренировки данные задачи реализуются в единстве с воспитанием силовых и скоростных способностей, с обучением двигательным действиям и со многими другими двигательными способностями (68).
Результаты исследований
многих авторов особенностей совершенствования
координационных способностей в физическом
воспитании (5,7,16,22,24,25, 29,37,46,47,49,51,69,70,92,
В.П. Губа (23), Р.А. Лайшев (44) указывают на возраст 11-12 лет как на наиболее благоприятный для совершенствования способности к выработке новых двигательных программ, отмечая, что у мальчиков уровень развития координационных способностей с возрастом выше, чем у девочек.
Практика современной спортивной тренировки содержит большое количество средств воздействия на координационные способности. Основу составляют физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность достигается за счёт изменения пространственных, временных и силовых параметров, за счёт изменения окружающей обстановки, сочетания двух и более упражнений и т.п. (1,9,28,67,68,92,93,118).
Гимнастические упражнения являются наиболее доступным средством для развития координационных способностей. Данные упражнения можно использовать как в практике физической культуры, так и на начальных этапах спортивной тренировки. Спортивные и подвижные игры, единоборства, кроссовый бег и прогулки на лыжах по пересечённой местности способствуют развитию способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой (96,97,98,115).
Отдельную группу составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции. Это упражнения по выработке чувства пространства, времени и степени развиваемых усилий (67,68,69).
В.Н. Платонов (76), и Л.П. Матвеев (96) считают, что для спортивной тренировки при развитии двигательно-координационных способностей характерны три группы физических упражнений:
1. Общеподготовительные (данные упражнения облегчают освоение новых форм двигательного действия).
2. Специальноподготовительные (направлены на развитие специфических координационных способностей, проявляющихся в данном виде спорта).
3. Соревновательные.
Необходимым условием при развитии координационных способностей является постоянная новизна условий выполнения двигательного действия. Совершенствуют координационные способности в первой половине тренировочного занятия. Развивающееся в процессе занятия утомление значительно снижает внимание спортсменов, ухудшает их реакцию, отрицательно сказывается на всей координации движений (115).
При развитии координационных способностей тренеры придерживаются четырёх основных методических подходов:
1. Обогащение двигательного
потенциала путём обучения
2. Развитие способности
рационально перестраивать
3. Улучшение пространственных,
временных и силовых
4. Преодоление излишней
мышечной напряжённости. Любое
двигательное действие
В каждом виде спорта существует множество методических подходов по развитию двигательно-координационных способностей. На начальных этапах спортивной тренировки они во многом схожи между собой. На последующих этапах содержание методики уже полностью зависит от специфики выбранного вида спорта и индивидуальных возможностей спортсмена (115).
Современные подходы к развитию двигательно-координационных способностей
Изучение и разработка такого фактора, как «техника-координация», определяющего достижения в спорте, рассматриваются специалистами как важное условие оптимизации спортивной тренировки (31,32,43,88,125) и неиспользованный в должной мере резерв повышения мастерства юных и квалифицированных спортсменов.
По мнению Ежи Садовски (89), на сегодняшний день представления авторов по определению места и функции координационной тренировки в системе подготовки спортсменов достаточно разнообразны. Попытки глубже осмыслить понятие «координационная тренировка» в спорте появились лишь в последнее время, однако имеющиеся концепции относятся к низкому уровню спортивного мастерства.
Е. Садовски (89) выделяет четыре наиболее значимых точки зрения специалистов по роли и месту координационной тренировки:
1. Координационная тренировка
рассматривается через призму
совершенствования ловкости в
системе физической подготовки
спортсмена, наряду с развитием
силовых, скоростных
2. Развитие координационных
способностей следует
3. Некоторые авторы в
силу слабой разработанности
данной темы вообще не
4. По мнению Л.П. Матвеева
(67), воспитание координационных
способностей составляет одну
из стержневых основ всей
Анализ литературы по теории и методике подготовки квалифицированных и юных пловцов показал, что проблема развития двигательно-координационных способностей остаётся практически незатронутой.
Однако за последние годы в методической литературе по плаванию некоторые специалисты стали разрабатывать проблему развития координационных способностей. М.Д. Бакшеев (4), Р.С. Жуков (33,34), Е.С. Жукова (35), М.М. Булатова (10), В.Н. Платонов (79,83,84) придерживаются мнения о том, что координационные способности у пловцов следует развивать в ходе технической подготовки. Анализ литературы по методике подготовки юных и квалифицированных спортсменов показал, что в подготовку пловцов включают тренировочные программы координационных упражнений по воздействию на специфические координационные способности с целью улучшения процессов экономизации техники.
В методической литературе по подготовке пловцов в последнее время координационные способности у пловцов связывают с понятием
ГЛАВА II. КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
2.1 Понятие координационных способностей
Прежде, чем обозначить понятие координационных способностей, стоит сказать об их важности в развитии человека.
Как писал авторитетнейший ученый, профессор Л.П. Матвеев, в век НТР «грубая сила всё больше уступает место тонко усовершенствованным разносторонним способностям, косные навыки - динамическому богатству двигательных координации. Уже современные профессии на производстве и транспорте требуют, если можно так выразиться, двигательной интеллигентности, высокой устойчивости и лабильности функций анализаторов. В дальнейшем эти требования, надо думать, еще больше возрастут...» [52, с. 13].
Информация о работе Методика развития двигательно-координационных способностей у пловцов