Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 16:33, курсовая работа
Цель исследования: развитие и совершенствование пространственной ориентировки у учащихся среднего школьного возраста в общеобразовательной школе по средствам игр и игровых моментов.
Задачи исследования. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по развитию пространственной ориентировки.
2. Выявить наиболее эффективные средства и методы развития пространственной ориентировки.
3. Обосновать результаты эксперимента.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..……………………......3
ГЛАВА I.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ…………….……………….…………...........5
1.1. Общая характеристика координационных способностей………..…..........5
1.1.1. Понятие координационных способностей……………….………………5
1.1.2. Классификация координационных способностей……………………….8
1.1.3. Основные средства и методы воспитания координационных способностей………………………………………………………………………………..10
1.2. Пространственная ориентировка…………………………………………..11
1.3. Психологическая характеристика среднего школьного возраста………..14
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………..…22
2.1. Методы исследования………………………………………………………22
2.1.1. Анализ и обработка научно–методической литературы по проблеме исследования………………………………………………………………………..22
2.1.2. Методы математической статистики…………………………………….22
2.1.3. Тестирование………………………………………………………………24
2.1.4. Педагогический эксперимент…………………………………………….26
2.2. Организация и проведение педагогического исследования…………...…26
ГЛАВА III. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ………....28
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..….32
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………….…..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………
6. „Слалом с ведением мяча".
Занимающиеся выстраиваются в
колонны параллельно друг
7. „Догони мяч". Игроки, разбившись на две равные команды (по 5-7 человек), выстраиваются в круг через одного. Мячи у капитанов команд, стоящих друг от друга через 2 человека. По сигналу капитаны передают (бросают) мяч заранее оговоренным способом товарищам по команде в одну и ту же сторону. Задача каждой команды - „догнать" мяч другой. Игра длится до тех пор, пока мяч не обойдет 3 раза всех игроков. Если за это время „догоняющей" команде не удастся настичь мяч, то „убегающая" получит очко. В противном случае очко получает другая команда. После этого команды меняются ролями. Играют до 6-10 очков.
Круговая тренировка для экспериментальной группы
1) Подбрасывание мяча вверх-
Учителя физической культуры могут менять упражнения, их последовательность или создавать по такому же принципу другие варианты КТ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Подвижные игры для контрольной группы
1. „Пятнашки". Игроки делятся на две равные команды по номерам. Одна располагается на одной, другая - на второй половине площадки. В руках у всех игроков баскетбольные (футбольные, волейбольные) мячи. По сигналу учителя названные номера, например 5*е, стремятся запятнать свободной от ведения мяча рукой как можно больше игроков другой команды за 15-20 с. Все участвующие водят мяч (левой, правой) рукой. Осаливание после свистка не защитывается. Запрещается выводить мяч за пределы площадки - это считается осаливанием. Подсчитывается количество „запятнанных" игроков в обеих командах и объявляется счет. Затем учитель вызывает других игроков, например, вторые номера и т. д. Побеждает команда, которая запятнала больше игроков противника.
Варианты: 1) выделяются 2-4 водящих, которые бегают и передают (бросают) мяч друг другу, стремясь запятнать (не бросая) мячом убегающих игроков. Запятнанные выбывают из игры или помогают водящим запятнать остальных. Игру можно проводить на всей баскетбольной площадке (в зале). Побеждают игроки, которые остались не запятнанными. Убегающие могут водить мяч или убегать с мячом в руках; 2) то же, только водящим разрешается не только передавать, но и водить мяч.
2. „Борьба за мяч" (2x2, 3x3, 4x4, 5x5 игроков) на ограниченном участке площадки. Если игрокам одной из команд удается выполнить подряд 5-10 передач (в зависимости от степени подготовленности участников), то команда получает очко, а мяч передается другой команде. Побеждает команда, которая за 4-5 мин наберет больше очков. Игра проводится по правилам баскетбола или ручного мяча с ведением (или без ведения) мяча, но без бросков в корзину или по воротам. Варианты: 1) владеть мячом в руках можно не более 3 с; 2) в случае трех и более нападающих мяч передается строго по номерам.
3. „Не дай получить мяч". Играют две команды 3x3, 4x4, 5x5 игроков и один водящий, в руках которого мяч. Одна из команд в нападении, другая - в защите. Задача нападающих с помощью финтов, рывков и т. п. освободиться от опеки защитников, получить мяч от водящего и броском (передачей) вернуть ему мяч обратно. Защитники, располагаясь лицом к „своим" нападающим, стремятся помешать этому. Время игры - 15-20 с. Отдых - 30 с. После этого команды меняются ролями и так до тех пор, пока каждый игрок 3 раза не побывает в роли нападающего и защитника. Отмечаются наиболее активные нападающие и хорошие защитники.
4. „Мяч по кругу". Учащиеся, разбившись на нечетное число игроков (не менее 5), выстраиваются в несколько кругов. В каждом кругу они передают одновременно 2 мяча через одного в одну, а затем в другую стороны, перемещаясь приставными шагами (или бегом) в сторону передачи мячей. Вариант: играть мячами разной массы и формы (в том числе набивными). Отмечаются игроки, допустившие меньше ошибок при передачах мяча в движении.
5. „Перехвати мяч". Игроки делятся на нападающих и защитников. Нападающих больше, чем защитников, на 1-2. Последних не должно быть больше трех. Нападающие ногами передают мяч свободным игрокам, защитники стремятся перехватить мяч. Нападающий, передачу которого перехватили, становится защитником, а защитники в порядке очередности (вне зависимости от того, кто из них перехватил мяч) становятся нападающими. Игра проводится на ограниченном участке поля. Нападающие и защитники могут в нем свободно перемещаться в зависимости от обстановки. Отмечаются игроки, которые перехватили больше мячей и меньше ошибались при передачах. Вариант: нападающие образуют квадрат и могут перемещаться для получения мяча только в своей зоне.
Круговая тренировка для контрольной группы
(1) передачи мяча на точность и быстроту в парах разными способами 2) одновременное и попеременное ведение двух мячей на месте;{3) ловля и передача мяча с отскоком от стены; 4) „челночное" ведение мяча правой, левой рукой; 5) броски мяча вверх и ловля на месте из различных исходных положений (стоя, сидя, в приседе, лежа); 6) передачи мяча в парах (тройках) в прыжке; 7) броски мяча вверх и ловля с промежуточными движениями (вращениями, кругом вперед и назад руками).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Таблица 1
Динамика пространственной ориентировки учащихся
(контрольная группа)
№ Фамилия |
Ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения |
Челночного бега 4х9 м |
Челночный бег елочка. | |||
|
до |
После |
До |
после |
до |
после |
1 Абушкевич |
10,9000 |
10,8000 |
9,3000 |
8,5000 |
6,8000 |
6,5000 |
2 Барбасевич |
9,8000 |
9,8000 |
8,3000 |
9,0000 |
9,0000 |
8,4000 |
3 Богдан |
11,6000 |
11,5000 |
9,5000 |
8,7000 |
7,5000 |
6,0000 |
4 Бондарев |
12,6000 |
12,5000 |
10,0000 |
9,4000 |
9,5000 |
8,4000 |
5 Брусенцова |
10,3000 |
12,9000 |
10,5000 |
9,7000 |
10,0000 |
9,7000 |
6 Бузун |
11,8000 |
11,6000 |
9,0000 |
8,6000 |
5,7000 |
5,6000 |
7 Буковецкий |
9,9000 |
9,7000 |
8,8000 |
9,0000 |
7,9000 |
7,7000 |
8 Жданович |
13,1000 |
13,0000 |
8,4000 |
8,3000 |
8,9000 |
8,4000 |
9 Иванцов |
10,4000 |
10,3000 |
9,5000 |
8,9000 |
8,7000 |
8,1000 |
10 Кисель |
10,0000 |
9,8000 |
9,3000 |
8,8000 |
5,8000 |
5,7000 |
11 Конопелько |
12,6000 |
12,0000 |
10,4000 |
9,7000 |
9,1000 |
8,7000 |
12 Кондакова |
11,7000 |
12,4000 |
11,4000 |
9,9000 |
10,5000 |
9,8000 |
13 Кондратьев |
14,4000 |
14,3000 |
9,4000 |
8,8000 |
7,9000 |
7,6000 |
14 Корева |
11,0000 |
10,0000 |
10,6000 |
9,5000 |
5,7000 |
5,6000 |
15 Корп |
11,4000 |
10,0000 |
9,6000 |
8,3000 |
6,4000 |
6,0000 |
16 Легеза |
15,1000 |
15,0000 |
9,9000 |
9,2000 |
6,9000 |
5,9000 |
17 Пугач |
11,6000 |
11,5000 |
11,0000 |
10,5000 |
9,6000 |
9,1000 |
18 Рапекта |
13,6000 |
12,8000 |
10,5000 |
9,8000 |
9,4000 |
8,0000 |
19 Росихин |
13,9000 |
12,9000 |
10,0000 |
9,6000 |
5,9000 |
5,7000 |
20 Хайруллина |
10,2000 |
10,0000 |
9,9000 |
9,8000 |
7,9000 |
7,0000 |
21 Чечеткко |
11,8000 |
11,7000 |
9,3000 |
8,7000 |
8,0000 |
7,5000 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Таблица 2
Динамика пространственной ориентировки учащихся
(экспериментальная группа)
№ Фамилия |
Ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения |
Челночного бега 4х9 м |
Челночный бег елочка. | |||
До |
после |
До |
после |
До |
После | |
1 Адамович |
13,4000 |
13,3000 |
9,3000 |
11,3000 |
8,6000 |
8,5000 |
2 Бердников |
12,9000 |
12,7000 |
8,3000 |
8,9000 |
6,6000 |
6,4000 |
3 Вашкевич |
11,8000 |
11,8000 |
9,5000 |
9,9000 |
5,9000 |
5,7000 |
4 Воробьев |
9,9000 |
9,8000 |
10,0000 |
8,3000 |
7,3000 |
7,1000 |
5 Гейна |
16,0000 |
15,7000 |
10,6000 |
8,7000 |
6,8000 |
6,4000 |
6 Давыдов |
11,9000 |
11,7000 |
9,0000 |
8,4000 |
7,0000 |
6,7000 |
7 Дорофеев |
12,7000 |
12,6000 |
8,8000 |
9,6000 |
5,9000 |
5,7000 |
8 Ермакович |
9,5000 |
9,4000 |
8,4000 |
9,2000 |
7,8000 |
6,8000 |
9 Зборовский |
12,9000 |
12,8000 |
9,6000 |
9,3000 |
10,9000 |
9,8000 |
10 Зотов |
14,4000 |
14,3000 |
9,3000 |
9,2000 |
7,1000 |
7,7000 |
11 Ковалева |
11,5000 |
11,4000 |
10,4000 |
9,9000 |
9,4000 |
8,9000 |
12 Коновалова |
13,9000 |
13,6000 |
11,4000 |
10,5000 |
8,4000 |
8,6000 |
13 Крук |
9,2000 |
9,3000 |
9,4000 |
9,7000 |
7,9000 |
6,9000 |
14 Леонович |
11,0000 |
10,9000 |
10,7000 |
11,1000 |
8,9000 |
8,7000 |
15 Малиновский |
11,5000 |
10,1000 |
9,6000 |
8,5000 |
5,9000 |
5,7000 |
16 Маргевич |
16,1000 |
15,3000 |
9,9000 |
10,7000 |
6,0000 |
5,8000 |
17 Петкевич |
15,7000 |
12,5000 |
11,1000 |
9,3000 |
6,9000 |
5,9000 |
18 Руткевич |
9,7000 |
9,0000 |
10,5000 |
9,0000 |
7,1000 |
7,0000 |
19 Шармолайкин |
13,2000 |
12,2000 |
10,0000 |
9,7000 |
6,9000 |
7,0000 |
20 Шекунов |
15,7000 |
15,5000 |
9,9000 |
8,8000 |
6,3000 |
7,1000 |
21 Ячник |
11,7000 |
10,6000 |
9,3000 |
9,1000 |
9,7000 |
9,8000 |