Методика развития скоростно-силовых способностей в футболе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 13:52, курсовая работа

Краткое описание

В достижении спортивного мастерства важную роль играет скоростно-силовая подготовка футболистов. Методика совершенствования скоростно-силовых качеств высококвалифицированных футболистов нуждается в дальнейшем совершенствовании. В связи с этим данная работа является актуальной, так как исследования направлены на разработку методики скоростно-силовой подготовки высококвалифицированных футболистов на основе применения ударного метода развития взрывной силы мышц ног.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Характеристика скоростно–силовых способностей…………………………4
1.1 Понятие скоростно–силовых способностей…………………………4
1.2 Проблема скоростно–силовой подготовки спортсменов……….....8
1.3 Оценка уровня развития скоростно–силовых качеств……………18
1.4 Развитие скоростно–силовых качеств………………………………18
2 Развитие скоростно–силовых способностей в футболе…………………20
2.1 Скоростно–силовые качества футболистов……………………….20
2.2 Методика развития скоростно–силовых качеств футболистов….21
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

Красноярский государственный педагогический университет.docx

— 57.81 Кб (Скачать файл)

 

    1. Оценка уровня развития скоростно-силовых качеств

 

  1. Контрольные упражнения (тесты) – три попытки в идентичных

условиях. Лучший результат считается исходным показателем.

- выпрыгивание вверх толчком  двумя ногами с места (определение 

высоты прыжка посредством лентопротяжного устройства системы В.М.Абалкова)

- прыжок в длину с  места

- бег 20-3- метров сходу

- бросок двумя руками  ядра из-за головы.

         2. Упражнения с увеличенным по  отношению к соревновательному  сопротивлением (бросок утяжеленного  снаряда, бег в гору и т.п.).

3. Для оценки скоростного  компонента – упражнения с облегченным сопротивлением.5

 

    1. Развитие скоростно-силовых качеств

 

Направления:

  1. Скоростное. Задача: повысить скорость выполнения основного упражнения. Следует облегчать выполнение этого упражнения. Упражнения выполняется максимально быстро и чередуется с заданной скоростью – 90-95% от максимальной. Достигается за счет совершенствования координации движений.
  2. Скоростно-силовые. Задача: увеличить силу мышц и скорость движений. Используются упражнения без отягощений или с небольшим отягощением. Вес его лимитируется сохранением структуры упражнения (внутренней и внешней). Упражнения должны выполняться максимально быстро и чередоваться с упражнениями с заданной скоростью 80% от максимальной.
  3. Силовое. Задача: развить силу мышц. Все отягощения составляет от 80% до максимального. Характер выполнения упражнения различный от максимального до 60% от максимального.

Средства:

- упражнения с преодолением  веса собственного тела

- упражнения с дополнительными  отягощениями (пояс и т.п.)

- упражнения с использованием  сопротивления внешней среды

- упражнения с преодолением  внешнего сопротивления (блоки, резина, бинты)

Методы: (являются общими для всех спортсменов, применяются комплексно).

Ациклические виды:

- целостного воздействия:

- расчлененный

- вариантный

- повторный

Циклические виды:

- целостного воздействия

- вариантный

- повторный

- интервальный

Специфический метод для всех видов спорта – ударный метод (прыжок в глубину с дальнейшим выпрыгиванием).6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Развитие скоростно-силовых способностей в футболе

 

2.1 Скоростно-силовые  качества футболистов

 

В футболе в настоящее время наряду с тактико–техническим мастерством (доминирующим фактором в спортивных играх), одним из важнейших факторов, обуславливающим достижение высоких результатов, является высокий уровень скоростно-силовых качеств. Скоростно-силовые качества футболиста проявляются в его способности выполнять движение в минимально короткий отрезок времени и в условиях, когда оказывается активное противодействие этому. К этим силовым противодействиям можно отнести: преодоление тяжести массы тела самого спортсмена (прыжки в высоту; прыжки в длину – во время подката, выбивания мяча; прыжки в сторону – у вратарей; резкий старт и изменение направления во время бега и т.п.); преодоление силы, связанной с ударами по мячу, выбрасывание мяча; преодоление силы, вызванной силовым сопротивлением соперника.

Учитывая виды противодействия, которые осуществляет футболист во время игры, все упражнения, направленные на совершенствование скоростно-силовых качеств, можно классифицировать следующим образом:

- упражнения, в которых  динамическая сила создается  за счет прыжков (в высоту, длину, стороны, прыжки через барьеры, через  скакалку, запрыгивание и спрыгивание  с разновысоких тумб). При этом  мышцы совершают как уступающую, так и преодолевающую работу. Это наиболее распространенная  группа упражнений;

- упражнения, в которых  создается взрывная сила либо  в момент старта, либо при мгновенной  смене направлении движения во  время рывков;

- выполнение беговых и  прыжковых упражнений с отягощением;

- упражнения с сопротивлением  партнера (толчки во время бега).

Для строго регламентированного воздействия на скоростно-силовые способности используют преимущественно те, которые удобнее регулировать по скорости и степени отягощения. Большую часть таких упражнений применяют с нормированными внешними отягощениями, периодически варьируя степень отягощения, поскольку многократное повторение движений со стандартным отягощением, даже если они выполняются с максимально возможной скоростью, постепенно приводит к стабилизации уровня мышечных напряжений, что лимитирует развитие скоростно-силовых способностей.

Центральная проблема воспитания скоростно-силовых способностей – это проблема оптимального сочетания в упражнениях скоростных и силовых характеристик движений. Трудности ее решения вытекают из того, что скорость движений и степень преодолеваемого отягощения связаны обратно пропорционально, противоречия между скоростными и силовыми характеристиками движений устраняются на основе сбалансирования их таким образом, чтобы достигалась, возможно, большая мощность внешне проявляемой силы с приоритетом быстроты действий.7

 

    1. Методика развития скоростно-силовых качеств футболистов

 

Методы, применяемые для развития физических качеств футболистов:

Интервальный – используют для развития скоростно-силовой выносливости. Выполняются упражнения или бег по отрезкам (например, 10x20 м) на время с определенными уменьшающимися интервалами отдыха; проводят интенсивные двусторонние игры по 10-15 минут с постепенным уменьшением пауз отдыха, или относительно постоянными интервалами отдыха, за время которых не происходит полного восстановления работоспособности, или выполняют упражнения повторяя их сериями.

Повторный – предполагает многократное повторение определенных упражнений или игры в целом после продолжительного отдыха, обеспечивающего достаточное восстановление.

Переменный – применяя его, чередуются упражнения, требующие большого напряжения, и упражнения с небольшой нагрузкой, варьируется длительность их выполнения.

Равномерный – длительное непрерывное выполнение упражнений. Применяют его для развития общей выносливости. Как правило, это бег в невысоком темпе с одинаковой скоростью на всей дистанции (кросс).

Метод «до отказа» - выполнение упражнений до полного утомления, когда спортсмен отказывается продолжать его из-за невозможности повторить. Используется для развития специальной силовой выносливости.

Игровой – суть его в использовании разнообразных игр, для развития двигательных качеств, и прежде всего ловкости и быстроты.

Соревновательный – широко используют при развитии двигательных качеств. С этой целью проводят соревнования в беге, прыжках, метаниях, плавании, лыжных гонках, спортивных играх.

Круговой метод (круговая форма тренировки) может включать все перечисленные методы. Суть его в том, что на площадке или в зале по кругу размечаются станции – места для выполнения определенных упражнений, известных занимающимся и подобранных таким образом и в таком порядке, чтобы они разносторонне влияли на развитие физических качеств.

Нельзя разделить силовую и скоростную тренировку во времени, т.е. работать надо в комбинации. В качестве средств в этом случае необходимы упражнения, структура которых близка к технике выполнения движений футболиста с мячом и без мяча. Развитие этих качеств у юных футболистов направлено на укрепление мышц всего двигательного аппарата; на выработку умения проявлять скоростно-силовые качества при совершенствовании технических приёмов, а также при ведении единоборств с противником. Упражнения самые разнообразные -  в ударах на силу и точность; в единоборствах за мяч с сопротивлением партнера; с дополнительным отягощением и др. В случае необходимости подбирают упражнения, направленные на совершенствование групп мышц, отстающих в развитии плечевого пояса, задней поверхности бедра.

В процессе воспитания скоростно-силовых способностей отдают предпочтение упражнениям, выполняемым с той наибольшей скоростью, какая возможна в условиях заданного отягощения и при которой можно сохранять правильной технику движений (так называемая контролируемая скорость). Особенно строгое нормирование внешних отягощений необходимо тогда, когда они применяются для усиления требований к скоростно-силовым способностям в скоростно-силовым способностям с скоростных действиях, которые в естественных условиях выполняются с незначительными внешними отягощениями или вовсе без них (метание мяча, прыжки и т.д.).

Дополнительные отягощения здесь жестко лимитируются – так, чтобы они не искажали структуры и не ухудшали качества действий. Действенность скоростно-силовых упражнений в какой-то мере пропорциональна частоте включения их в недельные и более протяженные циклы занятий при условии, что в процессе воспроизведения их удается, как минимум поддерживать, а лучше – увеличивать достигнутый уровень скорости движений. Исходя из этого, нормируют суммарный объем скоростно-силовых упражнений, в частности число повторений их в отдельном занятии. Динамика скорости движений служит вместе с тем и одним из основных критериев в регулировании интервалов отдыха между повторениями: как только движения начинают замедляться, целесообразно увеличить интервал отдыха, если это поможет восстановить необходимую скорость, либо прекратить повторения.

Кратковременность скоростно-силовых упражнений и ограниченная величина применяемых в них отягощений позволяют выполнять их в каждом занятии серийно и по несколько серий. Вместе с тем предельная концентрация воли, полная мобилизация скоростно-силовых возможностей, необходимость каждый раз при повторениях не допускать ухудшения скоростных характеристик движений существенно лимитируют объем нагрузки. Отсюда вытекает правило использования скоростно-силовых упражнений: «лучше заниматься чаще (в смысле частоты занятий в недельных и других циклах), но понемногу» (в смысле ограничения объема нагрузки в рамках отдельного занятия). На большинстве этапов учебно-тренировочного процесса, когда число занятий составляет 2 – 4 в неделю, скоростно-силовые упражнения целесообразно включать, как правило, в каждое занятие (хотя бы по нескольку повторений), нормируя связанный с ними объем нагрузки в зависимости от конкретных особенностей упражнений и уровня подготовленности занимающихся.

В рамках каждого отдельного занятия непременным условием качественного и не травмоопасного выполнения скоростно-силовых действий является основательная разминка, средствами которой служат вспомогательные специально-подготовительные упражнения, выполняемые с постепенным увеличением темпа и скорости движений. Особенно тщательная подготовка и строгое нормирование нагрузки требуются при использовании скоростно-силовых упражнений ударно-реактивного воздействия. Концентрированное применение упражнений такого рода с предельно выраженным моментом мгновенного перехода от уступающих к максимально мощным преодолевающим усилиям оправдано после завершения в основном возрастного созревания опорно-двигательного аппарата и при условии систематической разносторонней физической подготовки. Даже в тренировке квалифицированных  спортсменов граничные объемы таких нагрузок сравнительно невелики, согласно опытным данным, их рекомендуется нормировать примерно в следующих пределах: число повторений в одной серии (в процессе серийного воспроизведения отдельного упражнения) – 5-10; число серий в рамках отдельного занятия – 2-4; интервалы активного отдыха между сериями – 10-15 мин.; число занятий, включающих такие нагрузки в недельном цикле – 1-2.

Процесс воспитания скоростно-силовых способностей непрерывен. Ни одна из его сторон не может выпадать на каком-либо этапе без ущерба для конечного эффекта. В то же время конкретные средства и методы воспитания скоростно-силовых способностей от этапа к этапу изменяются. Средствами воспитания скоростно-силовых способностей первоначально служат преимущественно естественные формы упражнений, связанные с быстрым решением двигательной задачи и не осложненные значительным внешним отягощением (подвижные игры, требующие ускоренных действий и взаимодействий).

На следующих этапах увеличивается степень отягощений скоростно-силовых упражнениях; все в большей мере применяются методы интенсивного воздействия. При этом воспитанием собственно-силовых способностей создается своего рода базис для прогрессирования скоростно-силовых способностей. Хотя мощность движений зависит как от силовых, так и от скоростных способностей, увеличение ее в большей мере обеспечивается развитием первых. Скоростные способности более консервативны, по сравнению с другими двигательными способностями они меньше прогрессируют на протяжение жизни, собственно-силовые же способности изменяются в онтогенезе в широких пределах. Это учитывают в методике воспитания скоростно-силовых способностей, увеличивая силовые возможности, тем самым поднимают уровень соотношения между силовыми и скоростными параметрами движений.

Информация о работе Методика развития скоростно-силовых способностей в футболе