Методика развития двигательно-координационных способностей у пловцов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 23:13, курсовая работа

Краткое описание

Значение координационных способностей для занятий многими видами спорта неоспоримо. По мнению ряда авторов они являются критерием высокого спортивного мастерства. В связи с ранней специализацией, сокращением сроков обучения и усложнением спортивной техники к юным спортсменам предъявляются высокие требования в плане проявления координационных способностей. Это обусловливает необходимость поиска новых путей, с помощью которых можно лучше и быстрее научить детей управлять своими движениями. Возможно, эффективным путём станет оптимизация учебно-тренировочного процесса с учётом свойств нервной системы занимающихся.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВАI.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬ-НО-КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ.
1.1Современные представления о структуре двигательной координации.
1.2
1.3
ГЛАВА II. КООРДИНАЦИОННЫЕСПОСОБНОСТИ КАК ОДИН ИЗ ВИ-ДОВ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
2.1Понятие координационных способностей.
2.2Виды координационных способностей.
2.3Факторы, влияющие на проявление координационных способностей.
ГЛАВА III.СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ.
3.1Задачи развития координационных способностей.
3.2Контроль координационных способностей.
3.3Средства воспитания координационных способностей.
3.4 Методические подходы и методы воспитания координационных способ-ностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 170.69 Кб (Скачать файл)

  Понятие «потенциальные способности» нельзя понимать как некий фиксированный предел, потому что нельзя достоверно спрогнозировать возможности развития у школьника различных двигательных, в том числе координационных, способностей. Об этом говорит продолжающийся рост достижений в различных видах спорта, в частности, в гимнастике, фигурном катании на коньках, спортивных играх и др., где КС выступают как один из ведущих факторов достижения высоких результатов [27, с. 50].

  Учителя физической культуры и тренеры должны, прежде всего, распознать к каким специальным и специфическим КС ученик имеет высокие врожденные задатки. Затем с помощью соответствующих методов выявить показатели разных КС. Это поможет определить координационные возможности учеников и в соответствии с этим организовать ход учебно-тренировочного процесса.

  Необходимо различать элементарные и сложные КС. Элементарные КС проявляются, например, в ходьбе и беге, а более сложные - в единоборствах и спортивных играх. Способность точно воспроизводить пространственные параметры движений довольно проста; сложнее способность быстро перестраивать двигательные действия в условиях внезапного изменения обстановки.

 

2.3 Факторы, влияющие на  проявление координационных способностей.

 

Проявление координационных  способностей зависит от целого ряда факторов, а именно: 1) способности  человека к точному анализу движений; 2) деятельности анализаторов и особенно двигательного; 3) сложности двигательного  задания; 4) уровня развития других физических способностей; 5) смелости и решительности; 6) возраста; 7) общей подготовленности занимающихся и др.

Координационные способности, которые характеризуются точностью  управления силовыми, пространственными  и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных  и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации, имеют выраженные возрастные особенности.

Так, дети 4—6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений. Двигательные навыки формируются  у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакций, а способность  к дифференцировке усилий — низкая.

В возрасте 7—8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью  скоростных параметров и ритмичности.

В период от 11 до 13—14 лет  увеличивается точность дифференцировки  мышечных усилий, улучшается способность  к воспроизведению заданного  темпа движений. Подростки 13—14 лет  отличаются высокой способностью к  усвоению сложных двигательных координации, что обусловлено завершением  формирования функциональной сенсомоторной  системы, достижением максимального  уровня во взаимодействии всех анализаторных  систем и завершением формирования основных механизмов произвольных движений.

В возрасте 14—15 лет наблюдается  некоторое снижение пространственного  анализа и координации движений. В период 16—17 лет продолжается совершенствование  двигательных координаций до уровня взрослых, а дифференцировка мышечных усилий достигает оптимального уровня.

В онтогенетическом развитии двигательных координации способность  ребенка к выработке новых  двигательных программ достигает своего максимума в 11—12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке. Замечено, что  у мальчиков уровень развития координационных способностей с  возрастом выше, чем у девочек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ.

 

3.1. Задачи развития координационных способностей.

 

  При воспитании координационных способностей решают две группы зада по разностороннему и б) специально направленному их развитию.

  Первая группа указанных задач преимущественно решается в дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании учащихся. Достигнутый здесь общий уровень развития координационных способностей создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной деятельности.

  Особенно большая роль в этом отводится физическому воспитанию в общеобразовательной школе. Школьной программой предусматриваются обеспечение широкого фонда новых двигательных умений и навыков и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей, проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических упражнениях, метательных движениях с установкой на дальность и меткость, подвижных, спортивных играх.

Задачи по обеспечению  дальнейшего и специального развития координационных способностей решаются в процессе спортивной тренировки и  профессионально-прикладной физической подготовки. В первом случае требования к ним определяются спецификой избранного вида спорта, во втором — избранной  профессией.

В видах спорта, где предметом  состязаний является сама техника движений, первостепенное значение имеют способности  образовывать новые, все более усложняющиеся  формы движений, а также дифференцировать амплитуду и время выполнения движений различными частями тела, мышечные напряжения различными группами мышц.

Способность же быстро и  целесообразно преобразовывать  движения и формы действий по ходу состязаний в наибольшей мере требуется  в спортивных играх и единоборствах, а также в таких видах спорта, как скоростной спуск на лыжах, горный и водный слалом, где в обстановку действий преднамеренно вводят препятствия, которые вынуждают мгновенно  видоизменять движения или переключаться  с одних точно координированных действий на другие.

В указанных видах спорта стремятся довести координационные  способности, отвечающие специфике  спортивной специализации, до максимально  возможной степени совершенства.

Воспитание координационных  способностей имеет строго специализированный характер и в профессионально-прикладной физической подготовке

Многие существующие и  вновь возникающие в связи  с научно-техническим прогрессом виды практической профессиональной деятельности не требуют значительных затрат мышечных усилий, но предъявляют повышенные требования к центральной нервной  системе человека, особенно к механизмам координации движения, функциям двигательного, зрительного и других анализаторов.

Включение человека в сложную  систему «человек—машина» ставит необходимое  условие быстрого восприятия обстановки, переработки за короткий промежуток времени полученной информации и  очень точных действий по пространственным, временным и силовым параметрам при общем дефиците времени. Исходя из этого, определены следующие задачи ППФП по развитию координационных способностей:

1) улучшение способности  согласовывать движения различными  частями тела;

2) развитие координации  движений неведущей конечности;

3) развитие способностей  соразмерять движения по пространственным, временным и силовым параметрам.

Решение задач физического  воспитания по направленному развитию координационных способностей прежде всего на занятиях с детьми, со школьниками и с другими занимающимися приводит к тому, что они:

- значительно быстрее и на более высоком качественном уровне овладевают различными двигательными действиями;

- постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками;

- приобретают умения экономно расходовать свои энергетические ресурсы в процессе двигательной деятельности;

- испытывают в психологическом отношении чувства радости и удовлетворения от освоения в совершенных формах новых и разнообразных движений.

 

3.2. Контроль координационных  способностей.

 

При оценке координационных  способностей пловцов в основном ориентируются на относительно стереотипные движения, предусматривающие выполнение заранее известных специально-подготовительных и соревновательных упражнений. Оценивается соответствие техники, демонстрируемой спортсменом, по ее рациональной структуре, стабильности навыков при наличии сбивающих факторов (утомление?- неожиданные сигналы к выполнению движений, выполнение упражнений в усложненных условиях, например, при плавании на дорожке одновременно с • 8 — 10 спортсменами и т. п.), вариативность навыков в зависимости от ситуации и т. п. 
  При осуществлении контроля за развитием координационных способностей следует учитывать, что единого критерия его оценки данного качества нет. Это связано с многофакторной структурой, а также с тем, что они проявляются в комплексе с другими качествами и способностями. Контроль за развитием координационных способностей, как правило, осуществляется по данным комплексных тестов, которые требуют от пловца развития определенных физических качеств и совершенства двигательных навыков, высоких координационных способностей. Поэтому об уровне координации можно судить по показателям экономичности работы при выполнении разных заданий, по степени соответствия заданию результатов выполнения сложных в координационном отношении упражнений.

  Об уровне координационных способностей можно судить по времени, необходимому для освоения сложных двигательных действий, по времени от момента изменения тренировочной или соревновательной ситуации до начала соответствующего двигательного действия, а также по совершенству специализированных восприятий: чувства развиваемых усилий, темпа, скорости, воды и др. (Hirtz, 1994; Платонов, 1997).

  Для оценки координационных способностей часто применяют дозированный комплекс разных упражнений в строгой последовательности. Общее время, затрачиваемое спортсменами на выполнение всех  
двигательных действий, служит мерой координационных способностей, так как в нем находит свое отражение быстрота, целесообразность и последовательность этих движений.

  В основу контроля способности к оценке и регуляции динамических и пространственно-временных параметров движений (чувства времени, темпа, ритма, развиваемых усилий и т. п.) должны быть положены специальные тесты (обычно это серии 50—100-метровых отрезков, преодолеваемых с разной скоростью и заданными паузами с ориентацией на оценку и регуляцию конкретных характеристик), программы которых предъявляют повышенные требования к деятельности анализаторов в отношении точности разных характеристик движений. При этом тесты должны иметь избирательный характер с акцентом на оценку темпа движений или времени преодоления отрезков и т. п. Усложнение контрольных испытаний может быть осуществлено исключением зрительного или слухового контроля за двигательными действиями.

 
3.3. Средства воспитания координационных способностей.

 

Практика физического  воспитания и спорта располагает  огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности.

Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной  сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т. п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время.

Наиболее широкую и  доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют обще подготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами, относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики, упражнения в равновесии.

Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает  освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков, метаний, лазанья.

Для воспитания способности  быстро и целесообразно перестраивать  двигательную деятельность в связи  с внезапно меняющейся обстановкой  высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства, кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности, горнолыжный спорт.

Особую группу средств  составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и  регуляцию двигательных действий. Это  упражнения по выработке чувства  пространства, времени, степени развиваемых  мышечных усилий.

Специальные упражнения для  совершенствования координации  движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно сходные  упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта или  трудовыми действиями.

На спортивной тренировке применяют две группы таких средств:

а) подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта;

б) развивающие, направленные непосредственно на воспитание координационных способностей, проявляющихся в конкретных видах спорта.

Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и  тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.

Выполнение координационных  упражнений следует планировать  на первую половину основной части  занятия, поскольку они быстро ведут  к утомлению.

 

3.4. Методические подходы и методы воспитания координационных способностей

 

При воспитании координационных  способностей используются следующие  основные методические подходы.

1. Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, занимающиеся не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая большим двигательным опытом, человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей.

Информация о работе Методика развития двигательно-координационных способностей у пловцов