Методика развития двигательно-координационных способностей у пловцов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 23:13, курсовая работа

Краткое описание

Значение координационных способностей для занятий многими видами спорта неоспоримо. По мнению ряда авторов они являются критерием высокого спортивного мастерства. В связи с ранней специализацией, сокращением сроков обучения и усложнением спортивной техники к юным спортсменам предъявляются высокие требования в плане проявления координационных способностей. Это обусловливает необходимость поиска новых путей, с помощью которых можно лучше и быстрее научить детей управлять своими движениями. Возможно, эффективным путём станет оптимизация учебно-тренировочного процесса с учётом свойств нервной системы занимающихся.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВАI.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬ-НО-КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ.
1.1Современные представления о структуре двигательной координации.
1.2
1.3
ГЛАВА II. КООРДИНАЦИОННЫЕСПОСОБНОСТИ КАК ОДИН ИЗ ВИ-ДОВ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
2.1Понятие координационных способностей.
2.2Виды координационных способностей.
2.3Факторы, влияющие на проявление координационных способностей.
ГЛАВА III.СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ.
3.1Задачи развития координационных способностей.
3.2Контроль координационных способностей.
3.3Средства воспитания координационных способностей.
3.4 Методические подходы и методы воспитания координационных способ-ностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 170.69 Кб (Скачать файл)

  Данные способности являются общими координационными способностями и, в зависимости от вида деятельности, подразделяются на более мелкие (частные) координационные способности, количество которых может быть безгранично (51).

  К специальным двигательно-координационным способностям В.И. Лях (51) относит группы целостных целенаправленных двигательных действий, однородных по психофизиологическим механизмам. Данные способности проявляются:

- в нелокомоторных движениях тела в пространстве (гимнастические и акробатические упражнения).

- в циклических (бег,  плавание, ходьба) и ациклических  двигательных действиях;

- в движениях манипулирования  в пространстве отдельными частями  тела;

- в движениях перемещения  вещей в пространстве;

- в баллистических (метательных  двигательных действиях) с установкой  на дальность и силу метания;

- в метательных движениях  на меткость;

- в движениях прицеливания;

- в поражательных и копирующих движениях;

- в атакующих и защитных  двигательных действиях единоборств;

- в атакующих и защитных  технических и технико-тактических  действиях подвижных и спортивных  игр.

  В данную классификацию не вошёл ещё ряд групп специфических координационных способностей, относящихся к трудовой деятельности и бытовым операциям.

1.2. Методика развития  двигательно-координационных способностей  в тренировке спортсменов

  В современном спорте значительно увеличился объём деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, считает Ж.К. Холодов (115). Внедрение в практику спортивной тренировки результатов научно-исследовательской деятельности постоянно усложняет структуру двигательных действий. Техника спортивных движений становится более совершенной, предъявляя к организму спортсмена всё более возрастающие требования.

  По мнению Ю.В.Верхошанского (14,15), одной из важнейших задач современной спортивной тренировки является качественное совершенствование движений человека, в основе которого лежит последовательное использование специфических особенностей координационных механизмов сложного двигательного действия. Разработка проблемы управления движениями представляется в настоящее время особо актуальной. Такой же точки зрения придерживаются Л.И. Лубышева (45), Г.И. Попов и И.П. Ратов (87).

  В современной спортивной тренировке двигательно-координационные способности связывают с понятием ловкость. И.М.Туревский (101) определяет ловкость как комплекс психических и моторных способностей, которые в своей совокупности (взаимодействии) обусловливают особенности двигательной активности человека в условиях, требующих проявления находчивости, быстроты (или своевременности) действий, пространственной точности движений и их биомеханической рациональности.

  Современная методика развития двигательно-координационных способностей базируется на принятых в теории и практике спортивной тренировки общеметодических (сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации) и специфических (непрерывности, системного чередования нагрузок и отдыха, постепенности, цикличности нагрузок и др.) принципах развития физических качеств. Широко используются методы стандартно-повторного и вариативного упражнения, а также игровой и соревновательный метод (51,96,97,98,103,115).

  При развитии координационных способностей решается две большие группы задач:

1. Разностороннее развитие. Решается в базовом физическом  воспитании и на начальных  этапах спортивной тренировки, создавая  необходимую двигательную базу, позволяющую в дальнейшем совершенствовать  двигательную деятельность.

  Этап начальной подготовки характеризуется широтой применяемых средств при развитии двигательно-координационных способностей. В тренировочном процессе используются общеразвивающие и гимнастические упражнения, метательные и прыжковые упражнения с установкой на дальность и точность, различные игры, эстафеты и др. (96,97,98).

2. Специально направленное  развитие. Данная задача решается  на последующих этапах спортивной  тренировки: этапе предварительной  и специализированной базовой  подготовки, максимальной реализации  индивидуальных возможностей и  этапе сохранения достижений, приобретая  специфический характер, в зависимости  от выбранного вида спорта (96,97).

  Общими задачами при развитии двигательно-координационных способностей по Л.П. Матвееву (68) являются:

1. Совершенствование способности  строить (осваивать по имеющемуся  образцу или создавать самостоятельно) новые формы двигательных действий, достигая при этом необходимой  точности, экономичности и эффективности  движений.

2. Совершенствование способности  преобразовывать (перестраивать)  сложившиеся формы координации  движений в соответствии с  меняющимися обстоятельствами.

3. Повышение устойчивости  сформированных рациональных форм  координации движений по отношению  к неблагоприятному воздействию  утомления и других факторов (совершенствование  координационной выносливости).

  Решение общих задач в тренировочном процессе предполагает последовательное и одновременное решение ряда частных: направленному совершенствованию функций восприятия, анализа и коррекции движений, по обогащению двигательного опыта, достижению необходимой точности движений и др. В практике спортивной тренировки данные задачи реализуются в единстве с воспитанием силовых и скоростных способностей, с обучением двигательным действиям и со многими другими двигательными способностями (68).

  Результаты исследований многих авторов особенностей совершенствования координационных способностей в физическом воспитании (5,7,16,22,24,25, 29,37,46,47,49,51,69,70,92,102,109,123,124,125) и спорте (18,26,36,38,39,40,73, 74,89,90,91,95,108,126) позволяют сделать вывод о гетерохронности (44,71) их развития. Двигательно-координационные способности имеют благоприятные периоды развития на определённых этапах онтогенеза: в периоды физиологического улучшения координации движений в 8, 11-12, 14 и 16 лет, сменяемые периодами относительного ухудшения в 7, 10, 13 и 15 лет. Кроме этого, периоды естественного (не стимулируемого) развития не совпадают с периодами наибольшего прироста показателей двигательно-координационных способностей при их направленном развитии (69,70), а уровень развития координационных способностей зависит от состояния здоровья (20,21).

  В.П. Губа (23), Р.А. Лайшев (44) указывают на возраст 11-12 лет как на наиболее благоприятный для совершенствования способности к выработке новых двигательных программ, отмечая, что у мальчиков уровень развития координационных способностей с возрастом выше, чем у девочек.

  Практика современной спортивной тренировки содержит большое количество средств воздействия на координационные способности. Основу составляют физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность достигается за счёт изменения пространственных, временных и силовых параметров, за счёт изменения окружающей обстановки, сочетания двух и более упражнений и т.п. (1,9,28,67,68,92,93,118).

  Гимнастические упражнения являются наиболее доступным средством для развития координационных способностей. Данные упражнения можно использовать как в практике физической культуры, так и на начальных этапах спортивной тренировки. Спортивные и подвижные игры, единоборства, кроссовый бег и прогулки на лыжах по пересечённой местности способствуют развитию способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой (96,97,98,115).

   Отдельную группу составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции. Это упражнения по выработке чувства пространства, времени и степени развиваемых усилий (67,68,69).

  В.Н. Платонов (76), и Л.П. Матвеев (96) считают, что для спортивной тренировки при развитии двигательно-координационных способностей характерны три группы физических упражнений:

1. Общеподготовительные (данные упражнения облегчают освоение новых форм двигательного действия).

2. Специальноподготовительные (направлены на развитие специфических координационных способностей, проявляющихся в данном виде спорта).

3. Соревновательные.

  Необходимым условием при развитии координационных способностей является постоянная новизна условий выполнения двигательного действия. Совершенствуют координационные способности в первой половине тренировочного занятия. Развивающееся в процессе занятия утомление значительно снижает внимание спортсменов, ухудшает их реакцию, отрицательно сказывается на всей координации движений (115).

  При развитии координационных способностей тренеры придерживаются четырёх основных методических подходов:

1. Обогащение двигательного  потенциала путём обучения новым  движениям с постепенным увеличением  их сложности. Осваивая новые формы двигательных действий, занимающиеся не только пополняют свою двигательную базу, но и развивают способность образовывать новые двигательные действия.

2. Развитие способности  рационально перестраивать двигательное  действие в соответствии с  изменяющейся обстановкой. Данный  подход широко используется в  игровых видах спорта и единоборствах,  где решающую роль играет скорость  и правильность принятия решения  в ответ на действия противника (68).

3. Улучшение пространственных, временных и силовых восприятий. Техническое совершенствование  невозможно без повышения уровня  данных способностей, поэтому этот  подход используется во всех  видах спорта.

4. Преодоление излишней  мышечной напряжённости. Любое  двигательное действие характеризуется  активностью мышц-синергистов и  мышц-антагонистов. Задачей тренеров  и спортсменов является максимальное  снижение активности антагонистов, вызывающих излишнее напряжение, искажающих технику движений и приводящих к преждевременному утомлению (67).

  В каждом виде спорта существует множество методических подходов по развитию двигательно-координационных способностей. На начальных этапах спортивной тренировки они во многом схожи между собой. На последующих этапах содержание методики уже полностью зависит от специфики выбранного вида спорта и индивидуальных возможностей спортсмена (115).

  Современные подходы к развитию двигательно-координационных способностей

  Изучение и разработка такого фактора, как «техника-координация», определяющего достижения в спорте, рассматриваются специалистами как важное условие оптимизации спортивной тренировки (31,32,43,88,125) и неиспользованный в должной мере резерв повышения мастерства юных и квалифицированных спортсменов.

  По мнению Ежи Садовски (89), на сегодняшний день представления авторов по определению места и функции координационной тренировки в системе подготовки спортсменов достаточно разнообразны. Попытки глубже осмыслить понятие «координационная тренировка» в спорте появились лишь в последнее время, однако имеющиеся концепции относятся к низкому уровню спортивного мастерства.

  Е. Садовски (89) выделяет четыре наиболее значимых точки зрения специалистов по роли и месту координационной тренировки:

1. Координационная тренировка  рассматривается через призму  совершенствования ловкости в  системе физической подготовки  спортсмена, наряду с развитием  силовых, скоростных способностей, выносливости и гибкости.

2. Развитие координационных  способностей следует интегрирование  осуществлять в ходе технической  подготовки.

3. Некоторые авторы в  силу слабой разработанности  данной темы вообще не упоминают  об этом разделе подготовки.

4. По мнению Л.П. Матвеева (67), воспитание координационных  способностей составляет одну  из стержневых основ всей подготовки  спортсмена.

  Анализ литературы по теории и методике подготовки квалифицированных и юных пловцов показал, что проблема развития двигательно-координационных способностей остаётся практически незатронутой.

  Однако за последние годы в методической литературе по плаванию некоторые специалисты стали разрабатывать проблему развития координационных способностей. М.Д. Бакшеев (4), Р.С. Жуков (33,34), Е.С. Жукова (35), М.М. Булатова (10), В.Н. Платонов (79,83,84) придерживаются мнения о том, что координационные способности у пловцов следует развивать в ходе технической подготовки. Анализ литературы по методике подготовки юных и квалифицированных спортсменов показал, что в подготовку пловцов включают тренировочные программы координационных упражнений по воздействию на специфические координационные способности с целью улучшения процессов экономизации техники.

  В методической литературе по подготовке пловцов в последнее время координационные способности у пловцов связывают с понятием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

 

2.1 Понятие координационных способностей

 

 Прежде, чем обозначить понятие координационных способностей, стоит сказать об их важности в развитии человека.

  Как писал авторитетнейший ученый, профессор Л.П. Матвеев, в век НТР «грубая сила всё больше уступает место тонко усовершенствованным разносторонним способностям, косные навыки - динамическому богатству двигательных координации. Уже современные профессии на производстве и транспорте требуют, если можно так выразиться, двигательной интеллигентности, высокой устойчивости и лабильности функций анализаторов. В дальнейшем эти требования, надо думать, еще больше возрастут...» [52, с. 13].

Информация о работе Методика развития двигательно-координационных способностей у пловцов