Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 17:13, курсовая работа
Волейбол - ациклическая командная игра, где мышечная работа носит скоростно-силовой, точностно - координационный характер. При малых размерах и ограничений касаний мяча, выполнение всех технических и тактических элементов требует точности и целенаправленности движений.
Двигательные действия волейболистов заключаются во множестве молниеносных стартов и ускорений, в прыжках, в большом количестве взрывных ударных движений при длительном, быстром и почти непрерывном реагировании на изменяющуюся обстановку, что предъявляет высокие требования к физической подготовленности волейболистов, так и к уровню их интеллекта.
ВЕДЕНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВОЛЕЙБОЛЕ
1.1 Основы техники нападения в волейболе
1.2. Тактические системы нападения в волейболе
1.3 Методика тактической подготовки волейболистов
1.4. Оценка технико-тактической подготовленности нападающих в волейболе
2. УПРАЖНЕНИЯ ПО ТАКТИКЕ НАПАДАЮЩЕГО УДАРА НАПАДЮЩЕГО ВТОРОГО ТЕМПА
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Игрокам атакующей команды при первой передаче на удар сразу следует руководствоваться расстановкой блокирующих игроков противника.
Завершающий удар целесообразнее выполнять в зоне слабо блокирующего игрока противника.
Иногда при неточной первой передаче есть смысл произвести удар, так как блокирующие в данном случае будут ждать откидку. Это обстоятельство обязывает нападающих игроков совершенствоваться в нападающих ударах с неточных передач.
Если первая передача направлена таким образом, что нападающий удар с этой передачи не может представлять опасности для противника и последний не блокирует, следует передать мяч из опорного исходного положения на удар одному из своих партнеров.
Комбинации системы при первой передаче в зону 2.
1. Первая передача направляется из зоны 5 в зону 2, волейболист зоны 2 выполняет нападающий удар.
2. Из зоны 2 нападающий откидывает мяч для завершающего удара игроку зоны 3.
3. Из зоны 2 нападающий откидывает мяч для завершающего удара игроку зоны 4.
4. Из зоны 2 нападающий откидывает мяч за голову перемещающемуся туда для откидки игроку зоны 3.
Комбинации системы при первой передаче в зону 4.
1. Передача для удара направлена игроку зоны 4, который и производит удар.
2. Игрок зоны 4 вместо удара откидывает мяч игроку зоны 3.
3. То же, но откидывает мяч в зону 2.
4. Из зоны 4 игрок откидывает мяч за голову для удара переместившемуся туда игроку зоны 3.
Комбинации при первой передаче в зону 3.
1. Первая передача направлена игроку зоны 3 из зоны 2. Игрок зоны 3 производит удар с первой передачи. Если в зоне 3 находится игрок, умеющий бить левой рукой, то первую передачу для удара можно направлять из зон 4 и 5.
2. Первая передача направлена из зоны 2, игрок зоны 3, имитируя удар, выполняет передачу за голову в зону 4, игрок которой и завершает атаку.
3. То же, с передачей в зону 2.
4. После имитации удара игрок зоны 3 выполняет короткую передачу за голову игроку зоны 4, который производит удар по опускающемуся блоку.
5. То же, при передаче из зоны 5 с атакой с короткой передачи из зоны
Системы нападения используются командами в большинстве случаев при розыгрыше мяча с подачи (за исключением системы игры с первой передачи). В процессе игры при сильных нападающих ударах, когда тактический замысел игрок не может реализовать из-за трудности приема мяча, нападающие удары производятся из различных зон площадки с первых и вторых передач, исполняемых не в соответствии с тактическим планом игры.
Наиболее эффективными являются атаки с первой передачи, выполняемые в сочетании с отвлекающими действиями, и удары с первых прострельных передач и передач мяча «на взлете». Такие атаки требуют отличного взаимодействия передающего игрока с нападающим.
1.3 Методика тактической подготовки волейболистов.
Игра в волейбол предъявляет повышенные требования к произвольному управлению движениями волейболистов. Это обусловливается высокой скоростью полета мяча и целевой направленностью действий волейболистов, стремящихся направить мяч в незащищенный участок площадки соперника. При этом достижение цели строго ограничивается количеством допускаемых касаний мяча и технической правильностью каждого из них. К тому же скорость мяча при нападающем ударе достигает величины 110 км/час. Поэтому все действия волейболистов проходит по механизму сложных реакций выбора и характеризуются не только большой быстротой, но и точностью, своевременностью.
Тактическая подготовленность волейболистов непосредственно связана с проявлениями в их деятельности процессов отражения, с помощью которых волейболист познает содержание игры. Психологические процессы, обеспечивающие регуляцию спортивной деятельности, могут быть взяты как компоненты (факторы) готовности волейболистов к соревновательной деятельности. Поэтому есть необходимость дать характеристику отдельных психических функций, проявляемых в волейболе.
Данную функцию можно разделить условно на несколько уровней. Первый из них- это психофизиологический уровень элементарных процептивных действий, связанных с формированием зрительного образа регуляции предметных двигательных действий. У волейболистов время сложной реакции отличается высокими величинами и вместе о тем имеет большие колебания в зависимости от состояния тренированности. В состоянии спортивной формы не только резко уменьшается время реагирования и возрастает точность, но и, что особенно важно, реакция становится стабильной. Этот факт представляется важным.
В ряде исследований подчеркивается, что быстрота и точность восприятия могут характеризоваться как уровень мастерства спортсменов, так и степень его готовности, к соревнованиям. Однако недостаточно просто различать сигнал и быстро на него реагировать. Важно правильно выбрать нить двигательных действий, чтобы осуществить тот или иной технический прием. И здесь особую роль играет восприятие движений, лежащее в основе формирования навыков выполнения приемов в волейболе. Само собой разумеется, что для успеха в волейболе особую роль играет зрительно-моторная координация, вязанная с точностью дифференцировки пространственных, временных и динамических параметров двигательных действий в волейболе. Специфика "двигательного состава" в волейболе диктует необходимость в развитии и совершенствовании специализированных восприятий волейболистов.
Большое значение при выполнении технико-тактических действий имеет тонкая дифференцировка мышечно-двигательных ощущений, которые имеют специализированный характер и являются специфичными для данного вида спорта.
Высокая чувствительность достигается в процессе тренировки и становится адекватной характеру воздействия спортивных упражнений на различные анализаторные системы.
Показано, что в процессе тренировки возрастает мышечно- двигательная чувствительность тех анализаторов, которые непосредственно «обеспечивают» двигательную деятельность.
Результаты экспериментальных исследований показывают, что наиболее высокой точностью дифференцировки параметров движений обладают связующие игроки.
Изучая влияние упражнений различной интенсивности на функциональное состояние нервно-моторного аппарата, было установлено у волейболистов под влиянием тренировки при выполнении технических приемов происходит сокращение фазы возбуждения и уменьшение нервных импульсов, что способствует более тонкой дифференцировке при выполнении того или иного приема игры в волейбол.
Недостаточную мышечно-двигательную чувствительность обычно считают основной причиной неправильного выполнения спортивного упражнения в процессе формирования и совершенствования двигательного действия. Тактическое действие есть нечто иное, как отказ от заготовленных схем и самостоятельность в принятии решения. Поскольку эта особенность ведения игры уже отмечена как главная, то мы можем признать, что нестереотипность поведенческого акта игроков является проявлением творческого характера.
Для успеха игры волейболисту необходимо владеть индивидуальной и коллективной тактикой игры. Под индивидуальной тактикой понимаются действия игроков, при помощи которых они, используя свой технический арсенал, с наибольшей эффективностью и наименьшей затратой сил добиваются успеха при решений отдельных тактических задач в условиях игровой деятельности. Уровень индивидуальной тактики игрока зависит от его технического мастерства. А.В. Родионов (64) добавляет к этому и наличие развитых способностей, определяющихся преимущественно показателями сенсорного интеллектуального и моторного характера.
Помимо индивидуальной тактической подготовленности волейболист должен уметь выполнять "совместные действия для достижения конечного результата — успешного исхода состязания".
Групповая ("совместная") тактика основывается на взаимодействии нескольких игроков, выполняющих конкретную игровую задачу, и строится на необходимости точно прогнозировать действия партнера.
К средствам тактики в волейболе относят все технические приемы и способы. Особое внимание уделяется развитию способности каждого спортсмена применять такие технические приемы и способы, которые приносят наибольший эффект в тактических действиях команды.
При овладении специализированными двигательными навыками в процессе обучения игре в волейбол используются упражнения, подготовительные, подводящие и специальные, индивидуальные, групповые и командные, а также учебная игра и соревнования.
При обучении тактическим действиям и особенно сложным - с участием шести игроков - рекомендуется вначале совершенствовать тактические комбинации без активного противодействия противоположной группы игроков или команды. Затем в упражнения включаются пассивное сопротивление без блокирующих игроков. После этого в специальные упражнения включается активное сопротивление блокирующих игроков и атака осуществляется в соответствии с организацией блокирования. Представляется, что нападающие здесь подключаются лишь на последнем этапе совершенствования комбинаций. Такое позднее подключение, по нашему мнению, не способствует развитию ориентировки игроков, рациональному выбору действий и делает процесс формирования тактических навыков неприемлемо стереотипным. Однако, еще не все вопросы обучения и совершенствования получил и должное теоретическое и практическое обоснование. Это в особенности касается методики начального обучения.
До сих пор в ряде пособий обучение игре предлагается начинать с овладения техникой движений, а изучение тактики относится на более поздний этап - после овладения техникой.
Кроме того, обучение движениям, несвязаное с развитием оперативного мышления, не позволяет волейболисту фиксировать в своем сознании сложившихся ситуаций, мгновенно "планировать" свои действия и проводить выбор целесообразного для данной ситуации решения. Тем самым в процессе сознании человека основной сущности вещей, закономерностей связей и отношений между предметами и явлениями. На самом же деле действия волейболиста проходят в условиях непрерывного изменения обстановки при лимите времени, где, как правило, одно действие не приводит к повторному "снятию" конфликтной ситуации, а только меняет ее и "вызывает новую". Следовательно, для игры в волейбол, характерна атмосфера быстротечного и непрерывного изменения ситуации, которая полностью детерминирует поведение игроков. Любое их действие является результатом анализа ситуации и принятия решения. И поэтому отрыв мысли от движения в этих условиях особенно недопустим. Он ведет к выхолащиванию смысла технические приемы, волейболист оказывается, не обучен их рациональному применению и самостоятельно, на ощупь учится этому путем проб и ошибок.
Таким образом, налицо разрыв, который не только замедляет овладение тактикой игры, но и делает навык мало пригодным для использования в игре. Это обстоятельство настойчиво требует более совершенной методики обучения волейболистов тактическим действиям.
Подводя итог проведенному анализу, можно констатировать, что тактика представляет наиболее сложную составляющую игровой деятельности, где одновременно объединяется теория и практика игрового противоборства. Превосходство в тактике выступает как решающее условие достижения победы в спортивном соревновании. Ее ядро составляют специфические формы оперативного мышления спортсменов.
2. УПРАЖНЕНИЯ ПО ТАКТИКЕ НАПАДАЮЩЕГО УДАРА НАПАДЮЩЕГО ВТОРОГО ТЕМПА.
Совершенствованию нападающего удара можно с помощью технике и тактике нападающего удара.
Программа группы №1 (контрольная) включали упражнения по технике нападающего удара 25% и тактике 75%:
Упражнения по тактике нападающего удара.
Упр. 1. Выполнение нападающих ударов с переводом вправо-при проведении атак из зоны 4 и с края сетки этой же зоны.
Упр. 2. Выполнение нападающих ударов с переводом по линии проведении атак из зоны 4 и с края сетки этой же зоны.
Упр. 3. Стоя левым боком к сетке, имитировать передачу мяча из зоны 4 с последующим нападающим ударом правой рукой.
Упр. 4. Стоя правым боком к сетке, имитировать передачу мяча из зоны 4 с последующим нападающим ударом левой рукой.
Упр. 5. Нападающий удар из зон 4,3,2 с различных по траектории, скорости, удаленности от сетки вторых передач (параметры передач нападающему игроку неизвестны).
Упр. 6. Чередование нападающих ударов из зоны 4 с передачи из зоны 3 в зависимости от действия блокирующего игрока (блок поставлен — обманный удар; нет блока — силовой удар).
Упр. 7. Чередование направления нападающих ударов из зоны 4 с передачи из зоны 3 в зависимости от действия защитника (удар в свободную зону от защитника).
Упражнения по технике нападающего удара.
Упр. 1. Удары по мячу, стоя у стенки или сетки.
Упр. 2. Поточное выполнение ударов по мячу при построении игроков в 3—4 и более колонн (в зависимости от наличия мячей) с перемещением волейболиста в конец колонны после каждой попытки.
Все удары выполняются из определенного исходного положения, при котором игрок левой рукой держит мяч на уровне головы, а правую руку, согнутую в локтевом суставе, заранее поднимает, подготавливая ее для удара.
Упр. 3. Занимающиеся располагаются вдоль низко подвешенной волейбольной сетки. Игрок, стоя в 50 см от нее на гимнастической скамейке, ударом посылает мяч через сетку. Вначале упражнение выполняется из исходного положения игрока, у которого поднята и подготовлена к удару рука, а затем он ее выносит снизу вверх — назад.
Упр. 4. Расположение игроков и организация выполнения упражнения те же, что и в упр. 3. Удары через сетку волейболисты выполняют по неподвижному мячу, который поддерживают над сеткой партнеры, находящиеся по другую сторону площадки, а также стоящие на возвышении.
Упр. 5. Игроки, стоя на возвышении, производят удары через сетку по наброшенному с другой стороны партнером мячу.
Упр. б. Удары по мячу в прыжке. Мяч подбрасывает партнер, стоящий на расстоянии одного метра слева от обучающегося.
Упр. 7. Содержание и организация те же, что и в упр. 1, но задание выполняется через низко подвешенную сетку.