Методика развития координационных способностей учащихся 7-х классов на уроках физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: развитие и совершенствование пространственной ориентировки у учащихся среднего школьного возраста в общеобразовательной школе по средствам игр и игровых моментов.
Задачи исследования. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по развитию пространственной ориентировки.
2. Выявить наиболее эффективные средства и методы развития пространственной ориентировки.
3. Обосновать результаты эксперимента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..……………………......3
ГЛАВА I.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ…………….……………….…………...........5
1.1. Общая характеристика координационных способностей………..…..........5
1.1.1. Понятие координационных способностей……………….………………5
1.1.2. Классификация координационных способностей……………………….8
1.1.3. Основные средства и методы воспитания координационных способностей………………………………………………………………………………..10
1.2. Пространственная ориентировка…………………………………………..11
1.3. Психологическая характеристика среднего школьного возраста………..14
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………..…22
2.1. Методы исследования………………………………………………………22
2.1.1. Анализ и обработка научно–методической литературы по проблеме исследования………………………………………………………………………..22
2.1.2. Методы математической статистики…………………………………….22
2.1.3. Тестирование………………………………………………………………24
2.1.4. Педагогический эксперимент…………………………………………….26
2.2. Организация и проведение педагогического исследования…………...…26
ГЛАВА III. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ………....28
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..….32
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………….…..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Вложенные файлы: 1 файл

Мет раз КС пр ор 7 кл.doc

— 338.00 Кб (Скачать файл)

Заключительной этап исследования включал в себя математико-статистическую обработку результатов, их анализ и обсуждение, и оформление курсовой работы.

 

 

 

ГЛАВА III. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Для установления эффективности организации и проведения занятий по развитию пространственной ориентировки посредствам подвижных игр и круговой тренировки у учащихся  среднего школьного возраста было проведено тестирование детей обеих групп. Показатели до эксперимента представлены в таблице 3.1

При сравнительном анализе результатов экспериментальной и контрольной групп в тесте «Челночного бега 4х9 м» средний балл составил 9,4 ± 0,8 и 9,3 ± 0,8 соответственно. Среднее значение в упражнении «Ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения» в экспериментальной группе составляет 12,1 ± 2,2, в контрольной группе 11,3 ± 1,5, а в «Челночный бег елочка.» средне – арифметическое значение составило 7,2 ± 1,4 в экспериментальной группе и 7,7 ± 1,5 в контрольной группе.

 

Таблица 3.1

Уровень показателей пространственной ориентировки учащихся экспериментальной и контрольной группы до эксперимента.

 

Название теста

ЭГ

КГ

 

%

 

T

 

P

X

X

Челночного бега 4х9 м

9,4

±0,8

9,3

±0,8

1,069

0,01050

-

Ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения

 

12,1

 

±2,2

 

1,3

 

±1,5

 

6,837

 

0,29270

-

Челночный бег елочка.

7,2

±1,4

7,7

±1,5

6,711

0,18756

-


 

Спустя 6 недель школьники обеих групп были вновь подвергнуты тестированию по этим же показателям и их результаты приведены в таблице 3.4 проведение второго тестирования позволило выявить изменения, которые произошли в группах в ходе эксперимента.

 

 

 

 

 

Таблица 3.2

Уровень показателей пространственной ориентировки учащихся экспериментальной группы до и после эксперимента

 

Название теста

ЭГ

До

ЭГ

После

 

%

 

T

 

P

X

±S

X

± S

Челночного бега 4х9 м

9,3556

±0,8231

9,4810

±0,8501

1,331

1,0733

<0,1

Ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения

 

12,1253

 

±2,1557

 

11,6608

 

±2,0373

 

3,905

 

0,1604

 

-

Челночный бег елочка.

7,2129

±1,3827

6,9781

±1,3189

3,308

4,2965

>0,001


 

О внутригрупповых изменениях, прошедших в экспериментальной группе за время проведения эксперимента по тестируемым показателям, мы можем судить по данным, представленным в таблице 3.2.

Таблица3.3

Уровень показателей пространственной ориентировки учащихся контрольной группы до и после эксперимента

 

Название теста

КГ

До

КГ

После

 

%

 

T

 

P

X

± S

X

± S

Челночного бега 4х9 м

9,3366

0,8060

9,1762

0,5974

1,732

0,0958

-

Ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения

 

11,3292

 

±1,5426

 

11,1836

 

±1,5384

 

1,293

 

0,0587

-

Челночный бег елочка.

7,6642

1,5135

9,7380

1,3968

23,831

0,8595

-


 

О внутригрупповых изменениях, прошедших в контрольной группе за время проведения эксперимента по тестируемым показателям, мы можем судить по данным, представленным в таблице 3.3.

 

Таблица 3.4

Уровень показателей пространственной ориентировки учащихся экспериментальной и контрольной группы после эксперимента.

 

Название теста

ЭГ

КГ

 

%

 

T

 

P

X

± S

X

± S

Челночного бега 4х9 м

9,5

±0,9

9,2

±0,6

3,243

0,17912

-

Ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения

11,7

±2,0

11,2

±1,5

4,366

0,17846

-

Челночный бег елочка.

7,0

±1,3

9,7

±1,4

200

1,18420

<0,1


 

В экспериментальной группе улучшение показателей наблюдается в двух тестах «Челночного бега 4х9 м» до 9,4810 ± 0,9, а в остальных тестах можно отметить, что результаты ухудшились в тесте «Ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения» до 11,6608 ± 2,0 и в тесте «Челночный бег 92 м.» 6,9781 ± 1,3. В контрольной группе можно отметить, что значительные изменения произошли только в тесте «Челночный бег 92 м.», показатели которого улучшились до 9,7380 ± 1,4.

В связи с тем, что сроки прохождения педагогической практики ограничены и не имелось возможности формирования других опытных групп, то об эффективности разработанной нами методики мы будем судить по внутригрупповым различиям, произошедшим за время педагогического эксперимента.

За время эксперимента у контрольной группы можно отметить, что улучшения произошли только в тесте «Челночный бег елочка» (смотри таблицу 3.3) на 23,831%. А показатели по остальным тестам ухудшились так в тесте «Челночного бега 4х9 м» они составили 1,732%. А в тесте «Ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения» 1,293% соотвецтвенно.

 

 

ВЫВОДЫ

 

  1. Была изучена научно-методическая литература по развитию пространственной ориентировки. И ее анализ показал, что пространственную ориентировку можно развивать различными методами.
  2. Нами были выявлены наиболее эффективные средства и методы развития пространственной ориентировки. Но как оказалось на практике, они были не достаточно хороши, что и привело к снижению некоторых результатов.
  3. Обосновав результаты эксперимента можно сказать, что данные методические приемы можно использовать на уроках физической культуры. Анализ полученных результатов показал, что достоверные данные получились только в двух тестах в экспериментальной группе в тесте «Челночный бег 4х9 м» достоверность составила <0,1. И в тесте «Челночный бег елочка» достоверность составила <0,001.  А если сравнивать контрольную и экспериментальную группы на конец эксперимента то достоверными были данные только в тесте «Челночный бег елочка» и эта достоверность, составила <0,1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

  1. Для повышения эффективности развития пространственной ориентировки необходимо использовать различные подвижные игры, направленные на формирование этой способности.
  2. Целее сообразно использовать круговую тренировку для развития пространственной ориентировки.
  3. Провести глубокий анализ намеченных упражнений, связав их с учебной программой, ее конкретным учебным материалом, учтя наличие спортивного оборудования и инвентаря, имеющегося в школе для развития пространственной ориентировки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учебн. для студ. фак. физ. культуры пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
  2. Барков В.А. Педагогические исследования в физическом воспитании: Учебное пособие по курсу «Основы НИР» для студентов специальности п. 02.02. – «Физическая культура» – Гродно, 1995. – 68 с.
  3. Барков В.А., Старченко В.Н. Силовая подготовка старшеклассников в условиях общеобразовательной школы // Методические рекомендации. - Гомель: ГОСПО БССР, 1990. - 44 с.
  4. Бисярина В.П. Анатомо-физиологические особенности детского организма. - М.: Медицина, 1979. - 224 с.
  5. Бурханов А.И. Влияние спорта на организм школьников // Теория и практика физической культуры. 1995, - № 4. - С.12-14.
  6. Виноградов П.А. с совт. Основы физической культуры и здорового образа жизни: Учебн. пособие. - М.: Советский спорт, 1996. – 146 с.
  7. Гладышева А.А. Морфологические основы физического воспитания юных спортсменов. - Сб. докл. II Всес. конф. по проб. юнош. спорта. - М.: 1971. - С.55-61.
  8. Годик М.А., Бальсевич В.К., Тимошкин В.Н. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека // Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 5-6. - С. 24-32.
  9. Грабарь М.И., Краснявская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. – М.: Педагогика, 1977. – 136 с.
  10. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьника. – Мн.: Народная асвета, 1978. – 129 с.
  11. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. - Мн.: Высшая школа, 1985. - 253 с.
  12. Гуревич Н.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки. - Минск: Высшая школа, 1980. - 196 с.
  13. Детская спортивная медицина / Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. - Руководство для врачей. 2-е изд., перераб и доп. - М.: Медицина. 1991. - 560 с.
  14. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов ВУЗов. - М., 1985. - 80 с.
  15. Захаров Е.Н. Энциклопедия физической подготовки. - М.: Лентос, 1994. - 359 с.
  16. Зимкин Н.В.  Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости.- М.: Физкультура и спорт, 1978. – 206 с.
  17. Комплексная программа для 1–11 классов общеобразовательных школ с направленным развитием двигательных качеств. - М.: Физкультура и спорт, 1993. – 132 с.
  18. Комплексная программа физического воспитания учащихся V-XI классов общеобразовательной школы. - Мн., 1992. - 82 с.
  19. Комплексное воспитание двигательных способностей // Метод рекоменд. / Сост. Р.И. Купчинов. – Мн., 1993. – 52 с.
  20. Кузнецов В.В. Специальная силовая подготовка спортсмена. – М.: Советская Россия, 1975. – 208 с.
  21. Мартовский А.И. Эффективность методов развития мышечной силы в эксперименте с юношами 15-17 лет // Теория и практика физической культуры. - 1983. - N 1. - С.41-43.
  22. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
  23. Пеганов Ю.А.  Силовая гимнастика в комнате.  - М.: Знание, 1993. - 64 с.
  24. Пеганов Ю.А.  Силовые упражнения в парах // Споры в школе. - 1995 - N 1 - С.5.
  25. Сальникова Г.П. Физическое развитие детей. - М.: Просвещение, 1968. – 124 с.
  26. Физиология человека / Под ред. В.В. Васильевой. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 319 с.
  27. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1972.
  28. Хартманн Ю., Тюнеманн Х. Современная силовая подготовка - Берлин. Шпортферлаг. - 1988. - 335 с.
  29. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ I

 

Подвижные игры для экспериментальной группы

 

1. „Мяч в стенку". Игроки выстраиваются  в несколько колонн по одному лицом к стене на расстоянии 3 м от нее. В руках у направляющих мячи. По сигналу первые в колоннах начинают как можно быстрее бросать мяч в стену обусловленным способом и ловить его определенное количество раз (5-10). После этого первые становятся в конце своих колонн, а передачи выполняют следующие игроки, и так до последнего участника. Побеждает команда, раньше закончившая эстафету.

2. „Передал - садись". По сигналу водящие, стоящие напротив своих колонн на расстоянии 3-5 м, выполняют передачи мяча первым игрокам. Те ловят мяч, бросают его обратно и приседают. Затем водящие выполняют передачи вторым номерам и т. д. Побеждает команда, водящий (капитан) которой раньше поймает мяч от последнего игрока.

3. „Быстрые передачи". По сигналу  оба партнера, стоящие в 3-4 м друг  против друга, начинают как можно  быстрее передавать мяч между  собой, ведя вслух подсчет. Побеждает пара, первой сделавшая 20 передач. В перечисленных эстафетах возможны самые разнообразные, но обусловленные заранее способы передачи и ловли мяча.

4. „Пасовка волейболистов". Играющие  становятся в круги на расстоянии вытянутых рук. В центре круга находится водящий с волейбольным мячом в руках. По команде он пасует мяч по кругу первому номеру, который делает обратный пас, затем то же второму и т. д. Если игрок уронил мяч, он должен его подобрать и отпасовать следующему участнику. Игра заканчивается в тот момент, когда водящий примет мяч от последнего игрока. Варианты эстафеты: а) водящий пасует мяч все время в одном направлении, участники перемещаются по кругу; б) команды могут быть построены не по кругу, а в колонны по одному. Игрок, сделавший пас водящему, убегает назад и становится в конец колонны; в) команды построены во встречных колоннах и перепасовывают мяч (можно и через сетку). Игрок, сделавший пас, переходит в конец своей или противоположной колонны; г) эстафету можно проводить без водящего в центре на время удержания мяча в воздухе; д) при небольшом количестве играющих сделавший ошибку выбывает из игры. Победителем становится оставшийся игрок.

5. „Мяч в кольцо". Команды  построены в колонны по одному  перед баскетбольными щитами  или стойкой с корзиной на  расстоянии 2-3 м и более. По сигналу игроки, начиная с первого, поочередно бросают мяч в кольцо обусловленным способом. Выигрывает команда, чаще других поразившая кольцо. То же, но соревнуются в парах. Задача: бросая по 5 раз в кольцо, попасть больше, чем напарник (из 20-25 бросков). То же, но броски в кольцо выполнять до промаха. Побеждает игрок, набравший большее количество попаданий подряд.

Информация о работе Методика развития координационных способностей учащихся 7-х классов на уроках физической культуры