Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 13:52, курсовая работа
В достижении спортивного мастерства важную роль играет скоростно-силовая подготовка футболистов. Методика совершенствования скоростно-силовых качеств высококвалифицированных футболистов нуждается в дальнейшем совершенствовании. В связи с этим данная работа является актуальной, так как исследования направлены на разработку методики скоростно-силовой подготовки высококвалифицированных футболистов на основе применения ударного метода развития взрывной силы мышц ног.
Введение………………………………………………………………………….3
1 Характеристика скоростно–силовых способностей…………………………4
1.1 Понятие скоростно–силовых способностей…………………………4
1.2 Проблема скоростно–силовой подготовки спортсменов……….....8
1.3 Оценка уровня развития скоростно–силовых качеств……………18
1.4 Развитие скоростно–силовых качеств………………………………18
2 Развитие скоростно–силовых способностей в футболе…………………20
2.1 Скоростно–силовые качества футболистов……………………….20
2.2 Методика развития скоростно–силовых качеств футболистов….21
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………………………………30
Также практика подготовки высококвалифицированных спортсменов показали, что эффективность воздействия традиционно применяемых средств, намного повысится, если они будут выполняться в нетрадиционных условиях, предусматривающих использование «облегчающего лидирования», «силовой тяги» и т.д.
К нетрадиционным и к тому же достаточно эффективным средствам подготовки следует отнести также тренировку спортсменов в условиях среднегорья и высокогорья. Об этом свидетельствуют исследования К.Ш.Укенова; А.А.Ишмухамедова и др. В группу подобных средств можно включать и «ударные» задания, предложенные Ю.В.Верхошанским. Одним из условий таких заданий выступает объемная силовая работа при сохранении структуры движения основного спортивного упражнения. Нельзя упускать из вида и то, что обратная последовательность таких заданий может привести к негативным результатам.
В течение длительного времени комплексная форма построения тренировочного процесса считалась наиболее эффективной. Она обеспечивала одновременное и параллельное решение целого ряда тренировочных задач, как в одном занятии, так и входе длительных этапов подготовки. Однако исследования последних лет убедительно доказали, что уровень специальной физической подготовленности у высококвалифицированных спортсменов настолько высок, что для его дальнейшего повышения необходимы не комплексные, а однонаправленные (ориентированные на углубленное развитие ведущей двигательной способности) и концентрированные (сосредоточенные на ограниченных этапах) нагрузки, позволяющие добиться высокого и стойкого тренировочного эффекта. При этом комплексная форма организации не отвергается совсем.
Решение указанной проблемы, по мнению Ю.В.Верхошанского, предусматривает внедрение более совершенной формы планирования тренировочного процесса – программирования.
Как указывает автор, в его основу должен быть положен, количественный подход к определению содержания тренировочного процесса. В качестве его целевых задач должны выступать конкретные значения прироста спортивного результата и объективно необходимые для этого изменения индивидуальных параметров состояния спортсмена. Исходя из этого, следует определять соответствующие характеристика содержания и направленности тренировочных нагрузок, а также рациональные способы их организации в рамках выбранного времени.
Данные, приведенные в других работах, дают возможность утверждать, что акцентированная работа над ведущими двигательными качествами является одной из принципиальных закономерностей современного понимания подготовки высококвалифицированного спортсмена. Не случайно, включение в тренировку метателей копья, бегунов на средние дистанции и гандболистов различных тренировочных программ, преимущественно направленных на развитие «взрывной силы» или силовой выносливости, благоприятно отразились тренировки на проявление скоростно-силовых качеств в их соревновательных упражнениях.
Таким образом, имеющиеся научные и практические материалы показывают существенное значение скоростно-силовой подготовки в общей системе развития современного спорта, необходимости неуклонного повышения его результатов, они могут и должны служить своеобразным фундаментом для разработки способов дальнейшего совершенствования содержания и методики работы с соответствующими контингентами занимающихся с учетом специфики избранных ими упражнений, уровня спортивного мастерства, конкретных двигательных возможностей.
Важность скоростно-силовой подготовки в футболе доказана многими авторами. Интенсивность игры тренеров четко определять систему тех заданий, которые обосновывают развитие скоростно-силовых качеств спортсменов. При этом особо подчеркивают те обстоятельства, которые требуют соответствия средств скоростно-силовой направленности внешней и внутренней структуре изучаемых технических действий.
Анализ литературных источников приводит к выводу, что подготовка высококвалифицированных футболистов в указанном отношении предполагает использование различных упражнений, обеспечивающих совершенствование общих и специальных функциональных возможностей занимающихся. Благодаря этому повышается скоростно-силовые возможности для более совершенного выполнения необходимых спортивных действий, иначе говоря, улучшают и физическую, и техническую подготовленность спортсмена (метод сопряженного воздействия, В.М.Дьячков). Данная закономерность охватывает собой не только специально – подготовительные, но и общеразвивающие упражнения.
В обсуждаемом плане ряд авторов подчеркивают необходимость разработки новых нетрадиционных средств подготовки. При этом они обращают внимание на необходимость опираться на имеющиеся данные в научных работах о спорте. Например, Г.С.Туманян в учебном пособии отмечает, что основные направления методики скоростно-силовой подготовки должны опираться на три основополагающих момента физиологии мышечной деятельности:
1.Уровень и специфику мышечной координации
2.Уровень и специфику внутримышечной координации
3.Собственную реактивность мышц
С учетом этого обстоятельства надо определять и применять упражнения соответствующего воздействия на спортсмена. Подобную специфическую направленность должны получать самые разные упражнения, особенно движения с отягощениями.
В этом ключе обращает внимание на возможность соответствующим образом видоизменять отдельные стороны самих технических приемов, вариантов их выполнения в различных учебно-тренировочных условиях. Подобную направленность могут приобретать и многообразные тактические действия борца.
В.А.Мартьянов, В.Г.Ивлев для развития взрывной силы спортсменов предлагается использовать нетрадиционные воздействия в виде «электро – стимуляционной тренировке». К тому же они приходят к выводу о том, что при подготовке спортсменов низкой и средней квалификации такие воздействия следует сочетать с выполнением специальных упражнений с отягощениями, с использованием тренажера, обеспечивающих дополнительно вызванные афферентные влияния (ДАВ). В этом случае прирост скоростно-силовых показателей бывает более значителен, чем при применении традиционных средств тренировки.
Работа С.Ф.Сокунова особо подчеркивает то обстоятельство, что индивидуальные особенности применения технико-тактических средств игры также налагают известный отпечаток на структуру скоростно-силовой подготовленности футболиста, особенно если он проявляет склонность к «игровому» ее проведению. Важно и то, что футболисты – «темповики», располагая средними силовыми и скоростно-силовыми возможностями, демонстрируют более высокие результаты общей и специальной выносливости.
Установлено также, что для проявления наивысших показателей скоростно-силовой подготовленности футболиста в ходе соревновательного периода необходима соответствующая тренировка уже в подготовительном этапе. На этапе же непосредственной подготовки к состязаниям преимущество отдается скоростным возможностям. Эта закономерность связана с тем, что соревновательная игра требует не только большой абсолютной мышечной силы, но и способности проявлять ее в кратчайший промежуток времени.
Кроме того, рекомендуется осуществлять подбор необходимых средств с учетом их соответствия внешней и внутренней структуре каждого конкретного технического действия. Особо следует остановиться на специальных исследованиях, в которых экспериментальным путем решаются вопросы выбора эффективных средств и методов совершенствования скоростно-силовых качеств и рационального их применения.
Исследования функциональной топографии нервно – мышечного аппарата, направленные на выявление состава мышц, на которые выпадает основная нагрузка при выполнении специализируемого упражнения, дали возможность Рыбалко Б.М. охарактеризовать объективные предпосылки для постановки задач по силовой и скоростно – силовой подготовке. Автор показал, что дифференцированное и целенаправленное воздействие на указанные качества повышает надежность и эффективность выполнения разнообразных технических действий. В этих целях он рекомендует выполнять специальные упражнения с подвесным манекеном. Подобные задания позволяют достаточно эффективно использовать возможности их «сопряженного» воздействия. Кроме того Рыбалко Б.М. рекомендует различные комплексы упражнения с отягощениями, обеспечивающие избирательное воздействие на специфические мышечные группы. Основным методическим условием правильного их применения является структурное и функциональное сходство с ведущими элементами технического порядка.
Аналогичные выводы делает В.И. Рудницкий. При этом он указывает, что специальные упражнения с отягощениями и манекеном необходимо сочетать с прыжковыми и другими двигательными действиями, требующими проявления скоростно – силовых способностей.
В экспериментальной работе было установлено, что между технической подготовленностью футболистов и их скоростно – силовыми способностями существует достоверная высокая связь.
В этих целях он рекомендует применять такие специальные упражнения скоростно – силового характера, которые соответствуют динамической структуре основных упражнений.
Установлено, что силовая подготовка конкретных мышечных групп должна осуществляться в работе со спортсменами разного возраста. При этом целесообразно использовать специальный тренажер с различными вариантами отягощения. В данной диссертации приводятся специальные комплексы упражнений скоростно – силовой направленности.
Особо подчеркивается жизненная необходимость скоростно – силовой подготовленности для спортсменов. В ходе педагогического эксперимента было выявлено, что направленное применение средств развития скоростно – силовых качеств обеспечивает формирование объективной функциональной базы для становления технического мастерства. Причем, значительное повышение эффективности подобных усилий наблюдается при использовании упражнений с отягощениями, не превышающими 75% веса занимающихся. Решающее значение при этом имеет не объем работы, а интенсивность.
Экспериментальная работа В.В. Мороза посвящена определению инструментальных методов контроля и совершенствования специальных скоростно – силовых качеств в условиях оптимизации биомеханической структуры движений. Изучение соответствующих возможностей занимающихся при выполнении приемов с применением тренажера позволило автору установить некоторые особенности их проявления в зависимости от веса тела спортсмена. Далее он подчеркивает, что подобная направленность указанной подготовки требует внимательного учета их индивидуальных особенностей, использования в этих целях особых тренажеров с измерительными устройствами.
В исследованиях Ю.И. Чуйко было выявлено, что уровень развития физических качеств, в том числе и скоростно – силовых, тесно связан с генетически обусловленной структурой мышечных волокон. На этом основании, подчеркивает автор, всех борцов можно разделить на три типа:
Ряд специалистов указывают и на то, что подбор специализированных средств скоростно – силовой подготовки занимающихся должен увязываться и с возможностями их включения в содержание типичных методов спортивной тренировки, в частности, аналитической, круговой и др.
В экспериментальной работе С.И.Телюка выявлены конкретные показатели скоростно–силовой подготовленности высококвалифицированных спортсменов. Это заставило автора прийти к выводу о необходимости увеличить объем средств данной направленности до 15% от общего объема заданий на физическую подготовку. При этом он отмечает, что наиболее эффективными средствами подобной направленности являются общеизвестные специальные упражнения, комплексы избирательно направленных упражнений, включающие в себя использование отягощений, резиновых амортизаторов, предусматривающие их выполнение в рамках кругового, «ударного» и других методов.
Таким образом, имеющиеся научные и практические материалы показывают существенное значение роль скоростно – силовой подготовки в общей системе развития современного спорта, необходимости неуклонного повышения его результатов, они могут и должны служить своеобразным фундаментом для разработки способов дальнейшего совершенствования содержания и методики работы с соответствующими контингентами занимающихся с учетом специфики избранных им упражнений, уровня спортивного мастерства, конкретных двигательных возможностей.
Весо – ростовые показатели спортсмена отражают существенную группу важнейших индивидуальных особенностей, которые определяют содержание и организацию тренировочного процесса. Данная проблема особенно остро стоит в тех видах спорта, в которых предусмотрено деление спортсменов на весовые категории.
О важности данного обстоятельства говорит и тот факт, что до настоящего времени разработка содержания тренировочного процесса в спорте осуществляется в соответствие с традиционной системой, принятой для всех весовых категорий. Об этом свидетельствуют и результаты специальных педагогических наблюдений, и обобщение опыта спортивной практики на основе анкетного опроса специалистов. Несмотря на разносторонние специальные исследования, проведенные по обсуждаемому вопросу, нами не обнаружено конкретных материалов, раскрывающих особенности содержания и методики спортивной тренировки, направленной на развитие скоростно – силовых качеств спортсменов с разными весо – ростовыми показателями. Отсутствие таких сведений не позволяет полноценно учитывать сильные и слабые стороны каждого футболиста, использовать адекватные средства и методы его подготовки.4
Информация о работе Методика развития скоростно-силовых способностей в футболе